Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структурно-психологический критерий деления способностейТретья группа управленческих способностей выделяется по структурно-психологическому критерию. Она разделяет способности на общие и специальные. При этом необходимо учитывать, что тогда как общие — это способности, необходимые для многих или для всех видов деятельности, специальные традиционно относят к способностям к какому-либо виду деятельности. Однако специальные способности соотносятся также и с индивидуальной мерой сформированное™ отдельных «психических деятель-ностей», т.е. с мерой развития основных психических процессов. В этом случае принято говорить, например, о мнемонических (способность быстро запоминать большой материал), мыслительных, перцептивных (восприятие) способностях. К числу общих способностей, значимо влияющих на успешность управленческой деятельности, должны быть отнесены проанализированные в соответствующих разделах интеллект, креативность (способность личности к порождению новых оригинальных идей), обучаемость, рефлексивность (процесс отражения личностью содержания собственной психики), активность, саморегуляция. В отношении интеллекта, рефлексивности и креативности, как было показано, этот факт является экспериментально доказанным. Высокая обучаемость, как правило, является предпосылкой для склонности к постоянному экспериментированию, стремлению немедленно апробировать то, чему научился. Это повышает рискованность деятельности и снижает ее качественные показатели. В отличие о общих способностей, специальные связаны с успешностью управленческой деятельности прямой зависимостью. Чем выше уровень их развития, тем выше и показатели эффективности деятельности (конечно, при прочих равных условиях). Так например, связь уровня развития мнемонических процессов с параметрами управленческой деятельности, безусловно, является прямой и сильной. И долговременная память (как психологиче- екая основа профессионального опыта), и оперативная память (как основа реализации функций оперативного управления) являются объективными условиями успешности деятельности руководителя. Столь же очевидна и непосредственная — прямая связь мыслительных способностей с успешностью управленческой деятельности. Аналогичную роль играют по существу и все иные специальные способности —• перцептивные, волевые, аттенцион-ные (развитие процессов внимания), имажинативные (развитие процессов воображения). Характеристика психологической структуры управленческих способностей должна учитывать и то, что психика в целом включает три основных подсистемы — когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Соответственно и отдельные способности, проявляющиеся в управленческой деятельности, подразделяются натри класса: • когнитивные, • регулятивные, • коммуникативные. О когнитивных только что было сказано: это свойства отдельных — основных психических процессов, включающих ощущения, внимания, представления, воображения, памяти и мышления. Однако индивидуальную меру выраженности имеют и все процессы, принадлежащие к регулятивной подсистеме, — интегральные процессы регуляции деятельности. В связи с этим выделяют способности, папраша-ппые непосредственно на организацию лоном.щи 1п и включающие целеобразование, прогнозирование, планирование, принятии решений, самоконтроль и т.д.. Аналогичным образом и те процессы, которые входят в состав коммуникативной подсистемы и обеспечивают ее функционирование, также имеют индивидуальную меру выраженности, сформированное™. Это процессы: • эмпатии (постижение эмоциональных состояний другого че • атракции (умение привлечь, расположить к себе другого • идентификации (приобщение к общим целям), • речепонимания, экспрессии (способность отразить эмоциональное состояние) и др. В зависимости от меры их сформированности следует говорить и о различиях в уровне коммуникативных способностей. В заключение необходимо отметить, что способности находятся в прямой зависимости от стилей руководства. Разные стили руководства (авторитарный, либеральный, демократический) требуют различного сочетания способностей. Стиль выполняет компенсаторные функции по отношению к структуре способностей личности. Поэтому руководители и выбирают тот или иной стиль, чтобы опереться на сильные стороны своей индивидуальности и «обойти» слабые. То есть, наличие стилей руководства — это следствие разнообразных человеческих индивидуальностей. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ 1. Что представляет собой понятие способности к управленче 2. По каким критериям можно выделить управленческие спо 3. Что входит в состав менеджерских характеристик? 4. Существует ли разница в мужском и женском стиле управ 5. Каковы основные требования к эффективной управленче 6. Какие способности можно отнести к функционально- 7. Какие управленческие способности выделяются по струк 8. Какова связь способностей и стилей управления?
|