Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессы в трудовой организации





Рассматривая организацию с точки зрения социального объек­та, социальной группы, дадим следующую формулировку.

Социальная организация (от позднелатинского ог§ашге — со­общаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанно­стей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управле­ния. В ней взаимодействуют ^различные социальные группы, чле­ны которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности. Социальная организация промышленного предприятия представ­ляет собой систему социальных групп, выполняющих определен­ные производственные функции, которые способствуют достиже­нию общей цели или целей. Это обычно работники (организаци­онно оформленная общность людей), объединяющиеся для созда­ния или производства определенной продукции с помощью мате­риальных средств и предметов труда.

Социальная организация характеризуется обычно следующи­ми основными признаками:

• наличие единой цели (производство продукции или оказание
услуг);

• формализация значительной части целей данной организа­
ции и нормативная регуляция поведения, отношений между
членами данной организации;

• существование системы власти, управления, которые подра­
зумевают подчинение работников руководству в процессе
трудовой деятельности;

• распределение функций (полномочий и обязанностей) между
группами работников, находящихся во взаимодействии друг
с другом;


• совокупность правил и норм, регулирующих отношения ме­
жду людьми;

Социальная организация относится к наиболее сложному типу организационных систем, поскольку в ее природе заложена из­вестная двойственность:

• во-первых, она создается для решения определенных задач,

• во-вторых, выступает социальной средой общения и пред­
метной деятельности людей.

На заранее созданную социальную организацию накладывает­ся целая система межличностных отношений.

Перед трудовой социальной организацией, как правило, ста­вятся две задачи:

1) повышение экономической эффективности производства и
качества выпускаемой продукции, выполняемых услуг и
труда;

2) социальное развитие коллектива или работника как лично­
сти. На основании этих двух задач в трудовой организации
можно выделить два типа структур социальной организации:
производственную и непроизводственную.

Производственный тип структуры социальной организации формируется в зависимости от производственных факторов дея­тельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как:

а) функциональную (содержание труда);

б) профессиональную (подготовка и переподготовка кадров);

в) социально-психологическую (межличностные отношения);

г) управленческую (система управления).
Качественными признаками функционирования производст­
венного типа структуры социальной организации выступают по­
требности и интересы, требования работника к труду и в первую
очередь к содержанию и условиям труда, к условиям своего про­
фессионального роста, к организации труда. Специфическую об­
ласть явлений, связанных с производственным типом структуры
социальной организации, составляет система мероприятий по
развитию мотивации производственной активности (это мораль­
ное и материальное стимулирование и т.д.).


Непроизводственный тип структуры социальной организации возникает тогда, когда члены трудовой организации (коллектива) участвуют в различных видах внепроизводственной деятельности, заполняющей внерабочее и свободное от работы время работни­ков. К непроизводственной структуре социальной организации можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций.

Общая структура социальной организации промышленного предприятия возникает и развивается как в рабочее время (в ходе производственного процесса, в процессе труда), так и в свободное от работы время. Эти социальные организации взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Схематично данный про­цесс можно представить следующим образом (см. Рис. 5).

А — производственный тип структуры СО В — непроизводственный тип структуры СО С — зона пересечения структур социальных организаций

Структура социальной организации трудового коллектива Внешняя структура организации X (коллектива) ^ I \ Производственный тип т структуры социальной •«— Социальные отношения - организации трудового. и связи, коллектива. \

Непроизводственный тип структуры социальной

___ организации трудового

\ I / коллектива.

1 Социальные процессы и явления. 1

Решение задач по повышению -------------------»• Решение задач по социальному

эффективности производства и ч------------------- развитию коллектива и личности.

качества труда.

Рис.5. Структура социальной организации трудового коллектива

В социальную структуру трудовой организации (коллектива) входят и социальные процессы и явления, знание которых, так же как и структуры социальной организации, крайне необходимо для эффективного и качественного управления социальной организа­цией предприятия.


В ходе функционирования социальная организация вырабаты­вает два ряда требований:

1. Требования организации к индивидам:

• активная и эффективная деятельность, направленная на ус­
пешное достижение цели;

• требования к индивидам, сформулированные безотноситель­
но к их личностным особенностям, т.е. безличностные (уни­
верситет, например, предъявляет свои требования студентам,
независимо от особенностей личности каждого из них);

• требования к индивидам как к членам определенной общно­
сти (скажем требования к студентам определенного ВУЗа,
определенного факультета, определенного курса и т.д.).

2. Организация также должна отвечать определенному на­
бору требований со стороны индивида:

• обеспечение устойчивости и социального положения данно­
го индивида;

• возможности самоутверждения индивида в обществе как
члена данной организации;

• обеспечение условий для его саморазвития как личности.
Эффективность деятельности организации достигается за счет:

а) достижения поставленной цели путем повышения упорядо­
ченности и эффективности всех членов организации.

б) хорошо налаженной системы коммуникации между ее чле­
нами и связанным с этим упорядочением потоков информа­
ции, циркулирующей между различными звеньями данной
организации.

в) создания реальных условий для служебного продвижения ее
работников по иерархической лестнице должностей, т.е.
«вертикальной мобильности» статусов и ролей в пределах
данной организации.

г) формирования и целенаправленного осуществления в ней
системы социального контроля, представляющего собой со­
вокупность вознаграждений и санкций, применяемых за доб­
росовестное и эффективное выполнение должностных обя­
занностей либо, наоборот, за неточное, безответственное
выполнение порученного дела.


Кроме того, эффективность деятельности социальной организа­ции в решающей степени зависит от ее взаимодействия с внешней социальной средой. В трудовой организации как целостной системе происходит непрерывное движение всех ее структурных элементов, их воспроизводство и более или менее значительные изменения. Эти изменения представляют собой совокупность однонаправлен­ных и повторяющихся социальных действий, которые можно выде­лить из множества других, они называются социальным процессом. Под социальным процессом в трудовой организации понимается последовательная смена социальной организации в целом или от­дельных ее структурных элементов. Эта смена может быть про­грессивной, когда она отвечает требованиям общественного про­гресса и направлена на реализацию прогрессивных задач и целей; регрессивной, когда идет разрушение имеющихся структур и не предлагается ничего нового взамен; и оставаться без изменения в рамках сохранения исходного состояния (застойные явления). Все эти процессы можно сгруппировать и классифицировать в трудовой организации по трем основным группам.

I группа — Процессы формирования и развития организации как целостной социальной общности. Она включают в себя сле­дующие моменты:

1. Прогнозирование потребности в кадрах. Трудовая организа­
ция может функционировать эффективно лишь при количе­
ственном и качественном соответствии ее подсистем друг
другу и целям организации. В условиях рынка, постоянного
научно-технического прогресса, конкуренции обязательно
необходимо предусматривать и проводить подготовку и пе­
реподготовку кадров, соответствующую последующим тех­
ническим и технологическим изменениям. Целесообразно
прогнозировать и естественное движение кадров (выход на
пенсию, служба в армии и т.д.), принимать меры для соот­
ветствующей их профессиональной подготовки и своевре­
менного удовлетворения потребности организации в них.

2. Подбор и расстановка кадров. В широком смысле слова это:
а) профессиональная ориентация молодежи в соответствии

с потребностями трудовой организации;


б) профессиональный отбор, осуществляемый трудовой ор­
ганизацией, направляя на профессиональную учебу своих
работников с учетом их индивидуальных особенностей и
склонностей;

в) подбор для работы в трудовой организации только таких
людей, которые могут быть использованы на предпри­
ятии (организации) с наибольшей эффективностью как
для производства, так и для самого работника;

г) адаптация работников, создания всех необходимых усло­
вий, для сокращения срока вживаемости новых работни­
ков в коллектив;

д) расстановка кадров с учетом способностей и склонностей
индивида;

е) высвобождение и переподготовка кадров, когда не справ­
ляющихся со своей работой переучивают или увольняют.

3. Стабилизация коллектива, социальной организации. В дан­ном случае постоянно изучаются и анализируются причины миграции (увольнения) работников из трудовой организа­ции. Если количество увольняемых превышает 7-8%, то не­обходимо принимать меры по устранению причин увольне­ния. Причины необходимо рассматривать всесторонне. Они могут быть как внешние, так и внутренние, как объективные, так и субъективные. II группа — Процессы изменения условий, качества труда и

жизни членов коллектива. Сюда входят следующие процессы:

1. Условия использования трудового потенциала. Все работни­
ки трудовой организации должны использоваться в процессе
труда с наибольшей эффективностью (с учетом специально­
сти, профессии, образования и способностей работника).

2. Условия удовлетворения первичных жизненных потребно­
стей. В данном случае необходимо проводить работу по по­
вышению материальной заинтересованности всех категорий
работников. Чтобы управлять интересами людей в процессе
труда необходима обоснованная дифференцированная его
оплата, уровень которой, находится в прямой зависимости от
трудового вклада работника. При этом ни в коем случае


нельзя допускать уравниловки, с одной стороны, и необхо­димо снять все ограничения с заработка, с другой.

3. Условия труда, развитие социально-производственной ин­
фраструктуры. Это прежде всего создание необходимых са­
нитарно-гигиенических условий труда, комфортности. В
системе факторов, определяющих комфортность труда, вхо­
дят следующие:

- социально-психологические условия;

- организационно-технические (уровень механизации и ав­
томатизации производственных процессов, организация и
оперативность управления, компетентность и т.д.);

- психофизиологические;

— эстетические (особенности формирования эмоций, удоб­ство рабочего места и т.д.).

4. Условия быта, развитие социально-бытовой инфраструкту­
ры. Трудовым организациям необходимо принимать участие
или самостоятельно решать проблему по развитию социаль­
но-бытовой инфраструктуры с учетом перспективных норм,
комфорта и благоустроенности.

5. Условия удовлетворения духовных потребностей. Трудовой
организации, ее руководителям не должно быть безразлично,
как ее сотрудники проводят свое свободное от работы время.
Необходимо, чтобы отдых был активным и способствовал
восстановлению (рекреации) физических и духовных сил че­
ловека.

6. Условия удовлетворения трудовых и гражданских прав. Без­
условно, трудовые и гражданские права работника должны
соблюдаться. В этой сфере администрация трудовой органи­
зации должна работать в контакте с профсоюзной организа­
цией.

7. Условия участия трудящихся в управлении делами коллек­
тива (организации). В условиях расширения производствен­
ной самостоятельности необходимо активно внедрять парти-
сипативные методы управления, т.е. на всех уровнях делеги­
ровать дополнительные полномочия в управлении производ­
ством, участии в собственности, в распределении прибыли


и т.д. Очевидно, что новая философия взаимоотношений внутри предприятий, фирм должна формироваться и в рос­сийской экономической среде.

III группа — Динамика формирования и развития социаль­ных качеств людей. Данная группа включает следующие процес­сы:

1. Изменения в системе потребностей и ценностных ориента-
циях работников. Рыночная система хозяйствования в наи­
большей степени, чем командно-административная, ориен­
тирована на учет потребностей и интересов людей. Поэтому
одной из основных целей реформирования общества и явля­
ется переход от режимов запретов к условиям, наиболее бла­
гоприятствующим раскрытию творческих начал людей, на
максимум свободы в экономической деятельности. Поэтому
ориентация на социальные интересы людей, их потребности

- постоянный, возобновляемый источник экономического развития.

2. Динамика состояния дисциплины и правопорядка в трудовой
организации. В целях эффективного регулирования проблем
трудовой дисциплины и правопорядка в трудовой организа­
ции регулярно должны изучаться и регулироваться хотя бы
следующие вопросы: состояние трудовой дисциплины и тен­
денции ее изменения; состав нарушителей трудовой дисцип­
лины и их причины (по категориям работников, социальным
и демографическим группам); влияние условий и организа­
ции труда, бытовых условий на состояние трудовой дисцип­
лины; существующая практика морального и материального
воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, ее эф­
фективность и т.д.

3. Изменения в уровне и направленности трудовой, социальной
и других видах активности. Уровень и направленность всех
видов активности необходимо периодически изучать и вно­
сить коррективы в различные формы ее стимулирования. У
каждого вида активности есть свои показатели (критерии),
которые измеряются с помощью социологических исследо­
ваний.


4 Изменения в образовательной подготовке и культурном уровне развития работников. Необходимо постоянно изме­рять средний уровень образования работников трудовой ор­ганизации и принимать меры по его повышению. Учеными уже давно на эмпирическом уровне выведена закономер­ность: чем выше образовательный и культурный уровень ра­ботника, тем выше его эффективность и качество труда. По­этому в трудовых организациях должна существовать систе­ма непрерывного развития образовательного и культурного уровня работников.

5. Формирование готовности работников к инновационной деятельности. В условиях рынка, жесткой конкуренции ра­ботники должны быть предрасположены к инновационной деятельности, научиться искать и находить новые пути улучшения производственной деятельности при наименьших затратах труда, сырья, материалов и т.д. Все эти три группы процессов взаимосвязаны и взаимообу­словлены. Классификация является чисто условной.

В науке есть и такая классификация социальных процессов, выделенная американскими социологами Р. Парку и Э. Берджесу, которые в той или иной степени относятся и к трудовой органи­зации. Среди них:

• кооперация,

• конкуренция,

• приспособления,

• конфликты,

в ассимиляция, в амальгамизация.

К ним обычно добавляются социальные процессы, происхо­дящие только в группах. Это поддержание границ и систематиче­ские связи. Влияя и изменяя эти процессы, можно ими управлять. В идеальном варианте в каждой трудовой организации должна существовать система самоуправления.


 

Date: 2015-12-13; view: 419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию