Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И психологии управленияУправление — одно из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности. Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и оно стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями. В условиях перехода к рыночной экономике термины «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель», «управленец» легко вошли в обиход. И это вполне оправдано, потому что для решения проблем управления в условиях рыночной экономики субъект хозяйствования должен: • использовать экономические, социологические и психологи • ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка; • производить те виды товаров, которые пользуются большим • постоянно стремиться к получению оптимальных результа • постоянно ориентировать производственные программы на В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяйствующего субъекта может быть получен только в процессе обмена. Субъект хозяйствования должен принимать обоснованные и оптимальные решения, а это вызывает необходимость проведения многовариантных расчетов с привлечением многосторонней информации на базе компьютерной техники. Труд управляющего (руководителя или менеджера) возник в условиях высокотехнологичного производства, которое требует многосторонней специализации работников, обеспечивающей непрерывность этапов и стадий всего производственного процесса. Поэтому в качестве руководителей (менеджеров) выступают раз- личные специалисты: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психологи, плановики и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего фирмой или ее подразделением. При этом независимо от уровня управления термин «менеджер» означает принадлежность к профессиональной деятельности в качестве управляющего. Управление является самостоятельным видом деятельности. Это требует наличия субъекта — профессионала — руководителя, работа которого направлена на объект — хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.). Отношение к управлению с научной точки зрения зародилось в 20-е 30-е годы XX века, но и в настоящее время продолжает вызывать интерес во всем мире. В общедоступном понимании управление — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Таким образом, управление можно рассматривать как профессиональную деятельность по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т.д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата. Содержание теории управления можно рассматривать в следующих направлениях: наука и практика управления, организация управления и процесс принятия решений. 1. Управление — это область науки, человеческих знаний, по 2. Управление может также рассматриваться как организация 3. Управление рассматривается также как процесс принятия Таким образом, в чем же сущность управления? Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей системы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.д.), с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками: политологией, социологией, психологией, экономическими науками. Каждая специальность или квалификация, род трудовой деятельности имеет свою профессиограмму. Профессиограмма — это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться тем или иным рабочим, специалистом, при помощи каких орудий труда, в каких производственно-технических условиях. Она включает и требования, которым должен отвечать исполнитель. Профессиограмма включает, как правило, следующие характеристики: производственно-техническую, экономическую, гигиеническую, медицинскую, социальную, педагогическую и психофизиологическую. Соответственно и руководители как субъекты управления на каждом предприятии работают в соответствие с теми требованиями и нормами, которые им предписаны. Итак, современный руководитель — это человек, владеющий комплексом теоретических и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и способный управлять интеллектуальными, финансовыми, материальными и сырьевыми ресурсами с целью получения конечного результата. Он должен понимать природу управленческих решений, знать основы организационной структуры, функциональных обязанностей, планирования и прогнозирования, отношения с клиентами, маркетинг, разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации. Одно из главных качеств — искусство управлять кадрами, отбор, подготовка и распределение кадров, мотивация,
лидерство, улаживание конфликтов, совершенствование психологического климата. Современный менеджер — это философ, инженер, врач, психолог, дипломат, политик и артист в одном лице. Он еще и ученый, обладающий знаниями в области социологии и психологии управления, и обязательно нравственный человек. Объект изучения социологии и психологии управления составляют люди, входящие в различные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, коллективы людей, отдельные индивиды, целью деятельности которых является выполнение определенных функций. Субъектом социологии и психологии управления выступают люди, государственные структуры и т.д., наделенные управленческими функциями и способные принимать управленческие решения. Предмет социологии и психологии управления — управленческие отношения в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых преда виляет собой специфическую систему социальных взаимо-дспстнпй индивидов и групп. Другими словами, предметом социологии и психологии является социально-психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений, охватывающих людей как членов трудового коллектива (трудовой организации). Это многообразие можно представить в самом общем виде как управленческие отношения: 1) между управляющей и управляемой системами или отдель 2) в управляющей системе; 3) в управляемой системе. Конкретизируя предмет социологии и психологии управления как совокупность социальных и психических явлений и отношений в организации, можно их представить следующим образом: • различного рода социальные явления и процессы и учет их в • психологические факторы эффективной деятельности ме • социальные и психологические особенности принятия инди • социальные и психологические проблемы лидерства; • проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управ Можно утверждать, что в предмет изучения социологии и психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), социально-психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития) и других прикладных направлений психологии. В социологии и психологии управления можно выделить следующие основные задачи. Первая -- изучение реальных фактов постоянно развивающихся социально-психологических характеристик управленческой деятельности. Вторая — из огромного многообразия фактов управленческой деятельности выделение наиболее важных и на этой основе определение тенденции развития, разработки социологических и психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом. Третья — построение наиболее выраженных направлений и сценариев развития управленческой деятельностью в будущем. Четвертая — выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления, разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем. Из обозначенных задач вытекают и основные функции социологии и психологии управления. Первая — познавательная. Ее цель информационная — ознакомить с существующими проблемами, как и каким путем их можно решать. Вторая — оценочная. Ее цель оценить, в какой мере соответствует (или не соответствует) требованиям общественного развития существующая система руководства и управления.
Третья — прогностическая. Ее задача направлена на выявление новаций в управленческой деятельности и построение перспективной модели социального управления. Четвертая — образовательная. Ее задача — на основе изучения существующих в мире управленческий теорий и концепций вооружить управленческие кадры новыми передовыми теориями и технологиями. Решение обозначенных выше задач опирается на определенные принципы социологии и психологии управления. Принципы — исходные, коренные положения какой-либо теории, учения или науки. Таким образом, принципы социологии и психологии управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций, важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Есть разные подходы к градации и характеристики принципов1. Нам представляется наиболее удачными принципы, приведенные в учебном пособии Е.М. Набосова «Социология управления». Наиболее существенные из них таковы: 1. Принцип органической взаимообусловленности и целостно 2. Принцип государственной законности системы управления 3. Принцип обеспечения внутренней правовой регламентации 1 См. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. — М.. ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», АТиСО, 1999. С. 124-135 содержание которого должно отвечать законодательству страны и проходить регистрацию в Минюсте.
4. Принцип найма руководителя: в соответствии с которым 5. Принцип единства специализации и унификации процессов Принцип многовариантности управленческих решений диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных, в том числе и альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели. 7. Принцип обеспечения устойчивости системы по отноше 8. Принцип мобильности процесса управления. Управление 9. Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень ав*- 10. Принцип единства руководства: в одной организации дол Применительно к социологии и психологии управления можно пользоваться и такими принципами, как: принцип комплексности 30 и системности, объективности, политического подхода, гласности и плюрализма мнений, демократического централизма, принцип основного звена, проблемной ориентации, конечно-целевой направленности и адресности и другими. Безусловно, менеджеру необходимо не только знать принципы управления, но и уметь оперировать ими. Ведь социология и психология управления предоставляет огромное поле творческой инициативы и самодеятельности руководителей в процессе осуществления ими управленческой деятельности. Социология и психология управления как наука призвана обеспечить социологическую и психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести: • понимание природы управленческих процессов; • знание основ организационной структуры; • четкое представление об ответственности менеджера и ее • знание способов повышения эффективности управления; • знание информационной технологии и средств коммуника • умение устно и письменно выражать свои мысли; в компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации; • способность планировать и прогнозировать деятельность ор • умение оценивать собственную деятельность, делать правиль • развитое представление об особенностях организационного Как управлять людьми с учетом социологической и психологической подготовленности менеджера, можно видеть из следующего примера (Рис. 1). Установка — это постоянство реакции человека на одни и те же ситуации, события, общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта.
ВСН ^- Поведение
Соц. активность: СМИ. Жиз.опьгг.
(социум общгсгао) ^г ^Г '1 г Окружение. Отражение, мк ^ ^г. Нор'мы. - Образование, (учеба). ' ^г •- Потребности -'" '-" '; - ит.д. м...... ч|г •. .;.. 0 Интересы. ^ где: В — высокий уровень разв1пуш, С—средний, Н-*кЖизкий Рис. 1. Система управления людьми " Ценности социальные — в широком смысле значимые явления и предметы реальной действительности, их важность для индивида, группы или общества. Нормы социальные — средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. Социальные нормы направляют, контролируют и регулируют различные действия и поведения людей. Потребности — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Интересы социальные — направленность субъекта, группы или общества на значимые для него (их) объекты, связанная с удовлетворением потребностей, полезностью. Это реальная причина деятельности социальных субъектов, направленная на удовлетворение определенных потребностей, лежащих в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т.п., определяемая. 32 положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений. Социальная активность — интегрированный показатель, состоящий из трудовой, общественно-политической и познавательной деятельности. Трудовая активность — это деятельность ради получения какого-то результата. Она в производственной деятельности характеризуется следующими показателями: выполнение производственных заданий (норм выработки), экономия и бережливость, участие в научно-техническом творчестве (рационализации и изобретательстве), участие в повышении качества работы (труда, продукции), рост квалификации, трудовая дисциплина и т.д. Общественно-политическая активность — участие в различного рода общественно-политических мероприятиях (собраниях, манифестациях, деятельности общественных организаций и т.д. Познавательная активность — участие в приобретении информации, знаний, художественном творчестве и т.д. Последовательность (механизм) управленческой деятельности выглядит следующим образом: человек воспринимает из различных источников информацию, сравнивает с имеющейся у него, усваивает или отторгает новую. На основе этой информации у него формируются или пересматриваются установки, ценности, потребности, интересы и нормы. В последующем он их сравнивает с общественно-признанными, принимая или отвергая их. Если данные ценности и нормы отвергаются обществом, то личность будет прсследошт.ся, не иосприниматься обществом. Если нет, то личность реализует их к определенной форме своей деятельности, поведения, одобряемого обществом. Приведенная выше схема показывает, что путем дозированной подачи определенного рода информации можно формировать у большинства людей определенный уровень знания, сознания (с определенными установками, ценностями и нормами) и ожидать соответствующего выделенному типу или виду поведения. Суть социологического подхода как раз и состоит в том, что в данном механизме управленческой деятельности личность рассматривается через свои социально-демографические, институ- циональные характеристики с учетом существующей ситуации (с учетом определенных социальных процессов и явлений). Предметом социологического изучения управленческой деятельности являются социальные процессы, протекающие в организациях (предприятиях, учреждениях, формах и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества. Суть психологического подхода состоит в рассмотрении индивидов и групп с учетом типа нервной деятельности, психологии межличностных отношений, ее деятельных и познавательных процессов. Предметом психологического изучения управленческой деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе управленческой деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов). Очевидно, что знания по психологии и социологии можно и нужно широко использовать в управленческой деятельности. При принятии какого-либо управленческого решения с позиции знаний социологии необходимо учитывать пол, возраст, образование, социальное положение индивидов, а также, социальные процессы и явления, которые, последуют за принятием управленческого решения и которые необходимо предусмотреть и учитывать. С точки зрения знания психологии важно, по возможности знать при принятии управленческих решений, тип нервной деятельности индивидов, их симпатии и антипатии друг и другу, реакции к восприимчивость этих решений, формальные и неформальные взаимоотношения.
|