Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И психологии управления





Управление — одно из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности. Первоначально оно от­носилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу челове­ческой деятельности и оно стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

В условиях перехода к рыночной экономике термины «управ­ление», «управленческая деятельность», «директор», «руководи­тель», «управленец» легко вошли в обиход. И это вполне оправ­дано, потому что для решения проблем управления в условиях рыночной экономики субъект хозяйствования должен:

• использовать экономические, социологические и психологи­
ческие методы управления;

• ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка;

• производить те виды товаров, которые пользуются большим
спросом у покупателей и могут гарантировать получение
намеченной прибыли;

• постоянно стремиться к получению оптимальных результа­
тов при минимальных затратах;

• постоянно ориентировать производственные программы на
потребность рынка и т.д.

В рыночной экономике конечный результат деятельности хо­зяйствующего субъекта может быть получен только в процессе обмена. Субъект хозяйствования должен принимать обоснован­ные и оптимальные решения, а это вызывает необходимость про­ведения многовариантных расчетов с привлечением многосто­ронней информации на базе компьютерной техники.

Труд управляющего (руководителя или менеджера) возник в условиях высокотехнологичного производства, которое требует многосторонней специализации работников, обеспечивающей не­прерывность этапов и стадий всего производственного процесса. Поэтому в качестве руководителей (менеджеров) выступают раз-


личные специалисты: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психо­логи, плановики и др., которые работают под руководством ме­неджера, управляющего фирмой или ее подразделением. При этом независимо от уровня управления термин «менеджер» озна­чает принадлежность к профессиональной деятельности в качест­ве управляющего. Управление является самостоятельным видом деятельности. Это требует наличия субъекта — профессионала — руководителя, работа которого направлена на объект — хозяйст­венную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).

Отношение к управлению с научной точки зрения зародилось в 20-е 30-е годы XX века, но и в настоящее время продолжает вы­зывать интерес во всем мире. В общедоступном понимании управление — это умение добиваться поставленных целей, ис­пользуя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Таким образом, управление можно рассматривать как профес­сиональную деятельность по управлению людьми в любой отрас­ли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т.д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предприниматель­ского дохода) как конечного результата.

Содержание теории управления можно рассматривать в сле­дующих направлениях: наука и практика управления, организация управления и процесс принятия решений.

1. Управление — это область науки, человеческих знаний, по­
зволяющая дать теоретическую и практическую базу, обес­
печивая научными рекомендациями практическую деятель­
ность управленца (руководителя).

2. Управление может также рассматриваться как организация
деятельности предприятием, т.е. установления постоянных и
временных взаимосвязей между подразделениями предпри­
ятия, определение порядка и условий его функционирования.

3. Управление рассматривается также как процесс принятия
управленческих решений. Поддержанию непрерывности про­
цесса производства сопутствует множество ситуаций, про­
блем, которые требуют от руководителя принятия решения.


Таким образом, в чем же сущность управления?

Под управлением понимается основанное на достоверном зна­нии систематическое воздействие субъекта управления (управ­ляющей системы) на социальный объект (управляемую подсисте­му), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, ду­ховная, а также различные звенья (организации, предприятия, уч­реждения и т.д.), с тем чтобы обеспечить их целостность, нор­мальное функционирование, совершенствование и развитие, дос­тижение заданной цели. Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками: политологией, социологией, пси­хологией, экономическими науками.

Каждая специальность или квалификация, род трудовой дея­тельности имеет свою профессиограмму. Профессиограмма — это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться тем или иным рабочим, спе­циалистом, при помощи каких орудий труда, в каких производст­венно-технических условиях. Она включает и требования, кото­рым должен отвечать исполнитель. Профессиограмма включает, как правило, следующие характеристики: производственно-техническую, экономическую, гигиеническую, медицинскую, со­циальную, педагогическую и психофизиологическую. Соответст­венно и руководители как субъекты управления на каждом пред­приятии работают в соответствие с теми требованиями и норма­ми, которые им предписаны.

Итак, современный руководитель — это человек, владеющий комплексом теоретических и практических навыков, приобретен­ных в результате специальной подготовки и способный управлять интеллектуальными, финансовыми, материальными и сырьевыми ресурсами с целью получения конечного результата. Он должен понимать природу управленческих решений, знать основы органи­зационной структуры, функциональных обязанностей, планирова­ния и прогнозирования, отношения с клиентами, маркетинг, разби­раться в современной информационной технологии и средствах коммуникации. Одно из главных качеств — искусство управлять кадрами, отбор, подготовка и распределение кадров, мотивация,


 


лидерство, улаживание конфликтов, совершенствование психоло­гического климата. Современный менеджер — это философ, инже­нер, врач, психолог, дипломат, политик и артист в одном лице. Он еще и ученый, обладающий знаниями в области социологии и пси­хологии управления, и обязательно нравственный человек.

Объект изучения социологии и психологии управления состав­ляют люди, входящие в различные формы общественного произ­водства: отрасли, объединения, акционерные общества, предпри­ятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, кол­лективы людей, отдельные индивиды, целью деятельности которых является выполнение определенных функций. Субъектом социоло­гии и психологии управления выступают люди, государственные структуры и т.д., наделенные управленческими функциями и спо­собные принимать управленческие решения.

Предмет социологии и психологии управления — управлен­ческие отношения в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых преда виляет собой специфическую систему социальных взаимо-дспстнпй индивидов и групп.

Другими словами, предметом социологии и психологии явля­ется социально-психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений, охватывающих людей как членов трудового коллектива (трудовой организации). Это многообразие можно представить в самом общем виде как управленческие от­ношения:

1) между управляющей и управляемой системами или отдель­
ными их элементами;

2) в управляющей системе;

3) в управляемой системе.

Конкретизируя предмет социологии и психологии управления как совокупность социальных и психических явлений и отноше­ний в организации, можно их представить следующим образом:

• различного рода социальные явления и процессы и учет их в
деятельности менеджера;

• психологические факторы эффективной деятельности ме­
неджеров;


• социальные и психологические особенности принятия инди­
видуальных и групповых решений;

• социальные и психологические проблемы лидерства;

• проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управ­
ленческих отношений и другое.

Можно утверждать, что в предмет изучения социологии и психологии управления органично входят традиционные соци­ально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), социально-психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рам­ках трудовой деятельности, например), общей психологии (пси­хологическая теория деятельности, теория личности, теория раз­вития) и других прикладных направлений психологии.

В социологии и психологии управления можно выделить сле­дующие основные задачи.

Первая -- изучение реальных фактов постоянно развиваю­щихся социально-психологических характеристик управленче­ской деятельности.

Вторая — из огромного многообразия фактов управленческой деятельности выделение наиболее важных и на этой основе опре­деление тенденции развития, разработки социологических и пси­хологических аспектов деятельности человека, группы и органи­зации в целом.

Третья — построение наиболее выраженных направлений и сценариев развития управленческой деятельностью в будущем.

Четвертая — выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления, разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности орга­низационных систем.

Из обозначенных задач вытекают и основные функции социо­логии и психологии управления.

Первая — познавательная. Ее цель информационная — озна­комить с существующими проблемами, как и каким путем их можно решать.

Вторая — оценочная. Ее цель оценить, в какой мере соответ­ствует (или не соответствует) требованиям общественного разви­тия существующая система руководства и управления.


 


Третья — прогностическая. Ее задача направлена на выявле­ние новаций в управленческой деятельности и построение пер­спективной модели социального управления.

Четвертая — образовательная. Ее задача — на основе изуче­ния существующих в мире управленческий теорий и концепций вооружить управленческие кадры новыми передовыми теориями и технологиями.

Решение обозначенных выше задач опирается на определен­ные принципы социологии и психологии управления. Принципы — исходные, коренные положения какой-либо теории, учения или науки. Таким образом, принципы социологии и психологии управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управлен­ческих функций, важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Есть разные подходы к градации и характеристики принципов1. Нам представляется наи­более удачными принципы, приведенные в учебном пособии Е.М. Набосова «Социология управления». Наиболее существен­ные из них таковы:

1. Принцип органической взаимообусловленности и целостно­
сти субъекта и объекта управления.
Управление как про­
цесс целенаправленного и организующего воздействия субъ­
екта на объект (коллектив, группу, организацию, систему
и т.д.) должно составлять единую комплексную систему,
имеющую одну цель, связь с внешней средой ради достиже­
ния поставленной цели.

2. Принцип государственной законности системы управления
организацией, фирмой, учреждением.
Суть его такова: орга­
низационно-правовая форма фирмы должна отвечать требо­
ваниям и нормам государственного законодательства.

3. Принцип обеспечения внутренней правовой регламентации
создания, функционирования и развития фирмы (организа­
ции). Вся деятельность фирмы должна осуществляться в со­
ответствии с требованиями внутреннего устава (договора),

1 См. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. — М.. ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», АТиСО, 1999. С. 124-135


содержание которого должно отвечать законодательству страны и проходить регистрацию в Минюсте.

6.

4. Принцип найма руководителя: в соответствии с которым
решается вопрос о назначении или избрании руководителя.
Это определяется содержанием деятельности, целей и задач
организации.

5. Принцип единства специализации и унификации процессов
управления. Специализация повышает его эффективность,
однако ее не всегда можно использовать, поэтому она долж­
на дополняться универсализацией управления, выработкой
общих методов.

Принцип многовариантности управленческих решений дик­туется необходимостью осуществлять выбор одного рацио­нального и эффективного решения из множества возмож­ных, в том числе и альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.

7. Принцип обеспечения устойчивости системы по отноше­
нию к внешней среде.
Устойчивость и стабильность управ­
ленческой системы определяется качеством стратегического
управления и оперативного регулирования, приводящего к
лучшей приспособляемости системы (организации) к изме­
нениям во внешней среде.

8. Принцип мобильности процесса управления. Управление
должно быть мобильным и способным приспосабливаться к
конъюнктуре рынка, к требованиям научно-технического
прогресса.

9. Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень ав*-
томатизации управления, тем выше качество и ниже затраты.
Условием автоматизации управления является развитие уни­
фикации и стандартизации элементов управленческой сис­
темы, производства, специализации выполняемых функций.

10. Принцип единства руководства: в одной организации дол­
жен функционировать один руководитель, должна быть од­
на программа для разных операций, преследующих одну
общую цель.

Применительно к социологии и психологии управления можно пользоваться и такими принципами, как: принцип комплексности 30


и системности, объективности, политического подхода, гласности и плюрализма мнений, демократического централизма, принцип основного звена, проблемной ориентации, конечно-целевой на­правленности и адресности и другими.

Безусловно, менеджеру необходимо не только знать принципы управления, но и уметь оперировать ими. Ведь социология и пси­хология управления предоставляет огромное поле творческой инициативы и самодеятельности руководителей в процессе осу­ществления ими управленческой деятельности.

Социология и психология управления как наука призвана обеспечить социологическую и психологическую подготовку ме­неджеров, сформировать или развить их управленческую культу­ру, создать необходимые предпосылки для теоретического пони­мания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:

• понимание природы управленческих процессов;

• знание основ организационной структуры;

• четкое представление об ответственности менеджера и ее
распределении по уровням ответственности;

• знание способов повышения эффективности управления;

• знание информационной технологии и средств коммуника­
ции, необходимых для управления персоналом;

• умение устно и письменно выражать свои мысли;

в компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптими­зации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации;

• способность планировать и прогнозировать деятельность ор­
ганизации с использованием средств вычислительной и ком­
пьютерной техники;

• умение оценивать собственную деятельность, делать правиль­
ные выводы и повышать свою квалификацию, исходя из тре­
бований текущего дня и ожидаемых изменений в будущем;

• развитое представление об особенностях организационного
поведения, структуре малых групп, мотивах и механизмах их
поведения.


Как управлять людьми с учетом социологической и психоло­гической подготовленности менеджера, можно видеть из сле­дующего примера (Рис. 1).

Установка — это постоянство реакции человека на одни и те же ситуации, события, общая ориентация человека на определен­ный социальный объект, выражающая предрасположенность дей­ствовать определенным образом относительно данного объекта.

ВСН = Знание — / \
'•V- ВСН (ил Сознание-

ВСН

^- Поведение

Установка I Ценноста

Соц. активность:

СМИ. Жиз.опьгг.

трудовая; общественная; познавательная.

(социум

общгсгао) ^г ^Г '1

г Окружение. Отражение, мк

^ ^г. Нор'мы. -

Образование, (учеба). ' ^г

•- Потребности

-'" '-" '; - ит.д. м...... ч|г •.

.;.. 0 Интересы. ^

где: Ввысокий уровень разв1пуш, С—средний, Н-*кЖизкий

Рис. 1. Система управления людьми "

Ценности социальные — в широком смысле значимые явле­ния и предметы реальной действительности, их важность для ин­дивида, группы или общества.

Нормы социальные — средства социальной регуляции поведе­ния индивидов и групп. Социальные нормы направляют, контро­лируют и регулируют различные действия и поведения людей.

Потребности — нужда в чем-либо необходимом для поддер­жания жизнедеятельности организма, человеческой личности, со­циальной группы, общества в целом.

Интересы социальные — направленность субъекта, группы или общества на значимые для него (их) объекты, связанная с удовлетворением потребностей, полезностью. Это реальная при­чина деятельности социальных субъектов, направленная на удов­летворение определенных потребностей, лежащих в основе непо­средственных побуждений, мотивов, идей и т.п., определяемая. 32


положением и ролью этих субъектов в системе общественных от­ношений.

Социальная активность — интегрированный показатель, со­стоящий из трудовой, общественно-политической и познаватель­ной деятельности.

Трудовая активность — это деятельность ради получения ка­кого-то результата. Она в производственной деятельности харак­теризуется следующими показателями: выполнение производст­венных заданий (норм выработки), экономия и бережливость, участие в научно-техническом творчестве (рационализации и изобретательстве), участие в повышении качества работы (труда, продукции), рост квалификации, трудовая дисциплина и т.д.

Общественно-политическая активность — участие в различ­ного рода общественно-политических мероприятиях (собраниях, манифестациях, деятельности общественных организаций и т.д.

Познавательная активность — участие в приобретении ин­формации, знаний, художественном творчестве и т.д.

Последовательность (механизм) управленческой деятельности выглядит следующим образом: человек воспринимает из различ­ных источников информацию, сравнивает с имеющейся у него, усваивает или отторгает новую. На основе этой информации у не­го формируются или пересматриваются установки, ценности, по­требности, интересы и нормы. В последующем он их сравнивает с общественно-признанными, принимая или отвергая их. Если дан­ные ценности и нормы отвергаются обществом, то личность бу­дет прсследошт.ся, не иосприниматься обществом. Если нет, то личность реализует их к определенной форме своей деятельности, поведения, одобряемого обществом.

Приведенная выше схема показывает, что путем дозированной подачи определенного рода информации можно формировать у большинства людей определенный уровень знания, сознания (с определенными установками, ценностями и нормами) и ожидать соответствующего выделенному типу или виду поведения.

Суть социологического подхода как раз и состоит в том, что в данном механизме управленческой деятельности личность рас­сматривается через свои социально-демографические, институ-


циональные характеристики с учетом существующей ситуации (с учетом определенных социальных процессов и явлений). Предме­том социологического изучения управленческой деятельности являются социальные процессы, протекающие в организациях (предприятиях, учреждениях, формах и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, терри­ториальные и иные группы и включенных в многообразные про­цессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Суть психологического подхода состоит в рассмотрении инди­видов и групп с учетом типа нервной деятельности, психологии межличностных отношений, ее деятельных и познавательных процессов. Предметом психологического изучения управленче­ской деятельности выступают психологические компоненты, ко­торые побуждают, направляют и регулируют трудовую актив­ность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализу­ется. Основными психологическими свойствами деятельности яв­ляются активность, осознаваемость, целенаправленность, пред­метность и системность ее строения. В основе управленческой деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мо­тивов).

Очевидно, что знания по психологии и социологии можно и нужно широко использовать в управленческой деятельности. При принятии какого-либо управленческого решения с позиции зна­ний социологии необходимо учитывать пол, возраст, образование, социальное положение индивидов, а также, социальные процессы и явления, которые, последуют за принятием управленческого решения и которые необходимо предусмотреть и учитывать. С точки зрения знания психологии важно, по возможности знать при принятии управленческих решений, тип нервной деятельности индивидов, их симпатии и антипатии друг и другу, реакции к вос­приимчивость этих решений, формальные и неформальные взаи­моотношения.


Date: 2015-12-13; view: 426; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию