Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое воздействие





Реферат

По психологии

На тему: «Психическая подготовка в самбо»

Выполнил: Пастухов И.С

Москва 2014

 

1) Понятия о методах психического воздействия, виды психического воздействия.

2)Методы психического воздействия в самбо.

3)Моя личная программа психического воздействия в соревновательный период.

4)Список используемой литературы.

 

 

Психологическое воздействие

Это процесс, состоящий из нескольких звеньев, обеспечивающих его реализацию. Субъектом воздействия является человек, который его осуществляет. Объектом – психика одной или нескольких личностей, поддаваемых психологическому воздействию субъекта. Цель воздействия можно сформулировать как изменение психического состояния объекта в направлении, интересующем влияющего объекта. Изменять можно мотивации человека, его потребности, интеллектуальный уровень, эмоции, волю и прочее. Неотъемлемой структурной частью психологического воздействия является действие, которое и воплощает задуманное влияние. Действия изменяют психические параметры объекта, избранного для воздействия. Действием может быть любой прием, с помощью которого происходит воздействие. В результате действий возникают последствия. Они заключаются в достижении или не достижении поставленной цели, а также принимается во внимание возникновение побочных эффектов воздействия. К побочным эффектам относятся проявления в психической сфере объекта воздействия, которые не были запланированы исследователем. Результаты воздействия проявляются в поведении индивида, его действиях и словах. Субъект воздействия наблюдает их в качестве обратной связи. Наличие последствий свидетельствует о достижении взаимодействия субъекта и объекта.

 

 

Убеждение. Интеллектуальное воздействие на сознание собеседника путем использования логических обоснований собственных идей. Для этого необходимо тщательно подобрать аргументы, факты и примеры.

Принуждение. Насильственные меры по организации желаемого поведения человека. Физическое принуждение основано на применении силы. Психологическое принуждение основано на побуждении интересующего адвоката лица к определенным действиям против его воли.Физическое принуждение в практике адвокатов как правило не встречается.

Вознаграждение. Подкрепленное материальными или духовными стимулами желаемое поведение нужного лица. Нельзя путать с подкупом (взяткой).

Угроза. Словесное обещание воздействия различными способами на лицо с целью побуждения совершения какого-либо действия из чувства страха.Не должно быть угроз физическим воздействием или другими противоправными методами.

Обещание. Возможное положительное или отрицательное стимулирование необходимого поведения человека.

Внушение. Целенаправленное воздействие на человека с целью убеждения в какой-то мысли. Психологическая основа внушения — некритическое восприятие информации.

 

 

Психологическая характеристика самбо.

1. Объективные условия спортивной деятельности в данном виде

спорта на уровне соревнования.

Самбо - вид спортивного единоборства, а также комплексная система.

Самообороны, разработанная в СССР в результате синтеза многих национальных видов единоборств. Является одним из видов борьбы в одежде. Термин «Самбо» расшифровывается как «Самозащита без оружия».

Подразделяется на два вида: самбо спортивное и боевое. Борьба проходит на борцовских коврах. Форма борцов представляет собой борцовскую куртку из плотной ткани, пояс, шорты и борцовки на ноги. Форма либо красного, либо синего цвета. Соревнования начинаются с мандатной комиссии, где идёт проверка документов участников, далее спортсмены взвешиваются по категориям. После взвешивания судьи и тренеры остаются на жеребьёвку. В это время участники отдыхают, восстанавливаются после сгонки веса и настраиваются на следующий день бороться, так как взвешивание всегда проходит за день до борьбы. По окончанию жеребьёвки для спортсменов наступает такой психологический этап как ознакомление с её результатами.

Для каждого участника этот этап проходит по-разному. Одни предпочитают отложить его на утро следующего дня, другие же с нетерпеньем ждут его.

Невыполнение этих пожеланий борцов может привести к предстартовой лихорадке.

Соревнования могут быть личными, командными и лично командными.

К стресс-факторам можно отнести боязнь проигрыша заведомо более сильному сопернику и (если речь идёт о командных встречах) давление команды, высокая ответственность перед ней.

 

Длительность соревнований

В личной квалификации соревнования проходят в 4 дня. Первый день взвешивание участников, которые будут бороться во второй день. Во второй день идёт взвешивание тех, кто борется в третий день и т.д. Итого на соревнованиях 3 дня борьбы, в каждом из которых свои весовые категории.

Обычно начало поединков в 10:00 часов, заканчивается день финалом и схватками за 3 места в 19:00-20:00 часов. В командных соревнованиях всё зависит от регламента - от 1 до 3 дней.

 

 

 

Ведущие ощущения и восприятия

Ощущение есть простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения может возникнуть лишь при взаимодействии материального раздражителя на органы чувств. Орган чувств, или анализатор, - это анатомо- физиологический аппарат, посредством которого отражается то или иное воздействие внешней или внутренней среды. Анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела (рецептора), воспринимающего действующий на него раздражитель;

2) центростремительных (афферентных) и центробежных (эфферентных) нервов;

3) центрального, коркового, или подкоркового участка головного мозга, где происходит переработка нервных сигналов, поступающих из рецептора. Ощущение - исходный пункт познания, необходимый его элемент. В основе классификации ощущений могут лежать разные их признаки. Наиболее распространена классификация ощущений по модальности, в связи, с чем выделяют зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения. По характеру и месту расположения рецепторов различают следующие ощущения: экстероцептивные, возникающие при взаимодействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела (зрительные, слуховые, осязательные, тактильные, температурные и д.р.); проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение частей тела, благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (ощущения движения, ускорения и д.р.); интероцептивные, отражающие состояние внутренних органов (ощущение голода, жажды и д.р.). В свою очередь, экстероцептивные ощущения делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Можно выделить зрительные ощущения: 1) ахроматические, 2) хроматические. Можно сказать, что слуховые рецепторы человека воспринимает звуковые волны с частотой от 16000 до 20000 Гц. Различают 3 вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. Мышечно-двигательные ощущения вызываются комплексным раздражением различных рецепторов: ощущение мышечного тонуса при выполнении движения связано с раздражением рецепторных окончаний в мышцах; ощущения мышечного напряжения усилия с раздражением нервных окончаний сухожилий; ощущение направления, формы и быстроты движения с раздражением рецепторов суставных поверхностей.

Ощущение равновесия - возникают в результате функционирования вестибулярного аппарата. Ощущения равновесия всегда выступают в комплексе с другими ощущениями и составляют основу восприятия, как статического положения, так и различных его изменений наклонов, вращений и т.д. В жизни и деятельности человека важное значение имеет высокая чувствительность всех органов чувств. В спортивной деятельности, как правило, участвуют все анализаторы, но главными ощущениями являются зрительные, мышечно-двигательные, слуховые, вестибулярные, текстильные. Самыми же информативными являются зрительные и кинестетические ощущения. Повышение чувствительности, сохранения в условиях экстремальной соревновательной обстановке точности ощущений, быстроты и адекватности реакций - одна из основных задач психологической подготовки спортсменов.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений действительности при непосредственном их воздействии на органы чувств. В отличии от ощущений восприятие - отражает предмет в целом, в совокупности его свойств и взаимосвязи друг с другом. Восприятие-это не сумма ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями. Наиболее важными особенностями восприятия являются предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность, апперцепция. Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный процесс. По сравнению с ощущениями восприятие - более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Осмысленное восприятие невозможно без анализа. Анализ обеспечивает выделения объекта восприятия, на основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия, на основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ. В основе классификации восприятий могут лежать различия анализаторов, участвующих в восприятии (в этом случае выделяют зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия), или формы существования материи - пространство, время и движение (в соответствии с этим восприятие пространства, время и движение). В процессе взаимодействия человека со средой большую роль играет восприятие пространство. При этом различают восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления. Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности. Восприятие движений является отражением во времени изменения положения тела в пространстве. В процессе восприятия познаются различные стороны движений, отражаются различные их особенности и свойства: Скорость, ускорение, характер, форма, амплитуда, направление, продолжительность.

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов - зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и д.р.

Важной формой произвольного восприятия является наблюдение - организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. У самбистов можно поставить задачу наблюдать за соперником во время встречи и изучать его тактику, стиль и технику борьбы.

 

Психические состояния тренировочной и соревновательной деятельности.

Если психика есть система взаимосвязанных друг с другом психических компонентов, то психическое состояние - это специфическое, характерное для определённого актуального отрезка деятельности соотношение и взаимодействие этих компонентов на определённый период времени.

Психическое состояние - это всегда «конкретная деятельность» с конкретной целью. Таким образом, психическое состояние - это переживание личностью конкретного отношения к возможным результатам актуального отрезка деятельности. Спортивная деятельность сопровождается ответной реакцией психических и физиологических функций организма спортсмена, которая отражает, во-первых, процесс его адаптации к реальному или ожидаемому воздействию тренировочной или соревновательной нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, во-вторых, характеризует процессы восстановления после этих воздействий. Эти реакции всегда взаимосвязаны между собой и определяют интегральную динамичную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма, которая называется функциональным состоянием организма. Функциональное состояние формируется и изменяется под влиянием воздействий особенностей спортсмена, как субъекта спортивной деятельности и самой спортивной деятельности:

Степень спортивной одарённости;

Уровень спортивного мастерства;

Уровень индивидуальных резервов энергоинформационного

обеспечения напряженной соревновательной деятельности.

Состояние здоровья.

Мотивация спортивной деятельности.

Доминантная природа центральной нервной системы как основа

саморегуляции организма и поведения.

 

Волевые процессы

Воля - это регулирующая сторона сознания, выражающаяся в способности человека совершать преднамеренные действия, поступки, требующие преодоления трудностей и направленные на достижение поставленной цели.

1) Познание и воля. Воля органически связана с процессами мышления, поскольку в волевых действиях важную роль играет понимание условий и обстоятельств.

2) Чувства и воля. В повседневной жизни мы руководствуемся не только разумом, но и теми переживаниями, которые возникают в данный момент.

3) Внимание и воля. Отличительной особенностью произвольных

действий является их сознательная целеустремлённость, что требует

определённой степени концепции и сосредоточения внимания.

4) Движения и воля. К чему бы человек ни стремился, на что бы ни была направлена его воля, он может достигнуть поставленной цели, только совершая определённое движение.

Таким образом, воля обнаруживает одну из важнейших функций - функцию контроля, регулирования поведения. Волевая сфера постоянно стимулирует активность человека.

 

САМОРЕГУЛЯЦИЯ.

Способность произвольно управлять своими психическими состояниями развивается у спортсменов по мере приобретения соревновательного опыта, роста спортивного мастерства и, что не менее важно, – в результате приобретения психологических знаний по регуляции и саморегуляции состояний. Психической саморегуляцией называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов. Если встать перед зеркалом и произнести: «Я улыбаюсь» – и мысленно представить свое лицо улыбающимся, то зеркало покажет, что после этих слов и соответствующего им мысленного представления улыбка непременно появится. Следовательно, мысленный образ улыбки породил движение в мышцах лица.

Совокупное мнение товарищей – эффективный инструмент психологического воздействия, что является своеобразным методом психорегуляции, так же, как и методы внушения.

МЕТОДЫ ВНУШЕНИЯ. Относятся к области психотерапии и доступны только специалистам-гипнологам. Применение внушения возможно в тяжелых случаях стойких защитных реакций психологического «зажима», безволия и др.

Методы саморегуляции – самый действенный путь упорядочения психики спортсмена, его поведения.

Идеомоторика – это явление перехода представления о движении в формы более или менее реального его выполнения через появление непроизвольных и сознательно вызванных внутренних образов, возбуждающих, в свою очередь, импульсы к движению, его имитации и др.

Идеомоторный акт (ИА) – неотъемлемый компонент учебно-тренировочного и соревновательного процессов. Изучение данной проблемы показывает, что мысленная тренировка всегда эффективна.

Медитация – сложная и тонкая методика саморегуляции. Для нее характерно полное сосредоточение на избранном объекте, устранение факторов, рассеивающих внимание, как внешних (шум, свет), так и внутренних (нервное и физическое напряжение, Посторонние ощущения и др.), В психической саморегуляции различают два основных направления – сомоубеждение и самовнушение.

Арсенал средств аутовоздействия был бы не полон без включения таких приемов саморегуляции, как физические упражнения и управление дыханием, физические упражнения и мышечные упражнения, даже для спортсменов, занимающихся главным образом двигательной деятельностью, оказываются полезными. Несомненный эффект дает управление состоянием через регуляцию дыхания, через смену ритмов дыхания и др.

Метод секундирования. Развитие самостоятельности, т.е. умения самостоятельно, без посторонней помощи решать все задачи, возникающие в период соревнований. Однако это не исключает необходимости управлять состоянием и поведением спортсмена извне. Используется метод релаксации и успокоения, снижения значимости соревнования, мобилизации, внушения уверенности в себе, своей готовности и высоких возможностях и т.д.

Date: 2015-12-13; view: 358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию