Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к результатам освоения дисциплины





 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать: теоретический контекст дифференциальной психологии, ее основные понятия, возможности и ограничения экспериментальных схем и методов, правила организации исследований, правила интерпретации результатов исследования, полученных с помощью разных методов статистического анализа (факторного, регрессионного, математического моделирования), правила статистического анализа результатов исследований а также - знать основные периодические издания и ресурсы, содержащие информацию об исследованиях индивидуальных различий.

Уметь: соотнести общие закономерности и средние тенденции с индивидуальной вариативностью; отбирать и грамотно использовать методы исследования индивидуальных различий; отбирать и использовать адекватные статистические методы; пользоваться статистическими пакетами для обработки результатов.

Владеть: теоретико-методологической базой дифференциальной психологии; навыками анализа результатов исследований смежных наук и соотнесения их с результатами психологических исследований; навыками использования дифференциально-психологических знаний в практической деятельности, навыками работы с научной периодикой.

4. Структура и содержание дисциплины «Дифференциальная психология личности»

Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетные единицы - ____ часа, в т.ч. 30 аудиторных (15 лекционных и 15 практических).

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические -Семинар Лаборат. Практич Самост. раб.
  Место дифференциальной психологии в структуре психологического знания и предмет ее исследования              
  Принципы дифференциально-психологического исследования.              
  Происхождение индивидуальных различий             Контрольная работа
  ИТОГО             Зачет

Содержание дисциплины:

 

Наименование раздела. Тема. Содержание
Раздел I. Место дифференциальной психологии в структуре психологического знания и предмет ее исследования  
Тема 1. История становления дифференциальной психологии.   Первые исследования индивидуальных различий (Ф.Гальтон). История развития дифференциальной психологии: английская научная школа дифференциальной психологии (Ч. Спирмен, С. Берт, ранние работы Р.Кэттелла, Г. Айзенк, Д. Грей, Ф. Вернон, Н. Броуди), немецкая (В. Штерн, К. Креппнер, А. Англяйтнер), США (Л. Кронбах, Г. Олпорт, Р. Кэттелл, А. Анастази, Л. Тейлор, П. Коста, Дж.Келли и феноменологическое направление). Отечественные исследования индивидуальных различий: А.Ф. Лазурский, школы Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына, Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина; современные отечественные направления исследования индивидуальных различий. Перспективы развития дифференциальной психологии.
Тема 2. Место дифференциальной психологии в структуре современного психологического знания и ее предмет. Становление психодиагностики, психогенетики и статистических методов психологического исследования в контексте дифференциальной психологии. Соотношение проблематики дифференциальной психологии с проблематикой других психологических дисциплин (эволюционной психологии, психофизиологии, психологии интеллекта, психологии личности, психологии развития, общей психологии). Предмет дифференциальной психологии: 1) анализ структуры психологических характеристик; 2) определение диапазона индивидуальных различий, пределов и причин его изменения; 3) описание различий между группами людей; 4) выяснение социальных и биологических причин, обусловливающих индивидуальные различия; 5) идиографический анализ индивидуальности.
Тема 3. Методология дифференциальной психологии.   Исследование групповых различий как способ анализа источников индивидуальных различий. Правила группового анализа. Соотношение различий внутри групп и между группами. Статистические критерии групповых различий. Возможности группового анализа при исследовании причин происхождения индивидуальных различий. Статистические модели в исследованиях индивидуальных различий (психометрические традиции, эксплоративный и конфирматорный факторный анализ, структурное моделирование). Принципы и методы идиографического подхода к исследованию психологических особенностей человека. История идиографического анализа психологических особенностей человека. Психологические теории, основанные на идиографическом анализе индивидуальности (В. Штерн, Г.Олпорт, Дж. Келли, теории феноменологической психологии). Принципы и методы идиографического анализа.
Раздел II. Принципы дифференциально-психологического исследования.  
Тема 4. Исследование индивидуальных различий в теории черт.   Возможности и ограничения типологического анализа при исследовании индивидуальных различий. Переход от типологического анализа к выделению черт. Понятие психологической черты. Критерии стабильности, кросс-ситуативности, межиндивидуальной вариативности и нормального распределения индивидуальных значений. Семантический и факторно-аналитический способы выделения черт. Теоретические критерии выделения черт. Таксономические критерии (иерархическая структура свойств, различение факторов первого и второго порядка, психометрическая воспроизводимость). Причинные критерии (биологическая основа, независимость от культуры, возрастная стабильность).
Тема 5. Дифференциально-психологический подход к изучению когнитивной сферы.   Соотношение однофакторных, многофакторных и иерархических структура интеллектуальной сферы. Интеллект и когнитивные способности (Дж.Кэррол). Теории многих интеллектов (Г. Гарднер). Ментальные репрезентации. Когнитивные стили М.А. Холодная). Снижение способности к обучению при сохранном интеллекте. Групповые и индивидуальные структуры когнитивных характеристик (сопоставление результатов исследований, использовавших R -технику и P -технику факторного анализа). Социальный, практический, эмоциональный интеллекты и их соотношение с психометрическим интеллектом. Формально-динамический vs содержательные особенности когнитивной сферы: задатки и способности, склонности и интересы. Познавательная активность, как динамическая составляющая способностей, ее связь с интеллектом и креативностью (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес).
Тема 6. Структура свойств темперамента и диспозиционных свойств личности.   Формально-динамические и содержательные компоненты в структуре свойств темперамента и личности. Темперамент и критерии его выделения в теории черт. Направления исследования темперамента в зарубежной и отечественной психологии. Исследование личности в теории черт. Лексический подход к исследованию черт личности (Баумгартен, Олпорт и Одберт) Многофакторная структура свойств Р.Кэттелла. Трех-, пяти- и n-факторные структуры личностных свойств (Г.Айзенк, Норманн, Голдберг, МакКрае и Коста, Теллеген, Заккерман). Саморегуляция в структуре формально-динамических свойств.
Тема 7. Дифференциально-психологические исследования личности.   Направления исследования личности в дифференциальной психологии (темперамент vs. характер, темперамент vs. личность). Индивидуальные различия в мотивациях, ценностях, интересах. Индивидуальные различия в общении и эмоциональной сфере. Субъективная реальность личности: образ мира, психологическое время личности, удовлетворенность жизнью.
Тема 8. Взаимосвязи между психологическими характеристиками, относящимися к разным сферам.   Соотношение социального и биологического в структуре индивидуальности. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Выделение природных и социально-детерминированных свойств человека. Соотношение психологических характеристик, относящихся к разным уровням в иерархии психологических свойств. Стилевые характеристики: Опосредующая и системообразующая роль стилевых характеристик. Когнитивные стили (Г. Уиткин, Дж. Кэган, М.А. Холодная) Стили деятельности (Е.А. Климов). Стили жизни (Адлер). Многофакторная (информационная) теория индивидуальности (Дж. Ройс). Функционально-уровневая теория индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов). Интегральная теория индивидуальности (В.С. Мерлин). Анализ констелляций психологических черт (М. Андерсон, Д. Любинский).
Тема 9. Целостный анализ индивидуальности.   Интер- и интраиндивидуальная вариативность. Стабильные черты и состояния. Ситуативность как проявление интраиндивидуальной вариативности. Ситуативная теория личностных черт (У. Мишел). Парадокс постоянства (Д. Бем). Фундаментальная ошибка атрибуции (Л. Росс). Прототипы свойств. Ситуативность и возможность прогноза поведения.
Раздел III. Происхождение индивидуальных различий.  
Тема 10. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий. Специфика подходов к исследованию природы индивидуальных различий в дифференциальной психологии по сравнению с психогенетикой. Сопоставление интерпретаций результатов, получаемых психологическими и психогенетическими методами.  
Тема 11. Психофизиологические основы индивидуальных различий.   Теоретические предпосылки дифференциально-психофизиологического направления. Основные постулаты исследования индивидуальных различий, сформулированные в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Взаимосвязи свойств нервной системы и психологических характеристик - функциональных состояний, задатков способностей, темперамента, успешности деятельности. Современные исследования отечественной дифференциальной психофизиологии. Уровень активации как механизм регуляции стабильных психологических свойств и преходящих состояний (Небылицын, Айзенк, Грей, Стреляу). Функциональная асимметрия парных органов. Профиль латеральной организации. Левшество и леворукость, психологические особенности левшей.
Тема 12. Формирование индивидуальных особенностей в процессе развития.   Принципы исследования возрастной динамики индивидуальных различий. Возможности лонгитюдного метода и метода поперечных срезов для анализа индивидуальных различий (возрастные изменения vs возрастные различия. Анализ диапазона индивидуальных различий и его изменения в процессе развития.
Тема 13. Роль социальных факторов в формировании индивидуальных различий.   Социально-экономический статус, структура семьи и их роль в формировании индивидуальных различий. Социальные изменения как фактор формирования индивидуальных различий, различия между когортами, принадлежащими к разным поколениям. Расовые и этнические различия в когнитивной сфере. Успехи и ограничения мета-анализа многолетних популяционных исследований (А. Дженсен, Р. Линн, Р. Хернстейн и Ч. Мюррей) Половой диморфизм. Модели половой дифференциации. Схема формирования половых различий в пренатальном и постнатальном периодах Дж. Мани. Теории формирования полоролевого поведения (теория обучения, теория идентификации, когнитивная теория, теория полоролевой схематизации). Гендерные различия.

 

Примеры учебно-исследовательских и самостоятельных работ и заданий (более подробно смотр. в пособии Баранова А.А. и Фефилова А.В. «Дифференциальная психология личности», УдГУ,):

А). Определение работоспособности нервной системы на “моторном” уровне с помощью теппинг-теста Ильина в бланковом или компьютерном вариантах.

Б). Определение значения межполушарной асимметрии на “моторном” уровне с помощью модификации теппинг-теста Ильина на компьютере.

В). Определение значения межполушарной асимметрии на “аудиоперцептивном” уровне при помощи метода Кимуры, или “дихотического” прослушивания специальной записи на стереоплейере с наушниками.

Г). Определение значений “общей активации” человека и межполушарной асимметрии на “активационном” уровне при помощи портативного прибора “Активациометр”.

Д). Определение уравновешенности нервных процессов на “эмоционально-мотивационном” уровне при помощи кинематометра Жуковского или “ползунков” прибора “Активациометр”.

Е). Определение уровня подвижности процессов возбуждения и торможения на эмоционально-мотивационном уровне при помощи кинематометра Жуковского или “ползунков” прибора “Активациометр”.

Ж). Определение уравновешенности нервных процессов по “внутреннему” балансу на эмоционально-мотивационном уровне при помощи кинематометра Жуковского или “ползунков” прибора “Активациометр”.

З). Проведение лабораторного эксперимента с использованием “CONAN 2.0”: регистрация кожно-гальванической реакции (КГР), миограммы (ЭМГ) и кардиограммы (ЭКГ) в фоне и при определенной (математической) деятельности. Обработка студентами своих данных по специальной программе.

 

Техническое обеспечение практических и лабораторных занятий:

Студентам предоставляется возможность зарегистрировать с помощью приборов “Активациометр” и системы комплексного психофизиологического обследования "CONAN 2.0" различные физиологические параметры и реакции: кожно-гальваническую реакцию (КГР), миограмму (ЭМГ), частоту сердечных сокращений (ЧСС) и ритмограмму по ЭКГ. При проведении эксперимента обеспечивается синхронизации регистрации физиологических функций с реакциями испытуемого и отметками экспериментатора.

Примечание: при необходимости (например, если подобное уже было) лабораторные задания могут заменяться или модифицироваться.

Date: 2015-12-13; view: 446; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию