Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап 5. Выбор подходящего момента для оценки правильности принятого решения





Эта стадия, про которую нередко забывают, на самом деле очень важна, поскольку не все решения наилучшим образом отвечают интересам каждого — взрослого или ребенка. Следовательно, как ребенку, так и взрослому не­обходимо вернуться назад и рассмотреть, как идут дела, насколько выбранное решение удовлетворяет каждого. Ребенок зачастую соглашается на решение, которое в да­льнейшем оказывается трудноосуществимым. Необходи­мо сверяться друг с другом, спрашивая: «Как идет выпол­нение решения? Ты по-прежнему считаешь его удовлет­ворительным?»

Иногда на стадии оценки появляется новая информация, требующая пересмотра первоначального решения. Оценива­ние является важным звеном процесса поиска альтернатив. Оценивание покажет, насколько удачным оказалось найден­ное решение, необходима ли какая-то коррекция.

Важную роль в процессе поиска альтернатив играют установки. И взрослый, и ребенок должны:

— хотеть услышать партнера;

— хотеть разрешить конфликт;

— понимать и по возможности принимать чувства парт­нера;

— верить, что другой человек тоже может найти хоро­шее решение;

— смотреть на другого человека как на самостоятель­ную личность, с его особыми чувствами.

Формы поведения, реализующие установку на по­нимание, эмпатию, доверие и принятие, включают в себя:

— зрительный контакт (смотреть на партнера, но не

сверлить его взглядом);

— язык жестов (естественные раскованные открытые жесты и позы); сюда входит и манера взрослого держать­ся, выражающая желание разрешить конфликт;

— внимательное слушание партнера, не столько отно­сящееся к тому, что он говорит, сколько поддерживаю­щее его и побуждающее продолжать и пояснять свои мысли и чувства.

Почему метод исследования альтернатив работает? Процесс исследования альтернатив оказывается эффек­тивным в разрешении конфликтов между взрослыми и детьми по следующим причинам:

1. У ребенка появляется мотив найти и реализовать решение.

2. Появляется шанс найти наилучшее решение.

3. Развиваются мыслительные способности ребенка.

4. К наилучшему результату приводит демократиче­ская философия взрослых.

5. Возникают гармония, взаимное уважение и любовь среди членов семьи, взрослых и детей в детском саду, школе.

6. Ослабевает склонность взрослых к тому, чтобы принуждать детей.

7. Устраняется потребность в демонстрации силы, как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.

8. Исследование альтернатив касается реальных проб­лем вовлеченных в них людей.

Возможно, в некоторых случаях метод исследования альтернатив не будет работать, убедитесь, что вы прошли через все стадии процесса, не упустив ни единого пункта. Если же, вопреки всему, решение так и не будет найдено, можно рекомендовать взрослым следующее:

1. Продолжайте обсуждение, но сделайте перерыв. Иногда после перерыва у людей возникают новые идеи по поводу как самой проблемы, так и путей ее решения.

2. Вернитесь на этап 2-й и поищите другие возможные решения.

3. Подбодрите себя и других участников обсуждения. Можно спросить: «Нашли ли мы все возможные реше­ния?»

4. Поищите скрытую проблему. Вы можете сказать:

«Странно, что же не позволяет нам решить проблему?»

Как правило, один или несколько из предложенных путей приводят к выходу из тупика.

Взрослый должен иметь в виду, что на первых порах достигнутые соглашения могут нарушаться по следую­щим причинам:

1. Соглашение оказалось трудновыполнимым.

2. Отсутствие опыта, самодисциплины или саморегу­ляции при реализации задуманного.

3. Существующая зависимость одного участника кон­фликта от другого также может стать препятствием на пути его разрешения.

4. Забывчивость.

5. Попытка проверить истинную заинтересованность другого.

6. Один из участников обсуждения только делает вид, что согласен с предложенным решением, так как стре­мится заняться чем-то другим.

Если соглашение нарушено, виновному необходимо прямо и честно показать, что произошло. Сделать это не­обходимо по возможности быстро. Это является формой логического последствия.

Процесс исследования альтернатив будет работать лишь в том случае, если оба - и взрослый, и ребенок — понимают, что от них требуется.

Чья проблема?

Строя отношения с ребенком, важно обладать умени­ем слушать, отвечать и исследовать альтернативы. Глав­ной целью каждого из этих навыков является создание у ребенка ощущения собственной полезности и компетент­ности. Для этого необходимо проанализировать вопрос «Кому принадлежит проблема?».

В отношениях взрослых и детей, как и в любых дру­гих, не все идет гладко. Порой возникают проблемы и

противоречия. Нужно быть готовым к тому, что такой момент наступит и относиться к нему как к нормальному явлению, с которым и взрослый, и ребенок умеют конст­руктивно работать.

Первым вопросом, который должен решать взрослый при возникновении какой-либо проблемы, является во­прос о том, чья именно это проблема.

Иногда проблема принадлежит только ребенку или только взрослому, в других случаях она разделена между обоими в зависимости от того, что один из них хочет до­биться от другого, либо проблема может касаться семьи в целом.

Для того чтобы определить «владельца» проблемы, нужно спросить себя:

— Чья это проблема?

— Кому с кем трудно?

— Кто не может добиться своей цели?

Что же поможет разобраться, является ли ребенок «владельцем» проблемы, либо здесь вообще нет пробле­мы взаимоотношений, либо «владельцем» является взрослый?

1. У ребенка возникает проблема вследствие того, что не удовлетворена имеющаяся у него потребность. Это не проблема взрослого, так как ребенок своим поведением никоим образом не мешает ему. Вот примеры проблем, принадлежащих ребенку: Света чувствует, что ее подруга Аня отвергает ее. У Димы не очень хорошо идут дела в школе. Петя огорчен тем, что ему не удалось собрать фут­больную команду.

2. Личные потребности ребенка удовлетворены, но поведение ребенка мешает взрослому удовлетворить свои собственные потребности. Следовательно, проблема воз­никает у взрослого. Вот примеры проблем взрослого:

Таня не выполняет домашних заданий; Лида перебивает папу, когда тот беседует с друзьями; Боря отказывается дежурить.

Взрослые, берегись! Слишком часто вы ошибочно по­лагаете, что все проблемы детей являются и вашими проблемами. Это неверно и даже вредно для ребенка. В действительности, действуя в соответствии с подобны­ми представлениями, вы лишаете ребенка возможности пробовать свои силы в решении проблемы. Так что ребе­нок имеет право находить решения проблем и сам их ре­шать.

Когда взрослый поймет, кому именно принадлежит проблема, перед ним откроются несколько путей. Напри­мер, если проблема принадлежит ребенку, взрослый мо­жет выбрать, что делать:

— внимательно выслушать;

— поискать альтернативы;

— предоставить ребенку возможность самому столк­нуться с последствиями его самостоятельности;

— скомбинировать приведенное выше.

Если же проблема принадлежит взрослому, он может прибегнуть к самостоятельному исследованию альтерна­тив.

Помните, что ответственный взрослый должен уметь определять, кому принадлежит данная проблема; он ис­пытывает удовлетворение, выбрав адекватное поведение, ведущее к возникновению взаимного доверия между ним и ребенком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы преследовали цель показать богатство историко-психологического наследия и его приемлемость в со­временной психологической практике.

Основная цель диагностики личности школьника со­стоит в изучении тенденций в изменяющемся поведении, т. е. в определении социальной направленности учащих­ся и применении такой системы коррекционно-предупредительных мер, которая обеспечивала бы эффектив­ность воспитательных воздействий и мобилизовала, и концентрировала усилия педагога при выборе арсенала педагогических средств, форм и методов.

Диагностика, в основе которой лежат стили семейно­го воспитания и социально-психологические типы лич­ности, позволяет учителю проникнуть вовнутрь изучае­мого объекта и на основе полученных знаний об учащем­ся построить коррекционную работу с ним. Учитель, зна­комый с коррекционно-диагностической работой, диа­лектически подходит к оценке изучаемых им учащихся, выбирает логически обоснованные способы коррекции своего отношения к учащемуся.

Нам удалось разработать авторский вариант диагно­стики, который коренным образом отличается от ранее предлагаемых в научной литературе. Она основывается на изучении причинно-следственных связей между стилем семейного воспитания и появлением опреде­ленного социально-психологического типа личности. Другие методики, изучающие характер и его типы, в основном констатируют факт обнаруженных ими ха­рактерологических особенностей личности без анализа причин, способствующих их образованию.

Одной из сложных проблем данного исследования были выбор и обоснование качественных критериев рас­познания особенностей социально-психологического типа личности, которое получило описательный вариант поведения учащихся в виде характерологического свойст­ва личности в первой главе.

Поступки учащихся могут лишь отражать различные стороны личности, могут быть связаны со множеством условий, в которых проявляются самые различные нрав­ственные качества, учесть которые практически невоз­можно. Выбор пути, по которому шли многие исследова­тели, в основном был основан на классификации поступ­ков учащихся, что позволяло выделить наиболее предста­вительные признаки, указывающие на характер нравст­венного развития личности, что ложилось в основу их диагностических показателей. В данном исследовании мы пошли по противоположному пути, выделяя сразу ин­тегральные показатели личности, которые были описаны в виде характерологических свойств. Это позволило со­здать социально-психологический портрет ученика. Та­кой подход дает возможность по описанию характероло­гических свойств личности судить о предполагаемых и ожидаемых поступках и действиях школьника. Таким об­разом, данная педагогическая диагностика обеспечивала учителя информацией прогностического характера, что позволяло заранее предупреждать возможные изменения поведения в каждом конкретном случае, несмотря на ме­няющиеся обстоятельства и условия.

Кроме того, мы использовали результаты предыдущих исследований, учитывая разнообразие подходов к реше­нию проблемы диагностических признаков распознания особенностей социально-психологического типа лично­сти. Широкое применение в последние годы получило изучение социальных отношений личности [30, 80]. Ис­пользуя в диагностике систему отношений, которые име­ют особую значимость в предварительном распознании изменений в поведении, мы установили тесную их взаи­мосвязь с проявляемыми личностью характерологически­ми свойствами. Поэтому диагностируемые особенности личности в наиболее значимых отношениях (к деятельно­сти, духовным, моральным ценностям общества), изме­нения межличностных отношений (в семье, коллективе, сфере свободного общения) и отношения к самому себе являются результатом определенным образом сформиро­ванных у школьников характерологических свойств лич­ности.

Обоснование теоретических основ диагностики, изу­чающей изменения в поведении учащихся, позволило разработать специфический способ диагностического мышления. Он основан на шести элементах алгоритми­ческих операций в постановке диагноза.

Важное место в работе занимает знание психогенных факторов, определяющих изменения в поведении в резу­льтате определенного стиля семейного воспитания.

Дальнейшая работа над теоретическими основами диагностики требует наиболее серьезного поиска в облас­ти совершенствования системы индивидуального про­гнозирования поведения, планирования коррекционно-профилактических мероприятий, направленных на усиление положительных тенденций в нравственном вос­питании школьника.

Диагностика рассматривается как специфический вид деятельности. Она раскрывает систему признаков и критериев, на основе которых осуществляется распознание личности школьника с его особенностями социаль­но-психологического типа, который возникает в резуль­тате определенного стиля семейного воспитания. Диа­гностирование позволяет выявить, проанализировать, учесть и соединить информацию об основных субъектах и объектах воспитательного процесса, что является обя­зательным условием коррекционной работы учителя.

В исследовании установлено, что диагностика в каче­стве системообразующей связи всех звеньев процесса воспитания и показывает пути управления индивидуаль­ным поведением, так как обеспечивает эффективное взаимодействие всех субъектов и объектов системы вос­питания, учет уровня их развития, условий жизнедеятель­ности, организационных связей и отношений между ними.

Предлагаемые научно-методические рекомендации дают возможность организовать диагностическое изуче­ние личности школьника в течение всего периода обуче­ния его в школе с сохранением и передачей информации с одной ступени обучения на другую. Получаемая учите­лем целостная информация об учащемся позволяет ему организовать консультативную работу с родителями и коллегами по подбору научно обоснованных и практиче­ски оправданных форм, методов и средств педагогиче­ского воздействия в условиях проведения коррекционно-практических мероприятий.

Результаты исследования имеют также определенный социальный эффект, т. к. коррекционно-диагностическая работа с учащимися способствует раннему преду­преждению возможных изменений в поведении и разви­тии школьников, снижает проявление скрытых и открытых форм трудновоспитуемости, повышает эффектив­ность педагогических мер воздействия с учетом характе­рологических свойств личности ученика.

Получаемая информация о личности учащихся обеспе­чивает первый уровень управления в системе «Учитель — ученик» и, кроме того, создает благоприятные предпосылки к управлению на втором уровне «администрация школы — учитель», т. к. позволяет увидеть реальные возможности всего коллектива и каждого учителя в отдельности в реше­нии задач учебно-воспитательного процесса по формирова­нию личности школьника.

Экономический эффект от коррекционно-диагностической работы с учащимися связан с повышением произ­водительности труда учителей и общим снижением нер­вно-психического напряжения за счет адекватности вы­бора форм и методов педагогического воздействия и про­ведения коррекционной работы как в системе «учитель — ученик», так и «родители — ученик». К экономическому эффекту также можно отнести и то, что получаемая ин­формация о характерологических особенностях личности ученика при условии ее хранения и передачи от одной ступени школы к другой может быть постоянно исполь­зована на разных уровнях построения учебно-воспитате­льного процесса без дополнительных усилий со стороны педагогического коллектива. Более того, получаемые зна­ния о личностных особенностях учащихся позволяют ор­ганизовать обучение на качественно новом уровне, по­служить основой оплаты труда учителя и устранить стремление некоторых учителей к успеху в профессиона­льной деятельности за счет избавления от детей того или иного социально-психологического типа личности, кото­рых он не воспринимает, будучи сам представителем од­ного из социально-психологических типов.

Использование в профессиональной деятельности коррекционно-диагностических мероприятий дает учите­лю и определенный моральный эффект, т. к. снижает тре­вожность у учащихся и повышает удовлетворенность профессией. Знание учащихся позволяет учителю объек­тивно оценивать обстановку и, учитывая свои индивидуа­льные качества, выбирать свой стиль управления учеб­но-воспитательным процессом. Профессиональный на­строй на конкретный объект педагогического воздейст­вия значительно снижает количество стрессовых ситуа­ций как для учителей, так и для учащихся, и как следствие, уменьшает необходимость административного вме­шательства, которое подчас приводит к текучести кадров, особенно среди молодых специалистов. Такое положение складывается как результат некоторого необъективного, а иногда и несправедливого решения администрации при улаживании конфликтов, возникающих в системе управ­ления «учитель — ученик — коллектив».

Педагогическая диагностика, будучи первым этапом в профессиональной деятельности учителя, фиксирует на себя все последующие виды профессиональной деятель­ности, каждый раз корректируя действия и тем самым требуя от учителя постоянного самосовершенствования.

По мере внедрения в педвузы и курсы повышения квалификации программы по преподаванию «Диагности­ки личности школьника» следует продолжать совершен­ствовать коррекционно-диагностическую работу в соот­ветствии с уровнем достижений современной педагогиче­ской науки.

Date: 2015-12-13; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию