Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бажанова Наталья Алексеевна





Творческий проект

По Социологии

ТЕМА: «Массовое сознание и массовые коммуникации»

 

Выполнила студентка группы

«Искусство графики»

Факультета МД и ДПИ

Курс

Бажанова Наталья Алексеевна

 

 

Москва 2015

 

Массовое сознание — практическое знание различных социальных групп, не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах, местности проживания, стране, мире.

 

Вообще термин «массы» в обществознании впервые появился в контексте аристократической критики социальных перемен 17-19 веков. Впервые англичанин Э. Берк и француз Ж. де Местр назвали пугающую тогдашних аристократов силу «толпой» или «массой». Поначалу это были образные, описательные и оценочные, идеологические выражения, однако со временем они превратились в научные понятия.
Первым признанным теоретиком масс в конце 19 века стал Г. Лебон. Главной моделью для него была толпа, рассматриваемая как психологический феномен, возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социального положения, национальности, профессии, даже повода, вызвавшего образование данной толпы. В толпе образуется социально-психологическое (духовное) единство массы — «душа толпы». Она проникается определенными общими чувствами, взаимовнушение дает ей значительное приращение энергетики, в толпе глушится, исчезает сознательная личность.

Позднее возникла необходимость отделить понятия «масса» и «толпа». Главной характеристикой массы как аудитории принято считать анонимность и изолированность ее членов, слабое взаимодействие между ними, а также отсутствие их организованности.

 

Термин же «массовое сознание» является неполитизированным синонимом общественного сознания. Эта область является объектом изучения многих наук — психологии, социальной философии, социологии и политологии. Под массовым сознанием в широком смысле понимают сознание больших масс людей, народа. А в более узком значении — это та форма обыденного сознания, которая появляется под влиянием определенных средств (главным образом - средств массовой информации). В массовом сознании органически сливаются психологические образования и идеологические представления и взгляды.

Специфика массового сознания состоит в том, что в нем проявляются интересы и позиции социальных общностей - масс - выражающиеся в форме оценок, установок и убеждений. Оно формируется всей массой членов общества, а не только представителями различных видов духовно-познавательной деятельности.

Массовое сознание — это неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование. Это сознание различных групп людей конкретного общества в конкретно-исторический период, имеющих временную и случайную природу образования. Оно тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обладая относительной самостоятельностью. На конкретно-социологическом уровне понятие «массовое сознание» соответствует общественному мнению.

Но содержание массового сознания не исчерпывается продуктами специализированного сознания представителей духовно-познавательной деятельности. В него входят знания, представления, вырабатываемые всей массой членов общества в процессе их практики: народное творчество, фольклор, верования, ожидания, так называемая «народная философия». Таким образом, субъектами и творцами массового сознания являются все члены общества, объединенные различными социальными связями в процессе их общения, духовной жизни во всем многообразии ее проявления. Идеи, взгляды, представления, составляющие содержание массового сознания, детерминированы общественными отношениями. Массовое сознание является также продуктом общественной системы обучения, образования, всей системы духовного влияния на массы.

К основным психологическим свойствам массового сознания относятся эмоциональность, заразительность, мозаичность, подвижность и изменчивость. В качестве ведущих макроформ массового сознания выделяются общественное мнение и массовые настроения.

 

В массовом сознании людей принято выделять два основных слоя - это сознание обыденное и сознание практическое. Первое связано со стихийным отражением минимального набора повседневных, бытовых потребностей и отношений; в то время как сознание практическое включает в себя весь жизненный опыт человека — оценки, переживания, убеждения, цели, суждения, базирующиеся на здравом смысле. Именно здравый смысл, рационализм, не позволяет сознанию оторваться от действительности. В целом массовое сознание, благодаря традиционным формам закрепления, отличается инертностью, консерватизмом, стереотипностью.

Стоит отметить, что массовое сознание имеет ряд особенностей. Это: сложность и противоречивость (в массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды — прогрессивные и негативные реакции), синкретизм (объединение в одной форме нескольких компонентов значения), размытость, фрагментарность, эмоциональность, а также упрощенное отражение социальной действительности.

В зависимости от содержания высказываний общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных или подчас деструктивных суждениях. Обычно общественное мнение регулирует поведение людей, социальных групп и политических институтов в обществе, вырабатывая или ассимилируя (заимствуя из сферы науки, идеологии, религии) и насаждая определенные нормы общественных отношений.

 

Также важно обратить внимание на такое явление как массовое поведение. Оно представляет собой стихийную реакцию людей на социальную ситуацию, затрагивающую их интересы. Массовые действия могут быть слабо организованными (погромы, паника) либо достаточно хорошо подготовленными (демонстрации, революции, войны).

Выделяют несколько форм массового поведения, такие как:

1. Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. (Примерами массовой истерии могут служить средневековая «охота на ведьм», послевоенная «холодная война», процессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, массовая нетерпимость к представителям другой национальности.)

2. Слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. С точки зрения информационной характеристики слухи условно подразделяются на абсолютно недостоверные, недостоверные с элементами правдоподобия, правдоподобные, достоверные с элементами неправдоподобия. Cлухи делятся на желаемый слух, пугающий и агрессивный слух.

По происхождению слухи бывают стихийные и умышленно сфабрикованные.

3. Паника — это форма массового поведения, при котором люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные действия, часто мешая и травмируя друг друга. Она случается в экстремальных условиях: пожар, землетрясение, наводнение и т.п. Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а иногда — в погромы.

4. Погром — коллективный акт насилия, который предпринимает неконтролируемая и эмоционально возбужденная толпа против собственности или личности. Погром представляет собой кратковременный всплеск насилия, подогреваемый не убеждениями, а страстями (например, погромы, устраиваемые футбольными фанатами или выступления шовинистических группировок против какой-либо национальности). Самым известным примером погрома являются так называемые суды Линча — самосуды, которые толпа белых устраивала над «провинившимися» неграми.

5. Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо. Бунт означает неподчинение властям.

6. Протест — активная форма защиты своих интересов от посягательств извне. Выделяют несколько видов протестов: открытый пассивный протест ( невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу), скрытый пассивный протест ( подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок), открытый активный протест ( митинги, демонстрации, забастовки. стачки), скрытый активный протест и сопротивление ( террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).

7. Демонстрация - временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-либо целей или в знак протеста против чего-либо. Она требует предварительного планирования и подготовки. В целом демонстрации способны вызвать необратимые изменения в обществе.

 

От массового поведения зависят условия существования и функционирования любого государства. Например, массовое поведение может быть таким, что вызовет в обществе аномию (отсутствие закона, организации, состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашёнными целями и невозможностью их реализации для большинства членов общества). Это понятие впервые в научный оборот ввел французский социолог Э. Дюркгеймом.

Связующим звеном между обществом и ценностными представлениями принято считать «солидарность» как взаимодействие индивидуальных сознаний. Это взаимодействие создает систему общих ценностей и чувств — «коллективное сознание». Коллективное сознание и возникающая как его следствие солидарность отдельных людей являются связующим средством, без которого не существует общественного порядка. Его форма и действие определяются структурой общества. Хотя большая часть людей в эволюционно развивающемся обществе живет преимущественно в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, социальными конформистами. Иногда и они совершают незаконные или аморальные поступки, нарушают социальные нормы. Такое отклонение от нормы называется девиацией, а поведение — девиантным. Например, нарушение правила дорожного движения при переходе улицы или сон студентов на лекциях, подсматривание на экзаменах. Но их не считают девиантами. Социологи называют такое поведение первичной девиацией. Привод в милицию, возбуждение уголовного дела, отчисление из академии относятся к вторичным девиациям.

 

Воздействие на общественное мнение с помощью управляемых эффектов для достижения определенных целей называют манипулированием. Это один из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами) путем создания иллюзий и условий для контролирования поведения. Манипуляционное воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны. Симптомами и признаками манипуляции могут быть: язык, срочность, повторение, парцелляция, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений и решения, смешение информации и мнения, стереотипность. Манипуляция — это угнетение личности, и поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через ложь, в которую хотят верить.

 

Массовая коммуникация — процесс производства и воспроизводства массового сознания, средствами массовой коммуникации (сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации).

В Советском Союзе понятия "массовая коммуникация" и, соответственно, «средства массовой коммуникации» были введены исследователями в 60-х годах. Исходной конфигурацией теории массовой коммуникации является понятие «массовая коммуникация». Понятие "массовая коммуникация" (где коммуникация понимается как связь и общение) появляется в 20-х годах в США как обобщение, в основном, опыта работы прессы в условиях рыночной конкуренции, когда был принят курс на интересы публики. Издателям газет и журналов необходимо было достаточно оперативно и точно знать предпочтения своей аудитории. Это и заставляло их понимать свои издания как средство массовой коммуникации, то есть как средство воздействия на массу как конкретное множество людей, которые были, как правило, непосредственно не связаны друг с другом, но при этом имели общие интересы, побуждающие их прибегать к помощи периодической печати. Как средства массовой коммуникации стали пониматься также кино и радио, а впоследствии телевидение и другие электронные средства коммуникации, воздействующие на массовое сознание.

Массовая коммуникация предполагает производство сообщений, рассчитанных на массовое сознание, и их передачу соответствующими техническими средствами. Это неотъемлемая часть современного общества. Революционизирующее значение для массовой коммуникации имеет появление интернета с его возможностями обратной связи и его возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества.

Массовая коммуникация предстает в этой связи как одна из важнейших глобальных проблем, от решения которой зависит развитие всей человеческой цивилизации. Системообразующей конфигурацией теории массовой коммуникации стало понятие «публики», введенное в эпоху возникновения средств массовой коммуникации в работах Г. Тарда, Ч. Кули, У. Липпмана и позднее разработанное Г. Блумером и Г. Лассуэлом. Под публикой понимается совокупность людей, которые, в отличие от массы, адекватно осознают свои интересы, активно вовлечены в процесс их реализации и, соответственно, обладают своим прилюдно или публично, выражаемым мнением (что, в свою очередь ставит действия публики в связь с публичной формой осуществления государственной власти).

Социология массовой коммуникации развивалась параллельно в двух направлениях – в социометрическом направлении, в ходе которого велись исследования общественного мнения и социальных групп как объектов, на которые оказывает влияние средства массовой коммуникации, и в направлении теоретических аспектов массовой коммуникации.

Выделяют следующие формы массовых коммуникаций: образование, религия, пропаганда, массовая культура, реклама, массовые акции. Любые массовые коммуникации представляют собой информационный обмен. Массовые коммуникации, их продукция в виде знаний, сообщений, мифов, имиджей реализуют отношения зависимости. Массовые коммуникации обеспечивают социальный контроль масс и становятся движущей силой общественного прогресса на основе влияния на спрос и предложение общества.

Можно сказать, что коммуникация в природе и обществе прошла следующие стадии: тактильно-кинетическая (у высших приматов), устно-вербальная (у первобытных народов), письменно-вербальная (на заре цивилизации), печатно-вербальная (после изобретения книги и печатного станка) и многоканальная (начинающаяся в современный момент).

 

Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает политическую, экономическую, конкурентную борьбу. Современное общество динамично по своей природе в силу взаимодействия и противоречивости различных социальных групп и классов. Сами противоречия разного уровня выражают конфликт. Посредством обмена информацией, влияния на общественное сознание и настроение массовые коммуникации способствуют разрешению, преобразованию конфликта.

Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает развитие личности. Массовые коммуникации играют важнейшую роль в формировании личности. Особенно в той ее части, которая связана с влиянием культуры. Массовые коммуникации не заменяют межличностное влияние, семью — они доводят до личности социокультурные образцы, личностные образцы посредством образования (обеспечивает усвоение человеком знаний, опыта, накопленного поколениями), религии (затрагивает мировоззренческую сферу человека, помогает преодолевать страдания, стрессы, способствует общению людей, сплачивает их на основе религиозной веры, близка как пропаганде, так и массовой культуре), пропаганды (направлена на распространение определенных идей, взглядов, аргументов для воздействия на людей с целью повлиять на их оценки реальности и их поведение), рекламы (коммуникативная связь между производителем и потребителем). А также культуры (представляет собой совокупность произведений весь доступных для восприятия, все проблемы, события и явления преобразуются в художественные мифы, транслируемые с помощью массовых коммуникаций на миллионные аудитории) и массовых акций (совокупность мероприятий, воздействующих на публику с целью социальных изменений, формирует определенное общественное мнение в пользу определенных идей, событий, явлений).

Благодаря массовым коммуникациям общество и государство решают задачи социального взаимодействия, социального контроля, формирования личности, снятия психологического напряжения у людей, влияния на общественное сознание и настроение.

Таким образом, в наше время без массовой коммуникации невозможно не только конституирование различных институтов и организаций, но и кажется немыслимым само существование общества как такового. Поскольку коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, целесообразно определить ее основное содержание. Коммуникация это: передача информации, идей, эмоций посредством символов (слов, картин, графиков), процесс, связывающий отдельные части мировой цивилизации и позволяющий сделать общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких, а также это механизм, посредством которого реализуется власть.

Вструктуре процесса коммуникации обычно выделяют пять основных элементов: коммуникатор, сообщение, канал, аудитория и эффективность.

Массовая коммуникация выполняет следующие основные функции: наблюдение за окружающим миром (информирование о происходящих событиях), интерпретация событий и обеспечение взаимодействия структур общества с целью решения различных проблем, передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение) и, конечно, развлечение.

 

Воздействие массовой коммуникации может быть какпозитивным, так и негативным. Любая интерпретация и обсуждение событий, предоставляя широкие возможности стабильного и свободного развития, в состоянии порождать конформизм и пассивность.

Взаимоотношение источника и получателя в массовой коммуникации также приобретает качественно новый характер. В качестве отправителя сообщения выступает общественный институт либо мифологизированный индивид. Получателем являются целевые группы, объединяемые по некоторым социально значимым признакам. Задача массовой коммуникации - поддержание связи внутри групп и между ними в обществе. Фактически такие группы могут создаваться в результате воздействия массовых сообщений (электорат новой партии, потребители нового товара, клиенты повой фирмы).

Сплоченность общества, достигаемая утверждением и распространением культурных норм и образцов при помощи массовой коммуникации, имеет своей оборотной стороной доминирование массовой культуры и уменьшение культурного разнообразия. Развлекательная функция массовой коммуникации обеспечивает людям отдых, восстановление сил, но и пропагандирует таким образом стремление к примитивным удовольствиям.

В итоге, можно сказать, что подмассовой коммуникацией подразумевается разновидность социальной коммуникации, при которой получателем информации является большая, неоднородная и рассеянная в пространстве аудитория.

Средства распространения информации и влияния могут быть самыми разнообразными, они тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию, а также ориентированы на определенные группы людей. В последние десятилетия одним из главнейших средств распространения информации являются компьютерные средства. Гибкость, многоаспектность и неподцензурность средств компьютерного отображения информации позволяет многократно усилить ее коммуникационный потенциал и степень воздействия на общество.

Date: 2015-12-13; view: 499; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию