Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






АНКЕТА 3 май 200





Цель: Содержание работы ГДОУ глазами родителей, эффективность работы специалистов, педагогов с детьми. Вопросы:

1. Какие изменения произошли в Вашем ребенке за 9 месяцев пре­бывания в ГДОУ (характере, речевом и интеллектуальном развитии, интересах, способностях...)?

2. Как Вы думаете, каков стиль общения логопеда, педагогов с ребенком?

 

— авторитарный_________________________________________

— партнерский _______________; __________________________

— не знаю_______________________________________________

3. На Ваш взгляд, обеспечивают ли педагоги и специалисты ГДОУ
подготовку ребенка к школе?

Да___________________________________________ —_---------------------

— частично______________________________________________

— нет___________________________________________________

— не знаю_______________________________________________

4. Как Вы думаете, в какой форме логопед, воспитатели проводят
обучение детей?

— в игровой, занимательной________________________________

— в ученой, дисциплинарной (как в школе)_____________________

— не знаю___________________________________________ _—

 

5. Ваши рекомендации: в какой форме следует обучать детей?

6. Как часто Вы получали информацию от логопеда, педагогов о развитии ребенка, его успехах, проблемах?

 

— ежедневно________________________________________.---- _

— 1 раз в неделю_________________________________________

— 1 раз в месяц_______________________ ___________________

— никогда_______________________________________________


164______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ _______________

7. На Ваш взгляд, созданы ли условия в ДОУ для воспитания, раз­
вития ребенка?

—да____________________________________________ I

— частично______________________________________________

— нет __________________________________________________ |

8. Ваши предположения, рекомендации по организации, содержа­
нию учебно-воспитательной, коррекционной работы в ГДОУ.

Спасибо за участие в заполнении анкет. Мы учтем все ваши пожела­ния и рекомендации.

Анализ анкет позволит получить дополнительную инфор­мацию о развитии каждого ребенка, его интересах и способ­ностях, увлечениях, об укладе семьи, семейных традициях, об участие родителей в воспитании, развитии ребенка, о том, как проходят выходные дни и праздники, каков стиль взаимодей­ствия взрослых с ребенком. Анонимные анкеты позволяют родителям откровенно высказать свои мысли по организации, содержанию учебно-воспитательной и коррекционной рабо­ты всего коллектива.

Индивидуальная тетрадь — совместная работа логопеда, ре­бенка и родителей.

Выполнение ребенком заданий позволяет родителям сле­дить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Логопед предлагает задания по развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления, фонетических представлений и т. д.

Логопед подбирает задания дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение несложных за­даний позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.

Например:

Задание № 1. Дата: 24.09.06.

Обвести и заштриховать осенние листья.


___________________________ ВОПРОС 22 _________________________ 165

Напомнить: Линии должны быть ровными, не выходить за контур рисунка.

Дать образец шриховки.

Задание № 2. Обвести длинные слова синим карандашом, короткие — красным.

Слова: дом, собака, жук, кот, ворона.

Задание № 3. Произносить звуки А—У. На звук А — широ­ко открыть рот, на звук У — сложить губы «трубочкой».

А-У А-У.

А-У А-У

Задание № 4. Найти два одинаковых листочка и соединить их одной линией.

Задание № 5. Подуть на листочки. Работа над физиологи­ческим дыханием. Следить, чтобы ребенок не надувала щек: набираем воздух в легкие носом, выдыхаем ртом — губы «тру­бочкой».

Задание № 6. Высунуть кончик языка, поднести его к горлышку маленькой бутылочки и подуть так, чтобы буты­лочка «запела».

В конце занятия логопед оценивает старание, аккуратность выполнения заданий. В конце тетради отводится место для таблицы «Наши успехи и неудачи».

Например:

 

Дата Наши успехи Над этим стоит поработать
24.09.200 При штриховке осенних листьев 1. Не удерживает губы «трубоч-
  Катя соблюдает основные пра- кой».
, вила: линии ровные, не выходят Рекомендации:
  за контур. Проявляет старание Перед зеркалом дома повтори-
  и аккуратность. Различает (ви- те упражнения для губ: А-У;
  зуально) длинные и короткие А-У (3-4 раза).
  слова. Задание выполнила 2. При выдохе (упражнение:
  правильно! Молодец! «Подуй на листочки») Катя на­дувает щеки. Рекомендации: Подуйте на листочки, полоску бумаги, на ручку (на тыльную сторону ладошки Катюши).

           
   
 
     
 
 


Дата Наши успехи Над этим стоит поработать
02.10.200 У Кати хорошая познавательная Катенька затрудняется в рас-
  деятельность. На подгрупповых стегивании пуговиц, развязыва-
  и индивидуальных занятиях нии узелков на веревке.
  активна, внимание устойчивое. Рекомендации:
  Различает неречевые звуки, на- Поупражняйтесь дома развязы-
  зывает их правильно (пение вать узелки на толстой и тон-
  птиц, шум моря, дождь...). кой веревках.

Эти записи логопеда позволяют родителям следить за хо­дом развития ребенка. Выполнение рекомендаций логопеда не требует специальной подготовки и не отнимает много време­ни у родителей. Выполнение домашних заданий не является обязательным для родителей. {Домашние задания воспитан­никам ДОУ не задают.) Рассматривая тетрадь, родители ви­дят, что у ребенка получается очень хорошо, а в чем он испы­тывает трудности.

Например: Ребенок не может повторить последовательно 5 слов: дом, кот, шар, лук, мак. Вместо 5 названных слов ребе­нок воспроизводит слова: дом, мак.

Запись логопеда в конце тетради: «У Яны недостаточно развита слуховая память».

Рекомендации:

Проведите с Яной игру «Эхо». Назовите три слова: дом, кот, солнце. Предложите Яне назвать эти слова в той же последо­вательности. Постепенно увеличивайте количество слов до 5.

Важно отметить, что рекомендации, которые дает логопед родителям, должны быть понятными, простыми и доступны­ми для детей. Не следует давать от 10 до 12 заданий, которые требуют от родителей и ребенка огромных усилий. Не все ро­дители обладают знаниями в области педагогики, психологии и могут в игровой и занимательной форме выполнить предло­женные логопедом задания, а вот его рекомендации они с удо­вольствием выполнят:

—Сходите в осенний парк, соберите красивые листья для гербария. Покажите ребенку красоту осеннего парка.

—Посетите зоопарк. На следующей неделе состоится за­нятие на тему «Дикие звери». Дайте ребенку возможность


___________________________ ВОПРОС 22 _________________________ 167

понаблюдать за поведением зверей (играют, спят, едят, ссо­рятся).

К сожалению, не все родители могут быть чуткими, добры­ми, внимательными и терпеливыми к собственным детям.

Целесообразно проводить консультации для родителей:

• «Совместные игры взрослых и ребенка»;

• «Выходной день — как провести его вместе с ребенком?»;

• «Капризы ребенка — как реагировать на них?»;

• «Сказка перед сном»; -

• «Давай поговорим?

Ведение индивидуальной тетради позволяет родителям не только следить за ходом развития ребенка, но и принимать участие в его воспитании, обучении и коррекции. Не забывай­те высказать родителям слова благодарности, если в результа­те совместной деятельности проблемы успешно решены. За­пись логопеда в конце тетради: «Радуюсь вместе с вами: Ка-тюшка дует на листочки, не надувая щек. Спасибо! Мы вместе хорошо поработали!!!» Такие записи стимулируют активность родителей, и они готовы с вами сотрудничать и с большим желанием выполнять ваши рекомендации. Эти записи помо­гут вам при заполнении «Дневника логопеда», так как они отражают не только содержание работы логопеда с ребенком, но и динамику его развития.


Организация логопедического пункта при общеразвиваю-щих ДОУ возможна только при наличии в базовом учрежде­нии специально выделенного помещения — логопедического ка­бинета площадью не менее 15 м2, отвечающего педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособленного для проведения индиви­дуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Логопедический пункт должен быть оборудо­ван необходимой мебелью: стол для логопеда, круглый стол для занятий с детьми, зеркало, стеллажи для хранения посо­бий, игрушек, картотек, дополнительное освещение над зер­калом и т. д.

Рабочее время, размер заработной платы, длительность ежегодного отпуска и другие условия труда логопеда опре­деляются нормативами, соответствующими компенсирую­щим группам ДОУ. Недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов. Отсутствие в условиях дошкольного логопеди­ческого пункта жесткой регламентации работы логопеда, сковывающей инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач, — важный фактор, который стимулирует его самостоятельный педагогический поиск, побуждает к модификации уже име­ющихся методик логопедического воздействия примени­тельно к новым условиям их реализации и овладению но­выми технологиями коррекционно-речевой работы с до­школьниками.


________________________ ВОПРОС 23 _____________________ Ш

Зачисление детей на коррекционные занятия проводит сам логопед по результатам обследования детей всех возрастных групп массового ДОУ в начале учебного года. На логопункт зачисляются дети 6—7 лет с нарушением отдельных групп зву­ков. Например: [р] [л] [р] [л] — отсутствует, [р] — горловое произношение, [с], [з], [ц] — м/зубное произношение, [л] — губно-зубной сигматизм и т. д.

Количество детей, одновременно занимающихся на лого­педическом пункте, не должно превышать 20—25 человек. Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объеди­нять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в под­группы (3—4 человека).

Дродолжительность^^ подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 25—30 мин., индивидуальных — 10—15 мин. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, психофизическими осо­бенностями детей.

Логопункт, открытый на базе коррекционного учреждения, работает в вечернее время с 15.00 до 19.00, так как родители приводят детей из других ДОУ на занятия с логопедом и при­сутствуют на них, наблюдая за работой логопеда с ребенком. Если на базе массового ДОУ открыта временная группа, то логопед занимается с детьми утром с 9.00 до 13.00.

Сроки логопедической работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нару­шений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в ДОУ и семье. Они могут варьироваться от 2— 3 месяцев до 6—12 месяцев. По мере завершения коррекцион-ной работы и нормализации речи у детей на освободившиеся места зачисляются дети, которые указаны в списке, утверж­денном председателем РМПК на учетный год. Практика пока­зывает, что для нормализации речи детей с фонетическим не­доразвитием необходимо от 1,5 до 6 месяцев, в некоторых слу­чаях до 1 года (например: р-горловой).

Ответственность за порядок зачисления детей на логопункт, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и руководитель ГДОУ, на базе которого функциони­рует логопункт.




 


           
   
   
 
 
 


172 _______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПВДА ДОУ_______________

В п ятницу подгрупповая работа с детьми не планируется^ логопед проводит только индивидуальную работу по коррек­ции звукопроизношения с каждым ребенком.

Самым сложным организационным моментом для логопе­да, который работает на логопункте, является согласование вре­мени посещения занятий и обязательность их посещения. Очень


___________________________ ВОПРОС 23 _________________________ 173

часто родители забывают сообщить логопеду о заболевании ре­бенка, о других каких-либо причинах не посещения логопунк-та. Сбивается график работы логопеда, а следовательно, и по­следовательность коррекционной работы с ребенком, что, не­сомненно, из-за частых пропусков скажется на результативности.

В конце учебного года логопед готовит отчет о работе и представляет его в органы управления образованием, старше­му логопеду района и администрации ДОУ (форму заполне­ния отчета см. с. 175—176).

Таким образом, даже достаточно краткая характеристика организационной и содержательной составляющих работы логопеда в условиях логопедического пункта при ДОУ убеж­дает в том, что новая модель коррекционно-речевой поддерж­ки не подменяет собой уже существующие формы специаль­ной логопедической работы с дошкольниками, а эффективно и органично дополняет их, позволяя оказывать необходимую и своевременную помощь значительному числу остро нужда­ющихся детей с резкой степенью выраженности речевых на­рушений. Кроме того, она помогает уже сегодня дать опреде­ленный ответ на чрезвычайно актуальный для современной практики дошкольного образования вопрос о том, как обеспе­чить поддержку детей с разными отклонениями в развитии в рам­ках сложившейся системы образовательных учреждений, предо­ставляя широкие перспективы для конструирования на ее основе моделей организации коррекционной психолого-педагоги­ческой поддержки других категорий детей с отклонениями в сенсорном, интеллектуальном и двигательном развитии.




 


           
   
   
 
 
 


Утв ерждаю

Председатель комитета по образованию

О. Е. Лебедев

30.11.92

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВРЕМЕННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО ТИПА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Группа для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа открывается с целью коррекции на­рушений произношения отдельных звуков у детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Она также может быть открыта в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушением речи, чтобы выполнять роль логопункта, обслуживая детей курируемых учреждений.

1.2. Группа открывается при наличии на начало учебного года не менее 25—30 детей с нарушением произношения от-


___________ ВОПРОС 23 _________________________ 177

дельных звуков и является временной, существующей до до­стижения необходимых результатов коррекционной работы.

1.3. Открытие и закрытие группы осуществляется приказом по Комитету по представлению районной медико-педагогиче­ской комиссии.

1.4. Для работы с группой в штатное расписание дошколь­ного учреждения вводится одна ставка должности учителя-логопеда с условиями оплаты и работы по действующему за­конодательству.

2. ПОРЯДОК РАБОТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИЕМА В
ГРУППУ

2.1. Группа комплектуется из числа детей старшей и подго­товительной групп яслей-сада или курируемых детских садов.

Ответственным за комплектование группы является лого­пед-куратор учреждения.

2. 2Х Длительность пребывания детей в группе — полгода.

2.3. Наполняемость группы — 12—15 детей на каждые пол­года.

2.4. Комплектование группы осуществляется медико-педа­гогической комиссией в составе заведующего яслей-сада, ло­гопеда этой группы и логопеда-куратора (в том случае, когда должность логопеда этой группы совмещает логопед-куратор, в состав комиссии вводится старший логопед специального учреждения).

2.5. Дети выводятся из группы медико-педагогической ко­миссией по мере исправления нарушений произношения.

2.6. Прием и выпуск детей оформляется одним прото­колом в 3 экземплярах по единой форме и подшивается в папку.

2.7. Не подлежат приему в группу дети с диагнозом «общее недоразвитие речи» и «фонетико-фонематическое недоразви­тие речи», так как коррекция этих нарушений требует комп­лексного подхода и может быть осуществлена только в усло­виях специальной речевой группы.

2.8. Основная организационная форма обучения — индиви­дуальные и подгрупповые занятия.

3. ДОКУМЕНТАЦИЯ

3.1. Протокол приема и выпуска детей (Приложение № 1).


178 _______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________

3.2. Единая речевая карта по форме на весь год (Приложе­ние № 2).

3.3. Рабочий план на подгрупповую и индивидуальную ра­боту (Приложение № 3).

Управление учебно-воспитательных учреждений

Согласовано:

Начальник Управления

финансово-экономического

обеспечения Н. П. Зеленова


Схема-календарь работы учителя-логопеда на весь учебный год

(бланки, образцы документов для учителя-логопеда)


Представленная схема-календарь на учебный год (август-июнь) поможет логопеду своевременно подготовиться к про­ведению основных мероприятий ГДОУ: написать сообщения к МПК, спланировать родительские собрания, составить конспек­ты открытых занятий, подготовить отчеты для старшего логопе­да по комплектованию групп на начало учетного года по резуль­татам обследования детей массовых ГДОУ, написать акт измене­ния диагноза у детей, составить отчет о работе с детьми за год, перспективный план на каждый период обучения детей и т. д.

К схеме прилагается календарный план, в котором указы­ваются не только сроки проведения тех или иных мероприя­тий, но и раскрывается более подробное содержание работы учителя-логопеда на весь учебный год, что в свою очередь, является «шпаргалкой» для организации его деятельности с детьми, педагогами, специалистами и родителями.

СХЕМА-КАЛЕНДАРЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА НА УЧЕБНЫЙ ГОД (сентябрь — июнь)

 

Содержание работы Условное обозначение 0 Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь § ш ё Март Апрель Май Июнь Содержание работы Условное обозначение +
1. Установоч­ный педагоги­ческий совет   +     +         +   13. Отчеты по комплектованию и обследованию детей старше­му логопеду
2. Смотр го­товности ГДОУ к новому уч. году   +       +         + 14. Заполнить экран звукопро-изношения
                         


 

Содержание работы Условное обозначение 0 1 1 о. VO о; 1- X м о. СЕ Е О | А Q. VO А О. СО ю X ОС л со о. ш 9 е со а с; аз о. С CD J Содержание работы Условное обозначение +
3. Подготовка и проведение диагностики детей                       15. Заполнение тетради (1 р. в нед) связи логопеда и воспитателя
4. Заполнение речевых карт по результа­там первичной диагностики                       16. Ведение документации логопеда (ежедневно)
5. Заполнение дневника ло­гопеда (рече­вые карты)       +       +       17. Подготовить материал к аттестации
6. Акт на из­менение диаг­ноза                   +   18. Подача за­явления в атте­стационную комиссию
7. Списки де­тей логопеди­ческой группы                   +   19. Подготовить протокол для РМПК (продле­ния, выпуска детей)
8. Подготовить сообщение на МПК                   +   20. Отчет о ра­боте логопеда (за год)
9. Подготовить сообщение на групповом ро­дительском собрании                   +   21. Списки детей на июнь
10. Открытое занятие                   +   22. Списки детей на новый учеб­ный год
11. Обследо­вание детей массовых ГДОУ                       23. Повышение профессиональ­ной квалификации
12. График работы логопеда                       24. Курсы (крат­ковременные, го­дичные)



 




 




 




 




 




 


196 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Date: 2015-12-13; view: 532; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию