Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Оплата и нормирование труда в организациях





Трудовые ресурсы – это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.

По характеру выполняемых функций персонал подразделяется на четыре категории: рабочие, руководители, специалисты и технические исполнители (служащие вспомогательного персонала).

Рабочие это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п.

Руководители работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.

Специалисты – работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, товароведы и др.

Технические исполнители (служащие вспомогательного персонала) – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, курьеры, чертежники, агенты и др.).

Для характеристики трудового потенциала предприятия используется целая система показателей. Количественная характеристика персонала измеряется в первую очередь такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников.

Списочная численность – это количество работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Она учитывает численность всех работников предприятия, принятых на постоянную, сезонную и временную работу.

Явочная численность характеризует число работников списочного состава, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках.

Среднесписочная численность – это численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, год). Среднесписочная численность работников за месяц определяется как частное от деления суммы всех списочных данных за каждый день на календарное число дней в месяце. При этом в выходные и праздничные дни показывается списочная численность работников за предыдущую дату.

Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12).

Качественная характеристика персонала представлена показателем производительности труда. Производительность труда (ПТ) это его эффективность, результативность. Определяется по формуле:

ПТ = Р: ч

Факторы повышения производительности труда можно классифицировать по трем направлениям:

1. Факторы, создающие условия для роста производительности труда: уровень развития науки, повышения квалификации работников, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров и др.

2. Факторы, способствующие росту производительности труда: материальное и моральное стимулирование, совершенствование оплаты труда, внедрение научно и технически обоснованных норм труда, внедрение прогрессивной технологии и др.

3. Факторы, непосредственно определяющие уровень производительности труда на предприятии: механизация и автоматизация производственных процессов, улучшение качества труда, ликвидация простоев, устранение брака, совершенствование управления и организации труда.

Заработная плата (оплата труда) (ОТ) – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода, зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве.

Под организацией заработной платы понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества и качества труда с размерами его оплаты, путем использования совокупности составных элементов (нормирования, тарифной системы, премии, доплат и надбавок).

Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от его коллектива и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.

С организацией заработной платы на предприятии связано решение двуединой задачи:

- гарантировать оплату труда каждому работнику в соответствии с результатами его труда и стоимостью рабочей силы на рынке труда;

- обеспечить работодателю достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему (после реализации продукции на рынке товаров) возместить затраты и получить прибыль.

Тем самым, через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.

Формы и системы оплаты труда – это способы использования норм труда для расчетов заработной платы работников с учетом особенностей их труда. Они основаны на том, что оплата труда работников устанавливается за:

- качество труда;

- количество труда;

- результат труда.

Структура доходов на предприятиях определяется соотношением трёх основных составляющих: тарифных ставок и окладов, доплат и компенсаций, надбавок и премий. Оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью и ответственностью при нормальных условиях работы и соответствующих затратах рабочей силы. Разработка и использование различных форм и систем оплаты труда позволяют применить к каждой группе и категории работающих определённый порядок исчисления заработка. Это обеспечивает более точный учёт количества и качества труда, вложенного работниками в конечные результаты производства.

Заработная плата состоит из двух основных составляющих:

1) условно постоянной (гарантированной) части, которую при полной отработке нормативного рабочего времени и качественного выполнения трудовых функций получит каждый исполнитель;

2) гибкой (переменной), которая имеет по преимуществу стимулирующий или компенсирующий характер

Переменная часть заработной платы включает такие элементы, как доплаты и надбавки. Каждый элемент заработной платы выполняет свои функции. Доплаты и надбавки связаны, как правило, с особыми условиями работы. Они носят относительно стабильный характер и персонифицированы, т. е. установлены для конкретного человека.

Ряд доплат и надбавок являются обязательными для предприятий всех форм собственности. Их выплата гарантирована государством и установлена Трудовым кодексом РФ. По характеру выплат доплаты и надбавки делятся на компенсационные и стимулирующие. В настоящее время применяется около 50 видов наиболее распространенных доплат и надбавок компенсационного характера. К ним относятся доплаты за работу в вечернее и ночное время; в выходные и праздничные дни; за сверхурочную работу; за разъездной характер работы; несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня; рабочим в связи с отклонениями от нормальных условий исполнения работы; за многосменный режим работы.

К числу обязательных относятся доплаты и надбавки за вредные, тяжелые и опасные условия труда.

К стимулирующим доплатам и надбавкам относят оплату за высокую квалификацию (специалистам); за профессиональное мастерство (рабочим); за совмещение профессий (должностей); за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; за выполнение обязанностей отсутствующего работника; за обслуживание вычислительной техники и др.

Минимальный размер компенсационных доплат и надбавок гарантируется государством и обязателен для применения. Доплаты и надбавки стимулирующего характера устанавливаются по усмотрению руководства предприятия, и их размеры определяются предприятием самостоятельно. При определении размера доплат и надбавок стимулирующего характера учитываются конкретные условия работы.

Размер доплат и надбавок чаще всего определяется в процентах, т.е. относительно должностного оклада или тарифной ставки за отработанное время. Однако предприятие может устанавливать их и в абсолютной сумме — либо в равном размере для всех работников, либо дифференцированно. Размеры доплат и надбавок должны корректироваться при изменениях окладов или ставок с учетом инфляции.

Все выплаты работникам за год формируют фонд оплаты труда (ФОТ).

ФОТ= ОТгод * ч

Не включаются в фонд оплаты труда следующие выплаты работникам в денежной и натуральной формах:

1. Премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, а также выплаты по системам премирования рабочих и служащих за производственные результаты, сверх размеров, предусмотренных законодательством.

2. Дивиденды, проценты по акциям членов трудового коллектива

3. Материальная помощь, а также беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные потребности.

4. Оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору сверх предусмотренных законодательством отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.

5. Надбавки к пенсиям; единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; компенсационные выплаты в связи с повышением цен, производимые сверх размеров индексации доходов, предусмотренные действующим законодательством; компенсация удорожания стоимости питания в столовых, буфетах и профилакториях либо предоставление его по льготным ценам или бесплатно, кроме специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных законодательством.

6. Оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестоимость продукции, работ, услуг.

7. Оплата жилья, путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в секциях, кружках, клубах, посещений культурно-зрелищных и физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки на периодические издания и товаров для личного потребления работников и другие аналогичные выплаты и затраты.

Уровень фонда оплаты труда (УрФОТ) – это доля ФОТ в объеме выручки от реализации.

 

УрФОТ=ФОТ: Р * 100

Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства.

 

ВАЖНО!!! Изучите Трудовой Кодекс РФ в части механизма социальной защиты, предлагаемого государством. Ознакомьтесь с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) и прожиточным минимумом в настоящее время.

При анализе эффективности использования кадров предприятия использования средств фонда оплаты труда используйте относительные показатели, рассматривая данные показатели в динамике.

Вопросы для самоконтроля, выносимые на экзамен:

 

1. Понятие оплаты труда

2. Системы и формы оплаты труда на предприятиях.

3. Состав ФОТ

4. Понятие персонала

5. Структура кадров предприятия.

6. Производительность труда

7. Факторы роста производительности труда на предприятиях.

 

Тестовые вопросы по изученному разделу:

1. Механизм минимальной социальной защиты государства не включает:

а) установление минимальной заработной платы

б) установление максимальной заработной платы

в) установление минимальной продолжительности отпуска

г) установление минимального размера пенсий

2. Среднесписочная численность работников – это показатель…

а) численности работников на определенную дату

б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках

в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации

г) численности работников в среднем за определенный период

3. Норма численности работников – это показатель…

а) численности работников на определенную дату

б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках

в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации

г) численности работников в среднем за определенный период

4. Списочная численность работников – это показатель…

а) численности работников на определенную дату

б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках

в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации

г) численности работников в среднем за определенный период

5. Явочная численность работников – это показатель…

а) численности работников на определенную дату

б) численности работников, явившихся на работу в определенный день, включая находящихся в командировках

в) численности работников, необходимых для выполнения всех функций и задач организации

г) численности работников в среднем за определенный период

 

6. Показателем, характеризующим эффективность труда работников, является:

а) фондовооруженность

б) производительность труда

в) оплата труда

г) уровень фонда оплаты труда

 

7. Существуют две основные формы оплаты труда:

а) тарифная и окладная

б) сдельная и повременная

в) повременно-премиальная и сдельно-премиальная

г) аккордная и бригадная

 

8. Помимо оклада работник может также получать:

а) премии

б) надбавки

в) доплаты и компенсации

г) все вышеперечисленное

9. Уровень Фонда оплаты труда характеризует…

а) сумму всех выплат всем работникам предприятия за год

б) долю Фонда оплаты труда в объеме выручки

в) долю Фонда оплаты труда в общем объеме издержек обращения

г) долю Фонда оплаты труда в объеме валового дохода предприятия

 

10. Условием стабильности предприятия является:

а) опережение роста производительности труда по сравнению с ростом оплаты труда

б) опережение роста фонда оплаты труда по сравнению с ростом реализации

в) опережение роста оплаты труда по сравнению с ростом производительности труда

г) рост выручки, прежде всего, за счет роста численности работников

 

11. Факторами роста производительности труда являются:

а) повышение фондовооруженности

б) повышение фондоотдачи

в) повышение фондоемкости

г) снижение амортизационных отчислений

 

12. Рост производительности труда работников при сохранении их численности однозначно приведет к …

а) росту Фонда оплаты труда

б) снижению издержек предприятия

в) росту выручки предприятия

г) росту чистой прибыли предприятия

 

 

Раздел 4. Планирование и основные показатели деятельности организаций

Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Достаточно широко известна формула французского философа Огюста Конта: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять. В этой формуле хорошо выражена мысль о том, что управлять, а, следовательно, и планировать - нельзя без предвидения и что предвидеть можно только на основании имеющихся знаний.

Основные и необходимые элементы построения плана:

1) определение перспектив развития;

2) анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития;

3) разработка на этой основе программы мероприятий и выбор средств воздействия для достижения поставленной цели.

К основным методам разработки планов можно отнести: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений), экономико-математические методы.

Существуют 4 ключевых принципа планирования:

- единство;

- непрерывность;

- гибкость;

- точность.

Одним из видов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является бизнес-план. Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

Бизнес- план является целевым, программным документом, который представляет собой систему:

- расчётов;

- технико-экономических обоснований;

- совокупность экономических показателей;

- описание мер и действий.

Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.

Планирование производственно-коммерческой деятельности предприятия начинается с определения объема и возможностей производства и реализации продукции, т.е. производственной программы. В торговле процесс планирования начинается с определения объемов реализации (Р), а также поставок (П) и товарных запасов (З1 и З2 – запасов на начало и конец периода).

Одним из основных экономических показателей хозяйст­венной деятельности торгового предприятия является товаро­оборот — процесс обмена товаров на деньги. В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары — по его размеру мож­но судить о значимости данного предприятия на потребитель­ском рынке. Показатель товарооборота имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота — объем ре­ализации в денежном исчислении, качественная — структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) това­рооборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. При этом используется показатель Удельного веса (доли) (Уд.в):

Уд.в.= часть:целое * 100

Товарооборот анализируется в динамике, определяется темп роста (Тр) товарооборота:

Тр = Р текущего периода: Р прошлого периода * 100

Кроме того, оценивается степень выполнения плана (%вп) товарооборота:

 

%вп = Р фактическ: Р планов * 100

 

Подобные сопостав­ления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

 

Различают розничный и оптовый товарооборот.

Под розничным товарооборотом понимают передачу това­ров конечным потребителям. На этом процесс обращения то­вара завершается — он поступает в сферу потребления.

По классификации ООН розничный товарооборот относится к показа­телям, характеризующим уровень жизни. Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные про­цессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), пере­ходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с од­ной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

Оптовый товарооборот — это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти то­вары либо для последующей реализации, либо для производст­венного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.

Оптовый товарооборот по реализации — это продажа това­ров предприятиям розничной торговли, общественного питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу.

Внутрисистемный оптовый товарооборот — это отпуск то­варов одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, исполь­зуется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.

Таким образом, оптовый товарооборот по реализации ха­рактеризует процесс непосредственной оптовой продажи това­ров, а внутрисистемный оптовый товарооборот — движение товаров между звеньями оптовой торговли.

Сумма двух видов оптового товарооборота составляет вало­вой товарооборот.

Товарная структура товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, ко­торые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров.

Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период.

 

Для процесса бесперебойной торговля требуются товарные запасы — часть товарного обеспечения, пред­ставляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвиже­ния: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий.

До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запаса­ми.

Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по:
-местонахождению (в предприятиях торговли, промышлен­ности, в пути);
-срокам (запасы на начало и конец периода);
-единицам измерения: абсолютные (в стоимостном и нату­ральном выражении) и относительные (в днях товарооборота);
назначению:
-текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);
-сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);
-досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной тор­говли в отдаленных местностях в период между срока­ми завоза товаров);
-целевые товарные запасы (для осуществления определен­ных целевых мероприятий).

Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важ­ных задач торговых предприятий: при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением това­рооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополни­тельные потери, увеличение потребности в кредитах и рост рас­ходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финан­совое состояние торговых предприятий.

Товарные запасы анализируются, планируются и учитыва­ются в абсолютных (З2) и относительных показателях.

Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов (Здн), который измеряет­ся в днях товарооборота по следующей формуле:

Здн2 * Д: Р

Уровень товарных запасов по­казывает, на какое число дней торговли (при сложившемся то­варообороте) хватит этого запаса.

Соответственно:

 

З2дн * Р: Д

 

Вторым важнейшим показателем, характеризующим товар­ные запасы, является показатель товарооборачиваемости (В). Товарооборачиваемость позволяет оценить скорость обращения товарных запасов. Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующей формуле:

Вдн= Зср * Д: Р

 

Величина товарных запасов в днях и товарооборачивае­мость являются взаимосвязанными показателями и зависят от следующих факторов:
• звенность товародвижения;
• колебания спроса;
• насыщенность товарных рынков;
• частота поставок;
• уровень цен и соотношение спроса и предложения на кон­кретные товары и товарные группы;
• объем и структура товарооборота конкретного предпри­ятия и др.

 

В торговых предприятиях традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов:

• инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, ко­торые при необходимости могут перевешиваться и перемери­ваться.

• снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка матери­ально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета.
• балансовый метод, основанный на использовании балан­совой формулы:

З1+ П = Р + З2,

где П — поступление товаров за анализируемый период (руб.)

 

Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и по­зволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запа­сов в связи с другими показателями. Недостаток данного мето­да — отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода неустановленные потери, что приводит к некоторым ис­кажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопостав­ляться с данными инвентаризации и снятия остатков.

 

Реализация закупленных товаров требует определенных расходов.
Издержки обращения (ИО) — это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для дове­дения товаров от производителя (поставщика) до потребителя.

Классификация издержек обращения по подотраслям дея­тельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Специфи­ка хозяйственной деятельности предопределяет высокий уро­вень издержек, как правило, на предприятиях массового пита­ния, а наиболее низкий — на предприятиях оптовой торговли.

В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чис­тых и дополнительных издержек обращения. По степени зависимости от изменения товарооборота издержки подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-переменные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых изменяется с изменением объемов товарооборота. К условно-пере­менным относятся расходы по сдельной оплате труда, расходы на тару и упаковку, потери товаров и др.

Условно-постоянные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается по­стоянной при изменении объемов товарооборота. К услов­но-постоянным относятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря, расходы на охрану и др.

Основными задачами анализа издержек обращения тор­говых предприятий являются:
- изучение объема структуры и динамики затрат;
- исследование факторов, оказывающих влияние на общий уровень издержек обращения и количественное измерение этого влияния;
- выявление непроизводительных расходов и потерь и разра­ботка мероприятий по их устранению.

Анализ издержек может проводиться как в целом, так и по отдельным статьям.

Относительный уровень издержек обращения (УрИО), выраженный в процентах к товарообороту, показывает долю издержек обра­щения в объеме товарооборота предприятия торговли (в про­центах):

УрИО= ИО: Р * 100

 

Большое значение имеет определение размера относительной экономии или перерасхода (Оэ\п):

 

Оэ\п = УрИО текщ периода – УрИО прошл периода) * Р текущ.пер

Знак "минус" означает, что достиг­нута относительная экономия издержек, а знак "плюс" — что допущен перерасход издержек. Смысл данного расчета сводится к тому, чтобы сравнить величину издержек, полученную фактически, с величиной из­держек, которая наблюдалась бы при фактическом товарообо­роте и сохранении их базового уровня.

 

На производстве важнейшим качественным показателем, который показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции является себестоимость продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения их размеры корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы).

Себестоимость является базой для определения цены продукции. А издержки обращения – для расчета суммы торговой наценки (оптовой надбавки).

Цена – денежное выражение товарной стоимости продукции, работ, услуг.

Значение цены огромно: она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы; оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства, на уровень жизни общества.

Различают:

1. Рыночные цены – складываются в процессе взаимоотношения субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры:

- свободные;

- монопольные;

- демпинговые.

2. Регулируемые цены – складываются на рынке в процессе прямого государственного воздействия:

- фиксированные;

- предельные.

 

Кроме того, существует дифференциация цен по стадиям ценообразования:

1) оптовые цены изготовителя;

2) отпускные цены изготовителя;

3) розничные цены.

 

Формирование цен:

1. Оптовая цена изготовителя = Себестоимость + Прибыль производителя.

2. Отпускная цена = Оптовая цена изготовителя + Косвенные налоги (акциз, НДС).

3. Оптовая цена закупки = Отпускная цена + Посредническая надбавка.

(Посредническая надбавка = Издержки посредника + Прибыль посредника + НДС)

4. Розничная цена = Оптовая цена закупки + Торговая наценка

(Торговая наценкаа = Издержки обращения розничного предприятия + Прибыль торговли + НДС)

 

Ценовая политика предприятия – важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы, выбор ценовых рыночных стратегий.

Методика расчета цен на товары, как правило, состоит из следующих этапов:

1) постановка задач ценообразования,

2) определение спроса,

3) оценка издержек,

4) анализ цен и товаров конкурентов,

5) выбор метода ценообразования,

6) установление окончательной цены.

Существуют 2 основных метода ценообразования: затратные и ценностные (рыночные).

 

Цена и объем продаж определяют выручку предприятия.

 

Прибыль производственного предприятия (Пр) это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции, а также уплаты налога на добавленную стоимость.

На величину прибыли существенно влияют как объем выпускаемой продукции, так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь, прибыль воздействует на такие показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и другие.

В торговле валовой доход (ВД) – это разность между ценой продажи товаров (товарооборо­том) и ценой их приобретения. То есть валовой доход пред­ставляет собой сумму торговых наценок. Экономическое назначение валового дохода — возмещение издержек обращения, уплата налогов и образование прибыли.

К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень валового дохода (УрВД), относятся:
- объем, состав и ассортиментная структура товарооборота;
-условия поставки товаров;
-экономическая обоснованность торговой наценки.

 

УрВД=ВД: Р * 100

Прибыль торгового предприятия от реализации товаров(Пр) - это разность между валовым доходом от реализации и расходами на реализацию товаров (издерж­ками обращения), а также НДС. Прибыль является результирующим показа­телем хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Выделяют налогооблагаемую прибыль. Эта прибыль является базой налогообложения налогом на прибыль. Чистая прибыль представляет собой разницу между валовой прибылью и налогом на прибыль. Она остается в распоряжении предприятия.

В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный результат деятельности, существует относительный показатель эффективности работы предприятия - рентабельность. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к какому-либо показателю и выражается в процентах.

Рентабельность реализации, (продаж или товарооборота) (Рент) – основной показатель эффективности деятельности предприятия, показывает долю прибыли, приходящуюся на один рубль выручки от реализации:

 

Рент = Пр: Р * 100

В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабель­ность торгового предприятия определяют посредством процент­ного отношения прибыли к следующим показателям:
- товарообороту;
- издержкам обращения;
- оборотным средства;
- основным средствам;
- торговой площади;
- собственному капиталу;
- активам.

 

ВАЖНО!!! При изучении данной темы необходимо использовать только современную литературу текущего года издания, а также Налоговый Кодекс РФ в действующей редакции (в части глав 21 и 25). Обратите внимание на то, что основные экономические показатели анализируются в динамике. При этом наибольшее внимание уделяется относительным показателям, определяется их взаимосвязь и взаимовлияние. Анализ является базой для дальнейшего планирования и разработки стратегии развития предприятия.

 

Вопросы для самоконтроля, выносимые на экзамен:

 

1. Издержки производства и обращения предприятия

2. Пути снижения издержек

3. Понятие и виды цен

4. Структура розничной цены. Элементы розничной цены

5. Эффективное управление ценами. Виды скидок

6. Основные источники доходов предприятия

7. Пути увеличения доходов предприятия

8. Прибыль: понятие, расчет прибыли

9. Факторы роста прибыльности предприятий

10. Формирование и распределение чистой прибыли

11. Рентабельность продаж: понятие, расчет

12. Факторы роста рентабельности продаж

13. Планирование деятельности организации

14. Значение планирования

15. Виды планирования на предприятиях

16. Торгово-финансовый план предприятия. Финансовый план. Бизнес-план

17. Финансовые ресурсы предприятия, источники финансовых ресурсов

 

Тестовые вопросы по изученному разделу:

 

1. Назовите два основных метода ценообразования:

а) затратный и ценностный

б) долгосрочный и краткосрочный

в) рыночный и регулируемый

г) стоимостной и ценностный

 

2. Какие основные элементы включает в себя цена:

а) издержки и надбавки

б) издержки, налоги, надбавки

в) издержки, налоги, прибыль

г) издержки, надбавки, наценки

 

3. К специфическим ценам относятся:

а) биржевые, аукционные

б) отпускные, оптовые

в) розничные

г) государственные закупочные

 

4. На размер торговой наценки влияет:

а) уровень издержек обращения предприятия

б) сумма налога в составе наценки

в) планируемый уровень прибыли (рентабельность)

г) все вышеперечисленное

 

5. Какой из предложенных ответов верный:

а) цена- это денежное выражение стоимости товара

б) цена – это результат согласования спроса и предложения

в) цена есть стоимость товара плюс его потребительская стоимость

г) верно все вышеперечисленное

 

7.Если предприятие планирует выручку в сумме 200 млн.руб. и Уровень издержек обращения в размере 10%, то сумма издержек обращения составит:

а) 2 млн.руб

б)10 млн.руб

в)20 млн.руб

г)12 млн.руб

 

8. На рентабельность продаж влияет прежде всего соотношение темпов роста:

а) прибыли и доходов

б) дохода и выручки

в) прибыли и выручки

г) издержек и выручки

 

9.Рентабельность капитала показывает:

а) эффективность использования всех оборотных и внеоборотных активов

б) долю прибыли в объеме выручки от реализации

в) соотношение прибыли и затрат предприятия

г) эффективность использования имущества предприятия

 

10. Разработка руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития в текущем периоде и на перспективу – это:

а) учет

б) планирование

в) прогнозирование

г) нормирование

 

11. Какого метода планирования не существует:

а) динамический

б) графоаналитический

в) расчетно-аналитический

г) балансовый

 

12. Рабочим документом предприятия, в котором оно ставит свои цели и детально прорабатывает пути их достижения, является:

а) торгово-финансовый план

б) финансовый план

в) баланс

г) бизнес-план

 

13. К стоимостным показателям деятельности предприятия не относится показатель:

а) издержки обращения

б) Фонд оплаты труда

в) средний остаток оборотных средств

г) рентабельность продаж

 

 

14. В состав отпускной цены входят следующие элементы:

а) издержки, налоги и прибыль

б) издержки и НДС (акциз)

в) оптовая цена и торговая наценка

г) оптовая цена и снабженческо-сбытовая надбавка

 

15. Не включается в отпускную цену:

а) оптовая цена

б) прибыль производителя

в) налоги

г) торговая наценка

 

16. На рост издержек обращения предприятия не влияет:

а) увеличение фонда заработной платы

б) рост ставки налога на прибыль

в) рост транспортных расходов

г) увеличение материальных затрат

 

17. Чему НЕ равна сумма валового дохода торгового предприятия:

а) сумме реализованных торговых наценок

б) разнице между суммами розничных и покупных цен

в) выручке от реализации товаров

г) сумме издержек обращения, прибыли и НДС

 

Варианты домашних контрольных работ и методические указания по их выполнению:

 


1. Формирование и использование прибыли торгового предприятия. Рентабельность продаж: понятие, значение, расчет.

 

2. Произведите расчеты. Проанализируйте динамику состояния основных фондов производственного предприятия. Внесите рекомендации.

 

Показатель Прошлый год Текущий год Темп роста, %
1.Выручка от реализации продукции, млн.руб 420,2   104,50
2.Стоимость основных производственных фондов (ОПФ), млн.руб, в т.ч: 9,4 10,4  
Активная часть ОПФ, млн.руб   6,2  
Уд.вес активной части ОПФ, % 70,50   -
3.Фондоотдача активной части ОПФ, руб\руб      
4. Фондоёмкость активной части ОПФ, руб\руб      

 

Методические указания: Для раскрытия вопроса 1 следует использовать учебник «Экономика торгового предприятия», «Экономика торговли» и т.д. текущего года издания. А также изучить 25 главу НК РФ в действующей редакции. Обратите внимание на то, что механизм формирования прибыли торговых предприятий несколько отличен от производственных. Приведите формулы расчета прибыли (от реализации товаров, балансовой, чистой) и рентабельности продаж.

Используя надлежащие формулы, рассчитайте недостающие показатели. Дайте оценку эффективности использования основных фондов на предприятии.

 

 
 

 

 


1. Понятие, виды ресурсов. Финансовые ресурсы и их источники

 

2. Произведите расчеты. Проанализируйте издержки обращения торгового предприятия. Внесите рекомендации.

 

Статьи издержек обращения План Факт Относит. экономия\ перерасход, тыс.руб.
Сумма издержек обращения, тыс.руб. Уровень издержек обращения,% Сумма издержек обращения, тыс.руб. Уровень издержек обращения,%
Транспортные расходы 144,2   161,3    
Расходы на оплату труда 8235,0   8496,1    
Расходы на аренду помещения 300,0   300,0    
Расходы на электро-водо-теплоснабжение 520,8   598,0    
Расходы на упаковку 118,0   119,8    
Расходы на текущий ремонт 30,3   15,2    
Амортизационные отчисления 11,0   11,0    
Расходы на рекламу 150,0   142,6    
ВСЕГО издержек обращения, тыс.руб.          
Выручка, тыс.руб. 95684,8 - 98430.0 -   -

 

Методические указания: В ходе ответа на вопрос 1 изучите виды ресурсов на предприятии, критерии эффективности их использования. Особое внимание уделите финансовым ресурсам и их источникам.

Рассчитайте показатели уровней издержек. а затем сумму относительной экономии или перерасхода. Увяжите полученные данные, выявите их причинно-следственную связь. Дайте объяснение и оценку экономической ситуации. Внесите предложения при планировании на перспективу.

 

 


1. Основное фонды: сущность и назначение, классификация. Состав основных фондов торгового предприятия. Оценка основных фондов организаций. Показали эффективности использования основных фондов.

2. Среднегодовой объем реализации торгового предприятия составляет 400,0 млн. руб. Уровень Фонда оплаты труда составляет 9,60 %. Среднегодовая численность работников равна 40 человек. Определите среднемесячные заработную плату и производительность труда одного работника в текущем году.

На следующий год планируется увеличить среднюю заработную плату на 5000 рублей в месяц, а производительность труда повысить на 8 %, Численность штата останется прежней. Определите планируемые показатели, проанализируйте, стабильно ли развивается предприятие.

 

Методические указания: В ходе рассмотрения вопроса 1 дайте определение понятию «основные фонды», рассмотрите их структуру, классификацию. Уделите внимание составу основных фондов торговых предприятий. Приведите формулы для расчета показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов. Изучите пути повышения эффективности использования ОФ.

Используя надлежащие формулы, рассчитайте показатели на планируемый год. Рассчитайте темпы роста показателей. Целесообразно оформить результаты в таблицу. Далее проведите оценку данного предприятия на соответствие условиям стабильности. Сделайте выводы и внесите предложения по совершенствованию ситуации.

 

 

 
 

 


1. Предпринимательство и организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания организации. Структура организации, ее элементы.

2. Заполните таблицу и сделайте выводы об эффективности деятельности производственного предприятия:

Млн.руб.

Показатель Прошлый год Текущий год Темп роста, % Отклонение показателя текущего года от показателя прошлого года
1.Выручка от реализации продукции (валовой доход) 182,60   112,00  
2. В том числе НДС, 18%        
3.Издержки производства        
4.Уровень издержек производства, % 55,00      
5.Прибыль от реализации продукции   62,76    
6.Рентабельность, %     -  
             

 

Методические указания: При раскрытии вопроса 1 дайте определение понятию «предпринимательство», назовите основные виды предпринимательства. Приведите классификацию организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов. Используйте при ответе Гражданский Кодекс РФ. Расскажите о структуре, элементах и порядке создания организацииэ

Рассчитайте недостающие показатели. Проанализируйте относительные показатели и дайте оценку эффективности деятельности предприятия. Установите причинно-следственную связь показателей. Внесите рекомендации и предложения на очередной год.

 

 
 

 

 


1. Оборотный капитал: понятие, состав. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности использования оборотных средств.

2. Заполните таблицу, представляющую баланс товарооборота торгового предприятия за год:

Показатель З1 П план П факт % впП Р план Р факт %впП З2 план З2 факт Здн план Здн факт
Продовольственные товары         960,0   110,00 67,9      
Непродовольственные товары 150,5 664,8 680,2     750,0   74,7      
Всего   1579,0               средн средн

Методические указания: При ответе на вопрос 1 дайте определение понятию «оборотный капитал», рассмотрите его состав и структуру. Подчеркните значение нормирования, расчета потребности в оборотных средствах. Приведите конкретные показатели, характеризующие эффективность использования оборотного капитала.

Используя формулы баланса товарооборота, процента выполнения плана, а также относительного уровня товарных запасов. Рассчитайте недостающие показатели. Обратите внимание на то, что относительный показатель уровня товарного запаса в целом по предприятию рассчитывается как средняя величина по формуле. Проанализируйте полученные данные, уделяя внимание взаимозависимости и взаимовлиянию показателей реализации, поставок и запасов. Внесите рекомендации и предложения на очередной год.

 

 

 
 

 

 


1. Формы и системы оплаты труда на предприятиях. Структура фонда оплаты труда. Показатели эффективности использования фонда оплаты труда.

2. Рассчитайте недостающие показатели по двум видам продукции:

 

Себестоимость, руб. Прибыль Оптовая цена, руб. НДС, 18 %, руб. Отпускная цена, руб. Торговая наценка Розничная цена, руб.
% руб. % руб.
630,00                
                1460,25

 

Методические указания: Раскрывая вопрос 1, используйте современную литературу. Сравните преимущества и недостатки основных форм оплаты труда. Изучите структуру фонда оплаты труда. Приведите формулы расчета основных показателей. Характеризующих эффективность использования ФОТ на предприятиях. Отметьте особо, от каких показателей деятельности предприятия зависит объем ФОТ.

При расчете элементов цены, обратите внимание на то, что в первом случае осуществляется начисление, а во втором – выделение процентов наценки, НДС и нормы прибыли. Это две существенно различающиеся методики. Чтобы убедиться в правильности ответов, сделайте надлежащие проверки.

 

 

 


1. Понятие, функции, виды цен. Структура розничной цены.

2. Рассчитайте недостающие показатели. Оцените эффективность использования оборотных средств на предприятии.  
             
 
Показатель Прошлый год Текущий год Темп роста, % Темп прироста, % Отклонение показателя тек.года от прошл.года  
1.Выручка от реализации, млн.руб.         +7,26  
2.Остаток оборотных средств, млн.руб. 11,28     +12,32    
3.Оборачиваемость оборотных средств, дн.            
4.Коэффициент оборачиваемости, об            

 

Методические указания: Дайте определение понятию «цена». Приведите функции цен, их классификацию. Особое внимание уделите структуре розничной цены. Рассмотрите виды и ставки косвенных налогов, входящих в состав цены. Привлеките для этого Налоговый Кодекс РФ. Расскажите о порядке расчета прибыли производственного предприятия и розничной торговой наценки. В заключение приведите формулу формирования розничной цены.

Используя надлежащие формулы, рассчитайте показатели использования оборотных средств. Оцените их динамику и взаимосвязь, сделайте вывод.

 

 

 
 

 

 


1. Планирование на предприятиях: понятие, виды, методы. Этапы планирования. Структура финансового плана.

2. Сравните прибыль и рентабельность двух торговых предприятий – «Сфинкс» и «Барс», если объем их годовой выручки от реализации равен и составляет 28890,0 тыс. руб. Уровень валового дохода предприятия «Сфинкс» - 24 %; средний процент торговых наценок «Барс» равен 28 %. Ставка НДС в составе торговых наценок – 18%.Уровень издержек обращения предприятия «Барс» - 14 %; сумма издержек предприятия «Сфинкс» равна 3526,8 тыс. руб. Сделайте выводы.

 

Методические указания: В ходе ответа на вопрос 1 дайте четкое определение понятию «планирование». Подробно раскройте основные методы планирования на предприятиях. Особое внимание уделите структуре и этапам разработки финансового плана.

Последовательно рассчитайте финансовые результаты деятельности сначала предприятия «Сфинкс», затем «Барс». Определите, почему при сопоставимых объемах продаж прибыль и рентабельность различна? Обратите внимание, что в одних случаях проценты начисляются (например, при расчете уровней), а в других – выделяются (например, при расчете НДС в структуре наценки).

 

 

 


1. Товарооборот и товарные запасы предприятия. Понятия, классификация, показатели оценки.

2. Рассчитайте недостающие показатели и заполните таблицу:

Группа товаров Отпускная цена, млн руб. Торговая наценка Розничная цена, млн.руб. Уровень валового дохода, % Сумма валового дохода, млн.руб.
тыс.руб %      
1.Продовольственые 425,0          
2.Промышленные           36,9
ВСЕГО 539,5   средн   средн.  

 

Методические указания: Дайте определение понятия «товарооборот», приведите его классификацию, структуру, функции. Увяжите данное понятие с понятием «товарные запасы». Приведите понятие, назначение, классификацию, показатели измерения товарных запасов Раскройте особенности расчета товарных запасов в розничной и оптовой торговле. Перечислите факторы, влияющие на размер товарных запасов и товарооборачиваемость.

Рассчитайте показатели и сделайте выводы о порядке расчета суммы и уровня валового дохода торгового предприятия

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

 

1. Самарина В.П. Экономика организации. Задачи и тесты. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2014.

2. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник. – М.: КноРус, 2013.

3. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2012

4. Чечевицына Л. Н., Хачадурова Е.В. Экономика организации. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2014.

5. Котерова Н.П. Экономика организации. Учебник - 5 изд. – М.: Academia, 2014.

6. Кнышова Е.Н. Экономика организации. – М.: Форум, 2013.

 

Нормативная документация:

 

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2014.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. – 8-е изд. - М.: Ось, 2014.

3. Налоговый Кодекс Российский Федерации. Части первая и вторая. – М.: Эксмо, 2014.

 

Дополнительные источники:

 

1. Козерод Л.А. Экономика торгового предприятия. Учебное пособие. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012.

2. Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010.

 

Интернет ресурсы:

1.www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости

2.www.fira.ru – база данных по российским компаниям

3.www.finansy.ru – Публикации по экономике и финансам

4.www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент

5.www.cio-world.ru – Журнал " CIO "

6.www.dir.yahoo.com/Business_and_Economy – Бизнес-ресурсы

7. www.minfin.ru - Министерство финансов РФ


 

Date: 2015-12-12; view: 585; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию