Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тема 2. Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе V вида





План:

1.Цели и задачи обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи русскому языку.

2. Принципы коррекции нарушений письменной речи (по Р.И. Лалаевой).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Методика русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида (определение)

2. Объект исследования специальной методики русского языка

3. Предмет исследования специальной методики русского языка

4. Цель специальной методики русского языка

5. Науки, оказывающие наибольшее влияние на развитие специальной методики русского языка:

6. Задачи обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи в начальных классах

7. Разделы программы обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи

8. Принципы коррекции нарушений письменной речи (по Р.И. Лалаевой).

 

 

Методика русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида – педагогическая дисциплина, которая исследует цели, содержание, закономерности, принципы, методы и приемы обучения русскому языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР)

 

Предмет исследования – процесс обучения русскому языку детей с ТНР
Цель: формирование устной и письменной речи как средства общения, как средства овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Объект исследования – учебные планы, программы, учебники, организационные формы и закономерности обучения русскому языку школьников с ТНР

 

 

   
 
Задачи:
  1. определение содержания и объема русского языка как учебного предмета и распределение его по годам обучения в школе для детей с ТНР;
  2. изучение процесса формирования знаний, умений и навыков чтения, письма и правописания у школьников с ТНР. Выявление тех программных разделов, в овладении которыми они испытывают трудности;
  3. разработка эффективных путей и средств, способствующих преодолению этих трудностей, овладению знаниями по русскому языку на уровне современных требований, а также общему развитию учащихся;
  4. поиск и внедрение методов и приемов, направленных на решение через урок русского языка воспитательных задач
 
 
Методы исследования: § изучение и анализ учебно-методической общей и специальной литературы § изучение, анализ и обобщение передового опыта педагогов § педагогический эксперимент (естественный и лабораторный) § наблюдение за процессом обучения учащихся с ТНР русскому языку § изучение детских работ и документации    
 
 
Науки, оказывающие наибольшее влияние на развитие методики русского языка: логопедагогика, логопсихология, лингвистика, психолингвистика, физиология и патология органов речи, методика начального обучения русскому языку для массовых школ

 


Русский язык как учебный предмет

в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями зрения.

Основные принципы коррекции нарушений письменной речи (по Р.И. Лалаевой)

Принцип комплексности Механизмы, вызывающие возникновение нарушений письменной речи, одновременно обуславливают нарушения устной речи. В связи с этим при устранений дислексий и дисграфий коррекционное воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо)
Патогенетический принцип (принцип учета патогенеза, т.е. механизма нарушения) Во многих случаях одинаковые по симптоматике нарушения чтения и письма имеют в своей основе различные механизмы. Основной задачей педагогического воздействия является коррекция нарушенного механизма.
Принцип учета психологической структуры процессов чтения, письма и характера нарушения речевой деятельности Процессы чтения и письма представляют собой сложную многоуровневую деятельность. У детей, страдающих нарушениями чтения и письма, обнаруживается различный механизм дезорганизации этой сложной речевой деятельности: а) несформированность одной из операций, б) несформированность нескольких операций процессов чтения и письма, в) недостаточная автоматизированность операций, г) нарушения в организации целостной программы деятельности при относительной сформированности отдельных операций.
Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы В основе этого принципа лежит представление о речи, о речевой деятельности как о сложной функциональной системе, а также учение о сложной структуре психических функций. На ранних этапах онтогенеза функция осуществляется с участием различных анализаторов, на основе полимодальных афферентаций.
Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции Максимальное использование полимодальных афферентаций осуществляется дифференцированно, с опорой на сохранные звенья нарушенной функции.
Принцип поэтапного формирования умственных действий Становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане.
Принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) Процесс коррекции психической функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала Особенности формирования речевых функций у детей с нарушениями письменной речи определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу.
Принцип системности Методика устранения каждого вида дисграфии и дислексии представляет собой систему методов, направленную на преодоление основного дефекта, на создание определенной функциональной системы.
Принцип учета симптоматики и степени выраженности речевого дефекта Нарушения чтения и письма различаются не только по механизмам, но и по степени выраженности. Особенности проявления также зависят и от этапа овладения чтением и письмом.
Принцип деятельностного подхода Процессы чтения и письма представляют собой сложную многоуровневую деятельность. В коррекционной работе следует воздействовать на все этапы этой сложной деятельности.
Онтогенетический принцип В процессе формирования функций, обеспечивающих овладение чтением и письмом, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе.

 

 

Модуль 2.








Date: 2015-12-13; view: 382; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (2.767 sec.) - Пожаловаться на публикацию