Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Теория познания в социальной деятельности





  1. Понятие и подходы к определению сущности социальной работы.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное в том, что социальная работа как одна из разновидностей деятельности направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.

Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

Спектр социальной работы, социальной помощи населению исключительно многообразен. Причем, как правило, он имеет тенденцию к расширению.

Социальная работа – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Эта деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.

Содержание социальной работы можно определить, как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе - потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Институты социальной работы как устойчивые образцы социальной практики в данной сфере подразделяют, прежде всего, на общепрофильные и специализированные. Первые оказывают социальную помощь всему населению, вторые - его определенным категориям (инвалидам, кризисным семьям, участ­никам современных военных действий и пр.). Каждый из институтов занимает место в общей структуре взаимодействия, в пространстве социальной работы.

 

  1. Основные принципы социальной деятельности.

Сложность и многообразие связей и отношений в социальной сфере обусловливают наличие обширной совокупности, системы принципов социальной работы, среди которых выделяют:

1. социально-политические;

2. организационные;

3. психолого-педагогические

4. специфические.

К социально-политическим принципам относятся:

а) государственный подход к задачам, решаемым в социальной деятельности;

б) гуманизм и демократизм социальной деятельности;

в) тесная связь содержания и форм социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности, социальной группы;

г) законность и справедливость социальной деятельности.

В основе социальной деятельности лежит социальная политика, адекватно выражающая в теории и на практике приоритетные интересы слабо защищенных в социальном отношении групп населения.

Обеспечение на практике государственного подхода к социальной работе предполагает:

- умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы задач социальной работы;

- видение перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать задачи сегодняшнего дня.

Принцип гуманизма – признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий для свободного и всестороннего проявления способностей личности. Человечность, человеколюбие – внутренне присущая характеристика социальной работы. Гуманизм в социальной деятельности требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности, в которых социальное равенство, человечность, справедливость были бы нормой в отношениях между людьми.

Принцип демократизма предполагает преимущественно неформальный характер взаимоотношений специалиста по соц. делам и гражданина. Демократизм в социальной деятельности требует умения устанавливать психологический контакт между специалистом по соц. делам и гражданином, соблюдения норм и правил поведения, уважения и внимания к личности гражданина, вовлечения его в активный поиск путей разрешения личностных проблем.

Тесная связь содержания и форм социальной работы с конкретными условиямижизнедеятельности личности, социальной группы – это учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними.

Законность и справедливость предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Социальная политика, в какой бы форме она не выражала интересы человека, только тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле, если результаты ее реализации ощущаются людьми на практике.

К организационным принципам относятся:

а) социально-технологическая компетентность;

б) стимулирование;

в) контроль и проверка исполнения;

г) единство полномочий и ответственности.

Социально-технологическая компетентность – это всесторонняя осведомленность юриста об условиях решения возникающих проблем и умение грамотно реализовать свои знания на практике. Данный принцип предполагает систематическую учебу и переподготовку кадров, четкую постановку информации, аналитическую и прогностическую деятельность во всех звеньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной деятельности, их типологию и особенности, деловитость и организованность при работе с клиентами социальных служб.

Стимулирование – это побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. Принцип стимулирования в социальной деятельности предполагает:

- гармоничное сочетание идейно-нравственных и материальных его форм;

- адекватность средств и способов стимулирования и индивидуальных профессиональных, образовательно-культурных и психологических особенностей личности;

- объективность и гласность оценки отношения человека к делу, к социальным ценностям его жизнедеятельности.

Контроль и проверка исполнения – необходимый принцип социальной деятельности.

Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. Осуществление на практике этого принципа требует сочетания административного и общественного контроля, регулярности его осуществления, анализа и формулирования практических рекомендаций по устранению недостатков, содействия укреплению законности и правопорядка.

Единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальной службы.

Изучение практики деятельности социальных служб и органов их управления показывает, что их четкое функционирование достигается в результате:

- ясного представления каждым специалистом своих функций и задач, а также соответствующих прав в самостоятельном принятии решений;

- строгого определения полномочий и ответственности каждого подразделения органов социальной защиты в отношениях «по вертикали» и по «горизонтали».

Большие полномочия при малой ответственности кадров создают благоприятную почву и возможность для административного произвола, непродуманных решений.

В то же время большая ответственность кадров при малых полномочиях исключает возможность действовать оперативно, решительно, сковывает инициативу и оборачивается безответственностью специалистов социальных служб на деле.

Психолого - педагогический принцип, который выражает требования к формам и методам социальной деятельности, к способам психолого-педагогического воздействия на гражданина специалистами социальной деятельности.

1. Комплексный подход - один из основополагающих принципов социальной деятельности этой группы. Данный подход в решении социальных проблем выступает как принцип, следование которому обеспечивает эффективность психолого-педагогического воздействия на состояние и поведение клиента социальной работы.

Практическое воплощение принципа комплексности в социальной деятельности предполагает:

- изучение и учет интересов, потребностей, настроений людей;

- прогнозирование характера влияния на их поведение и самочувствие социально-политических, социально-психологических и материально-бытовых факторов;

- умение видеть в людях не абстрактные существа, а реальные личности, потребности и желания которых опосредованы их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условиями и жизненным опытом, и учитываются в практике социальной работы.

2. Дифференцированный подход к гражданам социальной деятельности. Данный подход в социальной работе обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, окружающей нас действительности, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение людей.

Специфические принципы, определяют основные правила деятельности в сфере социальных услуг населению, это принципы:

- справедливости, альтруизма и толерантности;

- коммуникативности;

- вариативности социальной помощи;

- гармонизации общественный групповых и личностных интересов;

- универсальности (исключить дискриминацию при оказании помощи);

- охраны социальных прав и конфиденциальности;

- социального реагирования (осознание необходимости принимать меры);

- профилактической направленности (предупреждение возникновения социальных проблем и жизненных затруднений);

- клиентопроцентризма (признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей);

- максимизации социальных ресурсов (каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению, зависит прежде всего от социально-экономических возможностей государства и от общества, что входит в необходимый соц. минимум для индивида);

- опоры на собственные силы (подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем) и т.д.

3. Функции социальной работы.

Основными функциями социальной деятельности являются:

1. Диагностическая функция – изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка "социального диагноза";

2. Прогностическая функция – программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

3. Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция — приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи.

Таким образом, предупредительно-профилактическая функция предполагает не только оказание разнообразной помощи и поддержки оступившимся людям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы, как в узком, так и в широком смысле слова;

4. Правозащитная функция – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения — как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами

5. Социально-педагогическая функция – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно - досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно - досуговой деятельности и проч.;

6. Социально-психологическая функция – различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;

7. Социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни;

8. Социально-бытовая функция – способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

9. Коммуникативная функция – установление контактом с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб;

10. Рекламно-пропагандистская функция – организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека;

11. Нравственно-гуманистическая функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) – придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;

12. Организационная функция – способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб по оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

 

Основные функции Специфические функции диагностическая прогностическая правозащитная профилактическая организационная информационная рекламная коммуникативная и др.

Рис. 2. Основные функции социально-правовой работы.

 

Необходимость достижения оптимальной взаимосвязи между функциями социально-правовой помощи и социального контроля проявляется в социально-правовой работе в осуществлении целого ряда ее более конкретных, специфических функций. Эти функции выполняют отдельные субъекты социально-правовой работы – специали­сты и организации.

Функции социальной работы определяют и ее структуру, и уровни.

Date: 2015-12-13; view: 2101; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию