Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прямой (свободный) ассоциативный тест





Для проведения теста следует подготовить группу слов – стимулов в количестве 30 – 40 единиц относящихся к различным частям речи – существительным, глаголом, прилагательным, наречиям. Желательно ориентироваться при этом на частоту встречаемости этих слов, что можно установить по частотному словарю или по словарю ассоциативных норм русского языка. В крайних случаях можно ограничиться списком из 10 слов – стимулов или провести эксперимент во время 2 – 3 предъявлений.

Инструкция испытуемым: «В ответ на предъявленное слово – стимул запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову». Экспериментатор зачитывает список слов – стимулов так, чтобы после каждого оставалось 5 – 6 секунд, необходимых для записи реакции. При наличии соответствующей аппаратуры целесообразно фиксировать индивидуальное время ассоциативной реакции для его последующего анализа.

 

Список слов - стимулов

1. Армия 16. Петь

2. Музыка 17. Горький

3. Болезнь 18. Дверь

4. Рука 19. Гулять

5. Гладкий 20. Ветер

6. Свистеть 21. Цветок

7. Сладкий 22. Праздник

8. Окно 23. Лекарство

9. Спать 24. Ботинок

10. Погода 25. Блестящий

11. Дерево 26. Кричать

12. Танцы 27. Солёный

13. Врач 28. Стена

14. Нога 29. Ходить

15. Мягкий 30. Солнце

Список слов – стимулов

 

1. Злость 16. Вершина

2. Экзамен 17. Тусклый

3. Искусство 18. Любить

4. Голова 19. Земля

5. Скользкий 20. Культура

6. Трудный 21. Женщина

7. Прыгать 22. Крыша

8. Интересный 23. Сладкий

9. Стол 24. Надежда

10. Играть 25. Температура

11. Смех 26. Таблетка

12. Институт 27. Гладкий

13. Дождь 28. Работать

14. Скука 29. Похвала

15. Луна 30. Призыв

 

Для установления ассоциативных зависимостей между стимулами и реакциями испытуемые составляют таблицу (табл. № 1).

После выполнения ассоциативного эксперимента последовательно сравниваются между собой пары стимул – реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции. Логические реакции, в свою очередь, делятся на группы центральных и периферических, грамматические – на подгруппы синтагматических и парадигматических.

Логические связи – это связи по смыслу между стимулами и реакциями. Если такая связь есть (например, армия – солдат или болезнь – смертельная), то ставится любой опознавательный знак (типа галочки) в графу «центральная логическая реакция». Если же эта связь отсутствует, то галочку ставят в графе «периферическая логическая реакция» (например, армия – танец или болезнь – еда). Увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствует о плохом знании языка, нарушении динамических особенностей – заторможенность, скачкообразность мыслительных процессов и т.п. Для взрослых носителей языка характерно преобладание центральных ассоциативных реакций – не менее 65 % от общего количества предъявленных стимулов.

С точки зрения грамматического критерия также можно выделить два варианта ответных реакций: синтагматические и парадигматические. Под синтагматическим вариантом связи между словом – стимулом и словом-реакцией понимается связь между разными грамматическими категориями, например между существительными и прилагательными или глаголами и наречиями (хороший – поступок, дождь – идёт). Под парадигматическими реакциями испытуемых понимается связь в пределах одной грамматической категории (хороший – плохой, дождь – грязь). Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о комплексности мышления, неумении испытуемого выделять рядоположенные объекты и их признаки. Эта комплексность мышления, по мнению Выготского Л.С., составляет специфику детского мышления сего синкретизмом, комплексностью: предмет или признак видятся вместе с дополняющими их аксессуарами (характерная ассоциативная реакция у детей: экватор – копает, мальчик – дерётся, молоко - белое). Для взрослых носителей русского языка характерно преобладание парадигматических ассоциативных реакций – не менее 70 %. Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о недостаточности аналитических операций, некотором инфантилизме мышления. Иногда это может быть следствием индивидуально-психологических особенностей

Date: 2015-12-13; view: 2970; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию