Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Простой ассоциативный эксперимент





Наиболее простым опытом, воспроизводящим как бы модель наиболее простого, элементарного мыслительного процесса является опыт с так называемой простой словесной реакцией или ассоциативный эксперимент.

Поместив испытуемого в возможно более спокойную обстановку, экспериментатор уславливается с ним, что на каждое данное им слово (слово – раздражитель) испытуемый будет тотчас же отвечать первым, попавшимся ему словом (слово – реакция). Слово – раздражитель может предъявляться испытуемому устно (слуховой путь).

В такой простой словесной реакции нас интересует несколько моментов. Прежде всего, речь должна идти о скорости, с которой испытуемый ответил на слово – раздражитель экспериментатора. Эта скорость, то есть промежуток времени, протекший от момента подачи раздражения до момента словесной реакции, может указать нам на сложность происходящего при такой реакции центрального процесса – соединения одной системы (слово – раздражитель) с другой (слово – реакция). Для исследования скорости речевой реакции мы можем прибегнуть к нескольким способам. Наиболее простой прибор, который мы можем использовать в этом случае, - это обычный секундомер. Однако, наше внимание в этом опыте обращает на себя не только скорость словесной реакции, но и её содержание. Отвечая словом – реакцией на слово – раздражитель, испытуемый может дать самые разнообразные содержания слова – реакции; содержание слова – раздражителя может ассоциироваться у него с самым различным содержанием слова – реакции. Так, испытуемый может ответить на данное конкретное слово – раздражитель реакцией конкретного содержания, непосредственно взятой из ближайшего опыта, воспроизводящего ближайшие влияния среды; с другой стороны, он может дать ответ, стоящий в более сложном соотношении с содержанием раздражителя и воспроизводящий более сложную комбинацию из прежнего опыта: таковы более сложные ассоциации, из которых можно выделить: реакции, основанные на подчеркивании определённого соотношения (например, часть – целая, причина – следствие), или какое-либо отношение испытуемого субъекта к содержанию слова – раздражителя и т.п.

Что особенно важно для постановки наших опытов, это тот факт, что между временем и содержанием словесных реакций мы можем установить некоторую связь. Чем сложнее ассоциативная реакция, тем больше времени на не затрачивается.

На время протекания ассоциативных процессов оказывают влияние не только их сложность, но и иные происходящие моменты, например степень их эмоциональности.

Если мы будем давать испытуемому, среди индифферентных для него раздражителей, раздражители, носящие на себе отпечаток некоторой аффективности, близкие и интимные для испытуемого, мы заметим что такие реакции на них происходят значительно медленнее, нежели остальные, - мы встречаемся с фактом их торможения. Торможение это оказывается настолько сильным, что сказывается даже на реакциях, непосредственно следующих за ними: этот факт, который мы можем проследить на любом опыте, называется последовательным торможением или персеверацией. На основании таких симптомов мы часто можем судить о месте данного содержания словесной реакции в общей системе поведения испытуемого. Такие случаи бывают особенно тогда, когда слово – раздражитель задевает какие-нибудь аффективно – окрашенные стороны жизни испытуемого, о которых тот не хотел бы говорить или которые были ещё прежде заторможены, в силу их отрицательного характера. В таких случаях ассоциативная реакция оказывается резко задержанной, и мы говорим, что испытуемый дал нам тормозную реакцию.

 

Date: 2015-12-13; view: 435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию