Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Облигации, их виды и характеристики





 

26.1. Частные (корпоративные) облигации и их виды

 

Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», дано определение:

облигация - это «эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента» [2,Ст2].

Частные, или корпоративные облигации, представляют собой долгосрочные займы, размещаемые на рынке ценных бумаг. Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества.

Облигации различаются:

· по эмитентам;

· доходностью;

· формой получения дохода и погашения;

· сроком обращения и получения дохода;

· целевым назначением;

· обеспеченностью/необеспеченностью и др.

В экономически развитых странах существует значительное разнообразие видов корпоративных облигаций. К примеру в США: промышленные, коммунальные, ипотечные, сезонные, экологические, др.

Номинальная стоимость (номинал или нарицательная цена) облигации обозначена при ее выпуске и указывает сумму займа, которая подлежит возврату владельцу облигации по истечении названного срока.

Рыночная цена облигации обычно отклоняется от номинальной и зависит от ситуации на рынке, надежности эмитента, календарного срока погашения и получения дохода, ряда других факторов. Курсовая стоимость (курс) облигаций, также как акций, обозначается обычно в процентах и рассчитывается как отношение рыночной цены к номиналу.

Доход по облигации может быть разным по величине, его форма и периодичность получения владельцем устанавливается эмитентом при выпуске облигации и рассчитывается исходя из номинала.

По способу получения (выплаты) дохода по облигациям в виде дисконта, процента, выигрыша соответственно различаются облигации: дисконтные, процентные, выигрышные и облигации на основе сочетания разных способов выплаты дохода.

Так, рынке государственных облигационных займов нашей страны в 90-ых годах – начале нашего века обращались, например:

· ГКО (государственные краткосрочные облигации) – дисконтные облигации по форме получения дохода;

· ОФЗ (облигации федерального займа) разных видов по конструкции купонов – форме получения доходов по этим облигациям, среди них: с переменным купоном, процентная ставка дохода объявлялась эмитентом периодически и менялась по каждому купону в соответствии с текущей ситуацией на рынке государственных займов; с постоянным и фиксированным купоном – ставка дохода по всем купонным периодам объявляется эмитентом при выпуске облигаций, может быть различной в разные периоды обращения или одинаковым. Еще один пример таких ценных бумаг - облигации, выпускаемые в настоящее время Центральным банком Российской Федерации – ОБР (облигации Банка России);

· ОВВЗ (облигации внутреннего выигрышного займа), по которым эмитентом - Министерством финансов при участии уполномоченного на обслуживание этих облигаций банка, - им являлся Сбербанк России – проводились периодически один раз в полтора месяца (8 раз в год) тиражи по розыгрышу дохода в виде призовых выплат. Выигрышные облигации не участвовали в следующих тиражах розыгрышей, но продолжали обращаться и погашались наряду с другими облигациями по наступлении срока погашения.

26.2. Стоимостные характеристики облигаций, методы их определения

 

При рассмотрении видов облигаций по разным признакам мы указали, что по форме получения дохода облигации разделяются на дисконтные, процентные и выигрышные.

Дисконтные ценные бумаги размещаются по цене ниже номинала и разница (дисконт) между номинальной стоимостью и ценой покупки составляет доход инвестора. В случае, если владелец облигации продаст ее до погашения, то его доход, полученный как разница между ценой продажи и ценой погашения, или курсовая разница, по своей экономической сущности также является и называется дисконт. Важно осознавать, что экономический результат операции - в этом случае это дисконт - может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный финансовый результат перепродажи дисконтной облигации называется ажио, отрицательный финансовый результат перепродажи облигации (убыток) носит название дизажио. Эмитент при выпуске не может знать, по какой курсовой стоимости будут размещаться и обращаться его облигации, поэтому о цене дисконтных облигаций и, соответственно, величине дисконта говорят как о рыночных характеристиках облигаций.

Доход по процентным облигациям определяется иначе: существенную роль в его определении играет эмитент: при выпуске процентных облигаций им назначается процентная ставка выплат, их периодичность и сроки.

Процентная ставка может быть по облигациям может быть:

· фиксированная – неизменная весь период обращения;

· плавающая – изменяемая эмитентом на следующий период по завершении предыдущего;

· ступенчатая – как сочетание фиксированной и плавающей, когда эмитент при выпуске облигации объявляет размеры ставки по всем купонам на весь период обращения, различные по каждому купонному периоду.

Доходом по купонным облигациям является сумма купонных доходов, начисляемых и выплачиваемых за каждый купонный период.

Рассмотрим порядок определения дохода, выплачиваемого по каждой облигации. Величина накопленного купонного дохода изменяется ежедневно, поскольку каждый день к доходу прибавляется сумма, накапливаемая за день обращения облигации. Размер величины накопленного купонного дохода расчитывается следующим образом:

НКД = Nom * C1 * (T - T(0))/ 365/ 100%, где (1)
НКД –накопленный купонный доход на соответствующий день купонного периода;
Nom - номинальная стоимость одной облигации;
С1 - размер процентной ставки первого купона в процентах годовых;
T - дата размещения облигаций;
T(0) - дата начала размещения облигаций.

Доход, причисленный к цене облигации исходя из накопленной величины купона, называется накопленным купонным доходом.
Каждый день к величине купона добавляется сумма, приходящаяся на один день купонной выплаты, то есть цена облигации на рынке теоретически должна соответственно возрастать. Фактически же, поскольку рыночный спрос уравнивает доходности ценных бумаг, равнозначных по сроку обращения, надежности, ликвидности и другим экономических характеристикам, цены купонных облигаций с высокой ставкой купонов и заметно накопленным купонным доходом устанавливаются такими, что обеспечивают примерно равную доходность дисконтных и купонных облигаций.

Таким образом цена купонной облигации на рынке складывается по формуле:

Цк=Н+НКД+Д, где (2)

 

Цк – текущая рыночная цена купонной облигации;

Н – номинал облигации;

НКД – накопленный купонный доход текущего дня;

Д – дисконт.

Напомним, что величина дисконта может иметь как положительное, так и отрицательное значение.

Поскольку значения номинала и накопленного купонного дохода являются заданными и расчетными, поэтому именно посредством дисконта, его значения и величины, выравнивается на рынке доходность разных облигаций.

Эффективность инвестирования средств в ценные бумаги называется доходность. Доходность операций с облигациями рассчитывается исходя их общего понимания эффективности как отношения дохода (дисконт/купон/выигрыш) к затратам (цена покупки) с учетом срока инвестирования и выражается в процентах. Можно рассчитать доходность:

- текущую (годовая, с учетом будущих выплат за период),

- полную/конечную (с учетом срока погашения),

- эффективную (с учетом реинвестирования средств).

- реальную (с учетом инфляции, налогов и операционных расходов).

 

26.3. Государственные ценные бумаги, их виды и классификация.

 

Государственные ценные бумаги - форма государственного внутреннего или внешнего долга, их эмитентом является государство в лице конкретного органа власти.

Функции государственных ценных бумаг:

1) финансирование дефицита государственного бюджета без дополнительного выпуска денег (не инфляционная основа) и кассовых разрывов исполнения государственного бюджета;

2) финансирование целевых государственных программ;

3) регулирование денежной массы в обращении и ликвидности банковской системы.

По содержанию государственные ценные бумаги представляют собой долговое обязательство эмитента в разных видах: облигация, обязательство, вексель, займ, сертификат и другие с эпитетами «казначейский», «налоговый» и т.д. Так, на рынке государственных займов в Российской Федерации в 90-ых годах обращались например казначейские обязательства (КО), налоговые казначейские освобождения (НКО), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), планировался выпуск в обращение золотых сертификатов, другие ранее названные нами государственные ценные бумаги. Широко известны такие виды государственных ценных бумаг Российской Федерации, как государственное краткосрочные бескупонные облигации облигации (ГКБО), название которых указывало не только эмитента и форму займа, но и форму получения дохода в виде дисконта, что отражалось в названии словом «бескупонные». Позже, когда с середины 1990-ых выпуск и обращение этих облигаций стали обыкновением финансового рынка страны и экономики в целом, рынок, а вслед за ним и эмитент сократили название. Эти обязательства государства стали называться ГКО – государственные краткосрочные облигации. С мая 1995 года в Российской Федерации выпускаются облигации федерального займа, их аббревиатура также хорошо известна – ОФЗ.

Размещение, обращение и погашение государственных ценных бумаг осуществляется эмитентом - Министерством финансов, Центральным банком страны-эмитента. Первичное размещение происходит одним из выбранных эмитентом методов: аукционные торги, открытая и закрытая продажи в форме биржевой (облигации, обязательства, займы) и внебиржевой (векселя, сертификаты) торговли.

Например, первичное размещение ОФЗ, а ранее и ГКО, происходит путем закрытых аукционных торгов, проходящих на бирже. Участники торгов подают организатору торговли заявки с указанием цен, по которым они готовы сегодня покупать, и количества облигаций. Организатор торгов, изучив поданные заявки, определяет предельную цену, она называется цена отсечения. Лица, указавшие цены ниже цены отсечения, выбывают из торгов. Остальные участники получают облигации по указанным в их заявках ценам. Выбывшие из торгов при желании могут купить облигации после аукциона, на вторичном (после аукциона) рынке.

Эмитентом ГКО, ОФЗ, других государственных ценных бумаг Российской Федерации, является Министерство финансов, организатором торгов, вторичного обращения, погашения является Банк России, место организации первичного размещения и вторичного обращения в форме биржевых торгов – Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), участники торгов – члены ММВБ, допущенные к торгам в секции государственных ценных бумаг, называются дилеры.

По виду эмитентов различают государственные облигации:

· федеральные (эмитент - правительство страны, например, в РФ – Минфин, выпускающий ГКО, ОФЗ; Банк России - ОБР);

· субфедеральные (эмитенты - органы местной власти – например, Правительства г.г. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Администрация Челябинской области, осуществлявшая выпуск областных краткосрочных облигаций – их аббревиатура ОКО - в 1995-2000г.г.),

· муниципальные (администрации городов, районов, например Администрации г.г. Магнитогорск, Челябинск являлись эмитентами облигаций муниципального жилищного займа и муниципальных инвестиционных облигаций – ОМЖЗ и МИО в 1994, 1995-2000г.г. соответственно).

По форме получения дохода государственные облигации различаются:

· дисконтные (доход получается из разницы между ценами продажи и покупки, номиналом и ценой покупки, например, ГКО);

· купонные (при выпуске эмитент назначает количество, продолжительность периодов начисления и размер выплаты доходов в виде купонов, например, ОФЗ);

· выигрышные (эмитентом назначается периодичность и порядок проведения тиражей для розыгрыша облигаций и получаемого на выигравшие облигации дохода).

 

Контрольные вопросы

 

1. Дать определение облигации.

2. Какие известны виды облигаций по разным признакам классификации ценных бумаг?

3. Кто является эмитентом облигаций?

4. Как классифицируются облигации по способу выплаты дохода?

5. Какие облигации обращаются на российском рынке ценных бумаг?

6. Какими показателями характеризуется обращение облигаций?

7. Какими показателями характеризуются отдельные выпуски облигаций?

8. Как рассчитывается доходность облигаций?

9. Как рассчитывается доходность дисконтных и купонных облигаций?

10. Какие виды государственных ценных бумаг обращаются на рынке?

 

Date: 2015-12-13; view: 698; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию