Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета





Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Финансовые отношения, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами, называются бюджетными отношениями. Бюджетные отношения включают:

- отношения, складывающиеся в процессе формирования до­ходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие в процессе составления и рас­смотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и ис­полнения бюджетов, контроля за их реализацией.

Совокупность бюджетных отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда страны составляет содержание категории государственного бюджета.

Можно выделить следующие особенности бюджета как особой экономической категории:

1. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений.

2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода.

3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансовой системы, определяются задачами, стоящими перед обществом в целом.

4. Бюджетное перераспределение занимает ключевое место в финансовой системе.

Государственный бюджет как особая экономическая категория выполняет следующие функции:

1. Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использования для выполнения государственных целей и функций.

2. Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мероприятий за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики.

Структура бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Доходы бюджета служат базой деятельности государства, а расходы бюджета – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Расходная часть бюджета характеризует направления и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Материально-вещественное воплощение доходов бюджета – это денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Перераспределение национального дохода в пользу государства осуществляется следующими методами:

- при помощи налогообложения;

- путем получения государственных займов;

- при помощи денежной эмиссии.

Основой доходов бюджета являются налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоговые поступления обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Налоги выполняют фискальную и регулирующую функции.

К государственным займам государство обращается в случае необходимости преодоления дефицита государственного бюджета. Займы осуществляются в двух формах:

- путем выпуска государственных облигаций и других ценных бумаг для продажи населению;

- путем выпуска государственных ценных бумаг для продажи Центральному и коммерческим банкам.

Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Денежная эмиссия может применяться, когда доходов из двух первых источников не достаточно. В современных условиях денежная эмиссия как источник пополнения бюджета не применяется.

Существуют следующие виды доходов государственного бюджета:

- налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени),

- неналоговые,

- безвозмездные перечисления,

- доходы целевых бюджетных фондов, которые учитываются обособленно.

Налог – обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в размерах и в сроки, установленные законом. Налог выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизации финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

Средства вышестоящих бюджетов могут быть переданы нижестоящим бюджетам в форме дотаций, субсидий, субвенций.

Дотация – средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция – средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов.

Субсидия – средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Расходы бюджета выражают экономические отношения по поводу распределения фонда денежных средств государства и использования его по отраслевому, целевому, территориальному назначению.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Классификация расходов государственного бюджета проводится по следующим признакам:

1. По степени влияния расходов на процесс расширенного воспроизводства различают:

- текущие расходы – это расходы на государственное потребление, связанные с предоставлением бюджетных средств организациям на их содержание и покрытие текущих потребностей;

- расходы капитального характера – это затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов ТМЦ.

2. По направлению финансирования расходы подразделяются на:

- финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, обороны;

- содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

- оплату расходов по внешнеэкономической деятельности;

- расходов на обслуживание государственного долга;

- создание резервных фондов;

- финансирование приоритетных государственных программ.

3. По ведомству-получателю средств расходы подразделяются по ведомственной принадлежности: по министерствам и учреждениям-получателям.

4. По целевой направленности различают следующие статьи государственных расходов:

- заработная плата;

- отчисления на социальные нужды;

- служебные поездки;

- стипендии;

- расходы на питание;

- государственные капитальные вложения.

5. По признаку защищенности все расходы подразделяются на:

- защищенные статьи – такие расходы финансируются в полном объеме с учетом инфляционного увеличения (заработная плата, отчисления на социальные нужды, пенсии, стипендии, государственные пособия, расходы на питание и медикаменты);

- незащищенные статьи – все остальные группы расходов.

6. По территориальному признаку расходы подразделяют на:

- расходы федерального бюджета;

- расходы субъектов федерации;

- местные расходы.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

1. Классификация доходов бюджетов — это группировка дохо­дов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствую­щими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

2. Функциональная классификация расходов бюджетов пред­ставляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение ос­новных функций государства. Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации — разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень — целевые статьи расходов федерального бюджета, от­ражающие финансирование расходов по конкретным направле­ниям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюдже­тов, четвертый уровень — виды расходов федерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по це­левым статьям. Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов ут­верждаются федеральным законом о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год.

3. Экономическая классификация расходов бюджетов — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюдже­тов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

5. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным; распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональ­ной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов эконо­мической классификации расходов бюджетов. Ведомственная классификация расходов местных бюджетов представляет собой группировку расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подраз­делам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предмет­ным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов.

Расходы и доходы бюджета тесно взаимосвязаны. Расходы должны количественно соответствовать доходам. Они влияют друг на друга. Поэтому важно установить объем и сроки осуществления бюджетных расходов, которые будут обеспечивать решение социально-экономических задач при минимальных затратах с максимальным эффектом.

Если расходы превышают доходы, то возникает дефицит бюджета. Финансирование бюджетного дефицита может происходить за счет государственных займов (внешних и внутренних), а также за счет денежной эмиссии.

 

Date: 2015-12-13; view: 1099; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию