Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями





Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рам­ках организаций повсеместно осуществляется человеческая дея­тельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация — сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и сво­бодное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции-, и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснован­ную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестра­иваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они поги­бают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их разви­тия, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельно­сти. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие воз­можности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, — ответы на эти вопросы призвана дать теория организа­ции, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.

Трудно переоценить значение научного обоснования всех сто­рон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономи­ческих отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринима­тельская активность, развитие различных форм собственности, из­менение функций и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, по­строенным на научных принципах, стал главным условием успе­ха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг ста-


ла, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления. Традиции централизованной типизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолет­нее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, породи­ли стереотип консервативного мышления и организационной ско­ванности. Изучение теории организации призвано качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию протекающих в них процессов и в конечном счете — к их адапта­ции к условиям рыночных отношений.

Можно проследить три фазы фундаментальных изменений в организациях в XX веке. Первая фаза — отделение управленчес­ких функций (капитала-функции) от капитала-собственности и превращение управления в профессию. Вторая фаза — появление начиная с 1920-х годов командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централи­зации решений. Третья фаза — переход к организациям с преоб­ладанием горизонтальных структур и связей, базирующихся на широком использовании информационных технологий, специаль­ных знаний и системных методов принятия решений. Каждая фаза организационных изменений была ответом на вызовы времени, повышение сложности производства, радикальные изменения эко­номических отношений. На пороге XXI века совершается пере­ход от организационной рационализации, основанной преимуще­ственно на накопленном опыте, к всестороннему применению знаний, современных информационных сетей и компьютерных систем. Получают развитие процессы интеграции в управлении (образование ассоциативных структур и альянсов, включая орга­низации транснационального характера), комплексной реструкту­ризации, перехода к организациям «с внутренними рынками», тенденции к сокращению размеров организационных звеньев, использованию целевых групп, матричных структур и самообуча­ющихся организаций.

Сущность организаций не может быть сведена лишь к формаль­ным структурам или потокам информации, к механическим вза­имодействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организаций, однобокость в интерпретации их базисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с традиционными экономи­ческими критериями оценки деятельности организаций, основан­ными на измерении эффективности использования ресурсов, на


первый план выходят «неосязаемые» измерители: знания, интел­лектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем фи­нансовые показатели.

Обращая внимание на существенное изменение роли и значе­ния знаний в современном обществе, Питер Дракер пишет: «И на Западе, и на Востоке знание всегда относилось к сфере бытия, существования. И вдруг почти мгновенно знание начали рассмат­ривать как сферу действия. Оно стало одним из видов ресурсов, одной из потребительских услуг. Во все времена знание было ча­стным товаром. Теперь практически в одночасье оно превратилось в товар общественный»*.

В начале XXI века появились признаки нового прорыва. На первый взгляд кажется парадоксальным, но кооперация и сотруд­ничество вытесняют конкуренцию, дают гораздо более весомые стратегические преимущества, чем конкурентная борьба. Расши­ряются рыночные ниши и востребованность малых и средних форм предпринимательства — гибких, чутко реагирующих на изменения потребительского спроса. Появляются новые формы организации крупномасштабного производства и распределения — стратегические альянсы, виртуальные, сетевые, круговые, обуча­ющиеся, интеллектуальные, глобальные организации. В услови­ях стремительного развития техники и технологии производства, динамичных изменений потребительских свойств продуктов и услуг, беспрецедентного роста коммуникаций и взаимозависимо­стей в управлении принципиальную важность приобретает стрем­ление к организационным переменам и инновациям как к возмож­ности препятствовать застою и обеспечивать эффективное исполь­зование всех имеющихся ресурсов. Главным источником всех этих возможностей становятся управление, деятельность, компетент­ность и предприимчивость руководителей. Создавать условия для этого должна рационально построенная современная организация.

Основные черты, характерные особенности и принципиальные выводы теории организации рассматриваются в следующих один­надцати частях книги: «Основы», «Структуры», «Человеческий фактор», «Функционирование», «Управление знаниями», «Инфор­мационные технологии», «Адаптация к рынку», «Интеграция», «Государство и предприятие», «Организационное проектирование»

* Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая индустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999.


и «Будущее». Такое построение книги отражает комплексный под­ход к организации, концепцию ее развития и логику излагаемого материала.

Первая часть «Основы» посвящена изучению понятия и сущности организаций, их классификации по разным признакам и выявлению особенностей каждого типа организационных сис­тем. Понимание сущности организаций расширяется благодаря ознакомлению с их внутренней и внешней средой, миссией и си­стемой целей, концепцией жизненного цикла организаций (вклю­чая все стадии их развития — от рождения до старения и обнов­ления). Для читателя представят интерес ролевые функции, слу­жащие основой динамизма организаций, — межличностные, информационные и связанные с принятием и реализацией управ­ленческих решений.

Организационная практика и управление имеет многовековую историю, однако научные теории в этой области появились лишь в начале XX века. В книге представлены основные теоретические исследования, научные принципы и модели организации — от ра­бот Фредерика Тейлора, Генри Файоля, Макса Вебера, Александ­ра Богданова, Герберта Саймона, Ренсиса Лайкерта, Генри Минтц-берга, Игоря Ансоффа, Дугласа Норта и до современных теорий системного подхода, социальных систем, «информационно бази­рующихся», сетевых и виртуальных организаций, бихевиорист­ских концепций, организаций «с внутренними рынками». Основ­ной упор при изложении сделан на научную и практическую зна­чимость рассматриваемых теорий в условиях перехода к рыночным отношениям. На переднем крае теоретических разработок, име­ющих большую практическую ценность, оказались направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования хозяйствующих субъектов. Это вызвано и ори­ентацией на новейшие производственные и информационные тех­нологии, и проблемой рисковых инвестиций, и современными способами высокопродуктивного ведения хозяйства, и прогно­зированием потребительского спроса и поведения конкурентов, и доминантой стратегического подхода в управлении.

Вторая часть «Структуры» в известном смысле является теоретической, хотя во многом носит и прикладной характер. Структурный подход к организации позволяет выделить формаль­ные построения и систему неформальных связей, вертикальное и горизонтальное разделение труда и формы их взаимодействия, объемы контроля и его модели, различные виды подразделения организации на определенные части и звенья. Овладение знания­ми в этой области позволяет обоснованно подходить к определе-


нию степени централизации функций и механизмов принятия ре­шений в организациях, соотношения между централизацией и де­централизацией в управлении, направлений и методов делегиро­вания полномочий и ответственности. Особое внимание уделяет­ся формированию горизонтальных связей в организациях. Подробному разбору подвергаются прямые контакты между ру­ководителями, взаимосвязи между подразделениями, методы ра­боты целевых групп и интегрирующих органов, различные усло­вия эффективных взаимодействий. Анализируются как условия и формы построения, так и преимущества и недостатки различных видов организационных структур — линейно-функциональных, ди-визиональных, продуктовых, проектных и матричных, а также воз­можные варианты их сосуществования и взаимного дополнения. Специальному анализу подвергнуты достоинства и недостатки бю­рократических систем управления.

Третья часть «Человеческий фактор» впервые предлагается читателю в третьем издании. В нее включен новый материал о профессиональном управлении, в котором рассматриваются тре­бования к руководителям организаций в условиях рыночной эко-номики, характер решаемых ими задач, набор знаний и умений, методы сочетания науки, искусства и мастерства управления, от­ветственность и система контроля в управленческой деятельнос­ти. Деятельность в условиях постоянных организационных и эко­номических изменений, динамичного технологического развития и высокой степени неопределенности требует расширения исполь­зования психологических методов, поведенческих наук в управ­лении организациями. Вот почему в учебнике читатель найдет интересные и практически важные сведения о формах проявле­ния межгрупповых отношений, моделях поведения групп, путях преодоления межгрупповых конфликтов, значении и роли дове­рия. Наряду с организационным поведением рассматривается весь комплекс вопросов организационной культуры, роль которой в обеспечении эффективной деятельности компаний неизменно повышается. Читателю будет интересно познакомиться с новой главой «Деловая репутация», характеризующей высокие стандар­ты поведения сотрудников, руководителей и организации в целом, обобщенный опыт использования корректных методов и норм корпоративной этики. Особо рассматривается вопрос о безуслов­ной достоверности и открытости данных о деятельности органи­зации.

Четвертая часть «Функционирование» дает представле­ние об основных рычагах и организационных механизмах, при­водящих в действие субъекты хозяйствования и обеспечивающих


их устойчивую работу. Прежде всего это организация деятельно­сти высшего звена управления и механизм принятия управленчес­ких решений — стратегических и оперативных, простых и слож­ных. С этих же позиций рассматриваются координационная дея­тельность и ее основные виды — превентивная, устраняющая, регулирующая и стимулирующая. С усложнением структур управ­ления трудно переоценить значение организационных коммуника­ций, связывающих организацию в единый комплекс и обеспечи­вающих сбалансированное ее функционирование.

Пятая часть — «Управление знаниями». На основе уже проведенных теоретических разработок и обобщения практики многих компаний излагается весь спектр вопросов — от значения, отбора, накопления и распространения знаний до их различных группировок, оценки эффективности управления ими, изменения роли менеджеров. Наиболее подробно рассматриваются содержа­ние и методы исполнения функции управления знаниями — по­следовательность выполнения работ, применение информацион­ных технологий, формирование корпоративной памяти, исполь­зование экспертных систем и т.д. Показано, как знания — живой и развивающийся организм — создают реальные экономические ценности.

Шестая часть— «Информационные технологии». Важное

место отводится использованию новейших технических средств управления и информационных технологий, оказывающих непос- редственное влияние на повышение продуктивности работы ап- парата управления и эффективность деятельности организации в целом. Обобщается новый опыт применения информационных сетей (прежде всего Интернета), открывших широкие возможно­сти для электронного бизнеса, масштаб и значение которого неу­клонно возрастают.

Седьмая часть — «Адаптация к рынку». Ее актуальность связана с современными процессами перехода к новым формам организации, адекватным условиям рыночной экономики. В этой части рассматриваются влияние форм собственности на органи­зацию управления применительно к разным видам хозяйствующих субъектов, соответствующие типы структур управления и методы их адаптации к рыночным отношениям. Особое внимание уделя­ется построению и анализу работы акционерных обществ — но­вых для России форм хозяйствования, а также роли, организации и специфическим особенностям малых предприятий. Последние рассматриваются, с одной стороны, как важный ресурс экономи­ческого развития и, с другой — как широко распространенная


организационная форма, которой свойственны динамизм и высо­кая адаптивность к запросам потребителей.

Восьмая часть — «Интеграция», в которой последователь­но рассматриваются теоретические основы, предпосылки и разновид­ности объединения организаций для достижения общих целей и ре­шения определенных задач. Изучаются современные формы интегра­ции предприятий: корпорации (в том числе транснациональные), холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, со­вместные предприятия, синдикаты, картели и др. К числу специ­фических российских факторов, побуждающих предприятия к объединению, относятся рост трансакционных издержек, необхо­димость восстановления разрушенных производственно-техноло­гических связей и структурной перестройки производства, коор­динация деятельности всех звеньев технологической цепи, при­влечение крупных финансовых ресурсов, повышение уровня управляемости. Особое значение приобретают организационные структуры, которые могли бы стать проводниками промышлен­ной политики, формировать промышленные союзы из предприя­тий различных отраслей и новых экономических образований (включая финансово-кредитные учреждения и торгово-коммер-ческие компании).

Девятая часть — «Государство и предприятие». Весь ком­плекс вопросов, касающихся взаимодействия государства и пред­приятий, выделен в особый блок и является предметом рассмот­рения в самостоятельной части книги. Речь, в частности, идет о современных формах государственного регулирования, принци­пах организации и функциях федеральных органов власти, фор­мировании рыночной инфраструктуры. В современной России су­ществует объективная потребность в повышении действенности государственного регулирования и законодательного обеспечения процессов экономического развития и хозяйствования, в усиле­нии роли государства в экономике.

Десятая часть «Организационноепроектирование»посвя­щена системному подходу к формированию организационных структур управления. Анализируются и сопоставляются основные методологические принципы, процессы и собственно методы про­ектирования организаций, а также используемые критерии для оценки организационных решений, основные условия и направ­ления корректировки организационных структур. Дается характе­ристика возможных этапов осуществления организационного про­ектирования, программ реорганизации и методов решения задач на каждом этапе (подготовка, сбор информации, определение про­блем, организационно-техническое проектирование, социальное


проектирование, проведение преобразований). Привлечен новый материал, связанный с процедурными и правовыми вопросами слияния предприятий. Данная часть завершается постановкой и решением задач по определению эффективности организационных изменений на основе кратко-, средне- и долгосрочных крите­риев.

Одиннадцатая часть — «Будущее». На основе анализа современных мировых тенденций и результатов исследований, обобщающих передовую практику, рассматриваются объективные требования к организациям будущего, перспективные формы та­ких организаций, а также условия их использования в долгосроч­ном плане. Приводятся основные характеристики возникших в последнее время организаций «с внутренними рынками» и сетевых организаций. Практически впервые достаточно подробному разбору подвергаются построение и механизм функционирования таких но­вых типов организаций, как виртуальные, многомерные, интел­лектуальные, круговые. Большое внимание уделяется обучающим­ся организациям, выступающим в роли ключевого фактора орга­низационного развития.

Четвертое издание книги дополнено новой частью — «Управ­ление знаниями». В другие части учебника внесены отдельные из­менения: включены новые главы и фрагменты глав, заново напи­саны отдельные главы, обновлены статистические и фактические данные. В книге сделана попытка обобщить мировой опыт и тео­ретические воззрения последнего времени, нашедшие свое отра­жение в новейшей литературе по организации и управлению*, а также в материалах международных конференций и симпозиу­мов. Дана более углубленная трактовка современных аспектов те-

* В первую очередь можно выделить такие монографии, как: Senge P.M. The Fifth Discipline. — N.Y.: Doubleday, 1990; Hesselbein F., Goldsmith, Beck-hard R. The Organization of the Future. — San Francisco: Sossey-Bass, 1997; Современное управление: Энциклопедический справочник. Т. I—II. — М.: Издатцентр, 1997; Mead R. Internationa! Management. Cross-Cultural Dimen­sions. — L: Beackwell, 1994; Halal W.E., Geranmayeh A., Pourdehnad J. Inter­nal Markets. — L: John Wiley and Sons, 1993; Ackoff R.L The Democratic Corporation. — Oxf/. Oxford University Press, 1994; Scoff W.R. Organizations, Rational, Natural and Open Systems. 4 ed. — Prentice Hall, 1998; Williamson O.E. Organization Theory, From Chester Barnard to the Present and Beyond. — Oxf.: Oxford University Press, 1995; Hodge B.S., Antony W.P., Gales LM. Organization Theory (A Strategic Approach). 5 ed. — Prentice Hall, 1996; Pinchot G., Pinchot E. The Intellegent Organization. — San Francisco: Berrett-Koehler, 1996; Davidow W.H., Malone M.S. The Virtual Corporation. — N.Y.: Harper Business, 1992; Organizational Dynamics. A Quarterly Review. — Autumn, 1998; Управ­ление современной компанией / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. — М.: ИНФРА-М, 2001.


ории организации (профессионального управления, организаци­онного поведения, управления знаниями, организационной эф­фективности, организации исполнительной власти, слияния ком­паний, организаций «с внутренними рынками»). Расширен мате­риал об организационной культуре, доверии в организациях, государственном регулировании и поддержке предприятий.

В книгу включена достаточно подробная хронология развития теории организации. Она охватывает многие известные в истории человечества факты и события, имеющие отношение к зарожде­нию и развитию принципов формирования и функционирования организаций, — от древнейших времен до наших дней. В четвер­том издании «Хронология» дополнена данными последних лет. В «Хронологии» использованы материалы из книги: Shafritz S.M., OttJ.S. Classics of Organization Theory. 4 ed. — Harcourt Brace College Publishers, 1996.

Курс лекций по теории организации читался автором на эко­номическом факультете Московского государственного универ­ситета им. М.В. Ломоносова, в Государственном университете управления, в Международном университете в Москве, а также в ряде зарубежных университетов.

В подготовке четвертого издания книги большую и неоцени­мую помощь оказали сотрудники Института экономики РАН: О.Б. Добржицкая, Г.Н. Белова, И.В. Пименова. Считаю своим долгом выразить искреннюю благодарность всем коллегам, ока­завшим содействие в том, чтобы настоящая книга вышла в свет.


Date: 2015-12-13; view: 483; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию