Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение социологии в Саратове





ПЛАН

1. Первый этап развития социологии в России (П. Л. Лавров. Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев, Л. И. Петражицкий, Е. В. де Роберти, М. М. Ковалевский);

2. Второй этап с 20-х до 50-х гг.

3. Третий этап развития социологии с 60-х гг. до наших дней.

4. Социология в Саратове.

Литература

1. Кукушкина Е.И., Буланова М.Б. Возращение наследия русской социологической школы: опыт Санкт-Петербурга // Социс. 2013. -№ 5.

2. Матвеева Н.Ю. Современная социологическая наука. Возвращение к истокам //Социологические исследования. 2012. №5.

3. Осипов Г. В. Возрождение российской социологии (60-90-е гг. ХХ века): страницы истории // Социс. – 2004. - № 2. – С. 24-30.

4. Подвойский Д. В. Языки социологии: многоголосие или какофония? // Социол. исслед. 2011, N5.

5. Тощенко Ж. Т. Новые тенденции в развитии российской социологии// Социс. 2013. -№ 4. С.3-12.

6. Тощенко Ж.Т.,Романовский Н.В. О тенденциях развития социологии в современном мире //СОЦИС.2007. №6.

7. Ядов В. А. Каким мне видится будущее социологии // Социол. исслед. 2012, N 4.

8. Яниский О.Н. Кризис и социология//СОЦИС. 2009. № 5.

Дополнительная литература

1. Кукушкина, Е. И. Академическая традиция в истории социализации России [Текст ] /Е. И. Кукушкина // Социс. – 2000. - № 4. – С. 97-107.

2. Кириллина Т.Ю. Отечественная социология морали: прошлое, настоящее, будущее // Социс. 2013. -№ 6. С.

 

1.Будучи органической частью отечественной культуры, социология разделила все превратности ее истории. Развитие русской социологии представляет пеструю картину, где переплетаются различные направления и школы. Возникновение русской социологии связано с усвоением идей позитивизма (Конт), начиная с 20-х гг. 20 века, только через 20 лет. Впервые русскую общину с взглядами О. Конта познакомил Майков В. Н. И Милютин В. А. Однако идеи позитивизма не могли широко обсуждаться из-за жестокой цензуры. Важно подчеркнуть, что интерес к учению Конта возник после отмены крепостного права в 1861 г. Носителями позитивистких тенденций выступала разночинная интеллигенция. Постепенно и в России слово «социология» перемещается из журнальных статей в язык и научную терминологию. В развитии социологической мысли в России выделяют 3 основные этапа. 1) с середины 19 в. до 1918 г.; 2) с начала 20-х гг. до 50-х гг.; 3) с начала 60-х – до наших дней.

Первый этап, прежде всего, связан с такими именами как П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, яркими представителями и основателями субъективной школы в России. Особое внимание представители субъективной школы уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного прогресса по Лаврову состоит в переработке культуры, т.е. традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся динамичными структурами и отношениями. Цивилизация понимается как сознательное историческое движение, которое осуществляется критической мыслью. Но мысль осуществляется только через действия личности, поэтому главной движущей силой общественного развития является передовая интеллигенция. Полноценное развитие личности возможно только в рамках социализма, поскольку там реализованы принципы свобода. Братства и взаимопонимания. Однако «социализм» был далек от того социализма, который был воплощен в СССР. Михайловский определили социализм как «творчество личного начала при посредничестве начала общинного». Поэтому субъективные социологи уделяли внимание разработке вопроса об особом пути развития России, в основе которого лежит переход к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций форм устройства – общины, артели и т.д.

Идеи субъективной социологии П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского получили развитие в работах русского историка Кареева Н. И. Общее: социология должна быть ориентирована не только на поиск объективных законов, сколько на раскрытие на гуманистическое содержание общественного прогресса и соотносить его с потребностями человеческой личности. Вместе с тем, Н. И. Кареев стремился дать более строгое теоретическое обоснование субъективному методу в социологии, делая акцент на особенностях социально-исторического исследования.

Основные стороны духовного бытия, по Н.Карееву:

§ интеллектуальная

§ эмоциональная

§ психологическая

§ волевая

К субъективной школе тесно примыкают сторонники психологического направления, представителем которого был Л. И. Петражицкий (крупный теоретик в области права). По его мнению, подлинной основой общественной жизни является психическое взаимодействие людей, которое он определял как эмоциональное. Поскольку психоэмоциональное взаимодействие составляет ткань общественных взаимоотношений, то главным инструментом социального познания является интроспекция, которая должна быть дополнена методами внешнего наблюдения.

Несколько обособленную позицию занимает Е. В. де Роберти. Он выступал с критикой биологизаторских концепций в различных его формах: органицизма, социал-дарвинизма и т.д. Он отмечал необходимость учесть специфику общественной жизни как духовного процесса. Главная задача социологии заключается в открытии законов. Управляющих возникновением, образованием и развитием высшей надорганической или духовной формы мировой энергии. Ключевую роль он отводит психологическому взаимодействию людей. Из психического взаимодействия рождается коллективный опыт. А на его основе вырастает общественная психология, в которой и реализуется специфика общественной жизни.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке занимают работы М. М. Ковалевского. Ведущую роль он отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Одной из главных задач социологии он видел выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм.

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями: ортодоксальный марксизм (Плеханов Г. В., Ленин В. И.) и «легальный марксизм» (Струве П. Б., Бердяев Н. А.). Между ними шла непримиримая борьба в преддверии Октябрьской революции. В первый период появляются крупные работы российских социологов А. Богданова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященных социальной стратификации, теории классов.

2. Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. Признание социологии на государственном уровне произошло только после февральской революции. Большую роль в этом сыграл П. Сорокин, ставший в это время секретарем А. Ф. Керенского по проблемам науки. После октябрьской революции советское правительство поддержало переход к всеобщему социологическому образованию, основываясь на предположении о единстве марксистского социализма и социологии. Поэтому с начала революции социология была одним из основных предметов, которую изучали не только во всех высших, но и в средних школах. Были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1919 г. учрежден Социобиологический институт, тогда же его директор К. Тахтарев поставил вопрос о переименовании его в Российский социологический институт. Возобновило свою деятельность Российское социологическое общество им. М. Ковалевского, председателем которого стал Н. Кареев. В 1920 г. в Петроградском университете был образован первый в стране факультет общественных наук с социологическим отделением, который возглавил Питирим Сорокин. В эти же годы издается обширная социологическая литература.

Вместе с тем для перехода к всеобщему социологическому образованию не хватало квалифицированных преподавателей, учебников, материально-технического обеспечения. Вскоре большевики поняли, что многие преподаватели излагают социологию, отличную от социализма и коммунизма и запретили ее преподавание в школах. По словам П. Сорокина: «К 1921 -22 гг. она, была изъята и заменена курсом «Развитие общественных форм», который читали только коммунисты. Вместо социологии ввели изучение так называемой «политической науки», состоявшей из таких курсов, как «Коммунизм», «История коммунизма», «История коммунистической революции», «Марксистско-ленинское учение истории» и «Конституция СССР».Социологию полностью перенесли в исследовательские институты, например, в Петроградском Университете она входила в «Исторический исследовательский институт», который состоял из трех секций: истории, социологии и философии. После ликвидации исследовательских институтов в 1922 г., социология как предмет преподавания также была ликвидирована. Таким образом, положение социологии стало еще хуже, чем до 1917 г. основным социальным институтом, в рамках которого могла проявить себя социология в этот период было образование.

В 30-х гг. марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. В конце 30-х гг. с выходом в свет работы И. Сталина «О диалектическом и историческом материализме», социологическое знание даже в форме исторического материализма было «упразднено». На социологические методы исследования общества, изучение конкретных процессов и явлений был наложен строжайший запрет. Социологию объявили буржуазной лженаукой, враждебной марксизму-ленинизму.

Социологические исследования, опирающиеся на точные факты были не нужны тоталитарному режиму, социология полностью прекращает свое существование. Отдельные направления развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии.

Наиболее крупным представителем второго периода является П. Сорокин. Центральная тема творчества – проблема социокультурной динамики. Для него характерен макросоциологический подход: он рассматривает цивилизации и культуры в качестве атомарных единиц своего анализа. Согласно Сорокину, культура – это не просто конгломерат разнообразных явлений, а целостное и индивидуализированное единство, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом, выражают одну и главную ценность. Исторический процесс рассматривается П. Сорокиным как последовательная смена трех социокультурных систем: симритуалистической, сенсуалистической и идеалистической. П. Сорокин является также одним из создателей теории социальной мобильности, выделяя вертикальный и горизонтальный типы.

Соответствие между названиями и периодами социологической деятельности П.Сорокина:

российский 1905-1920 (создание позитивистской модели социологии)
ранний американский 1920-1930 (создание теорий - социальной стратификации, социальной мобильности)
переломный 1930-1940 (критики сциентизма и эмпиризма, обращение к проблемам культуры, создание интегральной системы общественных наук)
завершающий 1940-1968 (изучение вопроса этики и проблем спасения человечества через преодоление эгоизма, увеличение творческого альтруизма)

Социокультурные типы обществ, которые выделили П.Сорокин:

R чувственная (реальность воспринимается непосредственно чувствами)

R идеалистическая (реальность познается при помощи интуиции)

£ политическая (-)

R идеоциональная (реальность рассматривается как комбинация чувственного и интуитивного).

 

Соответствие между разделами теоретической социологии П.Сорокина с их содержанием:

социальная аналитика структура социального явления и его основные формы
социальная механика процессы взаимодействия людей, поведение людей
социальная генетика развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов

 

2. Возрождение социологии начинается в конце 50-х – начале 60-х гг, на волне «хрущевской оттепели» (третий этап). В этот период были проведены крупномасштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов, городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологических исследований.

Считается, что возникновение советской социологии в начале шестидесятых годов - результат двух процессов: инициативы властей и желания интеллигенции модернизировать советскую систему [Левин, 2008: 516 - 517]. "Власть" понимала, что нуждается в объективной информации, интеллигенция верила в режим и хотела помочь власти исправить ошибки. Культура шестидесятых подразумевала диалог интеллигенции и власти - "шестидесятники" рассматривали себя как тех, кто будет помогать власти в реформах. Возрожденная социология виделась "как средство и как символ национальной модернизации, а точнее - как инструмент улучшения экономики и совершенствования идеологической работы партии" [Фирсов, 2001: 100].

Социологи-шестидесятники относились к своим работам как своего рода инструкциям, которыми власть должна воспользоваться, чтобы улучшить положение дел. Надежда на то, что результаты их исследований как-то повлияют на государственную политику, не казалась наивной, полученные результаты представлялись социологам средством, при помощи которого власть должна была реформировать строй: "Желание включить социологическую информацию в контуры партийного и государственного управления было делом вполне естественным для профессиональных социологов" [Фирсов, 2001: 233].

Окончание "оттепели" в мемуарах маркируется как крушение надежд; постепенно становится ясно, что результаты работы не нужны власти, специалисты ею не востребованы, к их рекомендациям никто не собирается прислушиваться, а их советам следовать: "Эти тексты были явно никому не нужны" [Грушин, 2001: 200]. Начало "застоя" в воспоминаниях, как правило, соотносится с изменением формата взаимодействия социологов и власти: теперь это не сотрудничество, а подрывная деятельность. Семидесятые годы описываются как время мучительного становления молодой науки, которая должна "разорвать пуповину между государственной философией и "гражданской социологией" [Колбановский, 1994: 51], стать самостоятельной и выработать свой - негосударственный - этос. Это предполагает выбор, который встает перед каждым из социологов, выбор, сопровождаемый искушением. Социологи, преодолевшие искушение сотрудничеством с обманувшей их надежды властью, теперь рассматривают социологическое исследование как "сопротивление системе, но с помощью научного знания" [Шубкин, 2001: 115].

В 60-х гг. социология восстанавливает свой статус социального института. В середине 60-х гг. было создано первое социологическое учреждение – отдел соц-х исследований в Институте философии АН СССР и лаборатории социальных исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 г была создана Советская социологическая ассоциация. В 1969 г. был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР.

Однако несмотря на некоторые сдвиги, социология продолжала оставаться в жестких рамках философии и исторического материализма.. встречая ожесточенное сопротивление со стороны части философов на проведение конкретных социологических исследований. Многие тревожные сигналы социологов о нарастании отчуждения труда, разрушения природы, националистических настроениях не принимались во внимание, осуждались, наказывались. Более такие научные понятия, как «социология семьи», «социология культуры», «социальная экология», «социальная статистика» и др. находились под запретом. Но, несмотря на запрет социологические исследования проводились, расширяя социологическое знание. В середине 60-х гг. ХХ в. появились крупные обобщающие труды пятитомник С. Струмилина, Г. Пруденского «Время и труд» (1964), монография А. Харчева «Брак и семья в СССР» (1965); выход двухтомника «Социология в СССР», подготовленный Институтом философии АН СССР, в который вошли социологические исследования по теории, проблемам развития социальной сферы. Он заложил основы традиции издания раз в три-четыре года обобщающих трудов по итогам развития отечественной социологии. Впервые было проведено международное соц. исследование по проблемам труда и индустрии (СССР, Польша), результаты которого были опубликованы в монографии «Социальные проблемы труда и производства, 1970 г.». Первый специализированный журнал "Социальные исследования" начал выходит с 1974 года.

22 мая 1968 г. было принято Постановление политбюро ЦК КПСС под грифом «секретно» об организации Института конкретных социологических исследований на базе отдела конкретных социологических исследований Института философии АН СССР. В 1972 г. он был переименован в Институт социологических исследований (ИСИ АН СССР), а с 1988 г. – в Институт социологии (ИС АН СССР, затем ИС РАН). С созданием Института конкретных социологических исследований АН СССР вмешательство партийного руководства страны в процесс научных исследований усилилось, т.к. социология была не нужна, она вступала в конфликт идеологизированным видением социального мира. Ответными мерами стали преследование социологов, репрессии, гонения и унижения. Снизилось количество публикуемых работ, качество соц. исследований, развитие социологии вновь прервалось, вновь термин «социология» стал запретным, легальным остался только «прикладная социология». Трансформация советского, а затем и российского общества в середине 80-х гг. способствовала процессу институционализации социологии по решению Постановления Политбюро ЦК КПСС (1988 г.) «О повышении роли марксистко-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества». В марте 1991 г. создается Институт социально-политических исследований АН СССР (ИСПИ АН СССР, а затем ИСПИ РАН).

Показательно, что в девяностые годы, обратившись к изучению истории советской социологии, социологи стали рассматривать ее как общественное движение: "Интеллектуальное течение (становление социологии) в советской науке в 1960-е годы и ее развитие в 1970 - 1980-е годы вполне оправданно рассматривать как общественное движение -латентное общественное движение, обладающее... устойчивыми воспроизводимыми практиками коллективных действий, не только собственно исследовательских, но и гражданских, в том числе протестных, осуществляемых в условиях скрытого, а иногда и явного социального конфликта" [Костюшев, 1998: 8].

Однако если власть больше не помышляла о реформах и не нуждалась в помощи социологов, то "интеллигенция страны помогала разными способами формировать масштабный социальный запрос на социологическое знание и в отличие от власти поддерживала этот запрос, спасая социологию от опасностей и трагизма общественной невостребованности" [Фирсов, 2001: 87]. Апеллируя уже не к власти, а к обществу, социолог мог выполнять профессиональный долг. Результаты социологических исследований должны были "заставить людскую массу задумываться над сложностью и противоречивостью реальных социальных проблем" [Фирсов, 2001: 87]. Это просвещенье было своего рода борьбой с системой "с помощью научного знания".

С 90-х гг. положение социологии значительно изменилась:

- возник ряд академических и других институтов, создано множество кафедр и отделений социологии;

- социология стала изучаться практически во всех вузах России;

- резко увеличилось издание специально литературы;

- появились организации, занимающиеся сбором и анализом текущей социальной и политической информации;

- исследования распространились на такие профессии как маркетинг, социальная работа, бизнес, забастовки, трудовые конфликты и т.д.

исследования приобретают более систематический характер.
Современная социология испытывает следующие проблемы:

1. Все углубляющееся расшатывание теоретического фундамента, созданного предыдущими поколениями социологов; 2. Размывание представлений об объекте и предмете социологической науки; 3. Увеличивающаяся терминологическая неопределенность; 4. Размывание традиций, школ, преемственной связи теорий и научных практик; сюда же можно отнести тенденцию к исчезновению преемственности в вузовском социологическом образовании; 5. Методологический кризис в общей теории; 6. Нарастание негативных тенденций в эмпирической социологии, в том числе в ее методологической части; 7. Углубляющийся разрыв между теоретической и эмпирической социологией.

Начало XXI в. для развития социологии оказалось не самым успешным периодом. В научном сообществе созрело понимание того, что она находится в затяжном и глубоком кризисе, который, начавшись со сферы общетеоретической, перешел и на эмпирическую социологию, углубив разрыв, который всегда существовал между социологической теорией и практикой. Интересно сравнить это мнение американского профессора рубежа XX-XXI веков с мнением о социологии русского профессора начала XX века С. Л. Франка. "...несмотря на эту свою давность и наличие огромной литературы, "социология" доселе не имеет ни точно определенного предмета, ни общепризнанных методов и научных традиций; в сущности, еще до сих пор нет социологии как определенной науки, а есть едва ли не столько же отдельных "социологий", сколько авторов, о ней писавших. Уже из этого ясно, что замысел ее не удался и страдает каким-то внутренним дефектом", -писал он [Франк, 1991: 250]. Кратко суть этого дефекта, по мнению Франка, состоит в стремлении социологии быть объективной наукой об объективных законах развития общества, в то время как основы общественности лежат в духовной области, не подвластной этим законам. Можно сказать, что на настоящий момент именно она является центральной проблемой теоретической социологии. Сформулирую её еще раз. Социология, несмотря на бурное развитие по разным направлениям, владеющая многочисленными теоретическими подходами и исследовательскими методами, не дает ожидаемых результатов в оценке, диагностике и разрешении острых общественных проблем и прогнозировании процессов развития общества.

Не претендуя на полноту охвата, выделим в современной социологии следующее:

1. Все углубляющееся расшатывание теоретического фундамента, созданного предыдущими поколениями социологов; 2. Размывание представлений об объекте и предмете социологической науки; 3. Увеличивающаяся терминологическая неопределенность; 4. Размывание традиций, школ, преемственной связи теорий и научных практик; сюда же можно отнести тенденцию к исчезновению преемственности в вузовском социологическом образовании; 5. Методологический кризис в общей теории; 6. Нарастание негативных тенденций в эмпирической социологии, в том числе в ее методологической части; 7. Углубляющийся разрыв между теоретической и эмпирической социологией.

Для скорейшего выхода из кризисного состояния социологам было бы полезно отказаться от выдвижения проблем индивид-общество, как неразрешимых средствами науки и относящимся к философским антиномиям рассудка. Исходя из этих постулатов и с опорой на методологию классической социологии, необходимо выстроить логически стройную систему научной социологической методологии. Сам по себе возврат науки к своим истокам призван найти общую почву для многочисленных теорий и подходов и общее видение дальнейшего движения.

Зарождение социологии в Саратове.

Создание социологического факультета. Социологическая наука в Саратовском государственном университете (СГУ) имеет давние традиции. Ее преподавание, а затем и широкое развитие научных исследований в социальной области начинается с 1918 г. после открытия в СГУ историко- филологического и юридического факультетов. В 1920 г. на вновь образованном факультете общественных наук (ФОН) впервые были открыты кафедры социологии и истории социально-политических учений, уголовной социологии, гражданского права и социализма.

В этот период здесь работали такие известные впоследствии исследователи, как С. Ф. Кечекьян, один из организаторов социологической науки в Саратове, И. П. Разумовский, названный видным российским социологом Н. И. Кареевым "главным систематизатором теории экономического материализма", С. З. Каценбоген, являвшийся в 1928 - 1932 гг. ректором СГУ, Г. Ю. Манне, и др. Во многом благодаря их усилиям были заложены как научно-теоретические, так и практические основы для развития социологического знания. С начала 30-х годов этот процесс был прерван, и социология в СГУ прекращает свое существование.

В 60 - 70-е гг. сотрудниками университета вновь начали проводиться социологические исследования. Так, доцент кафедры философии О. С. Зелькина обратилась к изучению систем, применяла системный подход в научных исследованиях. Весьма активно в социологическом русле работали представители кафедр истории КПСС и научного коммунизма. В течение многих лет (1970 - 1980 гг.) они занимались изучением крестьянства Поволжья, проводили широкомасштабные исследования "руда, быта, досуга сельских жителей. В 1971 г. вышла в свет книга И. Н. Чихичина и Ю. А. Макарова "Система общественных объединений трудящихся в политической организации советского общества". В. И. Осипов в течение ряда лет читал студентам исторического факультета большой спецкурс по методике социологических исследований. В 1973 - 1974 гг. Г. В. Дыльнов в составе группы ученых университета принимал непосредственное участие в разработке планов социального развития Кировского района г. Саратова и двух колхозов области. Все это подготавливало почву для возобновления социологического образования в СГУ.

21 февраля 1990 г. была создана кафедра социологии. Значимой вехой в ее истории явилось открытие в 1994 г. специальности "Социология". Прием на эту специальность осуществлялся на историческом факультете, что можно рассматривать как своеобразную традицию, поскольку в 20-е годы социология преподавалась на историко-филологическом и юридическом факультетах. Первый набор студентов-социологов составили выпускники созданного при активном участии преподавателей кафедры социологии (прежде всего Л. С. Аникина, З. М. Дыльновой) социологического класса, открытого на базе средней школы N 1 г. Энгельса Саратовской области.

В 1997 г., в связи с введением новой специальности - "Журналистика" кафедра социологии была преобразована в кафедру социологии и массовой коммуникации. В июне 2000 г. на ее базе был создан социологический факультет. Деканом был избран профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Г. В. Дыльнов. В настоящее время факультет объединяет четыре кафедры: теории и истории социологии (д.ф.н., проф. Дыльнов Г. В.), прикладной социологии (д.и.н., проф. Крахмалева А. Д.), социологии коммуникаций (д.с.н., проф. Аникин Л. С), регионоведения (к.и.н., проф. Панин И. С). При факультете работают Саратовский центр Института социологии РАН, Центр региональных социологических исследований (ЦРСИ), диссертационный совет, а также представительства в городах Петровске, Красноармейске, Пугачеве, Красном Куте.

Социологический факультет СГУ был образован 17 июля 2000 года на базе кафедры социологии и массовой коммуникации. Первоначально в его составе были три кафедры: теории и истории социологии, прикладной социологии и социологии коммуникации. Основными специальностями являлись в то время <Социология> и <Журналистика>. В 2001 году была открыта новая специальность - <Регионоведение> и создана кафедра регионоведения. В 2004 году на факультете появляется новая специальность - <Организация работы с молодежью> и создается новая кафедра - кафедра социологии молодежи. В 2005 году к имеющимся специальностям добавляется <Прикладная информатика в социологии> и формируется новая кафедра - социальной информатики. Таким образом, теперь в составе социологического факультета имеется шесть кафедр с 5 специальностями, на которых работают 44 сотрудника. В момент создания на факультете обучалось 305 студентов, в настоящее время на различных формах обучения учатся 1022 студента.

При факультете функционируют представительства в следующих райцентрах Саратовской области: Александровом Гае, Ершове, Красноармейске, Красном Куте, Лысых Горах, Петровске, Пугачеве, Степном. В них осуществляется подготовка по специальности <Социология>.

В 2001 году организован Центр востоковедения. В 2003 году был создан филиал Института социологии Российской академии наук. В этом году был открыт Центр региональных социологических исследований, директором которого является профессор Н.В. Шахматова. В данном центре студенты социологического факультета обучаются методике проведения конкретных социологических исследований. Вместе с тем, центр проводит исследования по заданиям ректората университета и выполняет заказы областных и городских властных структур.

Социологический факультет входит в состав созданного в 2004 году Института обществознания, директором которого является декан социологического факультета, профессор Г.В. Дыльнов.

На факультете действует диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по трем специальностям. Ежегодно на совете защищается более 20 диссертаций.

Эффективность учебного процесса во многом определяется развертыванием научно-исследовательской деятельности, которая связана с широким спектром проблем социально-политического, экономического и демографического развития общества прежде всего на региональном уровне.

Стимулом для повышения эффективности научной работы является участие факультета в Саратовском МИОНе, где факультет реализует научное направление <Власть и социальные патологии современного общества>. Наиболее важным результатом этой работы стало проведение факультетом в октябре 2004 г. большой международной конференции на тему <Социальное расслоение, власть и гражданское общество в современной России>.

Большим событием в научной жизни факультета стало участие его преподавателей и аспирантов в работе I и II Всероссийских социологических конгрессов (Санкт-Петербург, 2000 г., Москва, 2003 г.). На этих конгрессах участвовало около 40 преподавателей факультета.

За период с 2000 по 2005 г. на факультете опубликовано: монографий - 16; сборников научных статей - 12; статей - 252; учебников - 2; учебно-методических пособий - 22.

Особо можно сказать об издании учебного пособия <Основы регионоведения> в 2003 г. объемом около 49 п.л.

Социологический факультет активно взаимодействует с УМО по социологии, социальной антропологии и организации работы с молодежью, а также принимает h участие в работе Российской социологической ассоциации.

На факультете действует студенческое научное общество. Ежегодно на факультете проводятся студенческая научная конференция «Социальные проблемы региона глазами студентов» и конкурс студенческих рефератов по общей социологии и истории социологии для студентов младших курсов. Издано уже 5 выпусков студенческих работ под названием <Регион глазами студентов>.

У факультета установились прочные связи с рядом отечественных и зарубежных вузов, в частности, Университетом штата Вайоминг (США). В течение трех лет (с 2001 по 2004 годы) действовал грант по развитию университета города Саратова и штата Вайоминг.

Достигнутое является предпосылкой дальнейшего развития социологического факультета. Здесь - совершенствование всего учебного процесса на основе реформирования системы высшего образования в стране, повышение качества и эффективности научной работы, активизация всех видов самодеятельности студентов, совершенствование системы воспитательной работы с ними, открытие новых специальностей и кафедр, укрепление и расширение связей с другими социологическими центрами страны.

- Вопросы:

1. Назовите этапы становления социологии в России, принимая во внимание исторический контекст.

2. В чем состояла социологическая мысль Н. Я. Дангилевского, М. М. Ковалевского, и других?

3. Как вы можете охарактеризовать развитие современной социологии в России?

Задание на СРС:

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Проанализируйте понятия и занесите их в словарь по социологии: Естественно - научный метод. Субъективность. Личность. Динамика. Норма. Ценности. Социокультурные системы.

2. Составьте схему этапов исторического развития социологии в России.

3. Прочитать главу 11 «Русская социальная мысль» в книге Горелова А. А. Социология: Учебник / А. А. Горелов. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 496 с. – Образовательный стандарт ХХI). – С. 191 – 213.

Date: 2015-12-13; view: 1045; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию