Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тендер с глобальной точки зрения





Наилучший способ увидеть культурные основы тендера — провести глобальное сравнение. Ниже описаны три исследования, которые показывают, насколько раз­личными могут быть представления о «маскулинности» и «фемининности».

Израильские кибуцы. Кибуцами в Израиле называют сельскохозяйственные коммуны. Для тендерных исследований кибуц особенно важен, потому что одна из его целей как раз и заключается в достижении тендерного равенства, когда мужчи­ны и женщины принимают равное участие и в работе, и в принятии решений.

Члены кибуцев считают, что для большинства аспектов повседневной жизни пол не имеет никакого значения. Мужчины и женщины сообща воспитывают де­тей, готовят пищу, убирают дом и ремонтируют здания. Мальчики и девочки вос­питываются одинаково, и уже с первых недель жизни дети живут в одних помеще­ниях. В кибуцах женщины и мужчины достигли значительного (хотя не полного) социального равенства. Таким образом, этот опыт подтверждает, что именно куль­тура формирует понятия о фемининности и маскулинности.

Исследование Маргарет Мид. Важное тендерное исследование провела антро­полог Маргарет Мид. Она рассуждала, что если тендер отражает биологические особенности мужчин и женщин, то во всем мире представления о «женском» и «муж­ском» должны быть одинаковыми; если тендер определяется культурой, то они должны различаться.

Мид исследовала три сообщества Новой Гвинеи (Mead, 1963, orig. 1935). В го­рах она изучала племя арапеш, мужчины и женщины которого обладали очень похожими установками и поведением. Представители обоих полов проявляли отзывчивость и чуткость к другим людям, что в нашей культуре считается «фе­мининным».

Южнее этого племени жило другое — мундугу-мор, каннибалы и охотники за головами, резко отличавшиеся от арапеш. И мужчины, и женщины мундугу-мор, как правило, были эгоистичными и агрессивными, т. е. обладали чертами, которые мы считаем более «маскулинными».

Наконец, на западе Мид обнаружила культуру чамбули, в которой, как и в на­шей собственной, женщины и мужчины выполняли разные роли. Однако, судя по данным исследовательницы, у чамбули многие тендерные представления были противоположны нашим. Женщины обладали большей властью и отличались ра­циональностью, а мужчины были покорными, эмоциональными и занимались вос­питанием детей. Опираясь на свои наблюдения, Мид пришла к выводу, что поня­тие о тендере формируется культурой: качества, определяемые в одной культуре как маскулинные, в другой могут считаться фемининными.

Некоторые критики считают открытия Мид «слишком чистыми», как если бы она видела в трех сообществах только те образцы, которые искала. Дебора Геверц (Gewertz, 1981) оспорила «гипотезу реверсии» Мид, утверждая, что мужчины чам­були на самом деле более агрессивны, а женщины покорны. Геверц объясняет ре­зультаты Мид тем, что она посещала племя чамбули (которые на самом деле назы­вают себя чамбри) в 1930-е гг., когда они лишились значительной части имущества


Исследование Джорджа Мердока. Проведя более широкое исследование 200 при­митивных сообществ, Джордж Мердок (Murdock, 1937) обнаружил некоторое гло­бальное сходство в определениях фемининности и маскулинности. Охота и война обычно считаются уделом мужчин, а ответственность за работу по дому (например, приготовление пищи и воспитание детей) чаще ложится на плечи женщин. По-види­мому, из-за низкого развития технологии в доиндустриальных обществах мужчинам и женщинам назначаются роли, соответствующие их физическим качествам. Более крупные и сильные мужчины охотятся на дичь и защищают группу; женщины рожа­ют детей, поэтому им в обязанности вменяется ведение домашнего хозяйства.

Однако Мердок обнаружил и значительные отклонения от этого общего образ­ца. Рассмотрим земледелие: число обществ, в которых оно считалось женской или мужской работой, примерно одинаково, а в большинстве случаев им занимались оба пола. Что касается многих других занятий — от создания жилищ до татуиров­ки, — то Мердок обнаружил общества, где эти «привилегии» были уделом как од­ного, так и другого пола.


В каждом обществе люди считают некоторые должности, паттерны поведения и предметы одежды «изначально» фемининными, а другие - маскулинными. Однако в разных частях мира по этому поводу приняты различные социальные определения. Эти мужчины, пастухи-кочевники племени

Тендер и культура: резюме. Глобальное сравнение показывает, что «феминин-ность» или «маскулинность» многих занятий не во всех обществах определяются одинаково. Кроме этого, в результате индустриализации мышечная сила оказыва­ется не настолько важной, как прежде, это открывает перед людьми больше воз­можностей и делает тендерные различия менее сильными (Nolan & Lenski, 1999). Таким образом, представления о тендере слишком различаются в разных культу­рах, чтобы считать его простым отражением биологических особенностей. Вместо этого, как и в случае многих других элементов культуры, смысл, вкладываемый в понятия фемининности и маскулинности, в большей степени зависит от общества.


436 Часть III, Социальное неравенство __________________________________________________

Патриархат и сексизм

Несмотря на то что представления о тендере различаются, для всех стран мира в той или иной степени характерен патриархат (буквально означает «власть отцов»), или форма социальной организации, при которой мужчины господствуют над жен­щинами. Вопреки мифическим историям об обществах, в которых доминировали женщины-амазонки, матриархат, форма социальной организации, при которой жен­щины господствуют над мужчинами, в истории человечества не был документаль­но подтвержден (Gough, 1971; Harris, 1977; Lengermann & Wallace, 1985).

Патриархат в некоторой степени универсален, однако, как показывает карта мира 13.1, относительные показатели власти и привилегий, принадлежащих женщи­нам и мужчинам разных стран, значительно различаются1. Согласно данным ООН, самое высокое социальное положение имеют женщины трех скандинавских стран: Норвегии, Швеции и Финляндии. И наоборот, женщины Нигера и Чада (Централь­ная Африка), а также Джибути (Восточная Африка) и Афганистана (Азия) занима­ют самое низкое социальное положение по сравнению с мужчинами. По показателю тендерного равенства США занимают восьмое место в мире (United Nations, 1995).

Идеологическую основу патриархата образует сексизм, или убежденность в изначальном превосходстве одного пола над другим. Сексизм — не просто отраже­ние индивидуальных установок, он встроен в институты нашего общества. Инсти­туциональный сексизм является, например, частью экономики, выражаясь в том, что женщины занимают, как правило, низкооплачиваемые должности. Аналогич­ным образом правосудие долгое время закрывало глаза на насилие по отношению к женщинам, особенно со стороны сожителей, мужей и отцов (Landers, 1990).

Издержки сексизма. Сексизм подавляет таланты и ограничивает амбиции жен­щин, которые составляют половину населения. В то же время он выгоден мужчинам, однако привилегии достаются им дорогой ценой. Принятые в нашей культуре стан­дарты маскулинности заставляют чаще прибегать к рискованным формам поведения: курить, употреблять алкоголь, заниматься опасными видами спорта и гонять на авто­мобиле; именно поэтому автокатастрофы занимают первое место среди причин смер­ти молодых мужчин. Кроме того, как утверждает Мэрилин Френч (French, 1985), пат­риархат побуждает мужчин добиваться власти, причем не только над женщинами, но и над своим миром. Маскулинность поэтому имеет отношение не только к автокатаст­рофам, но и к самоубийствам, насилию и болезням, которые вызывает стресс. Посто­янное нетерпение, амбициозность, соперничество и нежелание плыть по течению — прямая дорога к сердечным заболеваниям, а это почти идеально соответствует пове­дению, которое наша культура считает маскулинным (Ehrenreich, 1983).

Наконец, поскольку мужчины ищут власти над другими людьми, они лишаются возможности создания близких, доверительных отношений. Как сказал один ученый, соперничество призвано отделить «мужчин от мальчиков». Однако на практике оно отделяет мужчин от себя самих и от всех окружающих их людей (Raphael, 1988).

1 Для различных стран мира характерен разный уровень социального неравенства мужчин и женщин. В иелом. положение женщин в богатых странах гораздо лучше, чем в бедных. Но даже в этом случае


438 Часть III, Социальное неравенство


Глава 13. Тендерная стратификация 439


 


Неизбежен ли патриархат? В доиндустриальных обществах роль женщин сво­дится почти исключительно к вынашиванию и рождению детей, что ограничивает их возможности. В то же время больший рост и физическая сила мужчин — очень ценные ресурсы. Но индустриализация и особенно совершенствование методов регулирования рождаемости позволяют людям самим решать, как им жить. В со­временных постиндустриальных обществах, таких как американское, биологичес­кие различия уже не могут служить оправданием патриархата.

Тем не менее в США и в остальном мире мужчины все равно доминируют. Означа­ет ли это, что патриархат неизбежен? Некоторые социологи утверждают, что биологи­ческие факторы накладывают ограничения на поведение обоих полов, поэтому в сред­нем для мужчин и женщин характерны различные формы мотивации и поведения, причем мужчины более агрессивны. Если это так, то избавиться от патриархата будет трудно (Goldberg, 1974, 1987; Rossi, 1985; Popenoe, 1993b; Udry, 2000). Однако боль­шинство социологов считают, что тендер представляет собой социальный конструкт, который можно изменить. То, что ни в одном обществе патриархат еще никогда не был устранен, не означает, что мы должны оставаться заложницами прошлого.

Чтобы понять устойчивость этой системы, рассмотрим, как общество насажда­ет и воспроизводит представления о тендере. Этот процесс начинается в детстве и продолжается всю жизнь человека.

Date: 2015-12-13; view: 356; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию