Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретический анализ сексуальности





Нам будет понятнее человеческая сексуальность, если мы воспользуемся социо­логическими теоретическими парадигмами. В следующих разделах поочередно


Структурно-функциональный анализ

Структурно-функциональный подход высвечивает вклад того или иного соци­ального явления в общее функционирование общества. Поскольку сексуальность является важным аспектом социальной жизни, общество регулирует сексуальное поведение.

Необходимость регулирования сексуальности. С биологической точки зрения секс обеспечивает воспроизводство нашего вида. Однако культурные и социальные институты регламентируют, с кем и когда этим заниматься. Например, в большинстве обществ порицаются женатые люди, которые вступают в сексуальные связи с кем-либо, кроме своих супругов. В противном случае — если не обуздывать сексуальные страсти — семейная жизнь, особенно воспитание детей, окажется под угрозой.

Другим примером, уже обсуждавшимся в этой главе, является табу на инцест. Повсеместное существование данной нормы показывает, что общество не допу­скает абсолютно свободного выбора сексуальных партнеров. Воспроизводство в рамках семьи, если помимо супругов в него включены и другие родственники, подрывает систему родственных связей и запутывает отношения между людьми.

Сексуальность всегда строго контролировалась, поскольку секс обычно приводит к появлению детей, причем контроль распространялся не только на родителей, но и на их чад. Это видно по традиционному различению между «законнорожденностью» (в браке) и «незаконнорожденностью» (вне брака). Но если общество может эффе­ктивно влиять на рождаемость, его нормы становятся более снисходительными. Так произошло в США, где в XX в. секс превысил рамки основной, репродуктивной, функции и воспринят как форма интимности и даже отдыха (Giddens, 1992).

Латентные функции: проституция. Ущерб, который наносит проституция, оче­виден: это распространение болезней и эксплуатация женщин. Но есть ли какие-нибудь латентные функции, позволяющие понять, почему проституция широко распространена вопреки попыткам общества обуздать ее? Определенно, это так, объясняет нам Кингсли Дэвис (Davis, 1971): проституция выполняет несколько полезных функций. Она позволяет удовлетворить свои сексуальные потребности большому числу людей, для которых секс — труднодоступное занятие, в том числе солдатам, путешественникам, а также людям с непривлекательной внешностью или испытывающим проблемы с установлением интимных отношений. Кроме того, добавляет Дэвис, доступность секса без каких-либо взаимных обязательств может даже помочь стабилизировать некоторые браки, в которых нет любви, отчего они могут в противном случае распасться.

Критическая оценка. Структурно-функциональная парадигма помогает оце­нить важную роль сексуальности в организации общества. Табу на инцест и дру­гие культурные нормы свидетельствуют, что общество всегда уделяло внимание тому, кто и с кем занимается сексом, а главное — как осуществляется репродуктив­ная функция.

Однако этот подход игнорирует колоссальное многообразие сексуальных пред­ставлений и обычаев, обнаруживаемых в каждом обществе. С течением времени сексуальные образцы изменяются настолько же, насколько они разительно отли­чаются друг от друга в различных странах. Чтобы оценить пестроту и изменчивость


326 Часть II, Основы общества _______

Анализ в рамках символического интеракционизма

Парадигма символического интеракционизма показывает, как люди конструиру­ют повседневную реальность, взаимодействуя друг с другом. Как объясняется в главе 6, данный процесс высоко вариативен, отчего взгляды на сексуальность, при­нятые в какой-то отдельной группе или обществе, могут значительно отличаться от других. Аналогичным образом людские представления о сексуальности изменя­ются с течением времени.

Социальное конструирование сексуальности. За XX в. почти все связанные с сексуальностью поведенческие образцы глубоко трансформировались. Наглядный пример тому — изменение отношения к девственности. 100 лет назад в нашем об­ществе нормой — по крайней мере для женщин — было сохранение девственности до вступления в брак. Это соблюдалось строго, ибо без эффективного контроля над рождаемостью лишь девственность невесты могла гарантировать мужчине, что она не вынашивает в своем чреве чужое дитя. Однако на сегодняшний день мы сдела­ла огромный шаг вперед, отделив секс от воспроизводства, в результате чего норма соблюдения девственности ослабла. В США из числа тех, кто родился между 1963 и 1974 гг., лишь 16,3% мужчин и 20,1% женщин утверждают, что оставались дев­ственными на момент заключения первого брака (Laumann et al., 1994: 503).

Еще один пример того, как наше общество конструирует сексуальность, касает­ся молодежи. 100 лет назад детство было порой невинности и неосведомленности в сексуальных вопросах. Однако за последние десятилетия мышление изменилось. Хотя мы не ждем от детей сексуальной активности, большинство людей полагают, что подрастающее поколение должно быть просвещено в сексуальном отношении к годам отрочества, чтобы сделать разумный выбор своего сексуального поведения.

Сравнения в мировом масштабе. С расширением обзора нагляднее становится вариативность смысла, наполняющего сексуальность. В одном классическом ис­следовании было показано, что некоторые культуры относятся к детской сексуаль­ности гораздо терпимее, чем другие. Антрополог Рут Бенедикт (Benedict, 1938), годами изучавшая образ жизни меланезийцев, живущих на юго-западе Новой Гви­неи, сообщила: взрослые там не обращают большого внимания на сексуальные экс­перименты, которыми малыши занимаются друг с другом. Меланезийские роди­тели закрывают глаза на это, поскольку до наступления половой зрелости секс не приводит к появлению детей. Возможно ли, чтобы большинство американских родителей отреагировали так же?

Будучи частью культуры, значительно разнятся и сексуальные обычаи. Обре­зание младенцев мужского пола (обычай, требующий полного или частичного уда­ления крайней плоти) широко практикуется в США, но редко — в других частях света. Наоборот, в США почти не делают обрезание девочкам (удаление клитора), хотя этот обычай распространен в некоторых регионах Африки и Среднего Восто­ка (Crosette, 1995, Huffman, 2000). (Подробнее об обрезании девочек см. главу 13 «Тендерная стратификация».)

Критическая оценка. Достоинства парадигмы символического интеракциониз­ма заключаются в демонстрации сконструированной природы привычных соци­альных явлений. Понимая, что люди «конструируют» сексуальность, мы можем


Глава 9. Сексуальность 327

Однако у этого подхода есть и недостатки; например, один связан с тем, что не все одинаково изменчиво. На протяжении всей истории Америки — и других стран — мужчины предпочитали смотреть на женщин с сексуальной точки зрения. Если этот поведенческий образец широко распространен, то, как мы увидим в следую­щем разделе, должна срабатывать какая-то более широкая социальная структура.

Анализ с позиции социального конфликта

Парадигма социального конфликта высвечивает феномен неравенства. Следова­тельно, данный подход показывает, каким образом сексуальность одновременно и отражает формы социального неравенства, и способствует их созданию.

Сексуальность: отражение социального неравенства. Вспомните рассказ о проституции, которая запрещена почти на всей территории США. Даже при этом условии надзор дает сбои, особенно когда дело доходит до разбирательств, кого арестовывать, а кого — нет. Хотя в сексуальном акте участвуют две стороны, из отчетов видно, что полиция гораздо чаще арестовывает проституток-женщин (ко­торые бесправны), чем клиентов-мужчин (способных за себя постоять). Аналогич­ным образом из всех женщин, занимающихся проституцией, арест угрожает, преж­де всего лицам с наименьшими доходами и, скорее всего, из числа меньшинств (COYOTE, 2000). Мы также вправе задуматься, пошло бы в проститутки так мно­го женщин, имей они равные с мужчинами экономические возможности.

Сексуальность: порождение социального неравенства. Теоретики социально­го конфликта, особенно феминистки, указывают на сексуальность как на основу неравенства между мужчинами и женщинами. Как такое возможно? Определять женщин только на основе сексуальности — значит считать их недочеловеками и низ­водить до объектов мужского интереса и внимания. И стоит ли З'Дивляться тому, что слово «порнография» происходит от древнегреч. роте, означающего «сексуальную рабыню мужчины»?

Если мужчины относятся к женщинам именно так, легко понять, почему мно­гие считают порнографию (потребители которой почти сплошь мужского пола) орудием власти. Поскольку порнография обычно изображает женщин стремящи­мися доставить удовольствие мужчинам, она укрепляет представление о власти последних.

Некоторые критики, настроенные более радикально, сомневаются, что когда-нибудь удастся удалить из гетеросексуальных отношений этот властный аспект. Большинство теоретиков социального конфликта не отвергают гетеросексуаль-ность напрочь, но сходятся в том, что сексуальность способна унизить и унижает женщин. Критики указывают, что в нашей культуре сексуальность часто подается как некий спорт (мужчины «ведут счет» числу женщин, с которыми переспали) и насилие («трахнуть», «грохнуть» и «натянуть» — все эти глаголы, например, употребляются в разговорах как о драке, так и о сексе).

Теория «странной» идентичности. Наконец, под прицел теории социального конфликта попадают не только мужчины, доминирующие над женщинами, но и гетеросексуады, доминирующие над гомосексуалистами. В последние годы, когда многочисленные геи и лесбиянки вышли из «подполья» в поисках общественного


328 Часть II, Основы общества


Глава 9. Сексуальность 329


 


«странной» идентичности понимается растущее число научных данных, позволя­ющих бросить вызов гетеросексуальной тенденциозности в американском обществе.

Такая позиция основана на том, что наше общество отличается гетеросексиз- мом (воззрением, которое привешивает ярлык «странною» любому, кто не являет­ся гетеросексуалом). Гетеросексуальная культура подвергает преследованию ши­рокий круг людей, включая геев, лесбиянок, бисексуалов, транссексуалов и даже асексуальных индивидов. Кроме того, невзирая на согласие большинства с недо­пустимостью предвзятого отношения к женщинам (сексизм) и цветным (расизм), гетеросексизм встречает широкое понимание, а иногда и приобретает формы зако­на. Так, из наших вооруженных сил нельзя уволить женщину-военнослужащую за «женские поступки», ибо это стало бы откровенной тендерной дискриминацией. Зато ее можно уволить за гомосексуальные отношения, если она — сексуально ак­тивная лесбиянка.

В нашем обыденном понимании мира гетеросексизм существует и на более тон­ком уровне. Называя кого-нибудь «сексуальным», разве мы не имеем в виду при­влекательность этого человека для гетеросексуалов?

Критическая оценка. Применение парадигмы социального конфликта дает возможность рассмотреть в сексуальности как причину, так и следствие неравен­ства. В частности, данная парадигма помогает нам осмыслить власть мужчин над женщинами и доминирование людей с гетеросексуальной ориентацией над гомо­сексуалистами.

В то же время этот подход упускает из виду тот факт, что сексуальность не для всех связана с властью: многие пары получают удовольствие от полноценных се­ксуальных отношений, которые углубляют их привязанность друг к другу. Кроме того, парадигма социального конфликта почти не учитывает усилий, предпринятых

Контроль над женской сексуальностью -устойчивый лейтмотив в истории чело­вечества. В Средние века европейцы соорудили «пояс целомудрия» -металлическое устройство, которое женщины застегивали на себе, замыкая промежность, и которое не позволяло осуществить половой акт (а также, вероятно, мешало отправлению других естественных потребностей). Сегодня подобных устройств нигде не встретишь, однако социальный контроль над сексуальностью сохраняется.


нашим обществом по искоренению несправедливости. Мужчины уже реже харак­теризуют женщин как сексуальные объекты (во всяком случае прилюдно), чем не­сколько десятилетий тому назад. Более того: растет общественная обеспокоенность сексуальным преследованием (см. главу 13 «Гендерная стратификация»), что неко­торым образом повлияло на снижение роли сексуальности в трудовых коллективах. Также имеется достаточно свидетельств, что движение за права геев гарантировало гомосексуалистам большие возможности и социальное принятие.

Резюме

1. До выхода в свет работ Кинзи (Kinsey, 1948, 1953) секс долго оставался та-буированной темой в культуре США. Эти труды были в числе первых науч­ных социологических публикаций, касавшихся сексуальности человека.

2. Пол — это биологическое различие между мужчинами и женщинами; он опре­деляется при зачатии, когда сперматозоид соединяется с яйцеклеткой.

3. Мужчины и женщины отличаются друг от друга не только гениталиями (первичными половыми признаками), но и развитием тела по мере созрева­ния (вторичными половыми признаками). У гермафродитов наблюдается то или иное сочетание мужских и женских гениталий. Транссексуалами назы­ваются люди, которые ощущают свою принадлежность к полу, противопо­ложному биологическому.

4. У большинства животных секс вызывается действием биологического меха­низма, но для людей он является делом как культурного определения, так и личного выбора. В мире существуют самые разные формы поцелуев, стыд­ливости и красоты, что говорит о культурной основе сексуальных обычаев.

5. Наше общество традиционно придерживалось жестких установок по отно­шению к сексуальности, хотя со временем они смягчились. Отсюда видно, что секс является не только биологическим, но и социальным явлением.

6. Сексуальная революция, начало которой восходит к 1920-м гг., но набрав­шая обороты в 1960-е и 1970-е гг., привела к большей открытости во всех аспектах жизни, связанных с сексуальностью. По данным исследований, со­ответствующие изменения скорее коснулись женщин, чем мужчин. К 1980 г. назрела сексуальная контрреволюция, порицавшая попустительство и при­зывавшая вернуться к более консервативным «семейным ценностям».

7. За XX в. в США увеличился процент людей, имеющих опыт добрачных се­ксуальных отношений. Исследования показывают, что на момент перехода в выпускной класс средней школы примерно 3/4 юношей и2/, девушек имеют опыт половой жизни.

8. Уровень сексуальной активности взрослого населения США изменчив: одна треть сообщает, что занимается сексом с партнером несколько раз в год или не занимается вообще; еще одна треть занимается сексом один или несколь­ко раз в месяц; оставшаяся треть — два раза в неделю или более.

9. Несмотря на широкое осуждение внебрачного секса, около 25% женатых муж-iM.u,. 1 (W -«\iv-i.-uuY жрнишн ппнзняются в эпизодах сексуальной неверности.


330 Часть II. Основы общества


Глава 8. Девиантность 331


 


10. Сексуальной ориентацией называется романтическое и эмоциональное вле­чение индивида к другому лицу. Существуют четыре основные разновидно­сти ориентации: гетеросексуальность, гомосексуальность, бисексуальность и асексуальность. Сексуальная ориентация порождается тем или иным со­четанием биологических и культурных факторов и человеческого выбора.

11. Процент гомосексуалистов в населении зависит от того, как исследователи определяют гомосексуальность. О некотором гомосексуальном опыте сооб­щают около 9% взрослых мужчин и 4% взрослых женщин (по сравнению с 2,8% мужчин и 1,4% женщин, которые признают за собой гомосексуальную идентичность).

12. Движение за права геев преследовало целью добиться большего принятия гомосексуалистов. Во многом благодаря этому процент американцев, по­рицавших гомосексуальность как морально непозволительное явление, не­уклонно снижался, и в настоящее время такие люди составляют приблизи­тельно половину населения.

13. В США ежегодно около 1 млн несовершеннолетних девушек беременеют. Уровень беременности несовершеннолетних снижался начиная с 1950 г., когда многие девушки выходили замуж и рожали детей. Однако сегодня большинство забеременевших несовершеннолетних американок не состоят в браке и рискуют оказаться среди беднейших слоев, особенно если девуш­ки бросают учебу.

14. Не предусматривая никакого универсального определения для порногра­фии, закон разрешает местным общинам самостоятельно устанавливать стандарты приличий. Многие консерваторы осуждают порнографию за ее аморальность; либералы же порицают ее как унижающую женщин.

15. Проституция, продажа сексуальных услуг, запрещена почти на всей терри­тории США. Хотя многие считают проституцию преступлением без потер­певших, она превращает женщин в жертву и способствует распространению заболеваний, передающихся половым путем.

16. В официальные сводки ежегодно попадает около 90 тыс. случаев изнасило­вания, однако их реальное количество превышает эту цифру в несколько раз. Хотя многие считают изнасилование сексуальным актом, в действительно­сти оно является грубым выражением власти. Большинство изнасилований совершается людьми, знакомыми с жертвой.

17. Структурно-функциональная теория выявляет потребность общества в регу­лировании сексуальной активности. Универсальной нормой здесь выступает табу на инцест, сохранящее чистоту и прозрачность родственных связей.

18. Парадигма символического интеракционизма заостряет внимание на много­образии смысловых значений, которыми люди наполняют сексуальность. Из этого следует, что общества отличаются друг от друга своими сексуальными установками и обычаями; подобным же образом в пределах отдельно взято­го общества сексуальные образцы изменяются с течением времени.

19. Теория социального конфликта увязывает сексуальность с неравенством. С этой точки зрения мужчины доминируют над женщинами, в частности тем,


Основные понятия

Асексуальность — сексуальная ориентация, при которой индивид не испытывает влечения ни к одному из полов.

Бисексуальность — сексуальная ориентация, при которой индивид испытывает влечение к представителям обоих полов.

Вторичные половые признаки — телесные отличия (помимо гениталий), которые характерны для биологически зрелых мужчин и женщин.

Гермафродит — человеческое существо, у которого в той или иной комбинации представлены мужские и женские половые органы.

Гетеросексизм — воззрение, когда «странным» считается любой, кто не является гетеросексуалом.

Гетеросексуальность — сексуальная ориентация, при которой индивид испыты­вает влечение к лицам противоположного пола.

Гомосексуальность — сексуальная ориентация, при которой индивид испытыва­ет влечение к представителям одного с ним пола.

Гомофобия — страх перед тесными личными контактами с людьми, которые счи­таются геями, лесбиянками или бисексуалами.

Первичные половые признаки — гениталии, органы репродукции.

Пол — биологическое различие между мужчинами и женщинами.

Порнография — сексуально откровенный материал, вызывающий сексуальное возбуждение.

Проституция — продажа сексуальных услуг.

Сексуальная ориентация — предпочтение индивида тех или иных сексуальных партнеров: одного с ним пола, противоположного, обоих или ни одного из полов.

Табу на инцест — культурная норма, запрещающая сексуальные связи и браки между близкими родственниками.

Теория «странной» идентичности — развивающаяся область знания, которая оспа­ривает гетеросексуальную тенденциозность в социологии.

Транссексуалы — люди, ощущающие свою принадлежность к какому-либо полу, несмотря на свою биологическую принадлежность к противоположному.

Вопросы для размышления

1. Что социологи понимают под сексуальной революцией? Какие изменения она повлекла? Можете ли вы привести какие-нибудь причины этих пере­мен?

2. Что такое сексуальная ориентация? Почему исследователям трудно изме­рить эту характеристику?

3. Считаете ли вы, что закон должен регулировать сексуальные изображения в книгах, фильмах и Интернете? Почему?

4. Как общества регулируют сексуальность? Какую роль играет сексуальность


О том, как новая технология изменяет жизненный уклад 333


КИБЕРСФЕРА. ЧАСТЬ II

Date: 2015-12-13; view: 455; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию