Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация и жизнь





Хотя детство особенно важно для процесса социализации, научение продолжает­ся всю жизнь. Оглянувшись на пройденное, мы видим, что наше общество приво­дит человеческий опыт в соответствие с возрастом, превращая жизнь в ряд эта­пов — детство, отрочество, зрелость и наконец старость.

Детство

Несколько лет назад корпорация Nike, выпускающая спортивную одежду и обувь, сделалась объектом нападок. Ее кроссовки изготавливаются на Тайване и в Индо­незии, нередко маленькими детьми, которые, вместо того чтобы ходить в школу, работают на фабриках. В мире трудятся около 250 млн детей; как минимум 120 млн из них заняты полный рабочий день, получая примерно 50 центов в час (Human Rights Watch, 2001). Из карты мира 5.1 явствует, что чаще всего детский труд ис­пользуется в африканских и азиатских странах1.

Критика в адрес корпорации Nike была вызвана тем, что большинство жителей Северной Америки считают детство — первые 12 лет жизни — порой забав и уче­бы. Но 100 лет назад дети американцев и европейцев вели жизнь, во многом похо­жую на ту, какую ныне ведут дети из бедных стран. Как объясняет историк Филипп Арье (Anns, 1965), идея детства в целом совершенно нова. В Средние века с деть­ми 4—5 лет обращались, как со взрослыми, и ждали, что те сумеют постоять за себя.

Идею детства мы защищаем потому, что молодежь в биологическом отношении незрелая. Но если посмотреть на мир и оглянуться в историю, то станет очевидно: дан­ная концепция укоренена в культуре. В богатых странах работать обязан вовсе не каж­дый, потому детство может быть растянуто и молодые люди смогут овладеть навыка­ми, которые им понадобятся в труде, связанном с передовыми технологиями.

Индустриализация продлевает детство и отстраняет детей от работы и другой деятельности, кото­рые считаются подходящими только для взрослых. Таким образом, детский труд — редкость в США и других странах с высоким уровнем доходов. Однако в менее экономически развитых странах дети


•J 90 Часть II, Основы общества ________________________________________________________

Однако людей тревожит тот факт, что их дети растут слишком быстро. По сло­вам одного телеведущего, у сегодняшних детей 10-12 лет интересы и переживания примерно те же, что были в 12-14 лет у представителей предыдущего поколения (Hymowitz, 1998). Синдром «скороспелого ребенка» — отчасти результат измене­ний, произошедших в семье, включая высокую частоту разводов и занятость обо­их родителей на работе, из-за чего присмотр за детьми ослабевает. Кроме того жизнь молодых людей наполнена такими взрослыми проблемами, как секс, нарко­тики и насилие, которые привносит в нее «взрослое» телевидение (не считая ки­нофильмов и Интернета). Наверное, никого не удивит тот факт, что современные дети в отличие от тех, что жили 50 лет назад, больше подвержены стрессу и тревоге (Gorman, 2000).

Юность

В точности так же как индустриализация выделяет детство в отдельный жизнен­ный этап, юность оказывается буфером между детством и зрелостью. Как правило, мы связываем подростковые годы с эмоциональной и социальной неразберихой, когда родители препираются со своими отпрысками, пытающимися обрести соб­ственную идентичность. Мы склонны приписывать бури юности биологическим изменениям, связанным с половым созреванием, но сумятица скорее отражает не­согласованность культурного плана. В средствах массовой информации, например, превозносится секс, а в школах раздают презервативы, тогда как родители настаи­вают на воздержании. 18-летний юноша может столкнуться с долгом, выполнять который надлежит взрослому человеку, и отправиться на войну, но у него нет пра­ва взрослого употреблять алкоголь. Другими словами, юность — пора социальных противоречий, когда люди перестали быть детьми, но еще не стали взрослыми.

Эта стадия, как и все другие, оказывается различной в зависимости от проис­хождения того или иного человека. Большинство молодых людей из среды рабо­чих сразу после средней школы оказываются во взрослом мире — они начинают трудиться, становятся родителями. Однако подростки из более состоятельных се­мей располагают средствами для поступления в колледж и, может быть, аспиран­туру, а потому продлевают свою юность, которая продолжается, когда им далеко за 20 и даже за 30.

Зрелый возраст

Зрелость, которая в зависимости от происхождения человека начинается в период между последними годами тинейджерства и временем, когда человеку исполняет­ся 30 лет, есть пора свершений. Закончив школу, люди выбирают себе карьеру и обзаводятся собственными семьями. Личность уже в основном сформирована. В то же время заметные сдвиги в окружении индивида — например, утрата рабо­ты, развод или тяжелая болезнь — могут вызвать серьезные изменения в «Я».

Период ранней зрелости. В период ранней зрелости — вплоть до 40 лет — мо­лодые взрослые научаются самостоятельно улаживать свои обыденные дела, зача­стую смешивая приоритеты — родителей, партнеров, детей, обучение и работу (Levinsonetal., 1978). Женщины особенно склонны «пытаться объятьнеобъятное»,


Глава 5. Социализация -| Q-|

воспитание детей и ведение хозяйства даже в случае, если у них есть ответствен­ная работа помимо дома (Hochschild & Machung, 1989).

Средний зрелый возраст. В среднем зрелом возрасте (приблизительно от 40 до 60 лет) люди ощущают, что обстоятельства их жизни уже вполне сложились. Они также глубже осознают непрочность здоровья, которое молодежь воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Женщины, потратившие много лет на семью, находят период среднего зрелого возраста особенно затруднительным. Дети выра­стают и уже требуют к себе меньше внимания, а мужей поглощает работа, так что возникают периоды, которые трудно заполнить. У многих разведенных женщин возникают и серьезные финансовые проблемы (Weitzman, 1985, 1996). По всем этим причинам в годы средней зрелости все больше женщин возвращаются к уче­бе и выбирают себе новую карьеру.

Для всех и каждого старение подразумевает физический упадок — перспекти­ва, которую для женщин американская культура превращает в весьма болезнен­ную. Поскольку хороший внешний вид имеет для них большое значение, морщи­ны, лишний вес и седина могут оказывать травмирующее воздействие. У мужчин, разумеется, тоже есть свои проблемы. Кто-то бывает вынужден признать, что не смог достичь своих карьерных целей. Другие осознают, что карьерный успех дался им ценой отстранения от семьи или пренебрежения собственным здоровьем (Far-rell & Rosenberg, 1981; Wolf, 1990).

Преклонный возраст

Старость — последние годы зрелости и последний этап самой жизни — начинает­ся примерно в 65-летнем возрасте. Опять-таки общества придают этому этапу жизни различное значение. В традиционных пожилые люди часто контролируют страну и ее ресурсы. Поскольку эти общества изменяются медленно, пожилые люди приобретают немалую мудрость за свою долгую жизнь, которая одаривает их уважением и почетом (Sheehan, 1976; Hareven, 1982).

Однако в индустриальных обществах большинство молодых трудятся вне ра­мок семьи, будучи независимыми от стариков. Стремительные изменения ведут к тому, что молодежь воспринимает преклонный возраст как нечто неважное или даже не имеющее никакого веса. Юным людям старики кажутся теми, у кого нет представлений о новых веяниях и модах, а их познания и опыт — не обладая ника­кой ценностью.

Весьма вероятно, что предвзятость по отношению к престарелым, которая су­ществует в США, будет несколько нивелироваться по мере роста числа пожилых людей. С начала XIX в. процент американцев, возраст которых превышает 65 лет, почти утроился и стариков сегодня насчитывается больше, чем тинейджеров. Бо­лее того; поскольку продолжительность жизни неуклонно увеличивается, боль­шинство мужчин и женщин в возрасте 65 лет («молодые старики») может рас­считывать еще на десятки лет жизни. По прогнозам Бюро переписи США (U. S. Census Bureau, 1999), в XXI в. наверняка увеличится доля американцев старше 85 лет, число которых может возрасти почти в 5 раз.

У старости есть важные отличия от более ранних этапов жизненного пути.


1 92 Часть II. Основы общества


Глава 5. Социализация -| 93


 


Старение, напротив, являет собой обратный опыт: расставание с ролями, которые некогда приносили удовлетворение и обеспечивали социальную идентичность. Пенсионный возраст бывает периодом активнейшей деятельности или может озна­чать утрату ценимых занятий, а иногда сопровождаться откровенной тоской. Как и любой переходный этап жизни, уход от дел требует научения новым образцам на фоне того, что человек отучается от привычек прошлого. Не менее тяжкой пере­меной, становится уход с работы мужа или жены, которые теперь вынуждены при­спосабливаться к партнеру.

Умирание

Всю большую часть истории человечества низкий уровень жизни и примитивная медицина означали, что смерть, вызванная болезнью или несчастным случаем, может последовать на любом этапе жизни. Однако сегодня 85% американцев уми­рают после 55 лет (U. S. National Center for Health Statistics, 2001).

Наблюдая большое количество умирающих, Элизабет Кюблер-Росс (Ktibler-Ross, 1969) описала смерть как упорядоченный переход, вызывающий 5 отдельных реакций. Первой реакцией обычно становится отрицание, ибо наша культура склонна игнорировать реальность смерти. Второй фазой выступает гнев, когда че­ловек понимает смерть как величайшую несправедливость. Далее, гнев сменяется торгом, когда человек воображает, что избегнет смерти, заключив сделку с Богом. Четвертая реакция, смирение, часто сопровождается психологической депрессией. Наконец, привыкание к мысли о смерти достигается на пятой стадии, которая есть принятие. Человек, вместо того чтобы оказаться парализованным страхом и тре­вогой, теперь старается извлечь максимум из отмеренных дней жизни.

С увеличением процента престарелых мужчин и женщин мы вправе ожидать, что в американской культуре наступит примирение с идеей смерти. В последние годы, например, жители США и других стран более открыто обсуждают кончину людей, и умирание теперь рассматривается как процесс, предпочтительный по сравнению с болезненным и долгим страданием. Кроме того, все больше супругов готовятся ныне к смерти, все юридически и финансово предусматривая. Возможно, что это откры­тое рассмотрение вопроса облегчает боль оставшегося жить супруга, — предмет раз­мышления для женщин, которые чаще переживают своих мужей.

Жизненный путь: общий обзор

Представленный обзор жизненного пути подводит нас к двум важным выводам. Во-первых, хотя каждая стадия жизни связана с биологическим процессом старения, жизненный путь в целом — социальная конструкция. По этой причине бывает, что в других обществах люди совершенно по-разному воспринимают этапы жизни, а то и не воспринимают их вовсе. Во-вторых, в любом обществе такие этапы являют собой характерные проблемы и перемены, которые подразумевают научение чему-то но­вому и во многих случаях отучение от привычных обыденных дел.

Общества выстраивают логику жизненного пути в соответствии с возрастом, однако на формирование жизни людей влияют и прочие факторы — классовая, расовая, этническая и тендерная принадлежность. Соответственно описанные нами общие образцы применимы к различным категориям людей по-разному


Наконец, жизненные переживания зависят и от исторической эпохи, в которую человек родился. Когорта — группа людей, выделенная по какому-либо общему при­знаку, обычно по возрастному. На возрастные когорты влияют одни и те же культур­ные и экономические тенденции, так что у их членов оказываются сходными уста­новки и ценности (Riley, Foner & Waring, 1988). Например, женщины и мужчины, родившиеся в 1940-х и 1950-х, выросли в эпоху экономической экспансии, которая придала им чувство оптимизма. Сегодняшние студенты, росшие в обстановке замет­ной экономической неопределенности, не настолько уверены в своем будущем.

Date: 2015-12-13; view: 417; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию