Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое культура?





Культурой являются ценности, убеждения, поведение и материальные предметы, которые сообща формируют образ жизни людей. Она вбирает в себя все, что мы думаем, как мы поступаем и чем владеем. Культура — мост в прошлое и проводник


102 Часть II. Основы общества


Глава 3. Культура -J Q3


 


       
   
 
 

Поведение, считающееся совершенно обычным в одном обществе, может заставить содрогнуться представителей иной культуры. Эта молодая мама и ее 6-недельный сын, живущие в российском городе Санкт-Петербурге, совершенно не боятся 17-градусного мороза и купаются в близлежащем озере. Для русских такое занятие что-то вроде национальной забавы. Однако некоторым американцам подобная практика может показаться жестокой или даже опасной

Чтобы понять ее содержание, нам следует провести различие между мыслями и вещами. Нематериальная культура представляет собой неосязаемый мир идей, создаваемый членами общества, — от альтруизма до дзэн-буддизма. Материальная культура представляет собой материальные ценности, созданные членами обще­ства, — от оружия до застежек-«молний».

Культура не только обусловливает наши деяния, но и помогает сформировать­ся нашим личностям, именуемым по привычке, хотя и ошибочно, человеческой натурой. Представители воинственного племени яномамё из бразильских тропи­ческих лесов считают агрессию естественной, тогда как малазийские семаи, нахо­дящиеся от них на расстоянии, равном половине диаметра земного шара, живут в духе мира и сотрудничества. В культурах США и Японии одинаково ценятся ус­пех и упорный труд, но американцы ценят индивидуализм, в отличие от японцев которые ортодоксальнее и ориентированы на коллектив.

1 декабря, Стамбул, Турция. 'ЦТохоже, что любому порту свойственны две вещикорабли и кошки. Стамбул, десятый, порт на пути нашего следова­ния, кишит кошками, занятыми поисками легкой добычи. Ареста меняются, и с нилли, безусловно, меняются люди,но только не кошки.

С учетом глубины культурных различий в мире и склонности людей считать свой собственный образ жизни лучшим или более «естественным», чем чужой, понятно, что путешественники — вроде жрецов, описанных в начале главы — ча­сто чувствуют себя неуютно, когда встречаются с иной культурой. Эта неловкость известна как культурный шокдезориентация личности при ведении непривыч-

итп nnnsiQn -иг» io-uii ТТым/vi (s,T гтппа ттт.ипа гштнп ттпгтлал^ пэггтгЭ'ЗЭТТП Р1ГТР r,f\ пп 1ТЛМ с TTV-


ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Свидание с яномамё: опыт культурного шока

Маленькая алюминиевая моторка старательно пыхтела, бороздя мутные воды Ориноко - реки, протекающей в глуби бескрайних тропических лесов Южной Америки. Антрополог Наполеон Шаньон был близок к концу 3-дневного путешествия в родные края яномамё, одного из сооб­ществ на Земле, сохранивших наиболее примитивные технологии. Около 12 тыс. яномамё живут в деревнях, разбросанных вдоль границы между Венесуэлой и Бразилией. Трудно представить жизненный уклад, более отличающийся от нашего, чем этот. Яномамё почти не носят одежды и живут, не зная ни электричества, ни автомобилей, ни про­чих привычных для нас удобств. Их традиционное оружие для охоты и войны - лук и стрелы. Большинство яномамё предпочитают не общаться с внешним миром, так что Шаньон должен был показаться им настолько же странным, насколько и они - ему. К 2 часам дня Шаньон почти достиг пункта своего назначения. Жаркое солнце и влажный воздух были непереносимы. Он обливался потом, а его лицо и руки горели от укусов мошкары, вившейся вокруг. Но он не обращал на это внимания, предвкушая, что через несколько минут окажется ли­цом к лицу с людьми, непохожими ни на кого из тех, с кем ему доводилось встречаться прежде. Сердце Шаньона забилось сильнее, когда лодка уткнулась в берег. Шаньон и его проводник выбрались на сушу и, продираясь сквозь густой подлесок, направились на звуки, доносив­шиеся из ближайшего селения. Дальнейшее Шаньон описывает так:

Я поднял глаза и разинул рот при виде десятка крепких, голых, потных, отвратительного.вида муж­чин, взиравших на нас поверх луков с нацеленными стрелами! Огромные комья зеленой табачной массы между их нижними зубами и губами придавали им еще более отталкивающий вид, а из ноз­дрей стекали или свисали нити темно-зеленой слизи - такие длинные, что достигали [груди] или капали с подбородков.

Моим следующим открытием была почти дюжина злобных, тощих собак, которые норовили схватить меня за ноги и кружили вокруг, как будто я был предназначен им в пищу. Я просто стоял с записной книжкой в руках, беспомощный и жалкий. В нос мне ударила вонь гнилых расте­ний и отбросов, от которой меня чуть не стошнило. Я был в ужасе. Что же это за прием для челове­ка, явившегося к вам жить, учиться вашему образу жизни, подружиться с вами? (Chagnon, 1992; р. 11-12)

К счастью для Шаньона, яномамё признали его проводника и опустили оружие. Шаньон, хотя его заверили в том, что нынешний день он переживет, оставался потрясенным своей неспо­собностью понять окружающих его людей. И здесь ему предстояло прожить полтора года? Он задавался вопросом, зачем он оставил физику и взялся изучать человеческую культуру.

Источник: Chagnon, 1992 ____________________________________________________________________

чае культурного шока: история первого посещения исследователем племени яно­мамё, живущего на берегах Амазонки в Южной Америке.

Для человечества не существует «естественного» образа жизни, пусть даже большинство людей во всем мире именно таким видят свое собственное поведение. Естественное для нас — создание культуры. Любая другая форма жизни — от му­равьев и крокодилов до малиновок и зебр — ведет себя уникальным, специфиче­ским для каждого вида образом. В глазах путешественника огромное многообра­зие жизни людей контрастирует с поведением, скажем, кошек, которые повсюду


104 Часть II, Основы общества


Глава 3. Культура 105


 


Это единообразие обусловлено тем, что большинство живых существ направ­ляется инстинктом, биологической программой, которую животное не контроли­рует. Некоторые представители фауны — особенно шимпанзе и родственные при­маты — способны создавать ограниченную культуру, на что обратили внимание исследователи, наблюдавшие, как те используют орудия и обучают потомство про­стейшим навыкам. Но креативная мощь людей намного превосходит все это. Ины­ми словами, только люди гарантируют выживание своего вида, опираясь не на ин­стинкт, а на культуру (Harris, 1987). Чтобы понять, как возникла человеческая культура, следует обратиться к истории нашего вида.

Культура и человеческий интеллект

По сравнению со Вселенной, возраст которой насчитывает 15 млрд лет, наша пла­нета гораздо моложе: ей всего 4,5 млрд. Жизнь на Земле появилась не раньше, чем через 1 млрд лет после образования планеты. Прошло еще несколько сотен мил­лионов лет, прежде чем Землей завладели динозавры, лишь для того, чтобы исчез­нуть. Получается, коренной поворот нашей истории, когда появились существа, на­зываемые приматами, произошел 65 млн лет назад.

Из общей массы живых существ они выделяются своим интеллектом: у них наибольший объем мозга по отношению к размерам тела. Около 12 млн лет назад приматы начали развиваться по двум разным линиям, — так отделились люди от больших обезьян, наших ближайших родственников. Но общность происхождения очевидна по чертам, которые люди разделяют с шимпанзе, гориллами и орангута­нами: чрезвычайная общительность, нежные и длительные связи для выкармли­вания детей и взаимной защиты, способность прямо ходить (обычная для людей, но не столь часто встречаемая среди других приматов) и кисти рук, манипулирую­щих предметами.

Около 3 млн лет назад наши далекие предки сошли с деревьев в высокие тра­вы Центральной Африки. Там, передвигаясь на двух конечностях, они усвоили преимущества коллективной охоты и начали пользоваться огнем, орудиями и оружием; они строили простые укрытия и создавали примитивные одеяния. Эти достижения каменного века могут показаться скромными, но они знаменуют момент, когда наши предки встали на особый эволюционный путь, превращая куль­туру в основную стратегию выживания. Наконец, приблизительно за 250 тыс. лет до нынешних дней появился наш собственный вид — homo sapiens (лат. — «чело­век разумный»). Человек продолжал развиваться, и 40 тыс. назад по Земле уже ходили люди, которые выглядели почти в точности так же, как мы. Обладая большим мозгом, эти «современные» представители homo sapiens быстро созда­ли культуру, что показывает множество инструментов и наскальной живописи той эпохи.

Около 12 тыс. лет назад основание постоянных поселений и развитие специа­лизированной профессиональной деятельности на Среднем Востоке (там, где ныне находятся Ирак и Египет) ознаменовали «рождение цивилизации». На этом этапе биологические силы, которые мы называем инстинктами, уже уступили место бо-


собственных целях. С тех самых пор люди так или иначе создавали и переделыва­ли свои миры, чем объясняется сегодняшнее культурное многообразие, захваты­вающее наше воображение.

Культура, страна и общество

Три сходных термина — «культура», «нация» и «общество» — несут различные оттенки. Культура — общий уклад жизни. Страна — политический организм, т. е. территория с обозначенными границами (например, США, Канада, Перу или Зимбабве). Общество, о чем будет сказано в следующей главе, — организованное взаимодействие людей в стране или в пределах каких-либо других границ.

Соединенные Штаты, следовательно, являются и нацией и обществом. Но мно­гие общества, в том числе и США, — мультикультурные: люди ведут различный образ жизни, и эти уклады соседствуют (а иногда конфликтуют).

Сколько культур существует в США? Бюро переписи перечисляет несколько сотен языков, на которых говорят американцы и многие из которых были завезе­ны иммигрантами изо всех уголков мира. Вообще на планете специалисты зареги­стрировали свыше 5 тыс. языков, а значит, в различные времена существовали как минимум все эти многочисленные-культуры (Duraing, 1993; Crispell, 1997a). Се­годня, однако, культур насчитывается меньше из-за высокотехнологичных комму­никаций, растущей международной миграции и расширяющейся глобальной эко­номики. Даже в этой ситуации, как видно из истории куэро, некоторые культуры остаются изолированными и большей частью не затронутыми переменами, проис­ходящими в остальном мире.

А как обстоит дело со странами? Число их то снижается, то возрастает в зави­симости от политических событий. Распад Советского Союза и Югославии до­бавил, например, 19 стран. В 2001 г. в мире было 192 политически независимые страны.

Date: 2015-12-13; view: 666; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию