Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I 3 page





1. Миф о строго логической природе научного рассуждения. Этот миф вопло­щен в представлении, сводящем научное исследование к практическому приложе­нию правил и категорий классической ло­гики, тогда как в действительности оно невозможно без творческого элемента, не­уловимого этими правилами.

2. Миф о чисто иррациональном про­исхождении открытия. Он утвердился в психологии в различных "объяснениях" открытия интуицией или гением исследо­вателя.

3. Миф о социологических факторах открытия. В данном случае имеется в виду так называемый экстернализм — концеп­ция, которая игнорирует собственные за­кономерности развития науки и пытается установить прямую связь между обще­ственной ситуацией творчества ученого и результатами его исследований.

Эти мифы имеют общий источник: диссоциацию единой триады, образуемой тремя координатами приобретения знаний, о которых уже было сказано выше.

Чтобы преодолеть диссоциацию, необ­ходимо воссоздать адекватную реальности целостную и объемную картину науки как деятельности. Это, в свою очередь, требу­ет такого преобразования традиционных представлений о различных аспектах на­учного творчества, которое позволит про­двинуться в направлении искомого синте­за. Центром преобразовательной работы должно стать изучение под новым углом зрения интеллектуальной структуры на­уки. Речь идет именно о ее структуре, а не о содержании, поскольку только на уровне форм мыслительной активности, ее схем могут быть прослежены устойчивые, инва­риантные организаторы этой активности. Важнейшими среди этих инвариантов яв­ляются, во-первых, глобальные объясни­тельные принципы науки (детерминизм, си­стемность, развитие), во-вторых, проблемы, представляющие всю область психологии (психофизическая, психофизиологическая, психосоциальная и др.), и, в-третьих, кате­гории как основные и наиболее устойчи­вые формы и регуляторы освоения неис­черпаемой психической реальности.

Принципы, проблемы и категории вза­имосвязаны и разделяются только с целью разграничить в психологическом позна­нии его различные составляющие.

Общение — координата науки как деятельности

Переход к объяснению науки как дея­тельности требует взглянуть на нее не толь­ко с точки зрения предметно-логического характера ее когнитивных структур. Дело в том, что они действуют в мышлении лишь тогда, когда "обслуживают" проблемные си­туации, возникающие в научном сообще­стве.

Говоря о социальной обусловленности жизни науки, следует различать несколько аспектов. Особенности общественного раз­вития в конкретную эпоху преломляются сквозь призму деятельности научного со­общества (особого социума), имеющего свои нормы и эталоны. В нем когнитивное неот­делимо от коммуникативного, познание — от общения. Когда речь идет не только о сходном осмыслении терминов (без чего обмен идей невозможен), но об их преобра­зовании (ибо именно оно совершается в на­учном исследовании как форме творчест­ва), общение выполняет особую функцию. Оно становится креативным.

Общение ученых не исчерпывается про­стым обменом информацией. Иллюстри­руя важные преимущества обмена идеями по сравнению с обменом товарами, Бернард Шоу писал: "Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то остаем­ся при своих — у каждого по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меня­ется. Каждый сразу же становится богаче, а именно — обладателем двух идей".

Эта наглядная картина преимуществ интеллектуального общения не учитыва­ет главной ценности общения в науке как творческом процессе, в котором возника­ет "третье яблоко", когда при столкнове­нии идей происходит "вспышка гения". Процесс познания предполагает трансфор­мацию значений.

Если общение выступает в качестве не­пременного фактора познания, то инфор­мация, возникшая в научном общении, не может интерпретироваться только как про­дукт усилий индивидуального ума. Она

порождается пересечением линии мысли, идущих из многих источников.

Говоря о производстве знания, мы до сих пор основной акцент делали на его катего­риальных регуляторах. Такая абстракция позволила выделить его предметно-логичес­кий (в отличие от формально-логическо­го) аспект. Мы вели изложение безотноси­тельно к взаимодействию, пересечению, дивергенции и синтезу категориальных ориентации различных исследователей.

Реальное же движение научного позна­ния выступает в форме диалогов, порой весьма напряженных, простирающихся во времени и пространстве. Ведь исследова­тель задает вопросы не только природе, но также другим ее испытателям, ища в их ответах 1 информацию (приемлемую или неприемлемую), без которой не может возникнуть его собственное решение. Это побуждает подчеркнуть важный момент. Не следует, как это обычно делается, ог­раничиваться указанием на то, что значе­ние термина (или высказывания) само по себе "немо" и сообщает нечто существен­ное только в целостном контексте всей теории. Такой вывод лишь частично ве­рен, ибо неявно предполагает, что теория представляет собой нечто относительно замкнутое. Конечно, термин "ощущение", к примеру, лишен исторической достовер­ности, вне контекста конкретной теории, смена постулатов которой меняет и его значение.

В теории Вундта, скажем, ощущение оз­начало элемент сознания, в теории Сечено­ва оно понималось как чувствование — сигнал, в функциональной школе как сен­сорная функция, в современной когнитив­ной психологии как момент перцептивно­го цикла и т.д., и т.п.

Различное видение и объяснение одно­го и того же психического феномена опре­делялось "сеткой" тех понятий, из которых "сплетались" различные теории. Можно ли, однако, ограничиться внутритеоретически-ми связями понятия, чтобы раскрыть его со­держание? Дело в том, что теория работает не иначе, как сталкиваясь с другими, "вы­ясняя отношения с ними". (Так, функцио­нальная психология опровергала установ-

1 Конечно, эти ответы формулируются не для него, но, вслушиваясь в них, он оказывается участ­ником диалога, когда, опираясь на извлеченный из текстов ответ (который он не мог бы получить, если бы не обращался к этим текстам с собственным вопросом), не удовлетворяется им, а вступает в спор, приводит контраргументацию, продвигаясь тем самым в познании обсуждаемого предмета.

ки вундтовской школы, Сеченов дискути­ровал с интроспекционизмом и т.п.) Поэто­му ее значимые компоненты неотвратимо несут печать этих взаимодействий.

Язык, имея собственную структуру, жи­вет, пока он применяется, пока он вовлечен в конкретные речевые ситуации, в круго­ворот высказываний, природа которых ди­алогична.

Динамика и смысл высказываний не могут быть "опознаны" по структуре язы­ка, его синтаксису и словарю. Нечто по­добное мы наблюдаем и в отношении язы­ка науки. Недостаточно воссоздать его предметно-логический словарь и синтак­сис (укорененные в категориях), чтобы рассмотреть науку как деятельность. Сле­дует соотнести эти структуры с "комму­никативными сетями", актами общения как стимуляторами преобразования зна­ния, рождения новых проблем и идей.

Если И.П. Павлов отказался от субъек­тивно-психологического объяснения реак­ций животного, перейдя к объективно-психологическому (о чем он оповестил в 1903 году Международный конгресс в Мад­риде), то произошло это в ответ на запросы логики развития науки, где эта тенденция наметилась по всему исследовательскому фронту. Но совершился такой поворот, как свидетельствовал сам ученый, после "не­легкой умственной борьбы". И была эта борьба, как достоверно известно, не только с самим собой, но и в ожесточенных спо­рах с ближайшими сотрудниками.

Если В. Джеймс, патриарх американ­ской психологии, прославившийся книгой, где излагалось учение о сознании, выс­тупил в 1905 году на Международном психологическом конгрессе в Риме с док­ладом "Существует ли сознание?", то со­мнения, которые он тогда выразил, были плодом дискуссий — предвестников появ­ления бихевиоризма, объявившего созна­ние своего рода пережитком времен алхи­мии и схоластики.

Свой классический труд "Мышление и речь" Л.С. Выготский предваряет указа­нием, что книга представляет собой резуль­тат почти десятилетней работы автора и его сотрудников, что многое, считавшееся вначале правильным, оказалось прямым заблуждением.

Выготский подчеркивает, что он под­верг критике Ж. Пиаже и В. Штерна. Но он критиковал и самого себя, замыслы своей группы (в которой выделялся покон­чивший с собой в возрасте около 20 лет Л.С. Сахаров, имя которого сохранилось в модифицированной им методике Аха). Впоследствии Выготский признал, в чем заключался просчет: "...в старых работах мы игнорировали то, что знаку присуще значение"1.

Переход от знака к значению совер­шился в диалогах, изменивших исследова­тельскую программу Выготского, а тем самым и облик его школы.

Личность ученого,

его программа и школа

Нами были рассмотрены две координа­ты науки как системы деятельности — ког­нитивная (воплощенная в логике ее разви­тия) и коммуникативная (воплощенная в динамике общения). Они неотделимы от третьей координаты — личностной. Твор­ческая мысль ученого движется в пределах "познавательных сетей" и "сетей общения".

Но она является самостоятельной ве­личиной, без активности которой разви­тие психологии было бы чудом, а общение невозможно.

Коллективность исследовательского труда приобретает различные формы. Од­ной из них является научная школа. По­нятие о ней неоднозначно, и под ее именем фигурируют различные типологические формы. Среди них выделяются: а) научно-образовательная школа; б) школа — ис­следовательский коллектив; в) школа как направление в определенной области зна­ний. Наука в качестве деятельности — это "производство" не только идей, но и лю­дей. Без этого не было бы эстафеты зна­ний, передачи традиций, а тем самым и новаторства. Ведь каждый новый прорыв в непознанное возможен не иначе, как бла­годаря предшествующему (даже если пос­ледний опровергается).

Наряду с личным вкладом ученого со­циокультурная значимость его творчества оценивается и по критерию создания им школы. Так, говоря о роли И.М. Сеченова, его ближайший ученик М.Н. Шатерников

1 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 1. С.158.

отмечал в качестве его главной заслуги то, что он "с выдающимся успехом сумел при­влечь молодежь к самостоятельной раз­работке научных вопросов и тем поло­жил начало русской физиологической школе"1.

Здесь подчеркивается деятельность Сеченова как учителя, сформировавшего у тех, кому посчастливилось пройти его шко­лу (на лекциях и в лаборатории), способ­ность самостоятельно разрабатывать свои проекты, отличные от сеченовских. Но отец русской физиологии и объективной психо­логии создал не только научно-образовательную школу. В один из перио­дов своей работы — и можно точно указать те несколько лет, когда это происходило, — он руководил группой учеников, образовав­ших школу как исследовательский кол­лектив.

Такого типа школа представляет осо­бый интерес в плане анализа процесса на­учного творчества. Ибо именно в этих об­стоятельствах обнажается решающее значение исследовательской программы в управлении этим процессом. Программа является величайшим творением лично­сти ученого, ибо в ней прозревается резуль­тат, который в случае ее успешного испол­нения явится миру в образе открытия, дающего повод вписать имя автора в лето­пись научных достижений.

Разработка программы предполагает осознание ее творцом проблемной ситуа­ции, созданной (не только для него, но для всего научного сообщества) логикой раз­вития науки и наличием орудий, опери­руя которыми, можно было бы найти ре­шение.

Программа, относящаяся к нейрофизи­ологии, зародилась у Сеченова в связи с психологической задачей, касающейся ме­ханизма волевого акта. Открытие им в головном мозгу "центров, задерживающих рефлексы", принесло ему всеевропейскую славу. Открытие являлось его личным достижением (совершено оно в Париже, в лаборатории Клода Бернара, который не придал сеченовскому результату серьезно­го значения).

Но, вернувшись в Петербург, Сеченов стал трактовать свое открытие как ком­понент более общей программы по иссле-

дованию отношении между нервными цент­рами. Соответственно он мог теперь раздать своим ученикам различные фрагменты этой программы. Она стала объединяющим началом работы собравшейся вокруг него группы молодых исследователей. Через не­сколько лет, опираясь на эту программу, произвести новое знание более не удава­лось, и школа как исследовательский кол­лектив распалась. Вчерашние ученики пошли каждый своим путем.

Вместе с тем Сеченов стал учителем для следующих поколений исследователей нейрорегуляции поведения и в этом смыс­ле лидером школы как направления в науке. За появлением и исчезновением научных школ как исследовательских кол­лективов скрыта судьба их программ. Каж­дый из этих коллективов — это малая со­циальная общность, отличающаяся "лица необщим выражением". Различия между ними определяются программами. В каж­дой преломляются запросы предметной логики в той форме, в какой они "запелен­гованы" интеллектуальной чувствительно­стью ее творца. Эти запросы, как отмеча­лось, динамичны, историчны.

Так, в годы становления психологии в качестве самостоятельной науки велик был авторитет школы Вундта. Ее програм­ма получила имя структуралистской (глав­ная проблема виделась в выявлении путем эксперимента элементов, из которых стро­ится сознание). Но вскоре из школы выш­ли молодые психологи, предложившие но­вые исследовательские программы. Они стали лидерами школ, в деятельности ко­торых наметился сдвиг к новой интерпре­тации предметной области психологии. (Таковой, например, выступила так называе­мая вюрцбургская школа с ее лидером — учеником Вундта — О. Кюльпе.)

Параллельно на смену структурализ­му пришел функционализм. Но его ждала сходная участь. Европейские ученики функционалиста Штумпфа разработали качественно новую программу. Она приоб­рела имя гештальт-теории. В США в кру­гу приверженцев функциональной школы родился "манифест" бихевиоризма.

И вюрцбургская школа, и берлинская школа гештальтистов были малыми науч­ными группами. Каждая состояла из нес-

1 См.: Шатерников МЛ. Биографический очерк И.М. Сеченова // Сеченов И.М. Избр. труды. М., 1935. С. 15.

кольких человек. Между тем их последую­щее влияние на прогресс науки оказалось несравненно более значимым, чем вклад сотен других психологов, работавших в те же годы. Это было обусловлено эвристи­ческой силой их новаторских исследова­тельских программ.

Программы исполнялись коллективно, в чем проявлялась коммуникативная со­ставляющая науки как деятельности. Но в них проявлялись и две другие составля­ющие этой системы: когнитивная и лич­ностная. Смена программ отражала объек­тивный рост знания.

Структурная школа сошла со сцены не из-за случайных обстоятельств, а законо­мерно, уступив место функциональной. Последняя, в свою очередь, утратив влияние, сменилась гештальтистской (а в США — бихевиористской). В смене программ, изме­нявших характер понимания, объяснения, анализа психических феноменов, действо-

вал фактор, названный логикой развития науки. Но постичь вектор действия этой логики с тем, чтобы перевести "зов будуще­го" на язык программы, способной работать, может только человек науки, подготовлен­ный к этому своей жизнью, наделенный великим творческим потенциалом.

Исследовательская программа как ор­ганизатор деятельности фокусирует в себе все три переменные: когнитивную, комму­никативную и личностную.

Трактовка трехаспектности науки как деятельности, исследовательской програм­мы как структурной единицы этой дея­тельности и принципа категориального анализа, призванного реконструировать логику развития науки, впервые представ­лена и реализована в работах М.Г. Яро-шевского.

А.Р.Лурия

[НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ]1

Отношение психологии к другим наукам

Психология может развиваться, лишь сохраняя тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией для того, чтобы она могла успешно раскрывать свой собствен­ный предмет.

Первой наукой, с которой психология должна сохранять теснейшую связь, явля­ется биология.

Если психология животных имеет де­ло с теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе их взаимодействия со средой, то совершенно ясно, что полное понимание законов их по­ведения не может иметь место без знания основных форм жизни, которые составля­ют предмет биологии. Нужно достаточно отчетливо представлять те различия, ко­торые имеют место в существовании рас­тений и животных, чтобы выделить то ос­новное, что отличает всякий вид активного поведения, основанного на ориентировке в окружающей среде, от тех форм жизни, которые исчерпываются процессами обме­на веществ и могут протекать вне условий активной ориентировки в действительно­сти. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в одно-

родной водной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существо­вания, предъявляющего неизменно боль­шие требования к активной ориентировке в условиях среды, ориентировке, которая только и может обеспечить успешное по­лучение пищи и избегание опасности. Нужно хорошо усвоить различие в прин­ципах существования между миром насе­комых, у которых существуют прочные врожденные программы, обеспечивающие успешное выживание в устойчивых усло­виях, и все же способных сохранить вид даже при меняющихся условиях, и выс­ших позвоночных с их немногочисленным потомством, которое может выжить толь­ко при развитии новых индивидуально-изменчивых форм поведения, обеспечива­ющих приспособление к меняющейся среде. Без таких знаний общих биологи­ческих принципов приспособления ника­кое отчетливое понимание особенностей поведения животных не может быть обес­печено, и всякая попытка понять сложные формы психической деятельности челове­ка потеряет свою биологическую основу.

Вот почему для научной психологии со­вершенно необходим учет основных зако­нов биологии и таких ее новых разделов, как экология (учение об условиях среды и ее влияний) и этология (учение о врож­денных формах поведения). Естественно, что факты, составляющие предмет психо­логической науки, ни в коей мере не могут быть сведены к фактам биологии.

Второй наукой, с которой психология должна сохранять самую тесную связь, яв­ляется физиология и, в частности, тот ее раздел, который посвящен высшей нервной деятельности.

Физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нерв­ной системы, осуществляющими "уравно­вешение" организма со средой.

Легко видеть, что знание той роли, ко­торую в этом последнем процессе играют различные этажи нервной системы, тех законов, по которым протекает регуляция обменных процессов в организме, законы

1 ЛурияА.Р. Эволюционное введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 9—32. (Здесь и далее тематические заголовки в квадратных скобках даны редактором-составителем.)

работы нервной ткани, осуществляющей процессы возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синте­за, замыкания нервных связей, обеспечива­ют процессы иррадиации и концентрации возбуждения так же, как и знание основ­ных форм работы нервных клеток, нахо­дящихся в нормальном или тормозном (фазовом) состоянии — все это совершен­но необходимо для того, чтобы психолог, изучающий основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложней­шие формы деятельности, какими аппара­тами они осуществляются, в каких систе­мах они протекают. Игнорировать законы физиологии значило бы лишить психоло­гию одного из важнейших источников научного знания.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками.

Основные формы психической деятель­ности человека возникают в условиях об­щественной истории, протекают в услови­ях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях тру­да, употребления орудий и языка. Человек, который был бы лишен общения с окру­жающими, развивался бы вне условий пред­метного мира, сложившегося в истории об­щества, не пользовался бы орудиями и языком, человек, который не усваивал бы опыта всего человечества, передаваемого с помощью языка, этого хранителя инфор­мации, не имел бы и небольшой доли тех возможностей, которыми располагает его фактическое поведение. Естественно, что формы деятельности человека осуществ­ляются его мозгом и опираются на зако­ны его высших нервных процессов, но ни­какая нервная система сама по себе не могла бы обеспечить формирования упот­ребления орудий и языка и объяснить воз­никновение сложнейших, возникших в общественной истории, форм человеческой деятельности.

Подлинное отношение психологии к фи­зиологии заключается в том, что психо­логия изучает те формы и способы дея­тельности, которые возникли в процессе общественной истории и которые опреде­ляют поведение, а физиология высшей

нервной деятельности — те естественные механизмы, которые осуществляют или реализуют это поведение.

Попытаться свести психологию чело­века к физиологии высшей нервной дея­тельности, как это одно время предлага­лось механистически мыслящими учеными, было бы аналогично той ошибке, которую допустил бы архитектор, если бы он попы­тался свести происхождение и анализ сти­лей готики и барокко или ампира к зако­нам сопротивления материалов, которые, конечно, должны учитываться архитекто­ром, но которые ни в коей мере не могут объяснить происхождение архитектурных стилей.

Успех дальнейшего развития психоло­гии во многом зависит от правильного по­нимания соотношения этих обеих наук, и как всякое игнорирование физиологии, так и попытки свести психологию к физиоло­гии неизбежно задержат развитие психо­логической науки.

Только что сказанное делает ясным, ка­кое огромное значение для психологии име­ет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологичес­кие условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории, создающей такие новые формы сложного, опосредованного условиями труда, отно­шения к действительности, которые явля­ются источниками новых, специфически человеческих форм психической деятель­ности.

Мы еще увидим, что первое примене­ние орудия, первая форма общественного труда внесли коренную перестройку в ос­новные биологические законы построения поведения и что возникновение, а затем и использование языка, позволяющего хра­нить и передавать опыт поколений, приве­ло к появлению новой, не существующей у животных формы развития — развития путем усвоения общественного опыта. Со­временная психологическая наука, изуча­ющая прежде всего специфически челове­ческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета тех данных, которые она получает от об­щественных наук — исторического мате­риализма, обобщающего основные законы развития общества, языкознания, изучаю-

щего основные формы сложившегося в об­щественной истории языка.

Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую дея­тельность человека, позволяет психологии получить свою прочную научную основу. Мы встретимся с применением этого прин­ципа на протяжении всех последующих страниц, при рассмотрении всех конкрет­ных фактов психологической науки. Та­ково отношение научной психологии к тем смежным дисциплинам, в тесном контак­те с которыми она развивается.

Основные разделы

ПСИХОЛОГИИ

Психология, которая еще недавно была одной нерасчлененной наукой, представляет сейчас широко разветвленную систему дис­циплин, изучающих психическую деятель­ность человека в различных аспектах. После того, что мы уже сказали выше, ясно, что некоторые из разделов психологии изучают естественные основы психических процессов и приближаются к биологии и физиологии, в то время как другие изуча­ют общественные основы психической де­ятельности и приближаются к обществен­ным наукам.

Основное место занимает общая пси­хология, изучающая основные формы пси­хической деятельности и составляющая стержень всей системы психологических дисциплин. В состав общей психологии, кроме теоретического эволюционного вве­дения в науку о психической деятельно­сти, входит рассмотрение ряда специаль­ных разделов. К ним относится анализ познавательных процессов (начиная от ощущений и восприятий и кончая наи­более сложными формами мышления; этот раздел включает в свой состав анализ основных условий протекания психичес­ких процессов и анализ законов внима­ния, памяти, воображения и т.д.), процес­сов аффективной жизни (потребностей человека, сложных форм переживаний), анализ психологического строения дея­тельности человека и регуляции его ак­тивности и, наконец, — психологию лич­ности и индивидуальных различий.

<...> Разработке общих проблем пси­хологии были посвящены труды многих вы­дающихся ученых; к числу их относятся

такие классики психологии, как В. Вундт в Германии, У. Джемс в США, А. Бинэ, П. Жанэ во Франции и современные уче­ные Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов в СССР, А. Валлон, А. Пьерон, П. Фресс во Франции, Э. Толман, Дж.Миллер, Дж. Брунер в США, Д. Хэбб в Канаде, Д. Брод-бент в Англии и др.

К общей психологии примыкает груп­па биологических разделов психологичес­кой науки. Все они рассматривают есте­ственнонаучные основы психической деятельности человека.

Первой из этих дисциплин является сравнительная психология, или психоло­гия животных. Эта дисциплина рассмат­ривает особенности поведения животных на последовательных этапах эволюции, изучает те особенности поведения живот­ных, которые зависят от условий их суще­ствования и от их анатомического строе­ния; она включает в свой состав описание того, как меняются формы поведения жи­вотного в зависимости от тех требований, которые предъявляет к ним среда, и от тех основных типов приспособления к ус­ловиям существования, которые носят очень различный характер при усложне­нии форм жизни.

Второй из дисциплин, относящихся к биологической группе психологических наук, является физиологическая психоло­гия, или психофизиология.

Основы этой науки были заложены еще во второй половине XIX века теми учены­ми, которые ставили перед собой задачу исследовать психические процессы чело­века с применением разных физиологичес­ких методов и изучить физиологические механизмы психологических процессов; именно эти ученые организовали первые психологические лаборатории и детально разработали такие разделы психологичес­кой науки, как учение об ощущении, его измерении и основных механизмах, учение об основных законах памяти и внимания, учение о психофизиологических механиз­мах движения и т.д.

Естественно, что физиологическая пси­хология сближается с физиологией, в ча­стности, с физиологией органов чувств и физиологией высшей нервной деятельно­сти, отличие же состоит в том, что уче­ные, занимающиеся этой проблемой, дела-

ют своим предметом анализ конкретных форм психической деятельности, изучая ощущения и восприятия, внимание и па­мять человека и строение его двигатель­ных процессов, их изменения в процессе упражнения и утомления, и пытаются, пользуясь наиболее точными методиками, установить их физиологические механиз­мы и те законы, которые лежат в основе их протекания. Психофизиология, остава­ясь специальной психологической дисцип­линой, относится к физиологии так же, как биохимия к химии или биофизика к физике, она ни на минуту не отвлека­ется от того, что изучаемые ею процессы входят в состав сложной психической де­ятельности человека, не забывает сложных особенностей их структуры и лишь пы­тается вскрыть лежащие в их основе фи­зиологические механизмы.

Значительная часть знаний о законах протекания отдельных психических про­цессов была накоплена именно этим раз­делом психологической науки, и имена крупных ученых Фехнера и Вебера (впер­вые измерили ощущения), Вундта (впер­вые широко применил психофизиологичес­кие методы исследования психических процессов), Эббингауса и Мюллера (впер­вые подошли к точным методам измере­ния памяти и ее физиологических меха­низмов), так же как и имена Пьерона во Франции, Титченера (США) и крупных современных психологов Лин дел и (США), Бродбента (Англия), Фресса (Франция) и других тесно связаны с развитием этой об­ласти психологической науки.

Этот раздел психологической науки получил огромную информацию из работ видных классиков физиологии — И.П.Пав­лова, разработавшего учение о высшей нервной деятельности, Н.Е. Введенского, разработавшего учение о патогенезе, А.А.Ухтомского, работы которого поз­волили ввести новый раздел науки о поведении — учение о доминантах, Л.А.Ор-бели, сделавшего важный вклад в эво­люционную физиологию, а также сов­ременных физиологов — П.К. Анохина, разработавшего учение о функциональ­ных системах, Н.А.Бернштейна, внесшего новое понимание организации движения, Г.В.Гершуни и С.В. Кравкова, обогатив­ших науку данными о законах работы слу­ха и зрения, и других.

Date: 2015-12-13; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию