Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темп речи -- скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времениА Артикуляция -- (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь. Атака звука -- начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным. Аграфия -- (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма. Алалия -- (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях. Алексия -- (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения. Амнезия -- (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти. Афазия -- (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи -- полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи. Афония -- (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса. Б Барьеры общения -- психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию. Баттаризм -- нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются. В Высказывание -- единица сообщения, обладающая смысловой целостностью. Вербальный -- словесный. Визуальное общение -- зрительный контакт. Г Гаммацизм -- недостаток произношения звука [ Г ]. Голос -- звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр. -высота голоса -- физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос -- развитое головное звучание; низкий -- развитое грудное звучание; средний -- смешанное звучание. -диапазон голоса -- обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука. -полётность голоса -- длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории. -тембр голоса -- индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека. -поставленный голос -- голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью. Д Дикция -- (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи. Дискуссия --(discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению. Диспут -- (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством ведущего для установления истины -- на научную или общественно важную тему. Дисграфия -- (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме. Дислексия -- (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного. Дислалия -- (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи. Дизартрия -- (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом. Дисфония -- (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса. Дыхание -- условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное. -грудное -- дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется. -ключичное -- короткое, поверхностное дыхание. -брюшное -- дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки. З Задержка речевого развития -- нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи. Задержка психического развития -- нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. Заикание -- логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками. Защитные механизмы -- совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм. И Интонация -- (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями -- она особенно понятна и красива. -интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика -- переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм -- равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп -- скорость произнесения речи. (При ускоренном -- снижается внятность; при замедленном -- снижается выразительность). Тембр -- эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д. К Коммуникация -- (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми. Коррекция произношения -- исправление недостатков произношения. Каппацизм -- недостаток произношения звука [ К ]. Культура речи -- многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека. Л Ламбдацизм -- неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи. Лексикон -- словарный запас. Логическая пауза -- пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса. Логическое ударение -- выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение. Логичность речи -- коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания. Логопедия -- (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи. Логофобия -- (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи. М Мелодика речи -- повышение и понижение тона голоса. Мимика -- совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то. Модуляция голоса -- изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности. Моторика -- совокупность двигательных реакций. Мнемоника -- приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций. Н Навык -- автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Невербальные средства общения -- жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения. Недоразвитие речи -- см. Общее недоразвитие речи. О Обратная связь -- процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата. Общее недоразвитие речи -- отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр. Общение -- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Органы артикуляции -- губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь. П Пантомимика -- совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции. Пауза -- остановка в течении речи. Подвижность голоса -- способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным. Подвижность речи -- способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок. Паралингвистика -- вокальные возможности голоса. Просодика -- мелодико-интонационная сторона речи. Р Речевой слух -- способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха: --звуковысотный слух -- способность слышать и воспринимать мелодику речи; -ритмический слух -- способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп; -тональный слух -- способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений; -физический слух -- способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты; -фонематический слух -- способность различать и воспроизводить звуки речи. Речевой такт -- (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые обьединены смыслом. Речь -- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации. -внешняя -- речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной; -внутренняя -- речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь. Ритм речи -- последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени. Риторика -- теория и мастерство гармоничной речи. Ринолалия -- (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи. Ринофония -- изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении. Ротацизм -- часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ]. С Саморегуляция -- процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками. Сила голоса -- зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования. Синтагматическое ударение -- основное слово речевого такта. Сигматизм -- недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ] Т Темп речи -- скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времени. Техника общения -- способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения. Техника речи -- совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи. У Ударение -- различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подьёмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью). Уздечка -- подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки. Ф
|