Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины…..7





ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

ЧАСТЬ I

 

Учебно-методический комплекс курса по дисциплине

Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профили подготовки:математика и информатика и ИКТ; математика; информатика и ИКТ; экономика; иностранный язык; русский язык и литература; русский язык; родной язык и литература и русский язык; физика и информатика и ИКТ; технология; биология и химия; география и экология; биология; география; история и обществознание; история; право; физическая культура; дошкольное образование; начальное образование и информатика и ИКТ; начальное образование; мировая художественная культура

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


Пермь

ПГПУ


УДК 159.923(075)

ББК Ю937я73

П 863

Рецензент:

Доктор психологических наук, профессор Института психологии ПГПУ

М.Р. Щукин

Под редакцией канд. психол. наук, профессора Е.А. Силиной

Авторы-составители: канд. психол. наук, доцент Л.Л. Баландина, канд. психол. наук, доцент О.Н. Богомягкова, канд. психол. наук, доцент Л.Б. Вяткина, канд. психол. наук, доцент Т.В. Евтух, канд. психол. наук, доцент Т.А. Попова, канд. психол. наук, профессор Е.А. Силина, канд. психол. наук, доцент И.Г. Соснина, ст. преп. Э.Г. Сороковикова, канд. психол. наук, доцент Т.М. Харламова, канд. психол. наук, доцент Р.Н. Юдина, асс.А.Г.Батуева, асс. Е.С. Голдобин, асс. А.В. Краснов

П863 Психология человека:учеб.-метод. комплекс по дисциплине в 2 ч. Ч. 1. Направление: 050100 Педагогическое образование. Профили: математика и информатика и ИКТ; математика; информатика и ИКТ; экономика; иностранный язык; русский язык и литература; русский язык; родной язык и литература и русский язык; физика и информатика и ИКТ; технология; биология и химия; география и экология; биология; география; история и обществознание; история; право; физическая культура; дошкольное образование; начальное образование и информатика и ИКТ; начальное образование; мировая художественная культура. Квалификация: бакалавр / авт.-сост. Л.Л. Баландина, О.Н. Богомягкова, Л.Б. Вяткина, Т.В. Евтух, Т.А. Попова, Е.А. Силина, И.Г. Соснина, Э.Г. Сороковикова, Т.М. Харламова, Р.Н. Юдина, А.Г. Батуева, Е.С. Голдобин, А.В. Краснов. Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 26 с.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология человека» составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование».

Дисциплина входит в базовую часть профессионального блока ООП. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов.

УДК 159.923(075)

ББК Ю937я73

Утверждено: «___» __________________ 2011 г. Начальник учебно-методического управления ______________________________   Утверждено на заседании кафедры психологии: Протокол № _______ от «___» ________________2011 г. Зав. кафедрой _______________

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

© Баландина Л.Л., Богомягкова О.Н., Вяткина Л.Б., Евтух Т.В., Попова Т.А., Силина Е.А., Соснина И.Г., Сороковикова Э.Г., Харламова Т.М., Юдина Р.Н., Батуева А.Г., Голдобин Е.С., Краснов А.В., составление, 2011

© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2011


Содержание

1. Цели и задачи изучения дисциплины …………………………………..4

2. Место дисциплины в структуре ООП …………………………………..4

3. Требования к результатам освоения дисциплины ……………………4

3.1. Принятая структура компетенций ……………………………………. 4

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и

формируемых компетенций ……………………………………………….. 6

Объем дисциплины………………………………………………………..7

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………… 7

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …………… 8

5. Содержание дисциплины …………………………………………………9

5.1. Программа дисциплины ………………………………………………. 9

6. Образовательные технологии …………………………………………… 17

6.1. Технологии аудиторной работы ………………………………………. 17

6.2. Технологии внеаудиторной работы …………………………………... 17 7. Учебно-методическое, информационное и

материально-техническое обеспечение дисциплины …………………18

7.1. Основная литература ………………………………………………….. 18

7.2. Дополнительная литература …………………………………………... 18

7.3. Учебно-методические материалы …………………………………….. 19

7.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы … 20

7.5. Материально-техническое обеспечение ……………………………... 20

8. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации ……….20

8.1. Требования и форма проведения входного контроля ……………….. 20

8.2. Формы и содержание текущего контроля знаний …………………… 21

8.2.1. Формы текущего контроля знаний …………………………………. 21

8.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций ………………. 22

8.3. Форма и содержание промежуточной аттестации …………………... 23


1. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

· формирование научных представлений об основных теоретических направлениях и подходах психологической науки, современных проблемах психологии и принципах их решения, фундаментальных понятиях психологии;

· раскрытие содержания психического склада когнитивной и эмоционально-волевой систем человека, его индивидуальных особенностей (как индивида, личности и субъекта деятельности);

· формирование компетенций, связанных со способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания о познавательных и регулирующих психических процессах, эмоциональных состояниях и свойствах личности; дифференцировать их и применять в учебном процессе.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП:

Дисциплина относится к базовойчасти профессионального цикла Б3.

Освоение дисциплины «Психология человека» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

1. «Психология развития».

2. «Социальная психология».

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций в соответствии с ФГОС по направлению подготовки ВПО 050100 «Педагогическое образование», профили «математика и информатика и ИКТ, математика, информатика и ИКТ, экономика, иностранный язык (английский; немецкий; французский), иностранный язык (английский), русский язык и литература, русский язык, родной язык и литература и русский язык, физика и информатика и ИКТ, технология, биология и химия, экология и география, биология, география, история и обществознание, история, право, физическая культура, дошкольное образование, начальное образование и информатика и ИКТ, начальное образование»:

ОК-1 «владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения»;

ОПК-2 «способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач»;

В результате изучения дисциплины студент должен

знать: фундаментальные понятия психологии, закономерности функционирования сознания и деятельности человека, структуру когнитивной и эмоционально-волевой сферы психики; соотношение характеристик человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности; основные теоретические направления и подходы психологической науки.

уметь: пользоваться основными методами психологического исследования – наблюдением и экспериментальным изучением психологических особенностей человека, использовать психодиагностический инструментарий с учетом имеющихся психолого-педагогических задач, возраста и индивидуальных особенностей учащихся; уметь осуществлять психолого-педагогическое прогнозирование и проектирование, накапливать профессиональный опыт;

владеть: навыками решения психолого-педагогических задач и конструирования различных форм психолого-педагогической деятельности.

 


3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п Наименование разделов/тем дисциплины Кол-во часов Коды формируемых компетенций
ОК-1 ОПК-2
Раздел I. Введение в научную психологию
  Психология как наука   + +
  Предмет, задачи, методология и структура современной психологии   + +
Раздел II. Познавательные психические процессы
  Ощущение   + +
  Восприятие   + +
  Память   + +
  Мышление   + +
7. Внимание   + +
8. Воображение   + +
Раздел III. Человек как субъект деятельности
9. Деятельность и ее структура      
10. Речевая деятельность   + +
Раздел IV. Регулирующие психические процессы
11. Эмоции и чувства   + +
12. Воля   + +
Раздел V. Психология личности и индивидуальности
  Темперамент как характеристика индивида   + +
  Личность   + +
  Самосознание личности   + +
  Направленность личности   + +
  Характер   + +
  Способности   + +
  Итого      

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Заочная (полная)
Номера семестров: 1,2 уст., 1
Аудиторные занятия (всего): В том числе: 108/3  
  Лекции (Л)    
Семинарские занятия (СЗ)/ Практические занятия (ПЗ)    
Лабораторные работы (ЛР)   -
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: 162/4,5  
  Аннотирование книг, статей, конспектирование    
Эссе, реферат, доклад, презентация    
Аналитическая таблица    
Заполнение глоссария    
Выполнение заданий по самопроверке (решение задач, выполнение тестов)    
Другие виды самост.работы    
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы 270/7,5 20/0,55
Входной контроль(вид, № семестра) тест (1 семестр) тест (уст.сессия)
Текущий контроль (1 и 2 семестры): коллоквиумы, доклады, эссе, аннотирование книг, статей, аналитическая таблица, решение задач, тест (1 семестр): коллоквиумы, доклады, эссе, аннотирование книг, статей, аналитическая таблица, решение задач, тест
Форма промежуточной аттестации экзамен (2 сем) экзамен (1 сем)

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

№ п/п Раздел дисциплины Неделя семестра Всего часов Виды учебной работы и трудоёмкость (в часах)
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Семинарские /Практические Лабораторные Обязательная Дополнительная
Раздел I. Введение в научную психологию
1. Психология как наука 1-2            
2. Предмет, задачи, методология и структура современной психологии 3-5            
Раздел II. Познавательные психические процессы
3. Ощущение              
4. Восприятие              
5. Память 8-10            
6. Мышление 10-12            
7. Внимание 13-14            
8. Воображение 14-15            
Раздел III. Регулирующие психические процессы
9. Эмоции и чувства 15-16            
10. Воля 16-17            
Раздел 1V. Человек как субъект деятельности
11. Деятельность и ее структура 25-26            
12. Речевая деятельность 12-13            
Раздел V. Психология личности и индивидуальности
13. Темперамент как характеристика индивида 17-18            
14. Личность 19-20            
15. Самосознание личности 20-21            
16. Направленность личности 21-23            
17. Характер 23-24            
18. Способности 24-25            
  Всего:              

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Программа дисциплины

Раздел 1. Введение в научную психологию

Тема 1. Психология как наука

Основные (ключевые) понятия: структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивная психология, гуманистическая психология, отечественные психологические школы.

Основные этапы становления психологии как науки. Развитие психологии в конце XIX - начале XX века: основные направления зарубежной психологии - структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Основные направления отечественной психологии начала XX века в работах В.М. Бехтерева, К.Н. Корнилова, Г.И. Челпанова и др.

Тема 2. Предмет, задачи, методология и структура современной психологии

Основные (ключевые) понятия: психика, индивид, личность, субъект, индивидуальность, психические процессы, психические свойства, психические состояния, сознание, бессознательное, методы психологии.

Предмет, основные задачи психологии. Психика человека как предмет системного исследования.

Соотношение понятий психики человека: организм, индивид, личность, субъект, индивидуальность в современной отечественной психологии.

Формы психического отражения, характеристика психики как идеального, субъективного и активного отражения. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса.

Этапы развития психики в филогенезе. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики в эволюции. Мозг и психика.

Структура психики. Сознание и бессознательное, проблема их соотношения.

Принципы психологии.

Методология и методы психологического познания. Общие требования к методам психологии. Классификация методов психологии. Наблюдение и эксперимент как основные эмпирические методы психологии. Опрос, тесты, анализ продуктов деятельности и др. дополнительные методы психологии.

Важнейшие направления и отрасли современной психологии. Структура,состояние и перспективы современнойроссийской психологии.

Раздел 2. Познавательные психические процессы

Тема 3. Ощущения

Основные (ключевые) понятия: ощущения, сенсорная депривация, анализатор, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, качество ощущений, длительность ощущений, интенсивность ощущений, абсолютный и разностный пороги ощущений, адаптация ощущений, сенсибилизация, синестезия, компенсация ощущений.

Понятие об ощущениях. Сенсорная депривация.

Физиологические механизмы ощущений. Рефлекторная природа ощущений. Анализаторы.

Классификация ощущений.

Свойства ощущений. Чувствительность и пороги ощущений. Адаптация ощущений. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений. Компенсаторные возможности в области ощущений.

Тема 4. Восприятие

Основные (ключевые) понятия: восприятие, перцептивные движения, предметность восприятия, целостность восприятия, структурность восприятия, константность восприятия, осмысленность восприятия, апперцепция, иллюзии.

Понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии.

Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия. Апперцепция. Объект и фон восприятия.

Виды восприятия. Восприятие пространства, движения и времени. Зрительные иллюзии.

Тема 5. Память

Основные (ключевые) понятия: память, запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание, забывание, реминисценция, сенсорная память, кратковременная память, долговременная память, оперативная память, непроизвольная и произвольная память, двигательная память, эмоциональная память, образная память, эйдетическая память, словесно-логическая память.

Понятие о памяти, ее значение. Физиологические и психологические теории памяти.

Виды памяти: по длительности хранения информации, по степени волевых усилий, по характеру психической активности.

Процессы памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание. Смысловое и механическое запоминание. Мотивы запоминания. Условия эффективного запоминания. Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Сохранение и забывание. Кривая забывания Эббингауза. Ретроактивное и проактивное торможение. Эффект края. Зависимость забывания информации от психофизиологического состояния человека. Реминисценция.

Тема 6. Мышление

Основные (ключевые) понятия: мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование, понятие, суждение, умозаключение, алгоритмическое мышление и эвристическое, дискурсивное и интуитивное мышление, широта и глубина мышления, быстрота ума, гибкость и критичность мышления.

Понятие о мышлении. Связь мышления с процессами чувственного познания, речью и практической деятельностью человека.

Характеристика мыслительных операций. Психология и логика мышления. Понятие, суждение, умозаключение.

Физиологические основы мышления.

Динамика мышления при решении задач. Различные способы решения мыслительной задачи.

Виды мышления, индивидуальные особенности мышления. Алгоритмы и эвристика в процессе мышления: алгоритмическое мышление и эвристическое, дискурсивное и интуитивное мышление.

Тема 7. Речь

Основные (ключевые) понятия: речь, язык, центры речи, интериоризация и экстериоризация речи, афазия.

Речь как процесс вербального общения. Речь и язык. Функции речи. Физиологические основы речи. Динамическая локализация речи. Афазии. Виды речи и их характеристика. Психологические условия производства и понимания речи.

Тема 8. Внимание

Основные (ключевые) понятия: внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, устойчивость внимания, концентрация внимания, объём внимания, распределение и переключение внимания, отвлекаемость и рассеянность.

Понятие, сущность, функции и сферы внимания. Физиологические механизмы внимания.

Виды внимания и условия их организации.

Основные свойства внимания.

Тема 9. Воображение

Основные (ключевые) понятия: воображение, активное и пассивное воображение, преднамеренное и непреднамеренное воображение, воспроизводящее и творческое воображение, мечта, грёзы, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование, схематизация.

Природа и своеобразие воображения как познавательного психического процесса.

Понятие о воображении. Физиологические основы воображения.

Виды воображения, их специфика и взаимосвязь. Мечта. Роль мечты в практической деятельности. Фантазия и грезы.

Психологические механизмы воображения. Приемы создания образов воображения. Воображение и личность.

Раздел 3. Регулирующие психические процессы

Тема 10. Эмоции и чувства

Основные (ключевые) понятия: эмоции, чувства, настроение, аффект, стресс, страсть, базальные эмоции, фрустрация, высшие чувства.

Понятие об эмоциях и чувствах. Роль эмоций в практической и познавательной деятельности. Основные функции эмоциональной сферы. Физиологические основы эмоций и чувств. Формы эмоциональных переживаний.

Тема 11. Воля

Основные (ключевые) понятия: воля, произвольность, саморегуляция, волевой акт, волевые качества личности.

Понятие о воле. Саморегуляция деятельности. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности и их формирование.

Раздел 4. Психология личности и индивидуальности

Тема 12. Темперамент как характеристика индивида

Основные (ключевые) понятия: темперамент, гуморальная, конституциональная, церебральная теории темперамента, сензитивность, реактивность, активность, темп реакции, пластичность/ригидность, экстра/интроверсия, тревожность, эмоциональная возбудимость и эмоциональное последействие, тип темперамента, индивидуальный стиль деятельности.

Понятие о темпераменте. Гуморальная, конституциональная, церебральная теории темперамента. Многозначность связей между свойствами нервной системы и темперамента.

Основные направления работ в области отечественной (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, В.М. Русалов) и зарубежной (Г. Айзенк, Р. Пломин, А. Томас и С. Чесс) дифференциальной психологии и психофизиологии.

Свойства темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

Проблема оценки типов и свойств темперамента. Темперамент и личность. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности.

Тема 13. Личность

Основные (ключевые) понятия: личность, субъект, интегральная индивидуальность

Общее понятие о личности. Социальная сущность личности. Личность как субъект общественных и межличностных отношений.

Особенности основных психологических теорий личности. Теории личности фрейдизма (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) и неофрейдизма (К. Хорни, Г.С. Салливан, Э. Фромм). Диспозициональное направление в психологии личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк). Проблема личности в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Теоретические подходы к проблеме личности в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович).

Структура личности. Свойства личности. Отличительные признаки свойств личности.

Личность и индивидуальность. Интегральная индивидуальность.

Date: 2015-12-13; view: 349; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию