Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русское искусство второй половины XIX века





Академия художеств и развитие жанровой живописи шестидесятых годов. Развитие жанра в 1860 годы, связь с федотовской традицией. Воздействие на живопись литературы и театра

В. П. Пукирев «Неравный брак»- новый подход к изображению действительности в русской жанровой живописи. «Бунт 14» и создание Петербургской артели художников, ведущая роль И. Н. Крамского. Обличительный характер живописи Н. В. Неврева и И. М. Прянишникова.

Творчество В. Г. Перов-одного из основоположников критического реализма в живописи. «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах». Тема «бедных людей» в произведениях второй половины 1860 годов. «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Последний кабак у заставы».

Образование Товарищества передвижных художественных выставок, его цели и задачи. Творческий метод передвижников.

И. Н. Крамской – лидер передвижничества. «Христос в пустыне», Портреты Крамского (Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, И. И. Шишкина, П. М. Третьякова и др.), «Неизвестная».

Н. Н. Ге. «Тайная вечеря», «Христос и Никодим», «Что есть истина?», «Голгофа», «Совесть», поздние «Распятия». Историческая живопись Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Портреты Ге (Л. Н. Толстого, Н. И. Петрункевич и др.).

Первая и вторая выставки передвижников. Бытовой жанр передвижников. В. М. Максимов («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Семейный раздел», «Больной муж», «Все в прошлом»), Г. Г. Мясоедов («Земство обедает», «Дорога во ржи», «Косцы»), К. А. Савицкий («Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча иконы», «Проводы на войну»), В. Е. Маковский («В приемной у доктора», «Посещение больных», «Вечеринка», «Крах банка», «Оправданная», «На бульваре», «Объяснение»), Н. А. Ярошенко («Кочегар», «Заключенный», «Всюду жизнь»). Типические образы современников в живописи Ярошенко («Портрет П. А. Стрепетовой», «Курсистка», «Студент»).

В. В. Верещагин – реформатор батального жанра.

Утверждение национального реалистического пейзажа в искусстве передвижников. Лирический пейзаж А. К. Саврасова, Ф. А. Васильева. Эпическая линия развития пейзажа – И. И. Шишкин. Роль этюда с натуры в пейзажах Саврасова, Шишкина, М. К. Клодта.

В. Д. Поленов- родоначальник пейзажной пленэрной живописи. «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».

А. И. Куинджи – родоначальник русского романтического сочиненного пейзажа. Декоративная живописная система Куинджи. «Березовая роща», «Украинская ночь», «Ночь на Днепре». Куинджи- педагог.

И. Е. Репин. Тематическое и жанровое многообразие его творчества. «Воскрешение дочери Иаира». «Бурлаки на Волге- «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали». «Крестный ход в Курской губернии». «Исторический жанр Репина. «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы». Портретное искусство Репина. Портреты М. П. Мусоргского, В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, П. А. Стрепетовой, В. М. Гаршина, А. П. Бородина, А. К. Глазунова, В. И. Сурикова, Н. Н. Ге, Н. И. Пирогова, автопортреты.

В. И. Суриков -мастер монументальной исторической картины. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». Тема героизма русского народа. «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком». «Взятие снежного городка». Суриков – колорист.

В. М. Васнецов-создатель нового типа исторической картины. Фольклорно-сказочный эпос в творчестве художника. «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», Богатыри», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Царь Иван Васильевич Грозный». Монументальная живопись Васнецова. Росписи Владимирского собора в Киеве. Влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства конца XIX – начала XX века.

Творчество И. К. Айвазовского. «Девятый вал», «Кораблекрушение», «Спасшиеся от кораблекрушения», «Чесменский бой», «Бой брига «Меркурий» с турецкими судами». «Черное море».

Эклектика в русской архитектуре. Возрождение «национальных форм» в русской архитектуре – «русско-византийский стиль». Творчество К. А. Тона. Вокзалы. Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя. Образцовые «Проекты церквей». «Псевдорусский» стиль (В. А. Гартман, И. П. Ропет). «Русский» стиль (А. А. Парланд, В. О. Шервуд, А. Н. Померанцев).

. Реалистическая станковая пластика. Повествовательность станковой скульптуры (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов). Выдающийся скульптор второй половины XIX века. М. М. Антокольский (1843 -1902). Историческая тема в его творчестве. «Иван Грозный», «Петр I», «Христос перед судом народа», «Спиноза», «Мефистофель», «Ермак». Жанровые произведения Антокольского. Связь с основными тенденциями современной реалистической живописи. А. М. Опекушин (1838 – 1923). Памятник А. С. Пушкину в Москве. М. О. Микешин (1836 – 1896). Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.

 

19. Русское искусство конца XIX – начала XX века

Общая характеристика художественной ситуации рубежа веков. Становление модерна в русской культуре, его особенности. Основные художественные группировки. Художественные школы. Отражение в искусстве событий русской революции 1905 – 1907 годов. Мамонтовский кружок в Абрамцево – центр новых художественных поисков в русской культуре. Декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство. Работы В. М. Васнецова, С. В. Малютина, К. А. Коровина. Е. Д. Поленовой, А. Я. Головина, М. А. Врубеля, М. В. Нестерова в этой области. Кустарное дело в Талашкино как развитие принципов мамонтовского кружка.

Возрождение архитектуры в конце XIX – начале XX века. «Живописный», «графический» и «рационалистический» этапы архитектуры модерна. Ф. О. Шехтель-представитель зодчества модерна. «Неорусский», «национальный» вариант модерна. Ярославский вокзал Ф. О. Шехтеля, дом Перцова С. В. Малютина, Казанский вокзал А. В. Щусева (все постройки в Москве). Неоклассицизм в архитектуре. И. А. Фомин, В. А. Щуко, И. В. Жолтовский, Р. И. Клейн.

Скульптура конца XIX – начала XX века. Обновление пластического языка, влияние импрессионизма на творчество русских скульпторов. П. П. Трубецкой. Портреты. Черты жанра в скульптуре – «Мать с ребенком», «Дети», «Неизвестная с девочкой», «Дама, сидящая на скамейке», «Девочка с собакой», «Мать и сын». А. С. Голубкина. Портреты. Тема пролетариата в творчестве Голубкиной. «Железный», «Идущий», «Раб», «Рабочий», «Сидящий». Декоративные композиции. «Волна», «Вдали музыка и огни». Обобщенный образ в портрете. «Странница», «Баба», «Изергиль», «Старая». А. Т. Матвеев «Спящие мальчики», «Задумчивость», «Успокоение», надгробие В. Э.Борисову-Мусатову. С. Т. Коненков. Жанрово-повествовательные и монументально-обобщенные образы его произведений. «Камнебоец», «Самсон, разрывающий узы», «Рабочий-боевик Иван Чуркин», «Славянин», «Атеист», «Крестьянин». Фольклорно-сказочные образы. «Стрибог», «Старичок-полевичок». Поиски идеального. «Нике», «Лада», «Крылатая», «Сон». Станковая и монументальная скульптура Н. А. Андреева (1873 -1932). Портреты Андреева. Памятник Н. В. Гоголю. Керамика и декоративная пластика.

Русская живопись рубежа веков. «Младшие» передвижники. Творчество Н. А. Касаткина «Шахтерка», «Углекопы. Смена», «Рабочий-боевик», «Студент», «После обыска». С. А. Коровин «На миру». С. В. Иванов. Жанровые и историко-бытовые произведения художника. «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия», «Царь. XVI век», «Семья». А. Е. Архипова. Образы русской крестьянки в творчестве художника.

Создание Союза русских художников. Дореволюционный период в творчестве М. В. Нестерова отражение духовно-религиозный исканий эпохи в его живописи. «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Под благовест», цикл произведений о житие Сергия Радонежского, «Великий постриг», «Святая Русь», «На Руси». Портреты Нестерова. «Философы», «Амазонка», портрет Л. Н. Толстого. Ф. А. Малявин,своеобразие живописной системы, декоративность работ конца 1890 – 1900 годов. Тема деревенской Руси в его творчестве. «Смех», «Вихрь», «Девка».

Роль пейзажа в искусстве рубежа веков. Новое восприятие природы, поиски новых средств выражения. Левитан – создатель пейзажа-картины, пейзажа настроения. «Осенний день в Сокольниках», «Вечер на Волге», «После дождя», «Свежий ветер», «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Золотой плес», «Березовая роща», «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень «Над вечным покоем», «Сумерки. Стога», «Озеро. Русь». Образный строй, композиция, колорит.

Русский импрессионизм, его особенности. К. А. Коровин «Парижское кафе», «Париж. Бульвар капуцинов», Гурзуфская серия. Пейзажи, натюрморты, портреты. Пейзажная живопись И. Э.Грабаря «Февральская лазурь», «Иней», «Мартовский снег», «Хризантемы», «Неприбранный стол». «Эпические» пейзажи А. А. Рылова, К. Ф. Юона, А. М. Васнецова.

В. А. Серова раннего русского импрессионизма «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем». Парадные и камерные портреты. Рисунки Серова и его графическое мастерство. Портреты Г. Л. Гиршман, И. А. Морозова, О. К. Орловой, Иды Рубинштейн. Исторические произведения Серова, проблема монументальности и декоративности. «Петр I». Пейзаж в творчестве Серова. Монументально-декоративные произведения. «Похищение Европы», «Одиссей и Навзикая». Серов – педагог.

М. А. Врубель. Ранние монументальные работы Врубеля. Росписи и иконы в Кирилловской церкви, эскизы росписей для Владимирского собора в Киеве. Тема Демона в творчестве Врубеля – трагедия одиночества и обреченности. Особенности художественной формы произведений художника. «Пан», «Сирень», «К ночи», «Богатырь» «Царевна-Лебедь». Врубель – колорист. Портреты Врубеля (С. И. Мамонтова, Н. И. Забелы-Врубель, сына). Графические портреты и автопортреты. Портрет В. Я. Брюсова. Монументально-декоративная живопись. «Испания», «Венеция», «Принцесса Греза», «Суд Париса», «Фауст и Мефистофель», «Утро. День. Вечер». Театральные декорации Врубеля. Его работы в области скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Новые художественные объединения. «Мир искусства». Книжная графика и театрально-декорационное искусство. Место и роль «Мира искусства» в развитии русской культуры XX века. Влияние модерна на творчество художников «Мира искусства». А. Н. Бенуа как живописец, график, театральный художник, критик и историк искусства. Книжная графика. «Ретроспективно-галантный» жанр Сомова, излюбленные темы его произведений (дворянский быт XVIII – начала XIX века, мотивы итальянской комедии, карнавалы, фейерверки, эротические сюжеты). М. В. Добужинский Ретроспективные тенденции и острое чувство современности в его творчестве. Пейзажи, портреты, книжная графика и театральные декорации. Е. Е. Лансере Историческая живопись, пейзаж и книжная графика. Графика А. П. Остроумовой-Лебедевой Л. С. Бакст – портреты, декоративные панно, театральные работы. «Мир искусства» 1910 годов. И. Я. Билибин Стилистика модерна в графике Билибина. Б. М. Кустодиев «Ярмарки», «Масленицы», «Деревенские праздники». «Купеческий» цикл («Красавица», «Купчиха» и др.), пейзажи, портреты, театральные работы. Н. К. Рерих. Театральные и монументальные работы. А. Я. Головин- мастер портрета, пейзажа, натюрморта, театральный художник. З. Е. Серебрякова – представительница неоклассицизма в русской живописи начала века.

В. Э.Борисов-Мусатов и «Голубая роза». «Декоративный пленэризм» художественной системы, «гобеленовый колорит». Эскизы декоративных панно, пейзажи. Влияние творчества Борисова-Мусатова на русских символистов. «Голубая роза». П. В. Кузнецов,М. С. Сарьян. Живопись Н. Н. Сапунова и С. Ю. Судейкина,их работа в театре. Пейзажная живопись Н. П. Крымова.

Художественная ситуация в России предреволюционных лет, углубление и расширение взаимодействия русской культуры с культурой западно-европейской.

«Бубновый валет». Художественная программа и художественная практика московских живописцев. Русские «сезаннисты». Творчество П. П. Кончаловского и И. И. Машкова Портрет и натюрморт в живописи художников «Бубнового валета». Художественные эксперименты А. В. Лентулова. Портретная, пейзажная живопись Лентулова и его натюрморты. «Лирический кубизм» и «живописный психологизм» Р. Р. Фалька.

Русский авангард. Примитивизм в творчестве М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой. Театрально-декорационная живопись. «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского. Футуризм в творчестве Гончаровой. «Велосипедист», «Аэроплан над поездом». Выставки футуристов, связь с поэзией футуризма. «Лучизм» Ларионова – первый манифест беспредметного искусства. Родоначальники и теоретики абстрактной живописи. «Чистая живопись» В. В. Кандинского и «супрематизм» К. С. Малевича. Фантазия и гротеск в произведениях М. З. Шагала Русский экспрессионизм П. Н. Филонова К. С. Петров-Водкин Символизм в раннем творчестве художника. «Берег», «Сон». Поиски «большого» стиля, обращение к древнерусскому искусству. «Мальчики», «Купание красного коня», «Мать», «Девушки на Волге», «Утро. Купальщицы», «Полдень».

 

Date: 2015-12-13; view: 563; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию