Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древо коммуникационных каналов





В разделе 4.1, открывавшем настоящую главу, произведен обзор эволюции коммуникационных каналов (рис. 4.1), начиная стадией пракультуры и заканчивая нынешней электронной коммуникацией. Поскольку новые каналы, например письменность или кино, возникали не на пустом месте, а на основе предшествовавших каналов, возникает вопрос о преемственности коммуникационных ка­налов. Хомо сапиенс получил в наследство от своих предков-пралюдей два канала устной коммуникации — невербальный и вербальный, к которым вскоре, т. е. в период верхнего палеолита (40―15 тыс. лет назад), присоедини­лись искусственные иконический и символьный каналы. Таким образом, в каменном веке, на стадии археокультуры, возникли четыре исходных канала. В недрах этих каналов в виде первобытного искусства образовались худо­жественные каналы, которые невозможно обособить: музыка и танец слиты с невербальным каналом; поэзия и риторика — продукты вербального канала; живопись вы­росла из иконической графики, а скульптура — из амуле­тов, талисманов и прочих вещественных символов.

Подлинной коммуникационной трансформацией было зарождение в III тыс. до н. э. письменности, т. е. об­разование нового коммуникационного канала. Канал пись­менной документации возник на базе иконического канала путем бифуркации последнего. Бифуркация («фуркация» лат. разделение) — раздвоение, разветвление, разделение чего-либо на две части: в географии бифурка­цией называют разделение реки на два русла, которые в дальнейшем не сливаются; в анатомии — разделение труб­чатого органа на две ветви, например, трахеи на два брон­ха; в педагогике — разделение класса на два потока, изу­чающих разные иностранные языки и т. п.

Бифуркация в документных каналах продолжалась и дальше: в XV веке произошла бифуркация письменнос­ти, в результате которой появился канал книгопечатания; в XIX веке из книгопечатания выделился канал прессы, основанный на машинной технике, а в XX веке средством массовой коммуникации стали компьютерные сети (вспомним Интернет).

Замечательная особенность бифуркации документной коммуникации состоит в том, что она инициировала бифуркации в каналах устной коммуникации. Письмен­ность была изобретена жрецами для записи в священных книгах Откровений Бога, переданных людям через про­роков, а также учений о Боге, о мире, вере, спасении. За­писи эти производились на пророческих (апостольских) языках, которые лексически и грамматически удалялись от разговорной речи. В христианской Европе пророчес­кими языками почитались греческий и латинский, у пра­вославных славян — церковнославянский (старославян­ский). Пророческие языки использовались при богослу­жениях, поэтому они относятся к устной коммуникации; вместе с тем их можно считать первыми литературными языками. Собственно литературные языки в качестве на­ционально принятой нормы культурной речи (как устной, так и письменной) образовались в европейских странах на стадии неокультуры. В литературных культурно-нор­мативных языках нашел отражение не только опыт пись­менной речи, но и опыт художественного устного слова (фольклор), хранящийся в неовеществленной социальной памяти. Формирование литературных языков — бифур­кация вербального канала.

Явление бифуркации каналов устной коммуникации продолжалось и дальше согласованно с бифуркациями документных каналов. Книгопечатание не довольствова­лось литературным языком, оно вызвало к жизни искус­ственные языки (математическая, химическая символи­ка, впоследствии — языки международного общения типа эсперанто). Параллельно с книгопечатанием человечество освоило еще один недокументный канал получения зна­ний — познавательные путешествия, т. е. пространственная коммуникация не ради торговли или войны, а ради позна­ния. Великие географические открытия, начатые X. Колум­бом, открыли этот канал, в наши дни продолженный кос­монавтами и туристами. Появление технических каналов для дистанционной передачи звука (телефон, радио), а за­тем — движущегося изображения (телевидение) — свидетельства бифуркаций в каналах устной коммуникации. Таким образом обнаруживаются четыре бифуркации:

Бифуркация I ― появление письменности и литературного языка;

Бифуркация II — изобретение книгопечатания и великие географические открытия;

Бифуркация III — промышленный переворот, обусловивший появление первичных технических каналов, в том числе машинной полиграфии, фотографии, телефона;

Бифуркация IV— научно-техническая революция XX в., вызвавшая к жизни электронную коммуникацию — телевидение и компьютер.

Преемственность между каналами устной коммуника­ции (правая часть) и документной коммуникации (левая часть) иллюстрирует рис. 4.7.

Комментарии к рисунку:

• Хронологическая шкала построена в десятично-ло­гарифмическом масштабе: четыре деления этой шкалы, представленные на рисунке равными отрезками, имеют цену деления, отличающуюся десятикратно. Первое деление охватывает 100 лет — от 2000 до 1900 гг.; второе де­ление охватывает 1000 лет — от 1900 до 900 гг.; третье деление соответствует 10000 лет — от 900 н. э. до 9000 до н. э. (―9000); четвертое деление соответствует 100000 лет. Бла­годаря десятично-логарифмическому масштабу удалось в обозримом виде представить всю историю человечества: от появления неантропа 40 тыс. лет назад (конец пракультуры и начало археокультуры) до наших дней — перехода к постнеокультуре.

• На рисунке не воспроизведены синтетические каналы, соответствующие театру, кино, мультимедиа.

• «Традиционными» считаются каналы, образовавши­еся до XIX века, а каналы индустриальной неокультуры именуются «нетрадиционными».

Рис. 4.7 при всей его нарочитой схематичности, а может быть, благодаря ей, позволяет легко распознать несколько соотношений, имеющих характер закономерностей эволю­ции социальных коммуникаций.

• Закон кумуляции коммуникационных каналов (за­кон ККК). Если принять за точку отсчета четыре исход­ных канала, то двигаясь вдоль хронологической шкалы, обнаруживаем прогрессию роста: 4, б, 8, 10, 12, которая представляет собой классическую арифметическую про­фессию. Закон ККК читается так: по ходу цивилизационного процесса коммуникационные каналы увеличивают­ся в арифметической прогрессии с основанием 2. При этом можно предположить, что материальные затраты обще­ства на обеспечение коммуникаций (технические сред­ства, капитальные вложения, кадровые ресурсы) увели­чиваются не в арифметической, а в геометрической про­гессии, и в постнеокультурном информационном обществе будут поглощать львиную долю национального бюджета.

 

Рис.4.7. Древо коммуникационных каналов

 

• Закон симметрии коммуникационных каналов (за­кон СКК). Бифуркации в левой и правой части древа ком­муникационных каналов происходили почти синхронно, что и обусловило симметричность, отчетливо видную на рис. 4.7. Синхронность бифуркаций не случайна, она — результат взаимозависимости, своеобразного баланса документной и устной коммуникации. Изучение этой взаимозависимости — благодарное поле будущих исследований.

• Закон ускорения бифуркаций (ЗУБ). Логарифми­ческая шкала вуалирует различия в длительности перио­дов между бифуркациями, в реальном же историческом времени дистанция между бифуркациями I и II — около 4.5 тысяч лет; между II и III — 400 лет; между III и IV — около 150 лет. Налицо сокращение «межбифуркационных периодов», которое обусловлено ускорением историчес­кою времени в стадии неокультуры.

Трудно удержаться от вопроса: сохранится ли ускоренный рост древа коммуникационных каналов в XXI веке? Если сегодня насчитывается 12 каналов, то, может быть, завтра их станет 14 или 16? Всякий рост имеет естественные пределы и рано или поздно прекращается, поэтому бесконечного ветвления древа коммуникационных кана­лов ожидать не приходится. Мы находимся в переходном периоде от эры документной коммуникации и книжной культуры к эре электронной коммуникации и мультимедийной культуры. Может быть, электронная коммуникация обладает достаточным потенциалом, чтобы стать поворотным пунктом в развитии коммуникационных каналов от постоянной кумуляции к постепенной концентрации?

Прежде всего оказалась под угрозой печатная книга. Кино и телевидение конкурировали с книгой лишь тем, что сокращали время, посвящавшееся ранее чтению. Теперь у книги появился более опасный конкурент — ви­деокассета. Формы их бытования почти тождественны, момент обращения к видео, как и момент встречи с книгой, определяется по желанию пользователя; возможности выбора на рынке видео постоянно расширяются и скоро догонят предложения книжного рынка; как и чтение, просмотр видеозаписи можно по желанию прервать, сделать «стоп-кадр», ускорить или замедлить просмотр фильма; короче говоря, общение человека с видеофильмом оказывается столь же непринужденным, как общение с книгой. Что же касается доходчивости, наглядности, выразительности, информативности, то здесь преимущества видео фильма очевидны — на его стороне не только письменное слово и застывшая иллюстрация, но и слово звучащее, музыка, движущееся цветное изображение. Книга — синтез двух искусств — словесности и графики, видеофильм — это синтез всех искусств, это синкретическое мультимедий­ное сообщение. Но главное преимущество видео, пожалуй, даже не в этом. Главное заключается в том, что, как и всякий продукт радиоэлектроники, видеомагнитофон легко объединяется с компьютером, образуя единый агрегат обладающий «интеллектуальными способностями» компьютера и «изобразительными способностями» видео. Видео — это органичный элемент мультимедийной культуры и ему, конечно, легче адаптироваться к условиям электронной коммуникации, чем книге, изначально связанной с книжной культурой.

Еще более мощным, чем видеозаписи, конкурентом типографских изданий обещает стать электронная книга, первые образцы которой появились на рынке. Например, «Софтбук» — электронная пластина с экраном в кожаном переплете; вместимость — 100 000 страниц, вес 15 кг, цена — 300 долларов плюс 10 долларов в месяц за абонентскую связь; «Дедикейтед ридер» — электронный справочник с двойным экраном стоимостью 1500 долларов[69]. Главное отличие электронной книги от бумажного кодекса в спо­собности «переиздаваться», т. е. менять одно содержание на другое. Она становится таким образом «книгой книг», делающей ненужными издательства и библиотеки. Элек­тронная книга может напрямую связать автора и читателя, убирая всех посредников, существующих между ними.

Ясно, что электронное писание не может не повлиять па творческий процесс писателей электронных книг. По­требуется иная поэтика, соответствующая многомерности виртуальных компьютерных пространств. Предполагается, что линейное чтение текста художественного произведения традиционным способом — страница за страницей с началa до конца — будет вытеснено нелинейным чтением, ког­да можно двигаться по тексту в вертикальном, горизонтальном или другом направлении. Читатель вовлекается в ком­пьютерную игру с электронным текстом, комбинируя его по своему усмотрению. Есть мнение, что именно игровая компьютерная литература сможет вернуть в когорту читателей молодежь, выросшую в мультимедийной среде.

Итак, можно предположить, что мультимедийные средства будут постепенно впитывать прикладные функции литературы и прессы, и в итоге закон ККК трансфор­мируется в закон концентрации коммуникационных ка­налов.

Выводы

1. На основании исходных естественных (невербаль­ный, вербальный) и искусственных (иконический, сим­вольный) каналов в результате длительной эволюции с палеолита до наших дней сложились три рода коммуни­кации: устная, документная, электронная.

2. Естественный язык и речь образуют единство, ко­торое выполняет две сущностные функции: коммуника­ционную и мыслительную; коммуникационная функция, в свою очередь, подразделяется на социально-временную, (социально-мнемическую) и социально-пространственную функции. Сущностные функции проявляются в прикладных функциях языка и речи, которые выполняются ими в общественной жизни (социальном пространстве) и в личностном психическом пространстве.

3. В наши дни ни одна сфера общественного производ­ства, ни одна область социально-политической деятельно­сти, ни одна отрасль культуры, ни одна сторона повседнев­ного обыденного существования не обходятся без обраще­ния к документам, без многообразного их использования. Если бы вдруг, допустим, исчезли бумажные носители тек­стов, человечество немедленно оказалось бы в состоянии первобытного варварства. Отсюда — зависимость совре­менной цивилизации от документной коммуникации.

4. Все виды коммуникации страдают неустранимыми коммуникационными барьерами технического, психоло­гического и социального характера. Эти барьеры можно разделить на шумы, имеющие естественное происхожде­ние, и специально создаваемые помехи, например цензу­ра. С шумами приходится мириться, с помехами нужно бороться.

5. Олицетворением достоинств и опасностей электрон­ной коммуникации в наши дни служит феномен Интернет. Интернет — глобальная социально коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетво­рения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникацион­ных технологий. Метатеоретическое осмысление феноме­на Всемирной паутины требует обобщения философско-исторических, организационно-управленческих, этико-правовых, социальных и психологических аспектов, связанных с сущностными и прикладными функциями Интернет.

6. Развитие коммуникационных каналов осуществляется до сих пор экстенсивно и закономерно в соответствии законами:

• законом кумуляции коммуникационных каналов (законом ККК);

• законом симметрии коммуникационных каналов (законом СКК);

• законом ускорения бифуркаций (закон ЗУБ).

7. Существуют три точки зрения на соотношение тра­диционных и нетрадиционных каналов в будущем:

• экстремистская — мультимедиа неизбежно вытес­нит книгу, ибо новое всегда вытесняет старое;

• консервативная — книга сохранит свое значение, по­тому что она антропоморфична (соответствует пси­хофизиологическим возможностям восприятия смыслов человеком), укоренена в культуре, а лите­ратура как вид искусства отмереть не может;

• компромиссная — в будущем будет достигнута гар­мония всех родов социальной коммуникации (уст­ной, документной, электронной), поскольку у каж­дого есть свои преимущества и свои ограничения.

8. Мы живем в переходной период от эры господства документной коммуникации к эре электронной мульти­медийной коммуникации.

9. Terra incognita в проблематике коммуникационных каналов зависит от прогресса в области лингвистики, психологии, культурологии, информатики.

• Гипотеза лингвистической относительности Сепира―Уорфа более полувека обсуждается примени­тельно к устной коммуникации. Остается открытым вопрос о национальной относительности в письмен­ных языках, т. е. в документной коммуникации, и в мультимедийных средствах электронной коммуни­кации.

• Как относиться к межъязыковым коммуникацион­ным барьерам: как к вредному пережитку, унасле­дованному от феодальной палеокультуры, или как к средству самозащиты малых народов от информа­ционной агрессии развитых стран?

• Каковы перспективы интерлингвистики в XXI веке? Возможно ли подлинное художественное творче­ство на искусственном языке? Ведь поэтическое вдохновение, по словам Б. Л. Пастернака, состоит в том, что «язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за челове­ка, и весь становится музыкой» (индивидуально-языковая функция). Вместе с тем, как показывает опыт эсперанто, нет проблем для перевода с естественного языка на искусственный язык, т. е. выполнении социально-языковой функции.

• Не решена проблема семантического поиска доку­ментов, шире — текстов, зафиксированных на каком-либо носителе, ибо нет надежных и операционных критериев релевантности (смысловой близости) высказываний на естественном языке.

• На вопрос «что и как читать?» даются противопо­ложные (антиномические) советы. Культура чтения не разработана дальше тривиальных рекомендаций для учащихся средней школы. Нельзя ли использо­вать электронную коммуникация, чтобы облегчить доступ к смысловому содержанию произведений печати?

• Подлинной «неведомой землей» является область парапсихологии, к которой относятся телепатия и ясновидение (антиципация). Телепатия — мыслен­ная коммуникация между коммуникантом — индук­тором и реципиентом — приемником. Ясновидение — получение сообщений из будущего. Известны мно­гочисленные факты парапсихологической коммуни­кации, но научного объяснения им нет. Являются ли телепатия и ясновидение рудиментными коммуникационными способностями, которые существовали до появления вербального канала или, напротив, они свидетельствуют о формировании нового есте­ственного коммуникационного канала, которым бу­дут пользоваться будущие «сверхчеловеки»?

• Привлекательной чертой Всемирной сети Интернет являются ее демократичность и открытость для самовыражения индивидуальной личности. Но фактически эти черты — иллюзия. На самом деле клиент Сети может делать только то, что разрешено профес­сионалами-программистами. Складывается ситуа­ция, когда посетитель виртуального пространства ищет спасения от порабощения его личности чуж­дыми ему социальными структурами в реальном мире, а попадает во «всемирную паутину», сотканную этими же структурами. Возможна ли подлин­ная свобода духовной деятельности клиента искус­ственных коммуникационных систем?

• Предметом оживленных дискуссий является судь­ба книги в постнеокультурном обществе, в частно­сти, конкуренция книжных кодексов и видеокассет, печатного слова и мультимедиа, чтения и телесмот­рения.

Литература

1. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуника­ции: Учебник для вузов. ―М.: ИНФРА-М, 1997. ― 272 с.

2. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. — М.: Лабиринт, 1997. — 221 с.

3. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. — М.: Бизнес и компью­тер, 1998. ― 400 с.

4. Земляпова Л. М. Современная американская коммуникативистика: Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. — М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 270 с.

5. Колкер Б. Г. Учебник языка эсперанто: Основной курс. — М.: Наука, 1992. ― 160 с.

6. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. ― М.: Наука, 1985. ― 175 с.

7. Колшанский Г. В. Паралингвистика. — М.: Наука, 1974. — 81 с.

8. Кузнецов С. Н. Теоретические основы интерлингвистики. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. — 207 с.

9. Культура русской речи: Учебник для вузов. — М.: Норма-Инфра, 1999. ― 560 с.

10. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика: Учеб. пособие. ― 2-е изд. ― М.: Аспект Пресс, 1996. ― 207 с.

11. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. — М.: Агентство «Фаир», 1998. — 352 с.

12. Поварнин С.И. Как читать книги. — М.: Книга, 1978. — 53 с.

13. Сапунова В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: Ось-89,1997, ― 160 с.

14. Свадост Э. Как возникнет всеобщий язык? — М.: Наука, 1968. ― 328 с.

15. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М.: Наука, 1980. ― 352 с.

16. Сорокин Ю. Я. Психолингвистические аспекты изучения текста. ― М.: Наука, 1985. ― 168 с.

17. Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. — СПб.: Торговый Дом «Герда», 2000. ― 224 с.

18. Язык и массовая коммуникация. Социолингвистическое исследование. — М.: Наука, 1984.—277 с.

Date: 2015-12-13; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию