Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-прикладная физическая подготовка





Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности. Игровое воспроизведение охоты и элементов труда в ритуальных танцах древних людей – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи. Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, проводившаяся для отдельных слоев общества и особенно чётко просматривавшаяся при рабовладельческом и феодальном строе.

В XV – XIX вв. выдающиеся педагоги обращали внимание на роль физических упражнений в подготовке подрастающего поколения к труду. Именно в этот период возникло и сформировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования в определенном производстве.

В начале ХХ в. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе которой было широкое применение достижения науки и техники с целью извлечь максимум прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека. В 30-х гг. ХХ в. в СССР были опубликованы работы, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний.

В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда (НОТ) и параллельно с НОТ сформировалась система специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и практике физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально – прикладной физической подготовки (ППФП).

Зачем нужна будущему специалисту специальная психофизическая подготовка к профессии? Это связано с несколькими факторами:

1. Изменение искусственной технической среды (научно-технический прогресс) негативно влияет на здоровье человека через снижение двигательной активности, приводящей к не тренированности, напряженное эмоциональное состояние в процессе его повседневного труда и за счет усиления неблагоприятного влияния внешней среды. Перечисленные факторы отрицательно сказываются и на профессиональной работоспособности человека.

Общим для всех людей является то, что естественная физиологическая адаптация человека не успевает за ускорением темпов и изменением условий современной жизни. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно - психическая усталость и утомление, а значит, снижение работоспособности и возможное возникновение заболеваний. Профилактикой этих явлений занимаются специалисты физической культуры и спорта.

2. Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе. Изменение структуры трудовых усилий и функциональной роли человека повысило требования к чувствительно-двигательной деятельности работника современного производства, особенно в отношении устойчивости внимания, быстроты и точности его реакции. Кроме того, современный специалист высшей квалификации руководит не только техникой, но и высококвалифицированными людьми, а социологические исследования свидетельствуют, что работа с людьми, руководство людьми утомляет больше всего.

3. Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание психологической подготовки будущего специалиста (готовность к смене профессии). (Спорт, физическая культура и скорость освоения смежных профессий).

4. Обеспечить высокий уровень интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов – одна из прямых задач профессионально направленной психофизической подготовки.

5. Обеспечить психофизическую надежность будущих специалистов в избранном виде профессионального труда. Экономисты отмечают, что если даже человек обладает знаниями и профессиональным опытом, но не имеет необходимых физических способностей, чтобы трудиться, то его нельзя относить к трудовым ресурсам.

3. ПОНЯТИЕ ППФП, ЕЁ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

От работников в любой сфере труда требуется значительное напряжение умственных, психических и физических сил для решения стоящих профессиональных задач. И каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков.

Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Для того чтобы достичь эту цель, будущий специалист должен стремиться и быть готов:

– к ускорению профессионального обучения;

– к достижению предпосылок высокопроизводительного труда в избранной профессии;

– к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;

– к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

– к внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в следующем:

– сформировать необходимые прикладные знания;

– осваивать прикладные умения и навыки;

– воспитывать прикладные психофизические качества;

– воспитывать прикладные специальные качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, накапливаются в процессе физического воспитания. Следует отметить, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (плавание, бег, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом, лазание). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, альпинизмом, спортивным ориентированием, автомотоспортом и водными видами спорта.

Прикладные психофизические качества – это необходимые для каждой профессиональной группы прикладные физические и психические качества, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта. Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

Прикладные психические качества и свойства характера личности, необходимые будущему специалисту, формируются на учебно-тренировочных занятиях и самостоятельно. Смелость, мужество, коллективизм, ответственность за другого человека формируются на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой, когда занимающийся поставлен в условия, требующие проявления указанных качеств. Грамотно организованный процесс физического воспитания способствует формированию таких волевых качеств как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентированно воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к сопернику, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующим прикладным видом спорта. Существует неспецифическая адаптация человека. Установлено, что хорошо физически развитый человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации, гипоксии и т.д.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ППФП

 

Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют физические и психические качества. Общепризнано, что эти качества, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Также сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

– формы (виды) труда специалистов данного профиля;

– условия и характер труда;

– режим труда и отдыха;

– особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы (виды) труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, так как с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня и подобрать средства физической культуры и спорта для подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов определенной профессии.

Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует знать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Для оценки динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов работ строят «кривую работоспособности» на основе фиксирования изменений технико-экономических и психофизиологических показателей. Через определенные промежутки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая работоспособности» определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы.

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ППФП

 

К ним относятся индивидуальные особенности будущих специалистов и географо-климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику.

Различия в подготовленности студентов играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физиологической и психологической пригодности к данному виду труда, т.е. от способностей. Поскольку способности различны, то и усилия студентов и время для освоения отдельных разделов ППФП к избранной специальности у каждого свои.

Следует знать, что наиболее продуктивный возраст от 20 до 40 лет. В этот период у людей меньше утомляемость в процессе труда и быстрое восстановление после значительного утомления. За этой общей характеристикой стоят вполне конкретные возрастные изменения отдельных функций. Так, временная реакция на световые, звуковые, комбинированные сигналы у нетренированных людей укорачивается и стабилизируется к концу студенческого возраста, а впоследствии (особенно после 40 лет) удлиняется по мере старения организма. Однако под влиянием специальной тренировки эта реакция может быть стабилизирована и даже отчасти повышена.

6. ПОДБОР СРЕДСТВ ППФП СТУДЕНТОВ

Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

– прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

– прикладные виды спорта (их целостное применение);

– оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

– вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

При подборе отдельных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. В большинстве отечественных исследований по определению содержания ППФП отмечается ведущая роль общей выносливости в обеспечении высокой профессиональной работоспособности. Основа выносливости – хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий на центральную нервную систему, которая более четко координирует работу физиологических систем, тем самым повышая общую и профессиональную работоспособность, улучшая самочувствие.

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными.

Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования ППФП студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный метод для решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач этой подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства подготовки студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это обучение приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, – это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда. Следует различать спортивные и профессиональные тренажеры. С помощью первых закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных же тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, что является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр высшего учебного заведения.

7. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ПФК)

 

ПФК как деятельность – это рациональная система физических упражнений, оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на достижение, повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в условиях определенной профессиональной трудовой деятельности и конкретного рабочего места.

Общими задачами ПФК являются:

- сохранять и развивать физические качества и способности, двигательные умения и навыки, необходимые для успешного овладения профессией и повышения профессиональной квалификации, для долгосрочного устойчивого сохранения работоспособности в конкретных производственных условиях;

- способствовать созданию наиболее благоприятных условий и режимов труда и отдыха в течение рабочего дня – оптимизировать условия начала работы и включения организма в профессиональную деятельность; обеспечить профилактику и снижение утомления в процессе труда;

- способствовать более быстрому и полному восстановлению жизненных сил, затраченных в процессе труда в течение рабочего дня;

- активно содействовать профилактике профессиональных заболеваний, снижению отрицательного воздействия на организм неблагоприятных факторов производственной среды и труда;

- содействовать развитию и проявлению сплоченности, организованности и активности первичного производственного коллектива, улучшению трудовой дисциплины.

Физиологическими основами применения средств физической культуры в процессе производства являются теории активного отдыха, врабатываемости организма, рабочего динамического стереотипа и др.

Великий русский ученый И.М.Сеченов показал, что для организма человека наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что при утомлении работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не при пассивном отдыхе, а при активном, когда выполняются специально организованные движения другими, неутомленными частями тела, что способствует более глубокому торможению утомленных нервных центров, в результате чего в них усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается в большей степени, чем при пассивном отдыхе. На этом положении основано применение физических упражнений в режиме рабочего дня.

Комплексы физических упражнений, выполняемые работниками в режиме рабочего дня, или связанное с ним время с целью повышения общей и специфической работоспособности, также с профилактической, восстановительной и компенсаторно-коррегирующей целью, называют производственной гимнастикой. Видами производственной гимнастики являются вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка.

Вводная гимнастика выполняется до начала работы с целью активизации деятельности организма и сокращения времени врабатывания в начале рабочего дня. Комплекс состоит из 7 – 10 общеразвивающих упражнений, близких по воздействиям на организм к движениям, выполняемым во время работы. Общая нагрузка от упражнений не должна вызывать чувства усталости.

Физкультурная пауза – комплекс из 7 – 8 гимнастических упражнений. Выполняется в течение 5 – 10 мин через 2 – 2,5 ч после начала работы и за 1 – 1,5 ч до окончания работы. Комплекс упражнений подбирается с учетом особенностей рабочей позы, рабочих движений, степени тяжести и напряженности труда. Рекомендуется руководствоваться следующими правилами при определении степени нагрузки для упражнений физкультурной паузы: работающим с небольшой физической нагрузкой предлагаются легкие и средние по нагрузке физические упражнения; работающим со средней физической нагрузкой даются насколько более интенсивные упражнения; при труде, требующем участия большинства мышечных групп с различной нагрузкой, подбираются упражнения на расслабление для мышц, испытывающих значительные напряжения, а для неработающих мышц – упражнения со средней нагрузкой и упражнения на растягивание. Для работников умственного труда рекомендуется комплекс упражнений с повышенной нагрузкой.

Физкультурная минутка (физкультминутка) – это наиболее индивидуализированная форма кратковременного локального воздействия физических упражнений на утомленную группу мышц. Физкультурная минутка проводится от 2 до 5 раз в смену независимо от других форм производственной гимнастики, в случаях, когда нет возможности прерваться для физкультурной паузы, а человек испытывает усталость отдельных частей тела или группы мышц и нуждается в кратковременном отдыхе. Длительность трех общеразвивающих упражнений, подобранных по принципу локального воздействия, – 2–3 мин. Обычно первым выполняется упражнение типа потягивания, прогибания. Вторым – упражнение на расслабление или напряжение в зависимости от характера и места утомления. Третье упражнение имеет целью нормализовать периферическое кровообращение.

Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20 – 30 с. Цель микропауз – ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связаны снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.

При утомлении глаз можно рекомендовать несколько упражнений для включения в микропаузу.

– Смотреть в даль 2–3 с. Перевести взгляд на предмет поставленный перед глазами на расстоянии 25–30 см, и смотреть на него 3–5 с. Повторить 10–12 раз.

– Крепко зажмурить глаза на 3–5 с, а затем открыть на 3–5 с. Повторить 6–8 раз.

– Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево 15–20 с.

– Быстрые моргания в течение 15–20 с.

– Закрыть глаза, подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко в течение 2–3 с. Затем снять пальцы с век и посидеть с закрытыми глазами 2–3 с. Повторить 3–4 раза.

Date: 2015-12-13; view: 1394; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию