Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мета, принципи та зміст обстеження дитини з дислалієюОсновной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узнавать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от не нормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи. Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению. При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалий в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления. Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда). Их следует проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до 15 минут) 2 — 3 раза в течение дня. Для преодоления дефектов произношения широко применяется дидактический материал. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей. В случае простой дислалий занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных — от 3 до 6 месяцев. У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, а у младших школьников — быстрее, чем у старших. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели. 4 этапа: обследование, подготовительный, этап постановки звука, автоматизация звуков, дифференциация звуков. I этап.Логопедическое обследование. 1. Общие сведения о ребенке. - ФИО, адрес, очень важно указать точный возраст ребенка – 5,3 мес. Или 5,12 мес. - Речевое окружение и речевое воспитание «Если есть лица с недостатком речи, Похожи ли недостатки ребенка на ваши? Как рано вы начали воспитывать речевую культуру? Сколько времени была соска? Не сюсюкали ли вы? И т.п. - Анамнез /общий и речевой/. Общие: Протекание беременности, роды, раннее развитие ребенка, стадодинамичечкие функции ребенка (держать головку, сидеть, стоять, ходить и т.п.). Речевые: когда началось гуление, лепет, первые слова, фразовая речь, жалобы родителей по поводу речи ребенка. Данные педиатра, отоляринголога, окулиста, невропатолога или психоневролога. 2. Общая характеристика речи ребенка: прочитать стихотворение, беседа или повтор за логопедом: темп речи, интонация, характеристика голоса, дыхание, наличие носового оттенка речи, наличие недостатка в речи. 3. Обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики. · Скорость включения в движение · Правильность выполнения задания · Длительность удержания позы · Переключение с одного движения на другое · Изменение мышечного тонуса · Наличие сопутствующих движений гиперкинезы, синкинезии. 4. Анатомическое строение органов артикуляции: · Подробно осматриваются все составные части артикуляционного аппарата · Изучаются мимические возможности мускулатуры: двигательные возможности мимических мышц, умение выразить эмоциональное состояние. Эти данные анализируются с позицией принципа развития для определения клинического диагноза речевой патологии. Анализ речи с позиции принципа системного подхода. 1. Исследование звукопроизношения. Методика: ребенку предлагаются предметные картинки, в названии которых есть исследуемый звук / среднего размера – не маленькие, цветные, без стилизации/, в названиях картинок звук должен быть в начале, середине, конце, в стечении с согласными, звук в мягкой позиции.
Примечание: для звонких звуков не нужна позиция в конце слова, т.к. происходит оглушение. Для всегда твердого звука или всегда мягкого звука требуется меньшее количество картинок [ш] [ж] [ц] – тв. [щ] [ч] [й] – мягкие. · первый раз ребенок должен звуки или картинку назвать самостоятельно. Если ребенок назвал картинки с ошибками, то он повторяет слова за логопедом. · Далее ребенку демонстрируется сюжетная картинка, по которой ребенок составляет несколько предложений насыщенных исследуемым звуком. В конце протокола подводиться итог: - определяется мономорфное или полиморфное нарушения. Мономорфное простое – нарушение звукопроизношения страдает один звук или одна фонетическая группа звуков. Ш,ж,ч,щ – устранив недостаток [ш] - легко, бывает автоматически, исправляются другие. Полиморфное – сложное – при которых страдают звуки из разных фонетических групп. Выделяются антропофонические дефекты и фонологические дефекты. 2. Обследование фонематического слуха (способность узнавать звук среди других сходных по акустическим признакам). · Узнавание звука среди других изолирующих звуков сходных по акустическим признакам. · Узнавание слога с данным звуком среди других слогов. · Узнавание слов с данным звуком среди других слов. · (Логопед называет картинку) узнавание предложений, насыщенных разным звуком. 3. Обследование фонематического восприятия – это умственное действие по звукослоговому анализу и синтезу. · Определение количества звуков в слове · Определения места нужного звука в слове: маленький ребенок (начало конец середина), постарше (1,2,3 и т.д). · Определение последовательности звуков · Синтез слов из слогов звуков. Логопед ребенок [л] [у] [к] – лук [мо] [ло] [ко] - молоко [ко] [ло] [мо] – молоко 4. Обследование понимания речи /импрессивный словарь /. · Подбирается с учетом возраста ребенка и ориентируется на программное требование. Строиться на основе инструкций, заданий: «Сделай….» «Покажи где….» «Где у собаки это….». 5. Обследование активного словаря / экспрессивная речь /. Много заданий (Корова ….. мычит, Лягушка квакает т.п. кто как двигается?) Ориентируется на программное содержание. 6. Обследование грамматического строя речи. 7. Обследование письма. 8. Обследование чтения. Делаем вывод и определяем содержание коррекционной работы.
|