Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная работа слушателей





II. Содержание программы

Наименование тем лекционных занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
     
  Логопедия как специальная педагогическая наука Логопедия как наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Значение термина «логопедия». Предмет и объект логопедии. Цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии. Структура логопедии. Логопедия как отрасль дефектологии, специальная педагогическая наука. Естественнонаучная психофизиологическая основа логопедии. Значение для логопедии учения И.П. Павлова о взаимодействии сигнальных систем, о формировании условно-рефлекторных связей; учения И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.Р. Лурия о динамической локализации психических функций; учения П.К. Анохина о функциональных системах. Значение для логопедии трудов Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева о языке, речи и речевой деятельности, о соотношении речи и мышления, о многоуровневой структуре процессов восприятия и порождения речевых высказываний. Диалектический метод познания как методологическая основа логопедии. Значение для логопедии положений о соотношении общих и специфических закономерностей в развитии нормального и аномального ребенка, о связи развития с деятельностью, о взаимодействии внешних и внутренних факторов в процессе психического развития, о движущих силах психического развития. Методологические принципы логопедии: системности; комплексности; развития; рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка; деятельностного подхода; онтогенетический; этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов); учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта; использования обходного пути и др. Общедидактические принципы и специфика их использования в логопедии. Методы, используемые в логопедии: организационные, эмпирические, количественного и качественного анализа, интерпретационные. Применение технических средств в целях логопедического исследования. Теоретическое и практическое значение логопедии. Личность логопеда. Понятие гуманизма, деонтологии в логопедии. Краткий перечень основных профессиональных навыков и свойств личности педагога-логопеда. Развитие логопедии в соответствии с уровнем развития общества. Социально-экономические проблемы логопедии. Актуальные проблемы современной логопедии (Перспективы научного развития логопедии). Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Логопедия как интегративная область науки, включающая медицинские, психологические, лингвистические и педагогические знания. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии, ее взаимодействие со смежными дисциплинами. Значение педагогических, психологических, лингвистических, психолингвистических, медико-биологических наук для анализа и преодоления речевых нарушений.
  Этиология нарушений речи Необходимость изучения этиологии речевых нарушений. Развитие научных взглядов на этиологию нарушений речи. Современные представления о причинах речевых нарушений. Эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в развитии речи - основа для изучения этиологии речевых расстройств. Классификация причин речевой патологии. Понятие о внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) вредных воздействиях на организм ребенка. Биологические и социально-психологические причины. Органические и функциональные, центральные и периферические причины. Взаимодействие и взаимообусловленность причин, лежащих в основе развития речевой патологии. Зависимость развития речевой деятельности ребенка от степени зрелости его центральной нервной системы, от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром. Концепция развития психики Л.С. Выготского как методологическая основа изучения причин речевых нарушений. Социальная ситуация развития. Причины и условия возникновения речевых нарушений. Основные условия, способствующие многообразию речевых нарушений. Критические периоды в развитии речевой функции. Пренатальные, натальные и постнатальные (ранние и поздние) вредности, значимые для формирования речи. Понятие о перинатальной патологии. Значение наследственных факторов в этиологии речевых нарушений. Понятие о полиэтиологии речевых нарушений. Сложность и полиморфность факторов, вызывающих речевые нарушения. Разграничение первичных речевых расстройств, связанных с поражением или дисфункцией речевых механизмов, и вторичных, наблюдающихся у детей с нарушениями интеллекта, сенсорной сферы и др.
  Классифи-кация нарушений речи Проблема систематизации речевых расстройств. История развития учения о классификации речевых нарушений. Современные классификации речевых нарушений. Клинико-педагогическая классификация. Реализация подхода от общего к частному. Этиопатогенетические, клинические и психолого-лингвистические критерии разграничения речевой патологии. Виды речевых нарушений. Значение клинико-педагогической классификации в логопедической диагностике, абилитации и реабилитации. Психолого-педагогическая классификация Р.Е. Левиной как основа для организации системы специальных логопедических дошкольных и школьных учреждений. Реализация подхода от частного к общему. Лингвистические и психолого-педагогические критерии построения классификации. Группы речевых нарушений и их виды. Соотношение клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций, применение их в практической работе логопеда. Другие варианты классификации нарушений речи (отечественные и зарубежные), их критерии и области применения. Дифференциальная диагностика близких по проявлению речевых нарушений. Нарушения различных звеньев функциональной речевой системы. Стертые формы речевых нарушений. Речевые нарушения, обусловленные дефектами развития.
  Дислалия Классификация звуков русского с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков. Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения. Определение дислалии, значение термина. История развития учения о дислалии. Трактовка произносительных нарушений и первое появление термина «дислалия». Постепенное сужение этого понятия и более четкое определение дислалии. Статистические сведения о распространенности дислалии. Понятие о причинах возникновения дислалии. Характер повреждения различных отделов речевого аппарата при дислалии. Симптоматика дислалии. Особенности проявлений дислалии в различных возрастных группах. Клиническая характеристика недостатков звукопроизношения. Классификация дислалии по этиопатогенетическому критерию (функциональная и механическая, или органическая дислалия). Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения. Классификация дислалии по симптоматике, по основным формам проявления (виды нарушения произношения звуков: отсутствие, искажения, замены, смешения, или взаимозамены), по группе нарушенных звуков (сигматизм-парасигматизм, ротацизм-параротацизм, ламбдацизм-параламбдацизм, йотоцизм, каппацизм-паракаппацизм, гаммацизм-парагаммацизм, хитизм-парахитизм, нарушения озвончения, смягчения), по объему нарушения звукопроизношения (простая и сложная дислалия). Уровни нарушенного произношения в отечественной логопедии (по Правдиной О.В.) и в зарубежной логопедии. Формы дислалии в зависимости от локализации и причин, обусловливающих дефекты звукопроизношения (функциональная и механическая, или органическая). Этиология и патофизиология функциональной дислалии. Классификация функциональной дислалии в зависимости от нарушенных патофизиологических механизмов (сенсорная и моторная дислалия), по симптоматике замены и смешения как фонологические, или фонематические дефекты и отсутствие, искажения как антропофонические или фонетические дефекты). Соотношение расстройств фонетической и фонематической систем при функциональной дислалии (акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая дислалия). Механическая (органическая) дислалия. Возможные аномалии строения артикуляционного аппарата, их роль в возникновении дефектного произношения звуков. Симптоматика механической дислалии. Характер нарушения произношения звуков при данной форме дислалии. Роль хирургического вмешательства, ортодонтического лечения, миотерапии в устранении механической дислалии. Динамика: особенности развития фонетических, фонематических и других компонентов речи, операций фонематического анализа и синтеза. Особенности психического развития ребенка с дислалией. Обследование лиц с дислалией. Содержание, методы и приемы обследования. Дифференциальная диагностика. Прогноз: условия, определяющие прогноз. Методика логопедического воздействия при дислалии. Цель, задачи, принципы работы. Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных умений и навыков. Основные методы формирования правильного звукопроизношений (показ, опора на сохранные звуки, артикуляционные упражнения, механическое воздействие и др.). Структура логопедических занятий при дислалии. Использование игр, наглядного материала и ритмики в работе по формированию правильного произношения звуков. Специфика работы при функциональной и механической (органической) дислалии. Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их устранения (частные методики устранения нарушений звукопроизношения). Недостатки произношения свистящих звуков «с» – «с’», «з» – «з’», «ц» (сигматизм, парасигматизм) и их исправление. Характеристика свистящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений (искажения и замены). Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи (формирование круглой щели). Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений и навыков. Недостатки произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ» и их исправление. Характеристика шипящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений (сигматизм и парасигматизм шипящих звуков). Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. Приемы и последовательность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука. Закрепление коммуникативных умений и навыков. Недостатки произношения звуков «р» – «р’» (ротацизм и параротацизм) и их исправление. Характеристика фонем «р» – «р’». Описание правильного уклада органов артикуляции. Варианты нарушений фонем (искажения и замены) и их причины. Приемы постановки звука. Задачи подготовительного этапа: активизация кончика языка, формирование воздушной струи. Использование для этих целей артикуляционной гимнастики. Тренировка фонематического восприятия при заменах. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки «р» – «р’». Закрепление коммуникативных умений и навыков. Недостатки произношения звуков «л» – «л’» (ламбдацизм и параламбдацизм) и их исправление. Характеристика фонем «л» – «л’». Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений (искажения и замены). Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановки звука. Приемы коррекции фонем. Закрепление коммуникативных умений и навыков. Недостатки произношения «j» (йотоцизм), «к» – «к’», «г» – «г’», «х» - «х’» (каппацизм, гаммацизм, хитизм), их исправление. Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений, проявляющиеся в искажениях и заменах звуков. Артикуляционная гимнастика, подготавливающая постановку звуков. Приемы исправления звуков. Развитие фонематического восприятия при заменах. Закрепление коммуникативных умений и навыков. Нарушения противопоставлений фонем по участию голоса (дефекты озвончения) и по степени участия спинки языка (дефекты смягчения), их исправление. Замены звонких фонем глухими, мягких, твердыми, и наоборот. Причины нарушений и способы коррекции. Варианты нарушений, их причины и способы устранения. Организация логопедической работы по коррекции дислалий в разных типах учреждений. Дифференциация работы по устранению дислалии в зависимости от характера нарушения, возраста ребенка, состояния слуха, особенностей личностного развития. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы. Перспективное и текущее планирование. Эффективность логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения, факторы, ее определяющие. Профилактика нарушений звукопроизношения. Профилактическая направленность логопедического воздействия при устранении нарушений звукопроизношения (предупреждение нарушений письма, возникновения на основе дислалии других речевых и неречевых расстройств).
  Дизартрия Определение дизартрии, значение термина. Развитие научных взглядов на дизартрию. Статистические сведения о распространенности дизартрических нарушений. Определение дизартрии, значение термина. Статистические сведения о распространенности дизартрических нарушений. Развитие научных взглядов на дизартрию. Анализ современных представлений об этом речевом нарушении. Клинико-физиологические и психолингвистические аспекты дизартрии. Этиология и патогенез дизартрии. Связь дизартрии с органическим поражением моторных структур центральной нервной системы. Основные причины органического поражения моторных структур мозга, следствием чего является дизартрия. Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии у детей. Двигательные и чувствительные расстройства, изменения психики, зрения, слуха, речи при ДЦП. ДЦП как резидуальное состояние с не прогрессирующим течением. Особенности видоизменения клинической симптоматики ДЦП. Симптоматика дизартрии. Характеристика двигательных функций, общего психического и речевого развития детей с дизартрией. Понятие о структуре речевого дефекта при дизартрии. Речевые и неречевые симптомы в структуре дизартрии и их соотношение. Анатомно-физиологические механизмы устной речи в норме. Организация центральной регуляции движений. Характеристика произвольных и непроизвольных движений. Понятие о тонусе мышц и их «оперантном» покое. Формирование речедвигательной стереотипии. Строение периферического речевого аппарата. Роль мышечной системы в работе органов периферического речевого аппарата. Речевая артикуляция как образец высшего уровня развития произвольных движений. Формирование речедвигательной стереотипии. Речевое дыхание как энергетическая основа устной речи. Формирование в онтогенезе артикуляторно-дыхательной координации в процессе устной речи. Врожденная и приобретенная дизартрия. Отличие детской дизартрии от дизартрии как повреждения фонетической системы. Клинические классификации дизартрии по этиопатогетическому и симптомологическому принципам, а также по тяжести нарушения. Характеристика основных форм дизартрии: корковой, подкорковой (экстрапирамидной), бульбарной, псевдобульбарной (пирамидной), мозжечковой и степеней ее выраженности (легкая степень, или стертая форма дизартрии, средняя степень, тяжелая степень дизартрии, или анартрия). Корковая дизартрия. Дискуссионные вопросы выделения ее признаков. Характер нарушения устной речи при афферентной форме корковой дизартрии. Характер нарушения устной речи при эфферентной форме корковой дизартрии. Вариант корковой дизартрии, при котором нарушения звукопроизношения определяются избирательным корковым парезом мышц – кончика языка. Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия. Функции базальных ядер в организации движений. Особенности звукопроизносительной стороны речи, их связь с дистонией мышц речевого аппарата. Значение тонических спазмов и гиперкинезов в механизме артикуляторных, голосовых и дыхательных нарушений. Механизмы нарушения плавности речи при подкорковой дизартрии. Связь речевых нарушений при этой форме дизартрии с эмоциональным состоянием. Бульбарная дизартрия. Вялый паралич как основной патогенетический механизм бульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки вялого паралича тотальное поражение движений (произвольных и непроизвольных). Характеристика нарушений звукопроизносительной и интонационной сторон речи в зависимости от уровня поражения мышц периферического речевого аппарата у взрослого человека. Утрата самостоятельности гласных звуков. Особенности нарушения произношения согласных звуков. Псевдобульбарная (пирамидная) дизартрия. Спастический паралич как основной патогенетический механизм псевдобульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки спастического паралича, избирательность поражения произвольных движений. Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии у взрослого человека. Особенности нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи, голоса и речевого дыхания. Сохранность внутренней речи, лексико-грамматической стороны речи, письма и чтения. Мозжечковая дизартрия. Функции мозжечка в регуляции мышечного тонуса и равновесия. Связь мозжечка с другими структурами мозга. Особенности нарушения мышечного тонуса, двигательных рефлексов. Понятие о лобном синдроме. Характер нарушения звукопроизносительной стороны речи. Стертая форма дизартрии. Просодическая характеристика речи, механизмы невнятной речи при стертой дизартрии. Особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии. Различия в методике коррекции звукопроизношения при стертой дизартрии и дислалии. Средняя степень дизартрии. Нарушения функций артикуляционного аппарата. Характеристика экспрессивной речи. Анартрия как самая тяжелая степень дизартрии. Разновидности анартрии по тяжести проявлений. Структура психического развития ребенка с дизартрией. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией. Обследование детей с дизартрией. Схема и методика сбора анамнеза. Анализ данных медицинского заключения о неврологическом статусе ребенка. Характеристика структурно-содержательных моделей обследования речи и неречевых процессов у детей с дизартрией. Анализ схем и методик обследования: кинестического и кинетического праксиса; общей моторики, мелкой моторики рук, мимической моторики, строения и движений артикуляционного аппарата; произносительной стороны речи (звукопроизношения, голосообразующей и дыхательной функции, как базы для реализации интонационных компонентов и образования звуков в речевом акте, ритмоинтонационной сферы, звуко-слогового структурирования слов); фонематического слуха; навыков фонемного анализа и синтеза слов; лексико-семантической и грамматической сторон речи; связной (устной и письменной) речи; навыков письма и чтения; оптико-пространственной ориентации; восприятия, внимания, памяти, мыслительно-логических процессов; эмоционально-волевой сферы. Анализ и интерпретация материалов обследования с привлечением данных нейрофизиологии, нейропсихологии, психологии, лингвистики, психолингвистики. Ориентация обследования на выяснение механизмов нарушений речи, дифференциальную диагностику, формулировку выводов коррекционно-методического характера. Дифференциальная диагностика: отграничение дизартрии от дислалии и от алалии. Прогноз: условия, определяющие прогноз. Основные направления коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии. Методика коррекционной работы в различные возрастные периоды и при различной степени проявления дефектов двигательной, психической и речевой сферы детей с дизартрией. Принципы коррекционно-педагогического воздействия. Этапа работы. Преодоление нарушений речевого и моторного развития у детей с дизартрией. Развитие двигательной сферы (развитие общей моторики, мелкой моторики рук, мимической моторики; артикуляционная работа). Развитие общего и речевого дыхания. Формирование ритмоинтонационной и звукопроизносительной сторон речи. Предупреждение и преодоление трудностей формирования навыка письма у детей с дизартрией. Организация логопедической работы при дизартрии. Медицинское и общепедагогическое воздействие в системе устранения дизартрии и в социальной адаптации лиц с дизартрией. Особенности проявления дизартрии и методики ее коррекции у лиц с ДЦП.
  Ринолалия Определение ринолалии, значение термина. История изучения ринолалии. Распространенность. Причины, механизмы, симптоматика ринолалии. Дифференциальная диагностика: отличие ринолалии от дислалии и от ринофонии. Классификация ринолалии по симптоматике (открытая, закрытая, смешанная). Этиопатогенетические факторы открытой ринолалии. Характеристика функциональной открытой ринолалии, ее устранение. Органическая открытая ринолалия вследствие врожденных расщелин губы и неба: расщелины верхней губы, неба, субмикозные расщелины, комбинированные пороки. Особенности комбинированных пороков развития: хирургическое лечение, сроки оперативного вмешательства, комплексная послеоперационная реабилитация. Анатомо-физиологические особенности небно-глоточного аппарата. Строение и функции в норме. Строение и функции при врожденных расщелинах неба: особенности строения, функция дыхания, функция мягкого неба при фонации. Нарушение механизма небно-глоточного смыкания. Характеристика механизма небно-глоточного смыкания при врожденных расщелинах. Структура дефекта при ринолалии. Первичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии. Причины нарушения звукопроизношения: нарушения артикуляционной моторики; патологическая поза языка; нарушение речевого дыхания; деформации зубочелюстной системы. Акустико-артикуляционные особенности фонем: гласные фонемы. Губные согласные фонемы, язычные согласные фонемы. Причины нарушения тембра голоса: гиперназальность (определение, характеристика); характеристика голоса в дооперационный и послеоперационный период. Снижение физического слуха: особенности слуховой функции при расщелине. Астенический синдром: причины и характеристика. Вторичные нарушения. Характеристика вторичных нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия нарушения лексико-грамматического строя речи; задержка речевого развития; снижение уровня познавательной деятельности; задержка психического развития; особенности личности; нарушения коммуникации; дистрофия и дислексия. Предупреждение возникновения вторичных расстройств. Влияние врожденных расщелин на физическое, психическое и речевое развитие ребенка. Характеристика речевого развития ребенка с врожденной расщелиной. Специфика развития фонетико-фонематических и просодических компонентов речи у детей с расщелинами неба. Особенности голоса. Особенности мимики. Влияние органической открытой ринолалии на формирование письменной речи. Дислексия и дисграфия у детей с расщелинами губы и неба. Особенности чтения и письма у детей с органической открытой ринолалией. Причины дисграфических ошибок. Замены и смешения букв на письме, обусловленные грамматическим недоразвитием. Пропуски и добавления лишних букв. Структура психического развития при органической открытой ринолалии (психологические особенности детей с органической открытой ринолалией). Особенности проявления органической открытой ринолалии в разные возрастные периоды. Раннее развитие детей с расщелинами губы и неба. Особенности раннего развития детей с расщелинами: физическое развитие; соматическое состояние; сенсомоторное развитие. Развитие речи: сроки появления и особенности развития гуления, лепета; формирование номинативной функции речи; формирование коммуникативной функции реи. Развитие предметно-игровой деятельности: мотив; эмоциональное общение с взрослыми; развитие предметной деятельности; начальные этапы развития игровой деятельности. Комплексное обследование лиц с органической открытой ринолалией. Сбор анамнестических данных: пренатальный, натальный, постнатальный периоды. Роль биологических факторов: тип и вид расщелины; сроки оперативного вмешательства; небно-глоточное смыкание; аномалии в строении и нарушении функций органов артикуляции; голосовая и дыхательная функции; общее соматическое состояние. Состояние моторной функции: общая моторика, мелкая моторика пальцев рук, артикуляционная моторика Состояние тонального слуха и интеллекта. Роль социальных факторов: микросоциальное окружение; длительность пребывания в стационаре; дефекты воспитания. Логопедическое обследование: психологическая база речи; обследование звукопроизношения; состояние фонематического слуха; звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ; обследование лексико-грамматического строя; слоговая структура слова; словообразование; монологическая речь. Обследование ведущей деятельности возраста: особенности игровой деятельности детей. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации. Роль медицинского воздействия при устранении органической открытой ринолалии. Представление о современных ортопедических и оперативных средствах закрытия расщелин. Влияние этих средств на качество произношения. Система коррекционно-воспитального воздействия при органической открытой ринолалии. Современные методики до и послеоперационной работы. Принципы, задачи, основное содержание и методы работы. Мероприятия по развитию речевого дыхания, голоса, выразительности речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития. Значение лечебной физкультуры и логопедической ритмики в комплексной работе при органической открытой ринолалии. Формирование речи под контролем логопеда у детей раннего возраста с врожденными расщелинами губы и неба как профилактика тяжелого дефекта ринолалии, коррекционная работа с детьми в возрасте от одного года до трех лет, с врожденными расщелинами губы и неба. Дооперационный период: развитие диафрагмального типа дыхания и направленного ротового выдоха; развитие артикуляционной моторики; выработка артикулем звуков; голосовая терапия; развитие предметно-игровой деятельности; формирование назывной, коммуникативной, когнитивной функции речи; развитие диалогической формы речи в игровых ситуациях; развитие мелкой моторики пальцев рук. Послеоперационная коррекционная работа: стимуляция небно-глоточных мышц; развитие фонационного дыхания; коррекция нарушений звукопроизношения; голосовая терапия (устранение нарушений резонанса); совершенствование коммуникативной, когнитивной и регулирующей функций речи; развитие ведущей деятельности возраста; коррекция эмоционально-волевой сферы. Структура логопедических занятий по устранению органической открытой ринолалии. Дидактический материал и инструментарий, используемый на занятиях. Организация коррекционного воздействия в разных типах учреждений. Этиопатогенетические факторы закрытой ринолалии, ее классификация. Характеристика функциональной закрытой ринолалии и органической закрытой ринолалии. Медицинские и логопедические мероприятия в коррекции закрытой ринолалии. Смешанная ринолалия, ее характеристика, коррекция.Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме ринолалии. Перспективы дальнейшего изучения ринолалии.
  Расстройства голоса Представление о голосе. Основные объективные характеристики голоса: высота, сила, тембр. Явления резонанса в голосовом аппарате: возникновение воздушных колебаний в лицевой области, в трахее, бронхах. Значение верхних и нижних резонаторов в создании защитного механизма голосового аппарата – возвратного импеданса. Активирующая роль верхних резонаторов в фонаторной функции голосовых складок. Звуковой объем голоса, динамический диапазон. Способы подачи голоса. Голосовой (фонаторный) аппарат как составное анатомическое понятие. Механизмы образования голоса. Основные теории голосообразования (фонации). Миоэластическая теория фонации. Нейрохронаксическая теория фонации. Значение дыхания в голосообразовании. Типы физиологического дыхания: грудной, брюшной, смешанный. Отличие фонационного дыхания от обычного, заключающееся в количестве дыхательных движений в минуту, продолжительности выдоха и самом способе дыхания. Роль диафрагмы в создании подскладочного давления при фонации. Развитие и становление голоса. Формирование голоса в зависимости от строения тела, эндокринной и психической сферы. Период мутации голоса у детей: начальная, пиковая и конечная стадии. Изменения голоса в пиковой стадии мутации. Признаки затянувшейся и патологической мутации: изменение высоты, падение силы и нарушения тембра голоса. Профилактическая и коррекционная работа логопеда в этот период. Определение нарушений голоса, терминология. Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления. Значение трудов отечественных и зарубежных ученых: Е.Н. Малютина, Ф.Ф. Заседателева, Л.Д. Работнова, И.И. Левидова, М.И. Фомичева, В.Г. Ермолаева, Г. Гутцмана, И. Максимова, Д.К. Вильсона и др. для развития фониатрии и изучения физиологии голоса. Определение фонопедии как физиологичного и дающего устойчивый положительный результат метода. Современное состояние проблемы. Этиология нарушений голоса. Механизмы различных форм нарушений голоса. Степени проявления дефекта. Классификации нарушений голоса по разным принципам. Выделение в основе классификации этиологии и патогенеза. Разделение патологии голоса на центральную и периферическую, каждая из которых может быть органической и функциональной. Определение преобладающего нарушения нервно-мышечного аппарата гортани: гипотонусного и гипертонусного. Деление голосовых расстройств на группы и точки зрения качественной характеристики голоса. Нарушение высоты голоса (голос монотонный, немодулированный, низкий фальцет, тремолирующий, визгливый, крикливый, ложноскладочный; нарушение силы голоса (афония, иссякающий, слабый, приглушенный, слишком громкий, форсированный, визгливый, крикливый, ложно-складочный, с придыханием); нарушение тембра голоса (хриплый, сиплый, грубый, диплофония, гортанно-резкий, отрывистый, трескучий, сдавленный, глухой, писклявый, металлический, закрытый, назализованный); отсутствие голоса (афония, голос ларингоэктомированных). Основные формы голосовых расстройств (афония, дисфония, фонастения, ринофония). Характеристика органических нарушений голоса. Периферические органические нарушения голоса. Периферические порезы и параличи гортани, их причины, клиническая картина и характеристика голосовой патологии. Зависимость изменений голоса и функции дыхания от положения парализованной половины гортани. Нарушения голоса при хронических ларингитах. Компенсированная, субкомпенсированная и декомпенсированная формы хронических ларингитов. Зависимость голосовой патологии от формы заболевания. Структура дефекта при состояниях после удаления гортани: анатомические нарушения, состояние функции дыхания и связь ее с фонацией, патология произносительной стороны речи. Нарушение голоса после частичных резекций гортани. Центральные органические нарушения голоса. Нарушения голоса вследствие центральных парезов и параличей гортани, тяжелых неврологических заболеваний. Характеристика функциональных расстройств голосового аппарата. Периферические функциональные нарушения голоса. Клиническая картина и характеристика нарушений голоса при парезах внутренних мышц гортани (гипотонусные нарушения голоса). Причины и картина нарушения при гипертонусных состояниях голосового аппарата. Причины и проявления фонастении. Функциональные нарушения голоса центрального происхождения. Функциональная, или психогенная афония. Причины нарушения и особенности развития дефекта голоса при постепенном утяжелении дисфонических расстройств. Дифференциальные признаки, отличающие психогенное нарушение голоса от миопатических нарушений. Ринофония и ринолалия как голосовые нарушения (Расстройства голоса при ринофонии и ринолалии). Исследование голосового аппарата и голосовой функции. Методы исследования: клинические, инструментальные, педагогические. Ларингоскопическое исследование гортани, определение тонуса голосовых складок, подвижности гортани, продолжительности фонации. Глоттография – анализ качества смыкания голосовых складок по электрическому сигналу. Значение педагогического наблюдения для диагностики голосовых нарушений. Аудитивная оценка основных характеристик голоса в ходе исследования. Подбор речевого материала для обследования голосовой функции. Необходимость комплексного медико-педагогического обследования. Дифференциальная диагностика. Комплекс медико-педагогических мероприятий при устранении разных форм нарушений голоса. Логопедическая работа при органических нарушениях голоса. Восстановление голоса при порезах и параличах гортани. Этапы коррекционных мероприятий: активизация двигательной функции гортани (выявление компенсаторных возможностей организма), нормализация функции дыхания, голосовые упражнения, функциональные тренировки, направленные на координацию дыхания и фонации. Восстановление голоса при хронических ларингитах. Значение логопедического воздействия в комплексе мероприятий по восстановлению голоса. Восстановление голоса после удаления гортани. Механизм образования пищеводного голоса и методика логопедической работы. Цели и задачи каждого этапа занятий. Восстановление голоса после частичной резекции гортани. Приемы коррекции голоса за счет компенсаторных возможностей сохранной половины гортани. Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани. Коррекционные мероприятия при функциональных нарушениях голоса. Восстановление голоса при гипотонусных нарушениях. Необходимость активизации нервно – мышечного аппарата и коррекции дыхания. Последовательность этапов логопедического воздействия. Восстановление голоса при гипертонусных нарушениях. Методика работы, направленная на восстановление координации внутренних и наружных мышц гортани, дыхания и фонации. Восстановление нормальной функции голосового аппарата при фонастении. Восстановление голоса при функциональной, или психогенной афонии. Значение рациональной психотерапии. Задачи логопеда и врача-психиатра в совместной работе при данном нарушении. Постановка голоса как привентивное мероприятие при психогенных расстройствах. Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предотвращению рецидивов голосовой патологии. Приемы коррекции дыхания, овладения оптимальными условиями голосоподачи. Организация логопедической помощи детям и взрослым, страдающим различной патологией голоса.
  Нарушение темпа речи Определение. История изучения нарушений темпа и ритма речи. Причины и формы нарушений. Механизмы различных форм расстройств темпа и ритма речи. Симптоматика брадилалии и тахилалии и ее разновидности: баттаризм, полтерн. Обследование лиц, страдающих нарушениями темпа и ритма речи. Предупреждение и раннее преодоление речевых запинок: не судорожного характера. Направления коррекционно-педагогической работы. Дифференцированные приемы воздействия при замедленном и ускоренном темпе речи. Профилактика нарушений темпа и ритма речи.
  Заикание Определение заикания. Статистические сведения о распространенности. История изучения проблемы: основные направления изучения. Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании. Теоретические представления и методы коррекции заикания до середины 19 века. Значение трудов русских ученых И.А. Сикорского и И.Г. Неткачева в развитии и практики проблемы заикания в конце 19 – начале 20 веков. Взгляды Куссмауля, Гепферта и др. западноевропейских ученых конца 19 – начала 20 веков на проблему заикания. Научное развитие проблемы заикания в 30-40-х гг. 20 века. Вклад трудов В.А. Гиляровского, Н.А. Власовой, Ю.А. Флоренской и др. в развитие теоретических представлений о заикании и в организацию специализированной медико-педагогической помощи заикающимся детям. Комплексный подход в коррекционной работе с заикающимися (В.И. Селиверстов). Анализ основных теорий заикания. Психолого-педагогический аспект изучения заикания. Теоретические взгляды психологов и педагогов на патогенетические механизмы заикания. Приоритетное направление в исследовании заикающихся, проведенное под руководством Р.Е. Левиной. Труды Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, В.И. Чевелевой, А.В. Ястребовой. Приоритетные направления российской школы в изучении заикания. Понятия о невротических и неврозоподобных состояниях. Значения клинических разработок о невротическом и неврозоподобных состояниях для дальнейшего развития теоретических представлений о механизмах заикания. Роль наследственности, среды, воспитания. Определение невротической и неврозоподобной форм заикания. Причины заикания. Патогенетические механизмы заикания. Симптоматика заикания.Различные классификации заикания: по этиопатогенетическим и симптомологическим принципам. Типы течения заикания. Степени заикания.Основная симптоматика различных форм заикания. Симптомы обще невротические, психопатологические, речевые (логофобии, защитные реакции и др.). Локализация и типы судорог. Особенности течения заиканий в разные возрастные периоды, динамика речевых и личностных особенностей, периодичности проявления заикания, рецидивы. Клиническая и психолого – педагогическая характеристика детей с невротической формой заикания. Роль биологических и психологический факторов в этиопатогенезе невротической формы заикания. Особенности ранних этапов моторного и речевого развития ребенка, страдающего невротической формой заикания. Психофизиологические особенности детей, имеющих фактор риска речевой патологии в виде заикания. Психическая травма как усковой механизмы в развитии невротической формы заикания. Особенности динамики невротической формы заикания. Неврозоподобная форма заикания, значение биологического фактора в развитии этой речевой патологии. Особенности анамнеза, касающиеся моторного и речевого развития моторики и речевой функции, нарушение звукопроизношения дизартрического характера и пр. особенности динамики неврозоподобной формы заикания. Личностные реакции на заикание у подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания и особенности общения. Характеристика поведения детей, страдающих этой формой заикания. Структура психического развития при заикании. Обследование лиц с заиканием: принципы, приемы и содержание обследования. Дифференциальная диагностика заикания и других форм нарушений речи; сочетание заикания с другими видами речевых нарушений. Становление современного комплексного подхода к преодолению и предупреждению заикания. Лечебно – оздоровительная и коррекционно – педагогическая работа при заикании. Задачи логопедической работы. Участие разных специалистов в коррекционно – воспитательном воздействии. Этапность логопедической работы с заикающимися. Психотерапия при устранении заикания. Обзор наиболее распространенных и новых методик преодоления заикания. Особенности логопедической работы с заикающимися разного возраста. Перевоспитание речи и личности заикающегося через постепенное усложнение форм речи, речевого материала и социальной обстановки, в которой протекает общение. Логопедическая ритмика при устранении заикания. Игры с заикающимися дошкольниками. Устранение заикания в процессе трудовой деятельности. Организация и содержание работы с заикающимися в разных типах учреждений. Устранение заикания в процессе учебной деятельности. Специфика работы с подростками и взрослыми. Технические средства при устранении заикания. Эффективность устранения.Факторы, определяющие положительную динамику и благоприятный прогноз. Профилактика заикания, предупреждение рецидивов.
  Алалия Определение. Статистические сведения о распространенности нарушения. Краткие сведения из истории изучения проблемы алалии. Дискуссионные вопросы в проблеме алалии. Причины и механизмы нарушения. Алалия как системное недоразвитие речи. Современные классификации и характеристика основных форм алалии. Дифференциальная диагностика алалии и других форм нарушений речи, отграничение алалии от сходных по проявлению нарушений. Степени тяжести алалии. Моторная (экспрессивная) алалия. Структура при моторной алалии, речевые симптомы и их соотношение. Описание нарушения различных звеньев процесса порождения речевого высказывания при моторной алалии: несформированности замысла, внутреннего программирования, нарушения в фонематической реализации слова и высказывания как специфические особенности порождения речи в условиях ее системного недоразвития. Динамика развития функций и средств речи. Специфика формирования коммуникативной функции речи при моторной алалии. Уровни недоразвития речи при моторной алалии. Влияние недоразвития речи на развитие и деятельность ребенка. Обследование детей с алалией: принципы, приемы, содержание. Значение наблюдений за ребенком для правильной диагностики. Прогноз. Данные об эффективности коррекционно-воспитательного воздействия, о динамике речевых и личностных особенностей, о социальной адаптации лиц с алалией. Специфика обследования без речевых детей. Принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии. Планирование и организация занятий с детьми разного уровня недоразвития речи. Значение и особенности начального этапа воздействия. Формирование мотивов речевой деятельности, преодоление речевого негативизма, развитие потребности в речевой деятельности. Развитие дооперационных навыков речевой деятельности. Развитие речи на основе предметно – практической и других видов ведущей деятельности. Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. Формирование связного высказывания. Роль игры и наглядности в развитии речи. Развитие высших психических функций с моторной алалией. Сенсорная алалия и сенсорная недостаточность при различных речевых нарушениях (первичного и вторичного характера). Причины, механизмы и симптоматика сенсорной алалии. Особенности акустического внимания, восприятия и понимания речи при сенсорной алалии. Специфика экспрессивной речи при сенсорно алалии. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и снижения слуха, сенсорной алалии и умственной отсталости, сенсорной и моторной алалии. Данные о состоянии слуха при сенсорной алалии. Специфика акустико-гностических и акустико-мнестических проявлений. Психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих сенсомоторными нарушениями. Нарушения неречевого характера при сенсорной алалии. Система коррекционно-воспитательного воздействия при сенсорной алалии: формирование внимания, восприятия неречевых и речевых звуков, акустических дифференцировок, понимания. Использование различных средств для дифференциации системы значений. Формирование экспрессивной речи на основе развития внимания к речи окружающих и контроля за собственной речью. Воспитание различных форм и функций речи в процессе предметно-практической деятельности. Использование модельного обучения при формировании лексико-грамматических обобщений и противопоставленных дифференцировок. Комплексность воздействия при формировании понимания речевого высказывания у детей с алалий. Особенности организации работы в различных специальных дошкольных учреждениях и школах, в медицинских учреждениях.
  Афазия Определение, статистические введения о распространенности. Краткие сведения из истории физиологии. Связь исследования афазии с развитием представлений о высших психических функциях. Нейролингвистический подход в понимании афазии на современном этапе. Причины и механизм афазии. Афазия у детей и взрослых. Классификация афазии. Характеристика основных форм: акустико-гностическая, акустико-мнестическая, семантическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая афазия. Межполушарная асимметрия мозга. Психологические функции правого полушария. Психологические функции левого полушария: проблема «рукости» (левшество). Характеристика речевых и неречевых проявлений при разных формах афазии. Особенности личности и деятельности, больных с афазией. Разные степени выраженности афазических нарушений. Факторы, определяющие состояние речи и прогноз при афазии разных форм. Специфика обследования больных с афазией.Основные принципы и направления комплексной медико-восстановительной работы при афазии. Специфика коррекционно-восстановительной работы при разных формах, на разных этапах воздействия. Симптомокомплекс афферентной моторной афазии. Апраксия артикуляционного аппарата. Приемы преодоления апраксии артикуляционного аппарата на резидуальном этапе восстановления. Методики преодоления аграфии, алексии, акалькулии, вторичных нарушений фонематического слуха при этой формы афазии. Афферентная моторная афазия у левшей. Симптомокомплекс эфферентной моторной афазии. Варианты эфферентной моторной афазии. Методика преодоления нарушенной структуры слова и предложения на раннем и резидуальном этапах восстановления. Преодоления аграфии, алексии, импрессивного аграматизма при эфферентной моторной афазии. Эфферентная моторная афазия у левшей. Симптомокомплекс акустико-гностической сенсорной афазии. Восстановление фонематического слуха при этой форме афазии. Преодоление нарушения экспрессивной речи чтения и письма. Акустико-гностическая афазия при одновременном поражении левой и правой височных долей. Симптомокомплекс динамической афазии. Преодоление речевой спонтанности, и активности больного. Восстановление у больного планирования и программирования развернутого устного и письменного высказывания. Преодоление элементов эхолалии и эхопраксии при этой форме афазии. Симптомокомплекс акустико-мнестической афазии. Приемы восстановления слуха речевой памяти. Преодоление экспрессивного аграмматизма устной и письменной речи больного. Преодоление амнестических трудностей у этих больных. Симптомокомплекс семантической афазии. Преодоление эмпрессивного аграмматизма. Преодоление бедности словаря, нарушений понимания пословиц, поговорок и т.д. Содержание и формы начального периода восстановительного воздействия. Приемы растормаживания и прямого воздействия при афазии. Дифференцированные методы работы. Трудотерапия. Психотерапия в комплексе восстановительных мероприятий.
  Нарушения письменной речи Исторические сведения по проблеме изучения письменной речи. Краткие сведения об этапах становления письменности: картинно-синтетическое, логографическое, слоговое. Буквенно-звуковое письмо. Алфавит. Старославянских алфавит (Кириллица). Форма письменных знаков. Особенности букв русского алфавита. Основные современные системы письменности: на латинской основе, на славяно- кирилловской основе, на арабской консонантно – звуковой основе, на индийской слоговой основе. История изучения нарушения письменной речи. Предоставления А. Куссмауля о нарушениях чтения и письма. Рассмотрение нарушений чтения и письма как самостоятельной патологии речевой деятельности. Взгляды западноевропейских ученых конца 19-начало 20 века на проблему нарушений письменной речи (Ф. Варбург, О. Ортон). Научное развитие проблемы нарушений письма и чтения в 30-60 годах 20 века. Вклад трудов С.С, Мнухина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, Р.М. Боскис, Р.К. Левиной в развитие научных представлений о нарушениях письма и чтения и их коррекции. Виды нарушений письменной речи, их обозначение, распространенность. Современные научные представления об этиологии и патогенезе нарушений письменной речи. Дислексия. Психофизиологические механизмы чтения. Отличия процессов письма и чтения. Ступени становления навыка чтения. Техническая и смысловая стороны чтения. Условия формирования навыков чтения и письма в норме. Определение, терминология, причины и механизмы дислексий. Симптоматика дислексии. Классификация дислексии. Характеристика отдельных форм (фонематической, семантической, аграмматической, мнестической, оптической и тактильной). Структура психического развития при дислексии у детей. Дифференциальная диагностика: отграничение дислексий от ошибок на первых этапах овладения чтением, от вторичных нарушений чтения при ОНР, при выраженном недоразвитии устной речи. От нарушений чтения и письма при педагогической запущенности, у трудных в поведении детей и т. д., отграничение разных форм дислексий друг от друга. Система логопедической работы по коррекции дислексии у школьников: принципы, организация, этапы и методы. Методика логопедической работы при фонематической дислексии., семантической дислексии, аграмматической дислексии, оптической дислексии. Профилактика дислексии. Дислексия как следствие повреждения и распада навыка чтения, коррекционно – педагогическая работа по ее преодолению. Дисграфия. Психофизиологические механизмы письма. Определение, терминология, причины и механизмы дисграфии. Симптоматика дисграфии. Классификация дисграфии. Артикуляторно – акустическая дисграфия. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия). Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия. Оптическая дисграфия. Структура психического развития ребенка с дисграфией. Дифференциальная диагностика: отличие дисграфии от ошибок в ходе начального обучения письму, от вторичных нарушений письма при общем психическом недоразвитии, при выраженном недоразвитии устной речи, от нарушений письма при педагогической запущенности, у трудных в поведении детей и т.д; отличие разных форм дисграфии друг от друга. Обследование учащихся с нарушениями письменной речи (чтения и письма). Коррекция дисграфии: организация, принципы, направления и этапы работы. Методика логопедической работы по устранению артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания (акустической дисграфии), дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, е аграмматической дисграфии, оптической дисграфии. Профилактика дисграфии. Дисграфия как распад навыка письма при повреждении его психофизиологических механизмов, методы ее преодоления. Дизорфография, причины, симптоматика. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у школьников с общим недоразвитием речи.
  Нарушения речи у детей с сенсорной недостаточ-ностью Влияние нарушений слуха на психическое и речевое развитие. Распространенность, причины и механизмы нарушений слуха. Степени снижения слуха. Факторы. Определяющие состояние речевой деятельности при нарушениях слуха. Особенности фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, нарушений письменной речи у слабослышащих детей. Формы речевой патологии у слабослышащих, не связанные с состоянием слуховой функции. Обследование детей с нарушенным слухом. Специфика обследования состояния слуха у детей разных возрастных групп. Дифференциальная диагностика. Система обучения и воспитания слабослышащих детей в общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных учреждениях. Устранение разных форм речевых расстройств при нарушениях слуха. Методы компенсации нарушенной слуховой функции: звукоусиливающая аппаратура, зрительное и тактильно – вибрационные восприятие речи. Условия, определяющие эффективность коррекционного логопедического воздействия.Предупреждение нарушений слуха у детей. Особенности зрительного восприятия в детском возрасте. Причины и последствия нарушения зрения. Степени нарушения зрения. Психолого-педагогическая характеристика слепых и слабовидящих детей. История вопроса о становлении речи, ее нарушениях и коррекции у детей с глубокими дефектами зрения. Особенности формирования речи у слепых и слабовидящих детей. Уровни сформированности речи у этой категории детей. Факторы, обуславливающие множественное проявление нарушений устной речи и слабовидящих детей. Выявление нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. Организация логопедических занятий с детьми, имеющими глубокое нарушения зрения. Единство коррекционно-обучающего процесса и логопедических занятий в формировании и совершенствовании речевой деятельности при нарушениях зрения.
  Нарушения речи при интеллекту-альной недостаточ-ности История изучения вопроса о нарушениях речи и их коррекции у умственно отсталых детей. Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью. Общая характеристика нарушений речи при умственной отсталости. Распространенность нарушений речи у умственно отсталых детей. Патогенетические факторы, обуславливающие специфику нарушений речи умственно отсталых детей. Нарушения в структуре общего психического недоразвития. Особенности нарушений фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя, связной речи, письменной речи и их коррекции у умственно отсталых детей. Обследование умственно отсталых детей с патологией речи. Организация и содержание логопедической работы во вспомогательной школе.
  Нарушения речи у детей с задержкой психического развития Статистические данные о распространенности нарушений речи у детей с ЗПР. Специфика развития речи у детей с ЗПР. Взаимосвязь процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношение речи и мышления в процессе онтогенеза. Структура речевого дефекта детей с ЗПР. Классификация детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений. Дифференциальная диагностика нарушений психического развития у детей с ЗПР и других категорий аномальных детей с нарушениями слуха, зрения, речи. Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР.
  Речевые нарушения при детском церебраль-ном параличе Определение, история изучения детского церебрального паралича. Характеристика нарушений, входящих в Симптомокомплекс детского церебрального паралича. Порезы и особенности их клиники при детском церебральном параличе. Расстройства мышечного тонуса. Патологические синкинезии. Гиперкинезы, виды насильственных движений. Тактические расстройства. Задержка редукции, угасания ранних тонических рефлексов ствола. Наличие патологически рефлексов. Особенности сухожильных и постуральных рефлексов. Несвоевременное и недостаточное развитие статокинетических рефлексов. Патологический речедвигальный стереотип. Нарушение актов прием пищи (особенности жевания, глотания). Патология формирования анализаторной деятельности у детей с церебральными параличом. Патология кинестетического анализатора при детском церебральном параличе. Нарушение афферентной кинестетической импульсации, диспраксические и апрксические явления у детей с церебральным параличом. Характеристика нарушений кинестетического анализатора у больных ДЦП в работах К.А. Семеновой. Особенности зрительного и слухового анализаторов у детей с церебральным параличом. Психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих церебральным параличом. Особенности психического и моторного развития больных ДЦП. Анализ данных из истории болезни ребенка о становлении и развитие моторной сферы, волевых процессов и речи. Задержка психического развития детей с церебральном параличе. Другие нарушения психического развития при ДЦП (олигофрения, аутизм).Нарушения речевого развития при детском церебральном параличе. Статистические данные о речевых нарушениях речи у детей с ДЦП: дизартрия, алалия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, мутизм, дислексия, дисграфия. Комбинаторный характер речевых нарушений при ДЦП.Особенности дизартрии у детей с явлениями ДЦП.Классификация детского церебрального паралича. Особенности речевых нарушений при различных формах ДЦП.Соотношение речевых и неречевых синдромов при ДЦП. Влияние ДЦП на речь, деятельность и личность. Характеристика фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, нарушений формирования связной речи и понимания речевого высказывания. Письменной речи у детей с церебральным параличом. Особенности обследования ребенка с ДЦП: принципы, организации, методы и приемы. Прогноз и условия. Его определяющие.Содержание и методы логопедической работы при ДЦП в комплексе медико – педагогического воздействия. Организация логопедической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в разных типах учреждений.Профилактика: предупреждение возникновения речевых, нервно – психических нарушений, рецидивов.
  Организация логопедии-ческой помощи История и современное состояние организации логопедической помощи в России и Республике Беларусь. Организация логопедической помощи лицам разного возраста. Система специальных логопедических учреждений. Логопедическая помощь в системе образования, здравоохранения, социального обеспечения. Основные типы специальных учреждений для детей с нарушениями речи, их задачи, структура, особенности комплектования. Система лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной работы в различных учреждениях. Планирование логопедической работы. Оборудование логопедического кабинета, требования к его оформлению. Основные нормативные документы, регламентирующие работу логопеда. Организационно-методическая документация логопеда. Организация логопедической работы с детьми в условиях их общеобразовательного обучения и воспитания.
  Предупреждения речевых нарушений Медико-педагогическая работа по предупреждению речевых нарушений. Задачи, содержание и этапы профилактического воздействия. Первичная, вторичная и третичная профилактика речевых нарушений. Первичная профилактика. Понятие «профилактика» как использование предупредительных мер по предотвращению аномального развития речи. Значение ранней диагностики отклонений в психофизическом развитии ребенка для предупреждения речевой патологии. Понятие «фактор риска». Характер патогенных воздействий, являющихся биологическими факторами риска речевых нарушений.Влияние первичных дефектов у новорожденных: нарушений слуха, зрения, двигательной сферы на формирование речевых подсистем. Значение конституциональных особенностей психомоторики для развития речи в норме и патологии. Показания к генетической консультации. Роль родителей в первичной профилактике речевых нарушений.Социальные факторы риска речевой патологии. Понятие «депривация». Психическая депривация детей. Виды психической депривации: эмоциональная, сенсорная, познавательная, социальная. Их содержание и влияние на речевое развитие детей. Зависимость развития патологических форм психического реагирования и речевых нарушений от возраста ребенка и специфики патогенной ситуации. Основные типы неправильного воспитания. Их влияние на речевое поведение ребенка и на развитие общения. Дети-билингвы. Вторичная профилактика. Значение нарушений речи для психического развития ребенка, формирования его личности и поведения. Поведение родителей, направленное на развитие общения и психических функций ребенка. Всестороннее обследование ребенка с речевой патологией и организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педагогического воздействия как методы вторичной профилактики. Третичная профилактика. Содержание педагогических мероприятий, направленных на трудовое воспитание и профессиональную ориентацию детей и подростков с речевой патологией. Пропаганда педагогических и коррекционно-педагогических знаний среди населения. Единство воспитательных и педагогических требований детских учреждений, школы и семьи. Комплексный подход к проблеме профилактики речевых нарушений. Формы и методы профилактического воздействия как системы общегосударственных мероприятий. Эффективность профилактического воздействия. Роль логопедической работы в системе комплексного воздействия. Прямые и обходные пути логопедического воздействия. Обусловленность выбора путей воздействия особенностями речи, личности, возрастом, интеллектом ребенка и др. Научная организация труда логопеда. Эффективность логопедической работы и факторы ее определяющие.

Наименование тем практических (семинарских) занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
  Логопедия как специальная педагогическая наука. Предмет и задачи. Научно-теоретические основы. Принципы и методы логопедии. Значение логопедии. Актуальные проблемы. Понятийно-категориальный аппарат. Связь с другими науками.
  Этиология нарушений речи Классификация причин. Понятие о внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) вредных воздействиях на организм.
  Классификация нарушений речи Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация речевых нарушений
  Дислалия Дислалия, формы, их характеристика; причины возникновения; виды нарушения звукопроизношения при дислалии; нарушения произношения отдельных групп звуков; уровни нарушенного произношения.
  Дизартрия Дизартрия, причины, механизмы, классификация, степени выраженности дизартрии, симптоматика, структура речевого дефекта при дизартрии. Характеристика речевых форм дизартрии. Обследование детей с дизартрией.
  Ринолалия Ринолалия, причины, формы, их характеристика; классификация врожденных расщелин верхней губы и неба, особенности комбинированных пороков развития; структура дефекта при ринолалии, комплексное исследование лиц с ринолалией
  Расстройства голоса Исследование голосового аппарата и голосовой функции. Причины, механизмы и классификации нарушений голоса. Органические нарушения и функциональные нарушения голоса.
  Нарушение темпа речи Симптоматика брадилалии и тахилалии и ее разновидностей: баттаризм и полтерн.
  Заикание Распространенность, причины, механизмы, симптоматика, классификация заикания. Типы течения заикания. Обследование заикающихся. Профилактика заикания.
  Алалия Алалии, нарушения, причины, локализация, механизмы, симптоматика алалии. Классификации алалии, характеристика основных форм. Дифференциальная диагностика алалии и других форм нарушений речи.
  Афазия Афазия, причины возникновения. Классификации афазий. Характеристика основных форм афазии.
  Нарушения письменной речи Дислексия, дисграфия, причины, механизмы, симптоматика. Классификация. Характеристика основных видов дислексий, дисграфий.
  Нарушения речи у детей с сенсорной недостаточностью Особенности логопедической работы при нарушениях слуха, зрения
  Нарушения речи при интеллектуальной недостаточности Особенности логопедической работы при легкой, умеренной и глубокой интеллектуальной недостаточности
  Нарушения речи у детей с задержкой психического развития Особенности логопедической работы при ЗПР
  Речевые нарушения при детском церебральном параличе Особенности логопедической работы при ДЦП
  Организация логопедической помощи Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи.
  Предупреждения речевых нарушений Медико-педагогическая работа по предупреждению речевых нарушений. Первичная, вторичная и третичная профилактика.

 


Наименование тем лабораторных занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
  Дислалия Тема: Обследование детей с дислалией Задачи: учить самостоятельно обследовать звуковую сторону речи, определять формы дислалии, вооружить слушателей умениями составлять профили произношения звуков речи на ребенка по предложенной схеме. План проведения занятия: 1. Самостоятельное обследование звуковой стороны речи у дошкольников. 2. Наблюдение обследования детей с функциональной и механической дислалией с целью дифференциации названных форм. 3. Наблюдение обследования с целью дифференциации артикуляторно-фонематической и артикуляторно-фонетической дислалий. 4. Наблюдение обследования детей с акустико-фонематической формой дислалии. 5. Составление профиля произношения звуков речи на ребенка. 6. Выводы по занятию.
  Дизартрия Тема: Обследование детей с дизартрией Задачи: закрепить знания по комплексному обследованию детей с дизартрией; развивать умение определять механизм, причины, формы дизартрии; анализ

Date: 2015-12-13; view: 1403; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию