Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура физической культуры студентов





В основах законода!ельства РФ физическая культура студенческой мо­лодёжи определяется в качестве одного из основотюлат ающих направлений среднего и высшего гуманшарного образования. Содержание закона «О физи­ческий культуре и спорте в РФ» определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов средних и выс­ших учебных заведений.

В соответствии с действующими государственными образовательными стандартами ректоры вузов обязаны предусмотреть в учебных планах по веем направлениям и специальностям высшего образования 408 часок на дисципли­ну «Физическая культура» в цикле общих гуманшарпых и социально-экономических дисциплин.

Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом:

• либо: на I и II курсах обучения 4 часа в неделю, на 111 и IV кур­сах - по 2 часа:

• либо: по 4 часа в неделю на I. II, 111 курсах.

Структура физической культуры студентов включает три относи­тельно самостоятельных блока:

• физическое воспитание:

• студенческий спорт;

• активный досуг.

 

Свои развивающие и формирующие функции физическая культура сту­дентов наиболее полно реализует в системе физического воспитания.

Программа физическою воспитания студентов предусматривает нали­чие теоретического, методического и практического разделов, которые пред­ставлены гремя видами занятий:

1) теоретические занятия, направленные на формирование тео­ретических знаний в сфере физической культуры;

2) методика-практические занятия, направленные на овладение методическими знаниями, обеспечивающими достижение практических резуль­татов;

3) учебно-тренировочные занятия, направленные на достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов.

Основной формой физического воспитания студентов являются учебные (академические) занятия.

Программой также предусмотрено увеличение двигательной активности сгудентов с 4-х часов в неделю до 5-6 и более за счёт введения дополнительных к основному курсу чанятий какими-либо видами спорта или системами физиче­ских упражнений.

Студенческий спорт - это деятельность студентов в форме соревнова­ний и подютовки к ним с целью достижения высоких результатов в итранной спортивной специализации.

Занятия спортом со студентами ссузов и вузов осуществляются во вне­урочное время и предполагают максимальное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, обеспечивающих достижение высокого уров­ня спортивного мастерства. Зачастую, спорт тзыступае-т формой самовыражения и самоутверждения студентов, определяя их образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. Результатами совместной учебной и спор­тивной деятельности являются социальная акшвносчь. самостоятельность, уве­ренность и своих силах, честолюбие.

Активный д»суг - это средство реализации биоло! ических. социальных, духовных потребностей студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами фшической культуры.

Активный досуг студентов предпола1ас1 организацию самостоятельных занятий во внсучсбпос время, в том числе и б коммерческих оздоровительных группах, а также использование различных форм и средс!в физической культу­ры. На выбор формы активного досуга значительное влияние оказывают куль­турные и социальные ориентиры личности, однонаправлепо взаимодействую­щие е биологическими запросами.

Внеучебньте (самостоятельные) занятия могут реализовываться в форме:

- выполнения рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

- занятий в спортивных клубах, секциях, Iруинах по интересам;

- самодеятельных занятий фишческими упражнениями, спортом, туриз­мом;

- участия в массовых оздоровительных, физкультурных, спортивных ме­роприятиях.

Органичное сочетание учебных и внеучебных форм затштий физической культурой в ссудах и вузах обеспечивает наличие оптимальной двигательной активности студенюв, максимальный профессионально-прикладной эффект, удовлетворение личных пристрастий и интересов.

8.3.3. Распределение студентов по учебны» отделениям

В практическом разделе программы по дисциплине «Физическая куль­тура» традиционно реализуется стратегия дифференцированного подхода, ко­гда на основании медицинского осмотра, с учётом физической подготовленно­сти и физического развития, а также пола и спортивных интересов студенты для занятий физической культурой распределяются на три учебных отделения: основное, специальное, спортивное.

Учебные отделения - это самостоятельные сгруктурные подразделения в составе кафедры физической культуры (физического воспитания). Каждое 01-деление имес! руководителя, преподавателей, рабочую программу, график про­хождения учебною материала, контрольных занятий, экзаменов и т.д.

К основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые к ос­новной и подгоювителыюй медицинским 1руттпам здоровья. Эти студенты рас­пределяются в учебные труппы обшей физической подготовки (ОФП), профес­сионально-прикладной физической подготовки (ППФП). в группы по видам спорта. Студентов подготовительной медицинской 1руппы рекомендуется объ­единять в отдельные 1руппы ОФ11 и ГТПФП.

I фактический раздел программы основного учебного отделения строит­ся с учётом повышения интереса студентов к спорту и предполагает внедрение передовых спортивных 1Схнологий в процесс физического воспитания. Спор­тивная направленность физического воспитания обеспечивает формирование разностороннего двигательного потенциала емудешов, освоение ими современ­ной техники двигательных действий, обязательное участие в соревнованиях на первенство учебных 1рупп, курсов, факультетов, учебных «ведений, районов, городов и т.д.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской 1руппе. Специальные ме­дицинские группы (СМГ) комплектуются с учётом характера заболеваний (но­зологии!, пола, уровня функциональной тренированности.

Сгудсшы с более серьёзными отклонениями в состоянии здоровья, от­несённые по результатам медицинского осмотра к группе лечебной физической культуры (ЛФК). направляются в кабинеты ЛФК при студенческой поликлини­ке или поликлиниках города по месту проживания.

Освобождение студентов от занятий физической культурой может бьпь временным и только по заключению врача.

11еревод студентов из 1рупп специального учебного отделения в группы основною отделения возможен на основе медицинского заключения в начале или конце семестра. Перевел студентов из основного 01 деления в специальное медицинское осуществляется в любое время учебного года по заключению вра­ча.

Практический раздел программы специальною медицинского учебною отделения предполагай! выбор среден*, а также объема и интенсивности па-пручки на основе резулыатов медико-биологической дна! нос гики характера за­болеваний и оценки хекущего состояния здоровья нанимающихся.

Е5 частности:

- в заняшях со студентами с нарушениями в сосюянии сердечно­сосудистой и дыхательной систем используются базовые варианты комплексов общсразвивающих физических упражнений, дифференцированное использова­ние упражнений аэробной направленносш, а также дыхательных упражнений;

- в занятиях со студентами с заболеваниями органов пищеварения, нарушением обмена веществ и зрения приоритетной являсшя целенаправлен­ная работа по формированию разностороннего двигательною потенциала с ис­пользованием умеренных нагрузок аэробного воздействия;

- в заняшях со студентами с нарушениями в состоянии опор л о-дви! атсльного аппарата используются обшеразвивающие упражнения локаль­ною и региональною воздействия, а также средства профессионально-прикладной физической подготовки.

В спортивное учебное отделение)ачисляются С1уденты основной ме­дицинской группы, коюрые имеют соо!всгствующий уровень физического ра I-ви1ия и физической подютовленности и желают углублённо!аниматься одним или несколькими видами спорта, по которым проводятся учебно-тренировочные занятия в данном учебном заведении.

Студентам споршвного отделения на основании поданного ими заявле­ния может быть предоставлено право заниматься в споршвных секциях за пре­делами вуза. В этом случае им разрешается не посеншь только практические заня1ия при условии положительной динамики результате счётных нормати­вов, выполненных в сроки, установленные кафедрой.

Практический раздел программы спортивного учебного отделения оп­ределяется рабочими программами по видам спорта и предполагает использо­вание комплекса современных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается высокая готовность спортсменов и её успешная реализация на соревнованиях в избранном виде спорта.

Студенты всех учебных отделений обязаны сдать шчёт по физической культуре, отражающий уровень их подгоювленности по трем разделам:

1) 1еоретико-методической подготовленности;

2} общей физической и спортивно-технической подгоювленности;

3) сформированное!!! профессионально значимых умений и навыков.

Овладение практическим учебным материалом проверяется путем вы­полнения студентами кош рольных вормашвов. К выполнению нормативов до­пускаются студенты, регулярно посещавшие занятия (не менее 70% от общею количества практических занятий) и получившие необходимую физическую

подготовку. В отдельных случаях студен ш. не выполнившие какие-лиоо кон­трольные нормативы по обьективным причинам, по решению кафедры могут быть аггесюваны при условии систематического посещения занятий и сдачи зачётных требований по остальным разделам программы. СЧуденты специаль­ного медицинского учебного о 1 деления, не выполнившие контрольные норма­тивы по состоянию здоровья, могут быть аттестованы положительно при усло­вии систематического посещения занятий, В отдельных случаях выполнение контрольных нормативов можем быть перенесено на следующий семестр. Сту­денты, освобождённые от пракшческих занятий на длтельный период, сдают зачётные требования теоретического раздела программы.

Теоретическая подготовка оценивается по уровню специальных знаний, позволяющих студенту применять средства и методы физической культуры для поддержания высокого уровня работоспособности и шорческой активности, а также самостоятельно оценивать влияние различных форм занятий на орга­низм.

Сроки сдачи зачетных требований по теоретическому разделу програм­мы и порядок выполнения кошрольных нормативов определяются кафедрой на весь учебный год.

8.4. Физическая культура взрослого населения

8.4.1. Ночрастные особенности различных периодов жшни взрослого чело­века

Согласно возрастной классификации у в (рослых людей выделяют ЧС1Ы-ре периода: зрелый возраеч (делится на два периода), пожилой возраст. С1ар-ший возраст, долгожители.

I первый период зрелости: 22-35 ле: мужчины, 21-3? лет женщины; второй период зрелости: 36-60 лсп мужчины. 36-55 лет женщины;

II -пожилой вочраси 61-74 лет мужчины. 56-74 лет женщины;

III -старший возраск 75-90 лет;

IV - долгожители: счарше с>0 лет.

Каждый возрастной период характеризуйся оыельными и шснениями в ор1анизме.

В 18-20 лет в основном закапчивается биоло!ическое формирование ор-1ан1пма. окостенение скелета, замедляется (а порой заканчивается) рос! тела в длину, увеличивается вес тела за счёт мышечной массы, создаются блш оприят-ные возможности для развития силы и выносливоеIи. В социальном плане этот период характерен тем. чго люди вступаю! в самостоятельную жизнь, приобре­таю! профессии, начинают работать и служить в армии, складываемся их се­мейная жи шь. изменяется быт и т.д.

В последующий период происходит стабилизация функциональных воз­можное! ей организма, а после 30-35 лет постепенно проявляются процессы их угасания (инволюция). Так. первому периоду зрелою возраста присущи наи­высшие значения физической подгоювленности и функциональной трениро­ванное! и. оптимальная адаптация к неблаюприяшым факторам внешней среды, наименьшие показатели заболеваемости. Однако, уже начиная с 30-ти лет, происходит снижение функциональной тренированности но рялу показателей. В частности, в 30-39 лет функциональная тренированность в среднем сос!авля-С1 85-90% от уровня 20-29-летних, в 40-49 ЛС1 75-80%, в 50-59 лет - 65-70%, в 60-69 лс! 55-60%.

В пожилом возрасте наблюдаются значительные изменения в функцио­нировании нервной системы; нарушается баланс процессов торможения и воз­буждения, а также их интенсивность, что выражаемся в затруднении формиро­вания новых двигательных навыков, ухудшении ючноети движений,

В сердечно-сосудистой системе отмечайся ослабление сократительной функции миокарда, снижение эластичности кровеносных еосулов, ухудшение снабжения кровью сердца и других органов, появление признаков возрастной гипертонии.

В дыха1ельной системе происходит ухудшение эластичности лёгочной ткани, ослабление дыхательных мышц, снраниченис подвижности грудной клетки, уменьшение лёгочной вентиляции.

В опорно-двигательном аппарате изменения касаются мышц и связок, которые юряют свою эластичность. По этой причине при неправильном ис­пользовании упражнений могут происходить разрывы мышечных волокон и связок. Появляется атрофия мышц, они стаповя1Ся дряблыми, уменьшаются в объёме. В суставном аппарате отмечаются значительные нарушения: сужива­ются суставные полости, разрыхляется косшая ткань. Кости конечностей ста­новятся непрочными, ломкими, появляются деформации позвоночника и ко­нечностей.

По мере старения изменяется обмен веществ, который становится менее интенсивным в связи с замедлением окислшсльных процессов. Ослабеваю1! функции кишечника, нарушается пищеварение. Снижается сопротивляемос!ь организма, ухудшается адаптация к нагрузкам, увеличиваются периоды враба-тывания и восстановления.

Всё тю приводит к снижению функциональной тренированности и фи­зической подготовленности, о чём. в части ост, спиде I ел ьствует отрицательная динамика в показателях физических качеств.

Так. первые признаки снижения силы (как и ее максимальное проявле­ние) отмечаются уже в первом периоде зрелости. Резкое её паление характерно после 50-ти.иск

Выносливость начинает постепенно снижаться и 30-50 лет, после 50-ти лет отмечается её резкий спад.

Быстрота начинает снижаться в период 22-50-ти лет.

Координация — в 30-50 лс1.

Гибкость идет на спад у мужчин после 20-ти лет, у женщин после 25-ти лет.

11ричииы ухудшения физических возможностей обусловлены внешними и внутренними факторами.

С икженпе функииошиьиоп тренированности обусловлено:

ПО

- О1рапичепием двигательной активности функций отдельных систем организма;

- нарушением регуляции функций сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем, обмена веществ;

- снижением аэробной и анаэробной производительности;

-)амсдлспием восстановительных процессов;

- нарушением экономичности работы организма в целом. Снижение физической подготовленности обусловлено:

- си-1ы: по причине уменьшения мышечной массы, а также со­держания воды, кальция, калия в мышечной ткани, что приводит к потере эла­стичности мыши;

- выносливости: по причине нарушений функций кислород-транспортной системы;

- быстро 1Ы: по причине снижения мышечной силы, функций энергообеспечивающих систем, нарушения координации в Ц] 1С:

- координации: по причине ухудшения подвижности нервных процессов;

- I ибкости: по причине негативных и шенсний в опорно-двигательном аппарат.

Однако еледуе: иметь в виду, что паспортный (фактический) и биологи­ческий (функциональный) возраста не всегда совпадают, так же как и продол­жительность жизни. Это зависит от многих факторов; генетической предраспо­ложенности, условий жижи и состояния здоровья, условий труда, уровня физи­ческого развития, способности организма противостоять неблаюприяшым ус­ловиям труда, быта, а также стрессам, болезням и т.п.

8.4.2. Роль физической культуры в жтни взрослого человека

Установлено, что увядаттие организма, в первую очередь, обусловлено отсутствием необходимой физической нагрузки, а не прожитыми годами. По­этому самым мощным и надёжным средством противодействия старению явля­ется двигательная активность, а также оптимальный режим труда, отдыха, пи­тания.

Пропсее старения организма, по данным геронтологов, развивается ме­жду 40 и 60 голами. Однако научно доказано, что если человек, псрсшат иувший 30-летний рубеж, будет ежедневно давать физическую нагрузку всем системам организма, то начало е: о старости может быть отодвинуто на 10 и более лет. Лоняшя «старение» и «старость» необходимо ра)лича!ь: Старение тю длительный биологический процесс посте пен т (ото сни­жения функциональных возможностей организма.

Старость - это неизбежная стадия онтО1Снеза.

Главной особенное 1ыо стареющею организма является замедленное приспособление функциональных систем организма к изменяющимся услови­ям. Если одряхление организма наблюдается в 60-70 лет, старость следует счи­тать преждевременной.

С точки зрения физиологии, основой повышения сопротивляемости ор­ганизма процессам старения (и как следствие наступлению старости) является мышечная активность.

Так, сокращающиеся мышцы и их сенсорные рецепторы осуществляют подзарядку подкорковых образований мозга так же. как 'электрический нж пол-заряжас! аккумулятор. Активная подкорка стичулирус! работу коры юловного мозга, и рсчультате чего улучшается память, обостряется внимание, повышает­ся точность управления движениями.

Скелетная мускулатура выполняе: также роль многоклапанною помощ­ника сердца. Каждая мышца работает не только как нат нетательный насос, но и как присасывающий, поэюму мышцы являются своего рода «периферическими сердцами», которые обеспечивают проталкивание крови к сердцу от конечно­стей, органов брюшной полости и всего мышечного корсета.

Систематические занятия физическими упражнениями повышают тонус организма и его иммунитет; улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем: увеличивают силу мыши, подвижность суставов, повы­шаю! плотность костной ткани, чю благоприятно сказывается па состоянии опорно-двигательного аппарата; стабилизируют деятельность эндокринного аппарата; способствую! долговременной и полноценной работе головного моз­га и всей нервной системы; улучшают эмоциональное состояние.

Пример:

70-.н'!пнт1 человек, постоянно поддерживающий тонус своего организма с. помощью физических упражнений, обладает такой же способно­сть/о поглощать кислород, как 30-летний, а также существенно сниженным по сравнению со своими сверстниками уровнем холестерина, свёртываемости кропи, артериальным давлением, меньшей скованностью в составах, стабиль­ностью эмоционального состояния.

8.4.3. Виды физкулыпурно-олдоровительных занятий взрослых

Среди взрослых культивируются вес виды физической кулыуры: физи­ческое воспитание, профессионально-прикладная физическая кулыура. физи­ческая рекреация, двигаюльная реабилитация, фоновая физическая культура, адаптивная физическая культура. Кроме того, взрослое население активно во­влекается в занятия споркш — как массовым, так и спортом высших достиже­ний.

11ршщипиальное отличие физической культуры взрослых от физической культуры дошкольников, школьников и студентов заключается в том. что 1лав-пым побуждающим фактором к занятиям теми или иными физическими упраж­нениями для взрослых выступают только их собственное желание и инициати­ва. Исключение составляют лишь ге профессии, в которых обязательные заня­тия физической культурой являются неотъемлемой частью ремесла (пр., воо­ружённые силы, правоохраншельные органы, отряды МЧС и т.п.).

Основная задача физической культуры взрослых оздоровление. По­этому среди взрослого населения наиболее распространёнными являются рав-личныс виды физкультурно-оздорови!Слъных занятий. Ведущая роль здесь принадлежит рекреативно-оздоровительным и профилактике-оздоровительным заняшям.

Физическая рекреация - вид физической культуры, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощён­ных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения.

Фшическая рекреация является неогьемлемым элементом жизни совре­менною человека. Завершение процесса фишческого воспитания (в детском саду, школе, вузе) или еноршвной деятельности ни в косм случае не должно вести к полному прекращению деятельности в области физической культуры. В •>юм смысле физическая рекреация является наиболее логичной формой про­должения активных занятий.

Главная цель фшической рекреации - укрепление физического и психи­ческого здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического фуда.

Частные задачи физической рекреации весьма ракообразны и зависят (Л личных вкусов и желаний занимающихся. К ним, в частности, относятся:

- активный отдых;

- перемена вида и характера деятельности;

- формирование фигуры, объёмов частей тела, регулирование веса;

- развитие индивидуально привлекательных физических качеств:

- противодействие старению, сдерживание процессов инволюции;

- общение.

Выделяют элитарные и демократические виды физической рекреапии.

К элитарным видам относят: гольф, конный спорт, авиационный и па­русный спор!, виндсёрфинг и другие, которые в силу своих высоких матери­альных шра! доступны немногим,

К демократическим видам относят: оздоровительную ходьбу, бег. пла­вание, шры. туризм, различные гимнастические занятия, шейпинг, аз-рооику, ганцы, велосипедные и лыжные прогулки, учебные занятия в I руинах здоровья и спортивных секциях.

Профилактико-оздоровшельные заняжя являются разновидностью дви-|ательной реабилитации как вида физической культуры.

Двигательная реабилитация -- вид физической культуры, представ­ляющий собой целенаправленный процесс использования физических упраж­нений для восстановления функций ор!анизма после (аболсвапий. травм, пере-уюмлсиия и др.

Специфической оеобеннос!ыо меюдики двшакмыюй реабидшации яв­ляется прямая зависимость её средств и меюдов от характера и тяжесш заболе­вания иравмы). а также 01 лапов лечения. Физической реабилитации свойст­венны строшя регламентированность упражнений, ючная дозировка шнрузки и отдыха, осторожное повышение на1 ручки с учётом динамики состояния зани­мающегося.

Профилзктико-оздоровшельные занятия направлены на профилак­тику имеющихся хронических заболеваний (т.е. предупреждение их обостре­ний) и на первичную профилактику наиболее распространённых заболеваний.

Главная цель профилактики-оздоровительных занятий - укрепление чдоровья.

Задачи профилактике-оздоровительных занятий:

- повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным фак­торам внешней среды;

- предупреждение профессиональных чаболеваний (первичная про­филактика):

- предупреждение наиболее распространённых заболеваний (первич­ная профилактика):

- предупреждение обострений имеющихся хронических чаболсваний (вторичная профилактика).

П занятиях профилактической направленности используются различные средства реабилитационной физической культуры. Для профилактики обостре­ний хронических заболеваний учитывается характер и степень выраженности нарушений, вызванных хроническим заболеванием. Для первичной профилак­тики возможных чаболеваний у здоровых лиц подбирают такие средства физи­ческой культуры, которые, прежде всего, воздействую1! на причину возможных нарушений, а не на их следствие.

Наиболее распространёнными средствами профилактико-очдоровительных занятий являются: физические упражнения, закаливание, мас­саж, баня, водные процедуры, фитсперапия и т.п.

Заключение: Двигательная деятельное!ь людей в их свободное время характеризуется полной свободой выбора содержания, времени, места проведе­ния занятий, их продолжительности, партнёров. В основе мотиваиии таких за­нятий лежат сугубо личные, индивидуальные вкусы, интересы, потребности. Мотивы выбора способов использования свободного времени, как правило, связаны с общей культурой человека, а также аепеныо его социальной зрело­сти.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:

1. Раскройте существующие схемы возрастной периодизации де!ей дошколыго-го.'школыюго возрасш.

2. И Чём особенность дошкольного возраста?

3. Каковы задачи физического воспитания детей дошкольного возраеча?

4. Какие существуют средства фичическою воспитания и формы физкультур­ных заня I им с детьми дошкольного возраста?

5. Раскройте типичные возрастные особенное™ развития организма человека я период обучения и школе.

6. Каковы.значение и залачи физическою воспитания детей школьного возрас­та'.1

7. Какие существуют формы физкультурных занятий с детьми школьного нсл-

раста?

Date: 2015-12-13; view: 1913; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию