Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины





Г-лце в самом начале нашей эры Клавдий Гален писал: «Солнце освешаел успехи врачей. Земля закапывает их ошибки». Хотя сегодня «солнца» скыо больше, но все же «земли» еще достаточно много (Давидепко Д.Н., 2001).

Медицина - это наука о болезнях и способах их лечения. Медицина ле­чит болезни, а не формирует у людей жизненные установки па здоровье и здо­ровый образ жизни. Когда горит дом - его надо тушить, когда человек уже бо­лен - его надо лечить. В этом смысле врачи - только пожарники, а не архшск-торы - строители здоровья.

Медициной здоровья является валеология. родившаяся в России в 80-е годы XX века. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил термин «ва­леология» для обозначения здоровья человека.

По мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от генетики, на 20% - от наследственности и только па 10% - от состояния здравоохранения. Следовательно, наше здоровье - эю и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное пша-ние с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и волы, и эф-фекз-ивная демографическая политика,

ВАЛКОЛОГИЯ (от лат. \га!со - здравствовать} представляет собой сово­купность научных знаний о злравствовании человека, о причинах, формирова­нии, сохранении и укреплении здоровья.

Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социоло­гов, психологов, педагогов, экологов и составляет научную основу здорового образа жизни.

Цель валеологии как учебной дисциплины - вооружение человека зна­ниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здо­ровья.

Объектом валеологии выступает здоровый человек иди человек, нахо­дящийся в состоянии предболсчни.

Предметом изучения валсп-шгии как научной основы здоровою образа жизни явлнеа'я:

 

• здоровье как медико-биоло! ическая. психологическая и соци­альная категория:

• механизмы и способы формирования, сохранения и укрепления здоровья;

• методы оценки индивидуального здоровья и обраю жични:

• теория и методика ва.чеол отческого образования. Валеология включает в себя две составные части:

1)теоретическую валеологию;

2) практическую аалеологию.

В рамках теоретической валеололш могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогиче­ский, экологический и т.д.

В рамках практической ва/еологин следует выдели!ь два относительно самостоятельных раздела:

1) диагностическая валсология (валсометрия - и шерение здоровья):

2) собственно практическая валеология (оздоровление организма).

С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выде­лить общую валеологию и специальную вшеологию (возрастную, семейную. | фофеесиона.) I ьную).

Как учебная дисциплина валсология может быIь подразделена на:

- дошкольную;

- школьную;

- вузовскую:

- послсвузовскуш.

7.2. Здороаье: сущность понятия и его компоненты

Важнейшей ценностью для человека является здоровье.

Древний мыслитель Геродш писал: «Когда пет здоровья, молчит муд­рость, не может расцвести искусство, не шраюг силы, бесполезно богатство и бессилен разум».

В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «сосюяние полного физического, душевного и социального бла-1 ополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

По утверждению профессоров В.II. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001). па сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их. учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспо­собления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Кроме того, состояние здоровья формируется также в результате взаимодейсIвия экзогенных (природных, со­циальных) и эндогенных (наследственное!ь, конституция, пол. возраст) факто­ров.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоро­вья:

Соматическое (физическое) здоровье - 1Скушее состояние орга­нов и систем человеческого оркшлзма, а также уровень их структурных и функциональных резервов.

Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального ра!вития человека. Эта программа развития обусловлена ба­зовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онто­генеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой -обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Основа физического здоро­вья проявдяС1Ся в морфологических и функциональных резервах клеток, тка­ней, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздейст­вию различных факторов.

Психическое здоровье - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общею душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биолошческого. так и социального харак­тера, а также возможностями их удовлС1ворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психи­ческого здоровья человека.

Сексуальное здоровье - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования челове­ка, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность че­ловека и его способность к любви.

Основа сексуального здоровья определяется:

- способностью к наслаждению и контролю сексуального и дето­родного повеления в соответствии с нормами социальной и личной этики;

- свободой от страха, чувства стыда и вины, ложных представле­ний и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения:

- отсутствием органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивани-онной и погребпостно-ипформащюнной основы жизнедеягелыюсти человека.

Основу нравственного компонента здоровья человека определяет систе­ма ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красо­ты, прежде всего, внутренней. Нравственный компонент здоровья определяе1ся соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам (пр.. за­кону приоритета разума над силой: не применять силу там. где можно добиться разумом).

Отдельно могут бьнь выделены 1акис компонешы здоровья, как соци­альное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д.

 

Рассматривая вилы (доровья, следует отмешть, что в упрощенном (и в то же время обобщающем) виде можно считать, что критериями здоровья яв­ляются:

- для физического здоровья - «я могу»;

- для психического здоровья — «я хочу»;

- для нравственного здоровья — «я должен».

Таким образом, можно заключить, чго сущность здоровья - это жизне­способность индивида.

Уровень эюй жизнеспособности, но мнению учёных, должен опреде­ляться количественно. В этом смысле особый интерес представляет количест­венная опенка здоровья, на коюруто впервые обратил внимание известный хи­рург академик Н.М. Амосов. Он писал; «Здоровье - эао максимальная произво­дительность органов при сохранении качественных пределов их функций» (Да-вилепкоД.Н.,2001}.

Вполне очевидно, что уровень здоровья как результа! взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется. Здоровье - это динамический а\- рибут жизни человека: когда он заболевает, уровень его здоровья понижается (иногда до нуля, чю означает смер!ь); кеида человек выздоравливает, уровень ею здоровья повышается (однако человек никогда не достигает совершенною здоровья).

Рассматривая взаимоо!ношения процессов здоровья и болезни, следует подчеркнуть справедливость постулата огечеС1венной медицины, утверждаю­щей, что «абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы — между ни­ми существуют разнообрашые состояния».

Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:

'Здоровье - состояние оптимальной устойчивости ор!анизма к лейавию иатоюнных факторов; физическая, психическая и социальная адап­тивность к меняющимся условиям жизнедеятельности:

Предболезпь состояние, при котором возможно развитие патоло-:ического процесса, но без изменения силы отрицательно действующего фак­тора вследствие снижения механизмов адаптации;

1юлезнь - состояние, при котором в организме активно развива­ются патологические процессы.

7.3. Образ метни и здоровье

ОЬРАЗ ЖИЗНИ одна из важнейших биосоциальных ка!егорий, ин!С1 -рируюших представление об определённом виде (типе) жизнедеятельности че­ловека.

Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни чело­века, охватывающими его Iрудовую деятельноеи>, бьн. формы использования свободного времени, удовлетворение манфиальных и духовных по1ребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

Образ жизни - один из критериев общественною процесса, «лицо» че­ловека.

При анализе образа жизни обычно рассматривают различные его со­ставные части:

- профессиональную;

- общественную;

- социалыю-кулыурпую;

- быювую и др. В качестве основных видов выделяют:

- социальную ак1ивпос!ь;

- быювую активность;

- физическую активность.

Иными словами, главным в образе жизни человека является то. каковы основные способы и формы его жизнедеятельности, её направленность. При этом каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценное!и, ус!ановки, налоны поведения, что обусловлено определённой зави­симое 1ью образа жизни 01 социально-экономических условий. В целом же. об­раз жизни находился и прямой зависимости от мотивов деятельности конкрет­ного человека, особенностей его психики, состояния здоровья, функциональ­ных возможностей ор!анизма.

Образ жизни человека включает три категории:

Уровень летни — степень удовловорсиносш материальных, куль­турных, духовных потребностей (в большей степени касается экономической категории);

Качество жшии - характеризует комфорт в удовлетворении че­ловеческих потребностей (преимущественно социологическая категория):

Стиль жизни — поведенческая особенность жи ши человека, т.е. определённый стандарт, под который подстраивается психология и психофи­зиология личности (социально-психологическая категория).

Оценивая роль каждой из категорий образа жични в формировании здо­ровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровня и качества), носящих в большей степени общественный хараюер. здоровье чело­века в значительной мере зависит от стиля жични. который носит персонифи­цированный характер и определяется историческими и национальными тради­циями, а также личностными наклонностями.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие «здоровый образ жизни».

ЗДОРОНЫЙ ОЬРАЗ ЖИЗНИ объединяет всё. чю способствует выпол­нению человеком профессиональных, общественных и бытовых функции в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Научную основу здоровою образа жизни составляют основные положе­ния иалсологии. Согласно этим положениям, образ жизни человека представля­ет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком.

Здоровый образ жизни характеризуема стремлением к:

- физическому совершенству;

- достижению душевной, психической тармонии;

- обеспечению полноценно! о. рационального питания;

- исключению из жизни саморазрушающсго поведения (пр., О1-каз от вредных привычек);

- поддержанию ошималыюю двжаюлъного режима:

- соблюдению правил личной гигиелы;

- закаливанию и очищению ор! анизма.

К основным принципам здорового образа жизни онюеятся следую­щие:

- ^социальным: обрач жизни должен быть эстетичным, нравст­венным, волевым;

- к биологическим: образ жизни должен быть вочрастным, энер­гетически обеспеченным, укрепляющим, ритмичным, аскетичным.

Учеными установлено, что причиной подавляющего большинства)або-левапий явля1О1Ся различные нарушения режима. Так. беспорядочный прием пищи неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в неодинаковое крсмя - к бессоннице и нервному истощению, нарушение рацио­нального чередования работы и отдыха снижает рабошепособность.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различим людей не позволяют рекомендовав один вариант суточного режима лля всех. Однако каждому человеку следуе! е молодого возраста выработать режим, подходящий ею жизнедеятсльносш.

Date: 2015-12-13; view: 428; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию