Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управление образованием ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 вид социального управления, поддерживаетцеленаправленность и организованность учебновоспитательных, инновационных и обеспечивающих ихпроцессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, У.о.имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социальнозначимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса. Образовательная система может работать в двух режимах: функционирования и развития.Соответственно различают и виды У.о.: в первом случае объектом оказываются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические,нормативно-правовые условия, а целью - эффективное использование имеющегося в образовательнойсистеме потенциала, повышение его эффективности. Для реализации и обеспечения управленческих функций - планирования, организации, руководства,контроля - создаются системы У.о. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанныхили как относительно самостоятельных компонентов: человеческих, материальных, технических,информационных, нормативно- правовых и др. У.о. специфично на различных иерархических уровнях:общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном) и на уровнеобразовательного учреждения; формируются и органы У.о. - государственные, общественные, смешанные. Существуют страны с исторически сложившимся централизованным У.о. (Греция, Нидерланды и др.), сменьшей степенью централизации (Австрия, Испания, Финляндия, Франция и др.) и с децентрализованнойсистемой У.о. (Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция и др.), где местные органы обладаютширокой автономией. Во 2й половине 19 в. в рамках традиционной педагогики выделился специальный раздел "училищеведение" или школоведение. В начале 20 в. вопросы внутренней организации образовательныхучреждений, их взаимодействия с государственными и общественными организациями сталирассматриваться и с позиций теории административного управления, впервые систематизированной А.Файолем (Франция, 1916). Теория У.о. Файоля доминировала до 30-х гг., в 50-70е гг. в странах ЗападнойЕвропы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами.Их можно разделить на 3 группы. Рационалистические теории осн. условием эффективной деятельностисчитают её чёткую регламентацию, жёсткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивнойработы в интересах минимизации субъективных факторов. Поведенческие теории в центр внимания ставятиндивидуальные мотивы участников совместной деятельности, межличностные и межгрупповые интересы,формирование благоприятных человеческих отношений. Системные теории стремятся охватить всюсовокупность проблем У.о. на различных уровнях; преодолеть ограниченность рационалистических иповеденческих теорий. В России теория У.о. развивалась как школоведение. Первые советские документы о школепредусматривали децентрализацию управления школой, ученическое самоуправление, широкое участиеобщественных организаций в деле просвещения. Однако с середины 20-х гг. внутреннее управлениешколой стало жёстко регламентироваться, а в начале 30-х гг. Наркомпрос фактически превратился в органисполнения партийных директив. На протяжении св. 50 лет преобладала иерархическая структура У.о. (министерства, комитеты, управления и отделы), теоретической основой которой были принципыадминистративного управления. Законом РФ об образовании (1992) разграничена компетенция органов У.о. различных уровней, созданаправовая основа для централизованной системы У.о. К компетенции государственных органов У.о.отнесены: разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в областиобразования; разработка стандартов образовательных и установление эквивалентности документов обобразовании, введены аккредитация, аттестация и лицензирование образовательных учреждений,установление порядка аттестации педагогических и руководящих кадров и требований к образованиюспециалистов, формирование структуры образования. Эти подходы конкретизированы применительно ксистеме вузов в Законе РФ о высшем и послевузовском образовании (1996). Вопросами У.о. занимаются Институт управления образованием в системе РАО, факультеты подготовкии повышения квалификации организаторов образования педагогических университетов. Проблемауправления общим (школьным) образованием формируется как самостоятельная научная дисциплина.Инновационные образовательные процессы включаются в объект внутришкольного управления.
|