Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверяем звукопроизношение





Родителям необходимо знать, на что нужно обращать внимание, чтобы вовремя обратиться к специалисту по исправлению недостатков звукопроизношения.

· Убедитесь, нет ли дефектов в строении артикуляционного аппарата ребенка — губ, языка, челюстей, зубов, мягкого и твердого нёба, — мешающих нормальному произношению или затрудняющих его.

Понаблюдайте за ребенком — не держит ли он полуоткрытым рот, смыкает ли губы. Если вы замечаете, что малышу удобнее дышать ртом, у него, возможно, затруднено носовое дыхание — это бывает при насморке, когда нос заложен. Однако, если ребенок постоянно дышит ртом, это негативно сказывается на многих функциях организма, в том числе и на качестве звукопроизношения. Невозможность дышать носом часто говорит о наличии аденоидита различной степени — тогда следует немедленно обратиться к врачу-оториноларингологу для назначения курса лечения, в том числе и хирургического, если к тому имеются показания. Наличие аденоидных разрастаний отрицательно сказывается на слуховой функции малыша, кроме того, ребенок часто болеет, поэтому вмешательство врача необходимо.

Рот может оставаться постоянно открытым и по другим причинам, в том числе и неврологическим, поэтому посоветуйтесь с невропатологом. Обратите внимание, не текут ли у ребенка слюни из полуоткрытого рта, не забывает ли он глотать, смыкает ли губы. Какие губы у вашего ребенка: не короткие ли они, не слишком ли массивные, достаточно ли подвижные? Проверьте, может ли ребенок подуть, посвистеть, почмокать губами.

 

· Многих родителей беспокоит состояние прикуса ребенка.

Посмотрите, не расположены ли передние верхние зубы далеко перед нижними — это нарушение прикуса. Бывает и так, что нижние передние зубы, наоборот, выдаются вперед, а верхние оказываются позади — это тоже нарушение. Когда ребенок смыкает челюсти, между зубами не должно оставаться свободных промежутков — ни впереди, ни по бокам. Обратите внимание, нет ли перекосов между челюстями, когда они сомкнуты.

При нарушенном прикусе часто наблюдаются дефекты звукопроизношения.

Вообще, при наличии любых отклонений в строении зубов — слишком редко или часто растущие зубы, зубы вне челюстной дуги, лишние зубы, косо расположенные зубы, если зуб долго не растет и т. д., обязательно обратитесь к стоматологу, к ортодонту — многие нарушения зубочелюстной системы поддаются специальному лечению, в том числе и аппаратному, и могут быть исправлены.

 

· В строении нёба тоже могут быть различные нарушения — например, твердое нёбо слишком высокое, узкое или, наоборот, плоское, низкое, — а это меняет и объем ротового резонатора (звуки образуются в ротовой полости), и возможности движения органов артикуляции в их взаимодействии. Попросите ребенка раскрыть рот пошире и произнести звук [а] — обратите внимание, активно ли при этом поднимается мягкое нёбо, как ведет себя маленький язычок. Иногда движения мягкого нёба недостаточны, оно не достает до задней стенки глотки, между ними остается узкая щель, и туда при речи проходит часть воздуха. Если малыш гнусавит — вместо [п] у него получается [м], вместо [т][н], а другие звуки произносятся недостаточно четко, ослабляются, обратитесь к логопеду. Гнусавость исправить достаточно сложно. Здесь уже требуется помощь и врачей, и педагогов.

 

· Очень часто причиной нарушения произношения многих звуков является так называемая короткая уздечка языка. Посмотрите, свободно ли ребенок поднимает язык к твердому нёбу при открытом рте, не появляется ли при этом на языке бороздки, как бы разделяющей кончик на две половинки, не видно ли натяжения слизистой ткани под языком. Если у вас возникли опасения, немедленно обратитесь за помощью к челюстно-лицевому хирургу. Возможно, требуется пластика уздечки, которую нужно проводить только с наложением швов. В противном случае появляется рубец, который еще больше затрудняет движения языка, и тогда требуется новая операция.

 

Итак, чтобы помочь ребенку исправить неправильно произносимые звуки, необходимо выяснить, какие звуки ребенок произносит неверно, установить, каков характер их нарушения: малыш произносит звук неправильно или звук отсутствует, но при этом заменяется другим, или ребенок может произнести звук изолированно, но в речи им пользуется не всегда.

Наиболее распространенные нарушения произношения у детей старшего дошкольного возраста следующие:

• недостаточно четкое произношение шипящих звуков;

• неправильное произношение сонорных звуков;

• оглушение звонких звуков;

• смягчение твердых звуков;

• смешение звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам.

От характера нарушения звука нередко зависит и выбор упражнения для его исправления.

Естественно, что взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произнесения некоторых звуков, которые на слух мало чем отличаются от правильно произносимых. Чтобы подметить недостаток такого рода, надо сопоставлять свое произношение с произношением ребенка.

Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, послушайте, как он читает стихи, пересказывает сказку. Для проверки звукопроизношения лучше всего использовать специальные рассказы, подобранные фразы. Затем правильность произнесения звуков проверяется в словах: ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

Примерный набор картинок может быть таким:

 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

Если ребенок не может назвать предмет, изображенный на картинке, произнесите слово сами, а ему предложите повторить.

Если ребенок, называя предмет на картинке, правильно произносит звук, а в спонтанной речи ошибается в произнесении звука, попросите его сказать несколько фраз, потешек, чистоговорок, в которых повторяется данный звук. Примерный набор фраз может быть таким:

[А] Астра, азбука, айва Начинаются на «а». И кончаются на «а» Астра, азбука, айва.  
[Б] Бублик, батон и буханку Пекарь испек спозаранку. [Б'] Белочка бегом бежала В лапках ягодку держала.
[В] Валин валенок провалился в прогалинок. [В'] Вере и Вене веники дали, Вера и Веня двор подметали.
[Г] Гоша губу поцарапал, Громко Гошенька заплакал. [Г'] Гена и Гера несли флаги, А Геля везла в телеге бумаги.
[Д] Возле дома дуб стоит. А на дубе дрозд сидит. [Д'] На диване одеяло, Чтобы Диночка поспала.
[Е] Мы ели-ели ежевику у ели, Мы еле-еле ее доели. [Ё] Ель на ёжика похожа — Ёж в иголках, ёлка — тоже.
[Ж] Жуку жаловался жук: Ты лежишь, а я жужжу.  
[З] Заяц упрекал козу: Всю изгрызла ты лозу.  
[И] Иней лёг на ветви ели, Иглы за ночь побелели.  
[К] Кот-коток, кот-коток, Точит острый коготок. [К'] Кеша положил букет В подарочный пакет.
[Л] Упала булавка На пол под лавку. [Л'] У Лены маленькая лейка — Полей-ка лютики маленько.
[М] Мама вымыла малину, Угостила дочь Марину. [М'] Подарили Мише мячик. Мячик прыгает и скачет.
[Н] Встала Нонна утром рано, Налила воды Степану. [Н'] Нина бантик завязала И к Марине побежала.
[О] Ослик был сегодня зол — Он узнал, что он осел.  
[П] У папы на пол упала шляпа. [П'] Петя, Петя, петушок, Причеши свой гребешок.
[Р] Со стола рыбешку кот Каждый раз у нас крадет. [Р'] Посмотрите на Иринку — Ест Иринка мандаринку.
[С] Съел Слава сало, Да сала было мало. [С'] Села Олеся, С печи ноги свеся. Сиди, сиди, Олеся.
[Т] Таракан сидит за печкой, У него в стакане гречка. [Т' В темных потемках Митя и Тёмка.
[У] Ужу на ужин жук нужен.  
[Ф] Феня, флоксы поливай, Пыль с плафона вытирай. [Ф'] Выпил Фима Воды из графина.
[X] Во дворе у нас петух Ловил пауков и мух.  
[Ц] Цапле дома не сидится — Пошла цапля за водицей.  
[Ч] Заварила чайка чаю — Пригласила к чаю чаек.  
[Ш] Шапка да шубка — Вот наш Мишутка.  
[Щ] Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.  
[Э] Элла, Эммочка и Вера Ели вкусные эклеры.  
[Ю] Юнга, будущий матрос, Южных рыбок нам привез.  
[Я] Ягод нет кислее клюквы, Я на память знаю буквы.  

 

Иногда ребенок по отдельности произносит изолированные звуки правильно, но в речи заменяет их другими. В этом случае можно предложить ребенку повторить за взрослым предложения, в которых встречаются разные группы звуков. Предложения могут быть такими:

• Света и Наташа собирали в лесу ежевику.

• В зоопарке живут разные звери: зайцы, жирафы, слоны, тигры, лисы, волки.

• Учительница читает детям сказку про волка и козлят.

• Алла долго кормила рыбок в аквариуме специальным кормом.

• Соня ловила бабочек сачком и сажала в баночку.

• В цветнике на станции цвели красивые цветы: флоксы, циннии, цикламены, гладиолусы.

• Кот сидел около мышиной норы и терпеливо поджидал мышку.

• Дедушке на удочку попались щука, ерш, лещ и сом.

• Щенок спал на сене и во сне тихонько пищал.

• Мы сложили в железный бак щепки, веточки, бумажки, разные ненужные вещи и сожгли.

После того, как вы установили, какие звуки ваш ребенок произносит неправильно, проверьте, как ребенок воспринимает звуки на слух, как он их различает. Это называется проверкой фонематического слуха.

Чаще всего дети путают звуки, сходные по звучанию или по способу произношения. Это прежде всего относится к группам свистящих и шипящих звуков [с-ш], [з-ж], [с'-щ], [ц-ч], соноров [л-р], твердых и мягких [б'-б], [з'-з] и т. д.), звонких и глухих [д-т], [в-ф] и т. д.), но в последние годы мы сталкиваемся с тем, что много малышей путают звуки [к-т], [г-д], [с-х].

Для начала попросите ребенка повторить за вами пары слогов: за-жа, зу-жу, зы-жи и т. п. Затем переходите к более сложному виду задания — увеличивайте количество слогов: за-жа-за, жо-жо-зо и т. п. При этом ребенок не должен видеть ваш рот, движения губ и языка. Чтобы повторить за вами слоги, он будет ориентироваться только на слух.

 
 

Следующее задание состоит в том, что ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых):

 


 
 

 
 

В качестве заключительных заданий ребенку можно предложить следующие:

· Я буду называть звуки. Услышав звук [ш], подними руку:

[н], [л], [ш], [к], [с], [ф], [ш], [щ], [ш], [с]

· Я буду называть слоги. Услышав слог со звуком [л], подними руку:

ва, до, лу, ра, лы, ло, се, ла, ши

· Я буду называть слова. Услышав слово со звуком [к], подними руку:

том, дом, кот, рыба, палка, март, горка, стол, звук, сом

· Повтори за мной:

день — пень — тень

бак — рак — лак

ком — том — дом — сом

зубы — шубы — губы

полка — порка — горка — норка

 
 

· Я буду называть слово. Укажи на соответствующую картинку:

 

Date: 2015-12-13; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию