Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность мотивационного процесса





Процесс мотивации является органической частью всего процесса управления. Независимо от того, где индивид является лидером, ключ к успеху лежит в том, насколько успешно он мотивирует других людей, используя весь свой потенциал. Людей можно стимулировать самыми разными способами, например признанием заслуг, скорейшим выполнением задачи или изменением статуса.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к мышлению и деятельности, задают границы и формы поведения и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Внутренние стимулы поступают от самой личности и связаны с чувством хорошо выполненной задачи или страхом увольнения с работы.

Внешние стимулы приходят извне и являются результатом признания хорошо выполненного задания (могут выражаться в повышении оплаты труда, выдаче премиальных или повышении по службе).

Однако самой естественной мотивацией является та, что исходит от самого человека, и имеется множество способов стимулировать людей, чтобы они могли чувствовать естественную потребность хорошо работать [11].

Чтобы эффективно использовать мотивацию для усиления управленческого воздействия, необходимо хорошо представлять ее сущность, т.е. внутриличностные элементы – потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации, установки.

В основе мотивации лежат потребности.

Специалисты по психологии считают, что человек испытывает потребность, когда физиологически или психологически ощущает недостаток чего-либо. Потребности человека невозможно наблюдать или измерить, об их существовании можно судить лишь по поведению людей.

Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что-то достаточно общее для разных людей, но в то же время имеющее определенное индивидуальное проявление у каждого человека; это то, от чего человек стремится освободиться, так как пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения.

Потребности имеют огромное влияние на человека, но при этом возникают они как осознанно, так и неосознанно, и далеко не все потребности осознаются индивидом.

Следом за потребностью у человека возникают мотивы.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия, т.е. собственные потребности, эмоции, позиция человека.

Мотив, так же как и потребность, находится внутри человека, имеет индивидуальный, персонифицированный характер и зависит от множества внешних и внутренних факторов. Но, в отличие от потребностей, мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на свои мотивы вплоть до их устранения.

Вызвать действия определенных мотивов способны стимулы.

Стимулы – это своеобразные рычаги воздействия на человека, которые в значительной мере предопределяют поведение работников в организации.

Стимулы можно разделить на две группы:

1. Материальные стимулы:

- денежные (заработанная плата, бонус, участие в прибылях и т.д.);

- неденежные (организация рабочих мест, предоставление льготных путевок, страхование).

2.Нематериальные стимулы:

- награда;

- благодарность руководителя;

- продвижение по служебной лестнице;

- участие в управлении;

- приобщение к целям организации;

- развитие творческих навыков и умений;

- приобщение к корпоративной культуре и др.

Процесс использования разнообразных стимулов для мотивации персонала называют стимулированием. Стимулы должны носить характер вознаграждения. Вознаграждение имеет более широкий смысл, чем просто деньги. Это все то, что человек считает ценным для себя:

- внутреннее вознаграждение – дает сама работа, чувство удовлетворения от достигнутых результатов;

- внешнее вознаграждение – дается организацией.

Существуют различные способы мотивации, среди которых:

- нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения;

- принудительная мотивация – основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

- стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства, с помощью благ (стимулов, побуждающих работника к определенному поведению).

Подход к функции мотивации в организации как к процессу предполагает его протяженность во времени и пространстве, а также выделение определенных последовательных этапов и стадий. В процессе управления реальной организацией процесс мотивации в упрощенном виде можно представить следующей моделью (рис. 10.1).

Эффективное управление персоналом предполагает гармоничное сочетание стимулов, мотивации и удовлетворения потребностей работников посредством воздействия на содержание различных этапов (элементов) процесса мотивации.

Существует достаточно большое количество мотивационных теорий, которые пытаются дать научное объяснение феномену мотивации, но они могут быть выделены в две большие группы (рис. 10.2).

 

 

 

 


Рис. 10.1. Схема процесса мотивации

 

 
 

 

 


Рис. 10.2. Классификация мотивационных теорий

 

Date: 2015-12-13; view: 899; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию