Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менеджер. Карьера, профессионализм, успех





Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

А. Г. Валентейчик

Менеджмент

Конспект лекций

САМАРА 2005

УДК 629.45.004.67

В 15

 

Рецензенты

Канд. эконом. наук, профессор,

зав. кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (СамГАПС)

Н. О. Михаленок

 

Зам. начальника Кбш. ж. д. по кадрам и социальным вопросам

В. М. Брысякин

 

Валентейчик, А. Г.

В 15Менеджмент: Конспект лекций [Текст]. – Самара: СамГАПС, 2005. – 92 с.; 20см. – Библиогр.: 90с.. – 100 экз.

 

Конспект содержит текст лекций на основе программы, соответствующей государственному образовательному стандарту, утвержденному Министерством образования Российской Федерации. Лекции позволят быстро, в краткой и доступной форме получить основные знания по учебной дисциплине «Менеджмент». Используя этот конспект лекций по подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях.

Рекомендуется студентам, обучающимся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и другим управленческим и экономическим специальностям.

 

Утверждено на заседании кафедры 16.05.05, протокол № 11.

Печатается по решению редакционно-издательского совета академии.

 

Редакторы: Е. А. Краснова, И. А. Шимина

Компьютерная верстка: Н. В. Чертыковцева

 

Подписано в печать 28.06.05. Формат 60*84 1/16.

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл.п.л. 5,8.

Тираж 100 экз. Заказ № 120.

 

 

ã Самарская государственная академия путей сообщения, 2005

 

≡ Лекция 1≡

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА И СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКОЙ

 

Основные понятия теории менеджмента

В начале XX века менеджмент получил мощный импульс для развития и в качестве научной дисциплины и в организации практической деятельности промышленных организаций. В течение столетия менялось понимание сущности, структуры и содержания менеджмента. То, каким образом ученые и специалисты определяли менеджмент, во многом обусловило и ту роль, которая ему отводилась в условиях рынка. В качестве примера, иллюстрирующего различия в толковании этого понятия можно привести определения, сформулированные двумя классиками с разницей в 70 лет:

«Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для формулирования и достижения целей организации» (А.Файоль, 1915 г.).

«Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную производительную группу» (П. Друкер, 1987 г.).

С развитием рыночной экономики в России термины «менеджмент» и «менеджер» быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины как «управление», «управленческая деятельность», «директор». Хотя эти слова являются синонимами, термин «управление» имеет более широкий смысл. «Управление» – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, необходимо ввести понятие «менеджмента». Этот термин произошел от американского слова management – «управление». Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Это понятие применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы. Менеджмент в упрощенном понимании – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, а также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.

Менеджмент как производное слово от «менеджер» – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджмент – системное управление организацией как частью целого, и, одновременно, управление всей организацией, посредством его части.

Раскрыв понятие «менеджмент» более широко, мы увидим, что в него входит:

- изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;

- производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;

- управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а так же анализ информации и разработка программ для достижения поставленных целей.

Объект менеджмента двойственен – это внутренняя организационная структура и внутренняя среда, с одной стороны, и внешняя организационная структура и внешняя среда, с другой стороны. Эти две стороны объекта противопоставлены друг другу по целям и процессам и в то же время едины. Между ними существует множество различных видов связей и потоков, которые есть продукт деятельности менеджмента.

Объект менеджмента – это и функциональная структура (внутренняя и внешняя). Структура производит процессы, среда порождает производственные отношения.

Все организации имеют некоторые общие характеристики, включая и необходимость управления. Неудивительно поэтому, что управленческая работа также имеет много общих характеристик.

 

Менеджер. Карьера, профессионализм, успех

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется по отношению к:

- организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

- руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

- руководителю по отношению к подчиненным;

- администратору любого уровня управления, организующему работу руковод­ствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер.

Менеджер-дипломат:

Среди навыков и умений менеджера способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.

Менеджер-инноватор:

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

Менеджер-управляющий, от него в частности требуется:

- наличие общих знаний в области управления предприятием;

- компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится предприятие (фирма) по виду и характеру своей деятельности;

- владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

«Способность к самореализации теснейшим образом связана с самоконтролем». Это не подарок судьбы. Для этого необходимо глубокое познание собственной личности, ее сильных и слабых сторон, критическое отношение к собственным качествам, умение видеть и исправлять свои ошибки. «Первый шаг к успешной карьере – это объективная самооценка» [7].

Управленческая элита не возникает без определенных предпосылок. Представители элиты намного превосходят среднего человека по таким параметрам как сила характера, работоспособность, самоотдача, требовательность к самому себе, надежность и преданность.

Успех принято рассматривать как событие, получившее социальную и общественную положительную оценку. Как правило, общество решает, что можно считать успехом, однако успех – вещь спорная. То, что один считает успехом, другие могут воспринимать как неудачу. Рецептов гарантированного успеха не бывает. Тот, кто стремится к успеху, должен считаться с тем, что ему, возможно, придется познать и темные стороны жизни. Жизненный успех явление сложное, разностороннее и весьма индивидуальное.

Карьера – это успешное продвижение по иерархической лестнице организации, достижение тем самым каких-либо благ, приобретение определенных статуса и повышение самооценки. Успешная карьера менеджера целиком зависит от уровня его профессионализма.

Профессионализм – совокупность качеств и навыков, используемых человеком как бы автоматически, на подсознательном уровне, т. е. совокупность характеристик, образующих индивидуальную управленческую концепцию. Каждому менеджеру присуща своя система, включающая ценности, принципы, ориентации и установки, которые он создал в мире своих интеллектуальных и волевых способностей, личного опыта и образования.

 

Date: 2015-12-13; view: 793; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию