Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфология культуры





Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности, называется морфологией культуры. Среди таких компонентов: национальная культура, мировая культура, городская культура христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура и т. д. Наиболее существенны для культурологии такие структурные подвиды, как материальная и духовная культура, воспринимающиеся как антиподы. Материальная культура – культура быта и труда – связана с чисто физическим комфортом, с необходимостью удовлетворять потребности человечества. Духовная культура – важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества. Нередко материальная и духовная культуры выступают во взаимосвязи.

Структура культуры рассматривается по-разному.

Традиционная концепция.

Выделяет 2 уровня культуры соответственно двум основным видам производства – материального и духовного. Древние греки культуру подразделили на материальную и духовную.

Материальная культура -охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает:1) культуру труда и материального производства(орудия труда, технологические процессы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е. места жительства(жилища, дома, деревни, города);4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов»(творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности– духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию)и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т.д.

Если взять за основу человека как субъекта и объекта культуры, то структурировать культуру можно будет по разным основаниям и признакам: профессиональным, национальным, демографическим, географическим, классовым, возрастным и т.д. Очень важно для изучения культуры разделение ее на мировую и национальную (с последующим делением), светскую и религиозную.

В современных условиях очень важное деление культуры на элитарную и массовую. Если следовать за философами-эволюционистами прошлого века, то тогда целесообразно дифференцировать культуру на творческую и специализированную в соответствии с основными функциями человеческой жизнедеятельности.

Имеет смысл выделить основные блоки человеческой жизнедеятельности, представленные следующими областями социальной практики:
1. Культура социальной организации и регуляции:
а) хозяйственная (на специализированном уровне - экономика, торговля, финансы и т.д., на обыденном уровне - домашнее и приусадебное хозяйство);
б)правовая;
в)моральная;
г)политическая.
2. Культура познания и рефлексии мира и человека (религиозная, художественная, научная, философская).

4. Культура социальных коммуникаций, накопления, хранения и трансляции информации (культура межличностных информационных контактов, культура массовой информации, информационно-кумулятивная культура: музеи, библиотеки и т.д., культура трансляции социального опыта и знаний).

5. Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека (культура физического развития, культура поддержания и восстановления здоровья, культура восстановления энергобаланса человека, культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека и т.д.).


Рассматривая структуру культуры, необходимо хорошо уяснить, что культура представляет целостный организм, что любая структуризация ее условна, необходима для лучшего понимания содержания культуры, ее функций. Рассказ о конкретных видах культуры необходимо начинать с рассмотрения духовной и материальной культуры. Охарактеризуйте их взаимодействие, покажите необходимость приоритета духовного над материальным в жизни как отдельно взятого человека, так и всего человечества. Обратите внимание, что материальную деятельность осуществляет вся живая природа, но лишь человек наделен способностью к духовному труду.
Через духовную сферу культуры реализуется главная её функция - воспитательная. Еще древние римляне понимали культуру как возделывание человека.
Культура народа, эпохи, человечества обретена на гибель, если она не справляется с главным своим делом - возделыванием человека, если идет деградация нравов, если низменные чувства и мотивы становятся нормой, определяющей отношение людей к другим людям и природе. Проанализируйте, почему воспитательная функция культуры является ее главнейшей функцией? Покажите на примере самого Рима недопустимость ослабления воспитательного воздействия культуры. Найдите подобные примеры и в современной жизни. Раскройте смысл и назначение познавательной, коммуникативной, аксиологической и других функций культуры, их связь с воспитательной функцией.
Обратите внимание на следующие понятия и термины: «структура культуры», «функции культуры», «духовная культура». «материальная культура», «художественная культура», «мировая культура», «национальная культура», «светская культура», «элитарная культура», «массовая культура», «субкультура», «этноцентризм», «культурный универсализм».

Некоторые культурологи выделяют в ней такие подсистемы, как социальная культура, технологическая культура, поведенческая культура, идеологическая культура. Советские культурологи (Багдасарьян, Флиер, Орлова) выделяли в качестве основных два уровня: специализированный и обыденный.

Специализированный уровень включает такие подсистемы культуры, как экономическая, политическая, правовая, философская, научно-техническая, художественная.

К обыденному уровню относятся домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль, практическая технология, обыденное мировоззрение и обыденная эстетика.

 

Date: 2015-12-12; view: 810; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию