Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творительный падеж





 

1. «Ответь на вопрос».

Логопед задает детям вопросы и предлагает на них ответить:

а) с опорой на предметные картинки:

забивают (чем?)... шьют (чем?)... метут (чем?)... рисуют (чем?)...

пилят (чем?)... расчесываются (чем?)... копают (чем?)... пишут (чем?)...

Картинки: молоток, пила, игла, расческа, метла, лопата, карандаш, ручка;

б) без опоры на предметные картинки:

слушаем (чем?)... (ушами); думаем (чем?)... (головой); смотрим (чем?)... (глазами); кусаем (чем?)... (зубами); режем (чем?)... (ножом); едим (чем?)... (ложкой, вилкой); топаем (чем?)... (ногами).

2. «Профессии».

Логопед раздает детям картинки с изображением лю­дей разных профессий. Затем он обращается к кому-нибудь из детей и задает вопрос: «Кем ты будешь?»

Я буду... (врачом). Я буду... (учителем). Я буду... (машинистом). Я буду... (маляром). Я буду... (балериной).

Я буду... (летчиком). Я буду... (поваром). Я буду... (художником). Я буду... (пианистом). Я буду... (строителем).

3. «Подбери слова».

Логопед называет слово и предлагает детям подобрать по образцу соответствующее ему по смыслу другое слово. Образец выполнения: резать... ножом, ножницами. Примерный речевой материал:

резать... рисовать... подметать... стирать...

махать... стучать... есть... строгать...

вязать... шить... красить... светить...

4. «Закончи предложение».

Логопед произносит начало предложения и просит детей его закончить. При затруднении демонстрируют­ся картинки, из которых ребенок должен выбрать и на­звать нужную.

Примерный речевой материал:

Сухую траву сгребают... Суп едят... Котлеты едят... Хлеб режут... Кашу размешивают— Огонь заливают... Яму копают— Двор подметают... Снег убирают... Машинист управляет... Пилот управляет... Парикмахер стрижет...

Картинки: грабли, ложка, вилка, нож, поварешка, вода, лопата, метла, снегоуборочная машина, поезд, самолет, ножницы.

5. «Составь предложение».

а. Логопед раздает детям сюжетные картинки, по которым они должны составить предложение. В слу­чае затруднений задаются вопросы «что?» («кто?»), «чем?»

Примерный речевой материал:

Девочка гладит платье утюгом. Мальчик рисует картину красками. Малыш ест кашу ложкой. Мальчик чис­тит зубы щеткой. Дворник подметает двор метлой. Кошка чешет ухо лапой. Уборщица вытирает пыль тряпкой. Колхозник косит траву косой. Папа пилит дрова пилой. Мальчик копает землю лопатой. Мама режет хлеб ножом.

б. Логопед называет два слова в начальной форме и предлагает детям составить предложение с этими слова­ми. При затруднении дается образец: Картина — краски. — Картину рисуют красками.

Примерный речевой материал:

чай — ложка; щетка — зубы; руки — полотенце; губы — салфетка; платье — утюг; ковер — пылесос; пыль — тряпка; цветок — вода; ткань — ножницы; шарф — спицы.

6. «Гости».

Логопед рассказывает детям о кукле Маше, к кото­рой пришли в гости другие игрушки: мишка и клоун. Детям предлагается назвать, чем Маша будет угощать своих гостей. В случае затруднений демонстрируются предметные картинки.

Примерный речевой материал:

Маша будет угощать своих гостей: пирогом, тортом, пирожными, яблоками, чаем, соком, вареньем, булочками, джемом, конфетами, печеньем.

7. «Кто чем защищается?»

Логопед раздает детям картинки с изображением жи­вотных и птиц и просит сказать, кто чем защищается. Примерный речевой материал: Кошка защищается... (когтями). Собака защищается... (зубами).

Олень защищается... (рогами). Еж защищается... (иголками). Гусь защищается... (клювом). Лошадь защищается... (копытами). Слон защищается... (хоботом). Кабан защищается... (клыками).

8. «Исправь ошибку».

Логопед предлагает детям прослушать предложение и исправить допущенную в нем ошибку. Примерный речевой материал:

Корова принесла девочке корм. Ваза разбила Таню. Машина играет с малышом. Утюг гладит маму. Дорога едет по машине. Дети разбили стеклом мяч. Бабушка несет сумку в хлебе.

 

Изменение глаголов прошедшего времени по родам (числам)

 

1. «Мальчик — девочка».

Логопед показывает детям картинки с изображени­ем мальчика и девочки и сообщает, что зовут их одинаково — Валя.

а. Логопед рассказывает о детях и просит угадать, про кого он говорит — про мальчика или девочку:

Валя ел суп. Валя ела суп. Валя спала в пижаме. Валя спал в пижаме. Валя рисовала красками. Валя рисовал красками. Валя мыл посуду. Валя мыла посуду. Валя поливал цветы. Валя поливала цветы.

б. Логопед произносит предложение либо про маль­чика, либо про девочку и просит детей сказать предло­жение наоборот:

Валя упала. Валя... Валя встал. Валя... Валя вымыл руки. Валя... Валя вытерла руки. Валя... Валя убрал свои игрушки. Валя...

Валя пошел гулять. Валя... Валя пила молоко. Валя... Валя подмела пол. Валя...

 

2. «Подбери картинки».

Логопед демонстрирует детям предметные картинки и предлагает угадать, про кого (про что) он говорит. Угадывая, дети должны показать соответствующую кар­тинку:

спал... спала... спало... спали...

бежал... бежала... бежало... бежали...

светил... светила... светило... светили...

рос... росла... росло... росли...

Картинки: мальчик, заяц, фонарь, лук, девочка, соба­ка, капуста, стадо, молоко, солнце, дерево, котята, мыши, огоньки, кусты.

 

3. «Закончи предложение».

а. Логопед начинает предложение, демонстрируя де­тям предметную картинку. Дети, называя картинку, заканчивают предложение:

Набежали... Скрылось... Подул... Потемнел...

Полил... Загремел гром, и сверкнула...

Картинки: тучи, солнце, ветер, лес, дождь, молния.

б. Логопед называет первое слово предложения. Дети заканчивают предложение, правильно употребляя слова.

Примерный речевой материал: Бежать

Волк... (бежал). Лиса... (бежала). Время... (бежало). Олени... (бежали).

Играть

Мальчик... (играл). Девочка... (играла). Радио... (играло). Дети... (играли).

Шуметь

Ручей... (шумел). Река... (шумела). Море... (шумело). Листья... (шумели).

Светить

Ночник... (светил). Свеча... (светила). Солнце... (светило). Фонари... (светили).

 

4. «Вставь пропущенное слово».

Логопед предлагает детям прослушать предложения, в которых пропущены слова, догадаться, какое слово пропущено, и назвать его.

Примерный речевой материал:

Вчера... солнышко. Сегодня весь день... дождь. Ночью на небе... звезды. Утром... холодный ветер. Осенью трава..., листья..., птицы...

 

5. «Составь предложение».

Логопед предлагает детям составить предложения со словами, обозначающими действия. Примерный речевой материал:

стоял, стояла, стояло, стояли; болел, болела, болело, болели; пах, пахла, пахло, пахли; звучал, звучала, звучало, звучали.

 

Date: 2015-12-13; view: 551; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию