Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровневая концепция педагогической рефлексииСтепень проблемности и глубины анализа, который пред-принимает учитель по отношению к разным сторонам его про-фессиональной практики, составляет концептуальную основу для другой концепции педагогической рефлексии (Van Manen, 1977). Регламентированность и рецептурность профессионального мышления, характерная для начального практического уровня пе-дагогической рефлексии, проявляется в нацеленности учителя на эффективное и действенное применение полученных в процессе под-готовки знаний для достижения цели деятельности, которая прини-мается априорно как нечто заданное извне. На этом уровне ни цели обучения, ни учебный процесс, рассматриваемый в контексте клас-са, школы, общества в целом не представляются учителю проблем-ными. Главным содержанием анализа учителя являются его прак-тические действия и их продуктивность, т.е. проявление их не-медленной отдачи в виде усвоения какого-то учебного материа-ла учеником. При этом свои практические действия анализиру-ются и оцениваются учителем как “правильные” или “неправиль-ные” в зависимости от степени их соответствия конкретным про-фессиональным знаниям. Второй уровень педагогической рефлексии - каузальный -связан с осмыслением учителем причинных оснований своих дей-ствий и их последствий. Содержанием анализа становятся свои представления и ситуационные предпосылки, определившие эф-фект предпринятого действия. На этом уровне рефлексивного ана-лиза учитель рассматривает конкретную ситуацию как проявле-ние общих психологических и педагогических закономерностей. Третий уровень педагогической рефлексии – критический -основан на внесении учителем в содержание своего анализа мо-ральных и этических критериев. На этом уровне актуальными для размышления учителя становятся проблемы целей, форм, мето-дов и содержания образования, которые ведут к развитию и ук-реплению справедливых и прогрессивных отношений в обществе. Здесь и процесс обучения (цели и средства), и учебная ситуация в целом (контекст обучения) рассматриваются учителем как про-блемные, открытые к постоянному переосмыслению и развитию. Таким образом, данная уровневая концепция педагогичес-кой рефлексии представляет собой своеобразный иерархический срез профессиональной рефлексии учителя от уровня рецептурного, технически ра циональн ого, оп ерациона льный план которого огр ани-чен пространством “здесь и сейчас”, до уровня, приобретающего панорамный характер, принимающего в расчет и профессиональные, и морально-этические, и широкие социальные критерии оценки своей деятельности. Проведенный анализ различных концепций педагогической реф-лексии позволяет выделить исследовательскую позицию учителя в решении профессиональных проблем как центральную в понима-нии ее психологического феномена. Такая позиция основана на спо-собности учителя, интегрируя свой практический опыт, теоретичес-кие знания и профессионально-личностные установки, предприни-мать анализ своей деятельности, критерием оценки которой являет-ся степень ее влияния на личностное и интеллектуальное развитие учеников. Иначе говоря, профессиональная рефлексия для учи-теля – это вдумчивое и ответственное отношение учителя-про-фессионала к своей работе, основанное на постоянном осмыс-лении своей деятельности и ее результатов в интересах других людей. Задание для рефлексивного самоконтроля: 1.Что составляет психологическую основу для уровневой кон- цепции педагогической рефлексии? 2.Назовите уровни проявления рефлексии учителя. Попытай- тесь определить содержание каждого из них. 3.Как вы считаете, что является условием эволюции профессио- нальной рефлексии учителя? 4.Проанализируйте представленные вашему вниманию концеп- ции педагогической рефлексии. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее глубоко и объективно раскрывает ее психологичес- кую сущность? Что, на ваш взгляд, является основным в понимании реф-лексии учителя в современной психологии?
|