Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рефлексивные свойства профессионального мышления учителяЕсли ученым можно быть чужой уче-ностью, то мудрым можно быть лишь соб-ственной мудростью. Мишель Монтень Рефлексия - необходимое свойство практического мышления учителя, проявляющееся в применении знаний общего к конк-ретным ситуациям действительности. Без рефлексивной прора-ботки профессиональные предметные знания, из которых скла-дываются концептуальные представления, обездвижены, и как бы “рассыпаны” в сознании, что не позволяет им стать непос-редственным руководством к действию. Постоянный рефлексив-ный обзор своей теоретической базы с позиции ежедневной про-фессиональной практики позволяет учителю стать компетент-ным в своем профессиональном деле. Основатель аналитической психологии К. Юнг в свое время подметил, что учитель обречен быть компетентным. Попробуем разобраться, какое психологи-ческое содержание стоит за этим понятием. Компетентность – это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности. Исследова-ния психологической природы компетентности позволили М.А. Холодной (2002) выделить следующие признаки типа организа-ции знаний, которые отличают компетентного человека: - разнообразие (множество разных знаний о разном); - артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой); - гибкость (как содержание отдельных элементов знания, так и связи между ними, могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов, в том числе и тогда, когда знание превращается в незнание); - быстрота актуализации в данный момент в нужной ситуации (оперативность и легкодоступность знания); - возможность применения в широком спектре ситуаций (в том чис-ле способность к переносу знания в новую ситуацию); - выделенность ключевых элементов (в многообразии знаний относительно данной предметной области отдельные фак-ты, положения, определения сознаются как самые важные, ре-шающие для её понимания); - категориальный характер (определяющая роль того типа зна-ния, которое представлено в виде общих принципов, общих подходов, общих идей); - владение не только декларативным знанием (знанием о том, «что»), но и процедурным знанием (знанием о том, «как»); - наличие знания о собственном знании. Последний из названных признаков компетентного типа организации знаний, относящийся к метакогнитивным процес-сам (те, которые обеспечивают управление собственной интел-лектуальной деятельностью), сам по себе есть результат рефлек-сивного самоконтроля. Значима роль рефлексии и в осмыслении учителем своего профессионального опыта. Ведь известно, что используется не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него (К.Д.Ушинский). Бо-лее того, именно соединение опыта профессионала и его реф-лексии дает, по мнению Д.Познера, ключ к развитию професси-онального мастерства: «опыт + рефлексия = развитие» (Posner, 1985, р.19). Действительно, как показывают исследования, рефлексив-ная интеграция теоретических знаний учителя и его практичес-кого опыта порождают качественно новое образование профес-сионала, наполненное личностным смыслом - ведущие идеи, ко-торые принимают на себя регулирующую его деятельность фун-кцию (Кулюткин, Сухобская,1990). Ведущие идеи учителя в концентрированном виде несут в себе его профессиональную программу, направляющую его прак-тическую деятельность. Убеждения, ценностные ориентации, личностные установки учителя – это ядро любой ведущей идеи. Кроме того, ведущая идея имеет и предметный план: это основ-ные принципы, которыми руководствуется учитель при подборе методов обучения, способов подачи учебного материала, установ-ления стиля общения с учениками и коллегами. Ведущие идеи учителя – это его своеобразное кредо, кото-рое складывается со временем как продукт осмысления учите-лем своего опыта и опыта своих коллег с позиции своих про-фессиональных знаний и личностных убеждений. В зависимости от уровня своей зрелости ведущая идея может быть представле-на не только в содержательном плане (т.е. учитель может четко сформулировать свои профессиональные убеждения, аргументи-ровано отстоять свою позицию в профессиональной дискуссии), но и может быть развернута операционально. Это означает, что учитель не только считает, что в такой-то ситуации надо посту-пать таким-то образом, но и реально поступает так. Однако для того, чтобы стать реальным внутренним регулятором професси-онального поведения педагога, чтобы быть способной задавать угол зрения на конкретную педагогическую ситуацию, эта идея должна быть сознательно принята и пережита в качестве лич-ного убеждения. Рефлексивное осмысление способствует “дозреванию” веду-щих идей до уровня их внутреннего принятия. В результате по-вышается «чувствительность» учителя к проблемам профессио-нальной реальности, потенциал его практического мышления обогащается авторскими стратегиями (умение мыслить по-свое-му, самобытно), что позволяет ему, выявляя в конкретном явле-нии его общую педагогическую суть, принимать наиболее эф-фективные решения. Овладение учителем культурой рефлексивного анализа сво-его профессионального опыта способствует его профессиональ-ной и личностной зрелости. Иными словами, позволяет ему стать мудрее. Попытаемся разобраться, в чем проявляется это свой-ство. Обсуждая проблему мудрости с позиции проблемы интел-лектуального роста взрослого человека, Ф.Диттмен-Коли и Р.Балтес (1985) вводят понятие «синтезированного интеллекта». Такой интеллект характеризуется интеграцией разнообразных типов опыта: это и компетентность в определенных сферах пред-метного знания, и тонкое понимание социально-практических аспектов жизни (в том числе особая чувствительность к социально-психологическому контексту происходящего), и повышенное внима-ние к неизвестным, будущим, «невозможным» событиям, и рефлек-сирующее отношение к самому себе (цит. по Хо л од н а я, 2002, с.183). Какие приметы в практической деятельности учителя могут выдавать в нем качества мудрого человека? Очевидно, это спо-собность быть наблюдательным и восприимчивым, видеть сущность явлений и уметь принимать разумные решения в сложных професси-ональных обстоятельствах; быть открытым к любой информации и согласовывать разные точки зрения; понимать и принимать пробле-мы других людей; не быть категоричным в суждениях и оценках, быть критичным в оценке любого знания, в том числе и собственно-го. Кстати, в указанных здесь отличительных признаках мудрости, выделенных исследователями S.Holiday, M.Chandler (1986), подчер-кивается характерная для мудрого человека вопросно-ответная форма знания, в котором высок уд е л ь н ы й вес чувства сомнения, родственного природе рефлексии. И еще один факт. В исследовании установлено, что мудрость «…скорее растет, чем уменьшается с возрастом» (там же, р.77). В основе этой эволюции интеллекта человека лежит интеграция его индивидуального ментального опыта, управление которой осу-ществляется метакогнитивными процессами сознания. По мне-нию психологов, рефлексия среди них выполняет ведущую роль. Учитель и мудрость: в социальном смысле - ожидаемое род-ство понятий. В профессиональном практическом смысле – цель, которую учитель ставит перед собой и добивается всю свою жизнь.* Задание для рефлексивного самоконтроля: * Подробнее о рефлексии как свойстве педагогического мышления см. раздел 2.4.1. 1. Попробуйте дать краткую психологическую характеристику педа-гогической компетентности. Подумайте, какую роль выполняет рефлексия в развитии профессиональной компетентности учите-ля? 2. Приведите вашу интерпретацию «формулы» профессиональ-ного развития учителя Д.Познера: «опыт + рефлексия = раз-витие». Как вы относитесь к мнению, что данный результат больше, чем просто сумма двух слагаемых? 3. Как вы думаете, что порождает ведущие идеи в профессио-нальном сознании учителя? Попробуйте дать ваше определе-ние понятию профессиональное кредо учителя. Усматриваете ли вы связь между данным понятием и понятием ведущей идеи? В чем вы видите назначение (функцию) ведущей идеи в прак-тическом мышлении учителя? Вспомните вашего любимого учителя. Подумайте, какие ведущие идеи направляли его ре-шения и как они повлияли на развитие вашей личности. 4. Задумывались ли вы о психологическом феномене человечес-кой мудрости? Попытайтесь дать свое определение понятию «мудрость». Какую роль, на ваш, взгляд, в развитии мудрости человека играет его способность к рефлексивному мышлению? Встречался ли вам в жизни мудрый человек? Чем он отличал-ся от всех других людей? Заметна ли была в нем склонность к рефлексии?
|