Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логопедия. Ринолалия. — М.: В.Секачев, 2011





А.С. Балакирева

В учебном пособии рассматриваются такие вопросы, как этиология и патогенез врожденных расщелин верхней губы и неба, структура дефекта при небной патологии, также освещен исторический аспект изучения данной проблемы, представлена современная точка зрения на сроки и этапы проведения операций, доказана эффективность ранней пластики неба, описаны возможные речевые нарушения, предложена методика обследования и критерии оценки речевого развития выделенного контингента детей и логопедические технологии, адекватные современным методикам хирургического лечения детей раннего возраста. Также в книге собраны данные об этиологии и проявлении ринофонии, предложена методика ее диагностики и коррекции.

Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, может быть использовано в практической деятельности логопедов и других специалистов, занимающихся проблемой реабилитации детей врожденными пороками развития челюстно-лицевой области.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................... 6

Глава 1 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В НОРМЕ 8

1.1. Строение и функция небно-глоточного затвора............................................................ 8

1.2. Звукопроизношение и баланс резонирования голоса............................................... 10

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 25

Глава 2 ВРОЖДЕННЫЕ РАСЩЕЛИНЫ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И/ИЛИ НЕБА....................... 27

2.1. Этиология расщелин губы и/или неба........................................................................... 27

2.2. Классификации расщелин губы и/или неба................................................................. 29

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 32

Глава 3 СТРУКТУРА ДЕФЕКТА ПРИ ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНЕ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И /ИЛИ НЕБА........................................................................................................................................................... 33

3.1. Нарушение питания........................................................................................................... 33

3.2. Нарушение дыхания.......................................................................................................... 34

3.3. Нарушение слуха............................................................................................................... 35

3.4. Нарушение взаимодействия органов артикуляционного аппарата........................ 36

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 37

3.5. Ринолалия............................................................................................................................. 37

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 47

Глава 4 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НЕБНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ............................................................................................................. 48

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 55

Глава 5 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ РАЗВИТИЯ ЛИЦА И ЧЕЛЮСТЕЙ................................................................... 57

5.1. Сроки и этапы проведения операции............................................................................. 57

5.2. Эффективность ранней пластики неба........................................................................... 61

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 63

Глава 6 ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ПЛАСТИКИ ГУБЫ И НЕБА 64

6.1. Организация логопедического обследования ребенка с челюстно-лицевой патологией 64

6.2. Критерии оценки речи ребенка после пластики расщелины губы и неба............. 67

6.3. Диагностика состояния произносительной стороны речи........................................ 68

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 79

6.4. Выявление небно-глоточной недостаточности у детей после операции.............. 80

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 83

6.5. Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей после пластики неба 84

Контрольные вопросы и задания............................................................................................ 88

Глава 7 ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ 89

7.1. Дети с задержкой формирования артикуляторной базы........................................... 89

7.2. Дети с ринолалией............................................................................................................. 93

Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 102

Глава 8 ПОСЛЕОПЕРАЦИОННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА................................... 103

8.1. Сроки начала обучения.................................................................................................. 103

8.2. Специфика логопедической работы с детьми после пластики неба.................... 104

Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 111

8.3. Логотерапия при ринолалии.......................................................................................... 111

8.4. Программа предупреждения развития ринолалии у детей раннего возраста... 135

Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 138

Глава 9 РИНОФОНИЯ................................................................................................................ 139

9.1. Этиология и патогенез ринофонии............................................................................... 139

9.2. Диагностика ринофонии................................................................................................. 141

9.3. Дети после пластики неба с ринофонией................................................................... 142

9.4. Логотерапия при ринофонии......................................................................................... 143

Контрольные вопросы и задания......................................................................................... 145

Приложение №1 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.............................................................................. 146

Задания к главе №1................................................................................................................. 146

Задания к главе №2................................................................................................................. 147

Задания к главе №3................................................................................................................. 149

Задания к главе №4................................................................................................................. 152

Задания к главе №5................................................................................................................. 153

Задания к главе №6................................................................................................................. 155

Задания к главе №7................................................................................................................. 156

Задания к главе №8................................................................................................................. 158

Задания к главе №9................................................................................................................. 161

Приложение 2.............................................................................................................................. 164

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА................................................................................................ 164

Материал для дыхательной гимнастики............................................................................. 167

Материал для автоматизации поставленных звуков....................................................... 171

Материал для вызывания звукоподражания..................................................................... 189

Приложение 3 КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ.......................... 194

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Логопедия. Ринолалия» предназначено студентам, обучающимся по специальности «Логопедия», но может быть полезным логопедам, работающим в системе здравоохранения и образования, и всем специалистам, занимающимся реабилитацией детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области.

В России ежегодно рождается от 3,5 до 5 тысяч детей с врожденными расщелинами губы и/или неба. За последние 20 лет координально изменилась тактика лечения таких пациентов. Появилась тенденция к сверхраннему проведению операций. В связи с чем в логопедии выделился новый контингент — дети после ранней пластики верхней губы и неба.

В отечественной литературе крайне мало данных по вопросу речевого развития выделенной группы детей, поэтому представленный в данном пособии материал очень актуален.

В данном курсе рассматриваются такие вопросы, как этиология и патогенез врожденных расщелин, структура дефекта при небной патологии, освещен исторический аспект изучения данной проблемы, представлена современная точка зрения на сроки и этапы проведения операций, доказана эффективность ранней пластики неба, описаны возможные речевые нарушения, предложена методика обследования и коррекционной работы с детьми раннего возраста после пластики неба.

Изучение данного курса базируется на знаниях, полученных в результате освоения таких дисциплин, как «Основы логопедии», «Анатомия и физиология детей и подростков», «Оториноларингология в норме и патологии» и других.

Целью изучения курса «Логопедия. Ринолалия» является усвоение основных понятий, закономерностей и особенностей речевого развития детей после пластики неба, а также умение правильно диагностировать и корригировать возможные нарушения речи выделенного контингента.

Содержание пособия представлено 9 главами. В первой из них рассматриваются условия нормального формирования произносительной стороны речи. Во второй этиология и патогенез расщелин, их классификации. В третьей главе подробно описана структура дефекта при расщелине неба: нарушение функций питания, дыхания, слуха, органов артикуляции, речи. Четвертая глава посвящена историческому аспекту изучения сформулированной проблемы, что дает возможность сравнительного анализа с данными пятой главы, в которой показаны современные возможности реабилитации детей с челюстно-лицевой патологией. В шестой главе предложена организация и проведение логопедического обследования детей после ранней пластики неба, выделены критерии оценки речевого развития, а также дифференциальная диагностика ринолалии с другими нарушениями речи. Седьмая глава включает описание возможных проявлений речевой патологии детей в послеоперационном периоде. В главе восемь представлены логопедические технологии, адекватные современным методикам хирургического лечения детей с врожденными расщелинами губы и неба. Описана специфика логотерапии, сроки начала обучения, программа предупреждения ринолалии у детей, прооперированных в сверхранние сроки. Отдельно, в девятой главе собраны данные об этиологии и проявлении ринофонии, предложена методика ее диагностики и коррекции. Учебное пособие снабжено практическими приложениями и тестовыми заданиями, облегчающими процесс усвоения материала. В конце издания имеется список литературы, рекомендуемый для дополнительного изучения проблемы.

Мы надеемся, что данное пособие будет интересно всем, кто не равнодушен к детям с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области, что после его изучения в Вашей практике появятся такие ученики, что Вы вместе с ними сумеете пройти нелегкий путь к правильной и красивой речи, подарив самое главное — возможность общаться, быть понятым, а значит принятым в окружающий мир.

Date: 2015-12-13; view: 1048; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию