Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделы и (или) темы дисциплины и виды занятий





(учебно-тематический план)

Название раздела Количество часов занятий
аудиторных Самостоятельная раб Всего
лекции практические семинарские
  Модуль I. Методологические основы теории организации.        
  Методологические основы теории организации.      
  Основные направления в теории организации.        
  Организация как объект управления.      
  Модуль II. Принципы и законы организации.        
  Принципы и законы организации.   - -    
  Организационные особенности социальных систем.        
  Типология социальных организаций.        
  Коммуникация и культура в социальных организациях.      
  Экзамен    
ИТОГО:        

 

 

Список рекомендуемой литературы:

Основная литература

 

1. Айдинян Р.М. Введение в теорию социальной организации: Учеб. пособие.- Л.: ВПШК, 1980, глава 1У

2. Акимова Т.В. Теория организации. Учеб. для Вузов. М.: - ЮНИТИ-ДАНА.2003.- 367 с.

3. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремлённых системах: Пер. с англ. Под ред. И.А.Ушакова. - М.: «Сов. радио», 1974, часть 1У.

4. Акофф Р. Планирование будущей корпорации. Пер. с англ. М.: Сирин. 2002.–256 с.

5. Акофф Р. О менеджменте. / Пер. с англ. Под ред. Л.А, Волкова. СПб.: 2002. –448 с.

6. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации. М.-Инфра-М.2000. –182 с.

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент М.:Гардарика.-1998.- 528 с.

8. Государственное управление. Основы теории и организации. Под ред. В.А. Козбаненко. – М., 2000. – 912 с.

9. Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000, часть 1У.

10. Камера К, Куин Р. Диагностика изменений организационной культуры. Пер. с англ. Под ред. АндреевойИ.В. СПб.: ПИТЕР. 2001 – 320 с.

11. Кезин А.В. Менеджмент: методологическая культура. М.» Гардарика. 2001. – 269с.

12. Корицкий Э.Б.,. Научный менеджмент: российская история. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999.- 384 с.

13. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. Пер. с польск. - М.: «Экономика», 1975, глава ХШ, стр. 206-226

14. Коренченко Р.А. Общая теория организации. Учебн. для Вузоа.-М.:ЮНИТИ-ДАНА.-2003.- 286 с

15. Красовский Ю.Д. Организационное поведение.М.: ЮНИТИ. –2003. –334с.

16. Латфулин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации.СПб.- «Питер».-2003.- 400 с.

17. Маллинз Лори Менеджмент и организационное поведение. Учеб- практ. Пособие. Пер. с англ. Т. Цеханович и др. М.: Новое Знание. 2003. – 1039 с.

18. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996. –256с.

19. Мельников В.П., Маренков Н.Л., Хиртладзе. Управление организацией. Учеб. Пособие. М.: Кнорус.- 2004. – 241 с.

20. Менеджмент и проектирование фирмы. М.: ЮНИТИ.- 2002. – 415с.

21. Менеджмент организации: современные технологии/ Под ред. Проф. Кузнецова Н.Г. и др. Ростов- н а – Дону.»Феникс» 2002. – 480 с.

22. Мертон Р. Явные и латентные функции. - В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994, стр. 379-447

23. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: «Дело», 1992, глава 11

24. Мильнер Б.З Теория организации. М.:ИНФРА-М.1998. – 336с.

25. Минцбенрг.Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер.-2001. – 512 с.

26. Мысин Н.В. Теория и история социального управления: Опыт России и зарубежных стран. - СПб.: Изд-во СЗАГС; изд-во «Образование-Культура», 2000, глава 4.

27. Монсон Пер. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. / Пер. со шв. - СПб.: изд-во «Нотабене», 1992, глава 2

28. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. / Пер. с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского, - СПБ.: Изд-во «Питер», 2000, глава 4

29. Олдкорн Р. Основы менеджмента. Учеб. Пер. с англ. М.: Финпресс. 1999. – 320 с.

30. О*Шоннеси Дж. Принципы организации управления фирмой. - М.: Прогресс, 1999. –296 с.

31. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. - Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1994, стр. 448-464

32. Рогожин С.В., Рогожина Г. В. Теория организации. М.:2003. – 320 с.

33. Румянцева З.П. Общее руководство организацией: теория и практика. Учеб. М.: ИНФРА-М. –2001. – 304с.

34. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации. / Сокр. пер. с англ. 15-е изд. Общ. ред. А. М. Емельянова и В.В. Петрова. - М.: РАГС, Экономика, 1995.- 335 с.

35. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в Науке и искусстве. М.: Прогресс – Традиция. 2002. – 496с.

36. Смирнов Э.А. Основы теории организации. - М., 1998. – 375с.

37. Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации.Учеб.М.: ИНФРА-М.- 1999.- 248 с.

38. Теория системного менеджмента./ Под общ. Ред. П.В. Журавлева, Р.С. Седачева, В.Г.Янчевского. М.»Экзамен». 2002. – 512с.

39. Уколов В.Ф. Теория управления. М., 2003.

40. Управление организацией./ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1998. – 669с.

41. Холл Ричард Х. Организации: структуры, процессы, результаты.- СПб.:ПИТЕР. – 2001. – 509 с.

42. Хэнди Ч. Эффективный менеджер. Понимание культуры организации. - М., 1994.

43. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М., 1991

44. Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. – М., 1997.

45. Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.Инфра-М.2000.- 264с.

46. Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России /Под общ. Ред. С.А. Смирнова.- М.:Финансы и статистика.- 1999. – 248с.

47. Эффективность государственного управления. - М., 1998. – 848с.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: Инструментарий руководителя. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1993

2. Амрич Г., Ритчи Дж., Мода К. Организация производства и управления в американских корпорациях: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991

3. Атаманчук Г.В. Государственное управление. – М., 2000.

4. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. Пер. с англ. / Под ред Ю.Н.Каптуревского. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999, главы 8, 9, 14, 15

5. Власть: очерки современной политической философии Запада. - М.: «Мысль», 1989

6. Галактионов В.А., Курдюмов С.П., Самарский А.А. Процессы в открытых диссипативных системах. - М.: Знание, 1988

7. Гапоненко А.Л. Теория управления. М., 2003 корпорациями США. Теория и пратика. – М.: Наука, 1983, глава 2-ая

8. Государственное управление: основы теории и организации /под ред. В.А. Козбаненко-М.: Статут 2000

9. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. – М., 1997.

10. Искусство администрирования. Под ред. Д. Олкок. – М., 1998

11. История менеджмента. Под ред. Поршнева А.Г., Валового Д.В. – М., 1997.

12. Картавый М.А., Нехамкин А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1999..№3

13. Кравченко А.И. История менеджмента. – М., 2000

14. Керженцев П.М. Принципы организации. - М.: Экономика, 1968

15. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М.: Прогресс, 1982

16. Кунц Г., О*Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: «Прогресс», 1981.

17.

18. Климонтович Ю.Л. Статистическая теория открытых систем. - М.: ТОО «Янус». 1995

19. Ковалевски С. Научные основы административного управления. - М., 1979.

20. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М., 1994.

21. Левин А.Я., Якшин Г.А. Введение в теорию организации. – Н.Новгород, 1999

22. Мухин В.И. Основы теории управления. М., 2003.

23. Обэр-Крие Дж. Управление предприятием. / Сокр. Пер. с франц. Под общ ред. И с предисл. В.М.Кузнецова. – М.: «Прогресс», 1973, часть 1.

24. Организационное управление. Учеб. Пос. для вузов. / Под ред. Архиповой Н.И. – М.: Изд-во «Приор», 1998

25. Принципы хозяйственной самоорганизации./ Под ред. Осипова Ю.М. - М.: МГУ, 1993

26. Принципы организации социальных систем: Теория и практика./ Под ред М.И.Сетрова. - Киев-Одесса: Выща шк., 1988

27. Радченко Я.В. Теория организации. - М.: ГАУ, 1998

28. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, Высшая школа предпринимателей, 1995

29. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. – М., 1997.

30. Приходько В. И. Современная организационная парадигма // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. №3.

31. Принципы хозяйственной самоорганизации./ Под ред. Осипова Ю.М. - М.: МГУ, 1993

32. Принципы организации социальных систем: Теория и практика./ Под ред М.И.Сетрова. - Киев-Одесса: Выща шк., 1988

33. Радченко Я.В. Теория организации. - М.: ГАУ, 1998

34. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, Высшая школа предпринимателей, 1995

35. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994, глава 6, стр. 168-196

36. Синергетика и методы науки. – СПб., 1998.

37. Современное управление. Энциклопедический справочник. – М.: «Издатцентр», 1997, Том 1-ый, раздел 1, стр. 1-54

38. Синергетика и методы науки. – СПб., 1998.

39. Современное управление. Энциклопедический справочник. Под ред. Д.Н. Карпухина, Б.З. Мильнера. – М., 1997. Т. 1-2.

40. Современный менеджмент в России. – М., 1998

41. Страхова О.П. О методах организации управления // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. №5.

42. Тарасов В.К. Искусство управленческой борьбы. - СПб.: Политехника, 1998

43. Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. – М., 1991.

44. Управление развитием и изменением: Руководство по системам и схемам. - М., 1996.

48. Хэнди Ч. Эффективный менеджер. Понимание культуры организации. - М., 1994.

49. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М., 1991

50. Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. – М., 1997.

45. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебник для вузов. – М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996

46. Шейн Эдгар Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенствование. СПб.: 2002. – 336 с.

 

Планы практических (семинарских) занятий

 

Занятие №1 Методологические основы теории организации

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие и сущность организации. Предмет и задачи теории организации.

2. Теория организации как область комплексных междисциплинарных исследований.

3. Основные принципы организации: целостность, иерархичность, функциональность, непрерывность, взаимодействие со средой, целесообразность.

4. Понятие и сущность закона организации. Закон синергии. Закон развития. Закон самосохранения. Понятие и критерии эффективности организации.

Методические рекомендации по реализации учебной

задачи практического занятия (семинара)

При подготовке данной темы необходимо изучить следующие вопросы: основные этапы развития системно-организационных учений: Тектология А.А. Богданова (Малиновского), Праксеология Т.Котарбинского, Общая теория систем Л. фон Берталанфи и кибернетика Н. Винера как основы единой организационной теории. Методологический статус теории организации. Организация, порядок, хаос. Организованность и целесообразность. Информация и организованность. Энтропия. Степень и высота организованности. Системный подход как методологическая основа современной теории организации. Принципы системного подхода: принцип целостности, принцип системности, принцип динамичности. Система и организация. Организация как система Основные понятия теории организации: понятие и сущность организации.. Организация и самоорганизация. Организация в живой и неживой природе. Понятие «организма». Основные уровни организации биологических систем. Функциональность как основное свойство организаций. Синергетика как современный этап в развитии теории организации. Организация и самоорганизация. Организационный эффект. Теория организации как область комплексных междисциплинарных исследований.. Место теории организации в системе наук. Предмет и задачи теории организации

 

Основные понятия и термины: Организация; Теория организации; Система; Самоорганизация; Биологическая организация; Социальная организация.

Список литературы (с указанием конкретных страниц)

Айдинян Р.М. Введение в теорию социальной организации: Учеб. пособие.- Л.: ВПШК, 1980, глава 1У

Акимова Т.В. Теория организации. Учеб. для Вузов. М.: - ЮНИТИ-ДАНА.2003.- 367 с.

Акофф Р. О менеджменте. / Пер. с англ. Под ред. Л.А, Волкова. СПб.: 2002. –448 с.

Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации. М.-Инфра-М.2000. –182 с.

Государственное управление. Основы теории и организации. Под ред. В.А. Козбаненко. – М., 2000. – 912 с.

Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000, часть 1У.

Кезин А.В. Менеджмент: методологическая культура. М.» Гардарика. 2001. – 269с.

Коренченко Р.А. Общая теория организации. Учебн. для Вузоа.-М.:ЮНИТИ-ДАНА.-2003.- 286 с

Латфулин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации.СПб.- «Питер».-2003.- 400 с.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: «Дело», 1992, глава 11

Мильнер Б.З Теория организации. М.:ИНФРА-М.1998. – 336с.

Олдкорн Р. Основы менеджмента. Учеб. Пер. с англ. М.: Финпресс. 1999. – 320 с.

Рогожин С.В., Рогожина Г. В. Теория организации. М.:2003. – 320 с.

Румянцева З.П. Общее руководство организацией: теория и практика. Учеб. М.: ИНФРА-М. –2001. – 304с.

Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации. / Сокр. пер. с англ. 15-е изд. Общ. ред. А. М. Емельянова и В.В. Петрова. - М.: РАГС, Экономика, 1995.- 335 с.

Смирнов Э.А. Основы теории организации. - М., 1998. – 375с.

Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации.Учеб.М.: ИНФРА-М.- 1999.- 248 с.

Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. – М., 1997.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.Инфра-М.2000.- 264с.

 

Планы практических (семинарских) занятий

 

Занятие №2 Организация как объект управления

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие организационного регулирования и управления. Виды регулирования и управления.

2. Общие характеристики организации. Организационные ресурсы. Внутренняя среда организации и ее основные элементы. Внешняя среда организации и ее характеристики.

3. Организационное поведение и его особенности.

4. Организация как функция управления. Организация и организатор.

Методические рекомендации по реализации учебной

задачи практического занятия (семинара)

При подготовке к данному практическому занятию необходимо уделить внимание следующим вопросам:понятие и сущность организации. Основные свойства организаций. Функции организации (явные и латентные). Организация как система социальных групп. Группообразующие факторы и виды групп в организации. Вертикальное и горизонтальное разделение труда. Власть и влияние в организации. Нормативная структура социальной группы. Групповые нормы, роли стандарты, статусы и сферы влияния. Групповые санкции. Идентификационные слои и идентификационное ядро. Организация как социотехническая система. Регулирование и управление как функции организационных систем. Виды регулирования и управления. Организация как объект управления Основные понятия и термины:. социальная организация. Нормативная структура социальной группы..Нормы, роли, стандарты. Регулирование; Управление.

Список литературы (с указанием конкретных страниц)

Айдинян Р.М. Введение в теорию социальной организации: Учеб. пособие.- Л.: ВПШК, 1980, глава 1У

Акимова Т.В. Теория организации. Учеб. для Вузов. М.: - ЮНИТИ-ДАНА.2003.- 367 с.

Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремлённых системах: Пер. с англ. Под ред. И.А.Ушакова. - М.: «Сов. радио», 1974, часть 1У.

Акофф Р. Планирование будущей корпорации. Пер. с англ. М.: Сирин. 2002.–256 с.

Акофф Р. О менеджменте. / Пер. с англ. Под ред. Л.А, Волкова. СПб.: 2002. –448 с.

Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации. М.-Инфра-М.2000. –182 с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент М.:Гардарика.-1998.- 528 с.

Государственное управление. Основы теории и организации. Под ред. В.А. Козбаненко. – М., 2000. – 912 с.

Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000, часть 1У.

Латфулин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации.СПб.- «Питер».-2003.- 400 с.

Маллинз Лори Менеджмент и организационное поведение. Учеб- практ. Пособие. Пер. с англ. Т. Цеханович и др. М.: Новое Знание. 2003. – 1039 с.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996. –256с.

Мельников В.П., Маренков Н.Л., Хиртладзе. Управление организацией. Учеб. Пособие. М.: Кнорус.- 2004. – 241 с.

Менеджмент и проектирование фирмы. М.: ЮНИТИ.- 2002. – 415с.

Менеджмент организации: современные технологии/ Под ред. Проф. Кузнецова Н.Г. и др. Ростов- н а – Дону.»Феникс» 2002. – 480 с.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: «Дело», 1992, глава 11

Мильнер Б.З Теория организации. М.:ИНФРА-М.1998. – 336с.

Минцбенрг.Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер.-2001. – 512 с.

Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. / Пер. с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского, - СПБ.: Изд-во «Питер», 2000, глава 4

Олдкорн Р. Основы менеджмента. Учеб. Пер. с англ. М.: Финпресс. 1999. – 320 с.

О*Шоннеси Дж. Принципы организации управления фирмой. - М.: Прогресс, 1999. –296 с.

Рогожин С.В., Рогожина Г. В. Теория организации. М.:2003. – 320 с.

Румянцева З.П. Общее руководство организацией: теория и практика. Учеб. М.: ИНФРА-М. –2001. – 304с.

Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации. / Сокр. пер. с англ. 15-е изд. Общ. ред. А. М. Емельянова и В.В. Петрова. - М.: РАГС, Экономика, 1995.- 335 с.

Смирнов Э.А. Основы теории организации. - М., 1998. – 375с.

Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации.Учеб.М.: ИНФРА-М.- 1999.- 248 с.

Теория системного менеджмента./ Под общ. Ред. П.В. Журавлева, Р.С. Седачева, В.Г.Янчевского. М.»Экзамен». 2002. – 512с.

Уколов В.Ф. Теория управления. М., 2003.

Управление организацией./ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1998. – 669с.

Холл Ричард Х. Организации: структуры, процессы, результаты.- СПб.:ПИТЕР. – 2001. – 509 с.

Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. – М., 1997.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.Инфра-М.2000.- 264с.

 

Словарь терминов и персоналий

Адаптация – изменение структуры и функций системы в процессе активного отражения воздействия среды, направленное на повышение эффективности ее организации.

Администрация (от латинского administratio – "я управляю") – деятельность государства по управлению; совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления. В РФ различают администрацию центральную (федеральную), региональную и местную.

Взаимосвязь – направленное взаимодействие систем.

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать направляющее, определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – авторитета, права, насилия, даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана.

Воздействие – Передача некоторого количества движения от одной системы к другой.

Гомеостазис – механизм, сохраняющий относительную неизменность параметров внутренней среды системы при изменяющихся параметрах внешней среды.

Делегирование власти – способность субъектов власти (отдельных людей, групп людей, партий, государства) передавать властные полномочия другим субъектам.

Дисфункция – Свойство элементов или структур системы, нарушающее ее нормальное функционирование, выполнение функций.

Иерархия – (от греческого –hieros – священный, arche – власть) – 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. 2) Расположение служебных званий, чинов в порядке подчинения (иерархическая лестница). 3) В общей теории систем - принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящей в упорядочевании взаимодействия между уровнями в порядке от высшего к низшему. 4) В теории организации – принцип управления.

Информация – Мера активности отражения разнообразияв любых объектах (в неживой и живой природе).Термин означает ознакомление, разъяснение, осведомление о положении дел, сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи, а в математике и в кибернетике используется как количественная мера устранения неопределенности (энтропии) в результате получения сообщений.

Методология «мягких» систем (анализ «мягких» систем, «мягкий» системный анализ) – это методология, рассматривающая систему не как часть реального мира, а как системно-организованный процесс его изучения. Методология «мягких» систем предназначена для выявления различных точек зрения и постепенного достижения взаимопонимания, поэтому она (методология) может трактоваться как процесс обучения, как процесс, помогающий заинтересованным сторонам достигнуть взаимопонимания.

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их моделей. Модель в широком смысле слова – это любой образ (мысленный или условный) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его «заместителя» или «представителя». В качестве образа может пониматься, например, изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.

Модель – это представление анализируемого объекта, системы или понятия в форме, отличной от формы их реального существования. Модель служит средством, помогающим понять, объяснить или усовершенствовать систему. (Модель может рассматриваться как средство познания, обучения, совершенствования «известного» или средство создания, разработки нового). Модель представляет собой структуру, более простую, чем реальный объект, соответствующую этому объекту и используемую вместо него в процессе исследования.

Обратная связь – В теории систем - функциональная подсистема, обеспечивающая коррекцию (управление) системы относительно цели.

Организация – (от латинского organizio -сообща, стройный вид, устраиваю) – как процесс – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, как явление – это объединение людей для реализации программы или цели и действующих на основе определенных правил и процедур.

Подсистема - Функционально выделенная часть системы, в которой не менее двух элементов и которая обладает определенной функцией.

Порядок - Мера единообразия пространственно- временного соотношения (расположения) вещей, чем больше степень единообразия, тем выше вероятность быть более упорядоченным.

Проблема - это состояние неудовлетворенной потребности или проблема – это выявленная потребность. Проблему можно определить и как целеустремленное состояние, которым не удовлетворен человек. В последнем случае признаком проблемы является отклонение того, что имеет место в действительности, от того что желательно, или отклонение того, что известно, от того, что хотелось бы знать.

Регулирование – процесс изменения взаимосвязи элементов систеиы, направленный на ее сохранение.

Синергетика -(от греческого – synergetikos – совместно, согласовано действующий) – теория самоорганизации, изучающая процессы образования структур в неупорядоченных, стохастических системах.

Система - это совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой.

Структура – (от латинского – structure – строение, расположение, порядок) – закон связи элементов в системе, означает упорядоченную совокупность связей между элементами системы, обеспечивающая ее целостность и тождественность самой себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

Системный анализ – это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного, технического, экологического и т.п. характера. Системный анализ опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин (исследование операций) и современных методов управления. Основная процедура системного анализа – построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации.

Системный подход – это стратегия использования научной методологии для решения сложных и взаимосвязанных проблем, рассматриваемых как единое целое. Системный подход может быть определен и как способ организации исследования сложных проблем и систем.

Среда – в широком смысле все окружение системы, в узком смысле в среду системы (организации) составляют объекты, не входящие в ее состав, но так или иначе влияющие на ее устройство и функционирование, т.е. на системообразующие связи.

Управление –1) Свойство высокоорганизованных систем. 2) Процесс формирования целесообразного (эффективного) поведения системы. 3) Управление означает деятельность по целенаправленному изменению устройства, функционирования и развития системы с использованию обратной связи.

Функциональность – свойство системы сохранять себя, а через себя и ту более обширную систему, куда она входит а качестве подсистемы или элемента.

Функция – такое отношение части к целому, когда существование и изменение части обеспечивает существование и развитие целого.

Цель в узком смысле слова – это набор характеристик желаемой системы, ситуации, состояния и т.п. Цель в широком смысле слова основана на системе ценностей. Цель - это суждение индивида о том, что является нужным, необходимым, что является ценным.

Ценность – это выбор того, что, по мнению субъекта, является важным, стоящим. Выбор цели человеком основан на его системе ценностей. Следовательно, цель можно определить как конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться (достичь) отдельный человек или группа, работая вместе, или организация.

Элемент – минимальная часть системы с простейшей (неделимой) функцией.

Энтропия – количественная мера неопределенности ситуации, когда полностью или частично отсутствует информация о возможных состояний системы и внешней среды. Обратное понятию организация.

Эффективность - это свойство системы (процесса, события, явления), характеризующее соответствие ее (или результата ее функционирования) целевому назначению в определенных условиях использования (или функционирования) и с учетом затрат на проектирование, изготовление и эксплуатацию системы.

 

 

Примерные темы рефератов (курсовых) работ

 

1. Эволюция системно-организационных учений в ХХ веке.

2. Тектология А. А.Богданова.

3. Концепции научной организации труда (НОТ) и управления (НОУТ) в отечественной науке.

4. Общая теория систем как методологическая основа современной теории организации.

5. Современные подходы к моделированию организационных процессов.

6. Кибернетический подход к организации систем.

7. Синергетика как теория самоорганизации диссипативных систем.

8. Функциональный подход в теории организации.

9. Организация биологических систем.

10. Структурный аспект организации систем. Виды организационных структур.

11. Принцип иерархии в социальных системах.

12. Организация социальных систем.

13. «Школа социальных систем» в науке организации и управления.

14. Власть и авторитет в социальных системах.

15. Централизация и децентрализация в социальных системах.

16. Цикличность в развитии социальных систем.

17. Дезорганизация и организационные патологии в социальных системах.

18. Механизмы и методы нейтрализации и профилактики дисфункций в социальных системах.

19. «Социальная инженерия» в организационном развитии социальных систем.

20. «Организационный поиск» и «организационное обучение» в развитии социальных систем.

21. Принцип «ограниченной рациональности» и модель «административного человека» в развитии организационных систем.

22. Концепция «организационного поведения» и модели управления «человеческими ресурсами».

23. Модель «демократической организации» и концепция «участия в управлении».

24. «Ситуационный подход» в науке организации и управления.

25. Сравнительный подход к изучению организаций.

26. Социальная организация как многоцелевая система.

27. Источники власти и влияния в организациях.

28. Социальный контроль в организациях.

29. Организация как система социальных групп.

30. Взаимодействие организации с внешней средой.

31. Организационная среда как ведущий фактор развития организаций.

32. Типы организационных стратегий.

33. Административное учреждение как тип социальной организации.

34. Экономика организаций.

35. Внешняя и внутренняя эффективность организации.

36. Типология организаций.

37. «Технологический подход» к изучению и классификации организаций.

38. Организационные модели и структуры.

39. Организационные коммуникации, их функции и проблемы.

40. Коммуникативные технологии в организациях.

41. Управление коммуникациями в организации.

42. Типология организационных культур.

43. Организационная культура как фактор развития организации.

44. Влияние культуры организации на её взаимодействие с внешней средой.

45. Властные полномочия и ответственность в организациях.

46. Департаментализация и специализация административного аппарата.

47. Организация делового администрирования.

48. Внутренняя и внешняя координация в организациях.

49. Организация работы структурных подразделений учреждения.

50. Модели развития организационных систем.

51. Организационные кризисы.

52. Бюрократизация и снижение эффективности социальных организаций.

53. Организационный конфликт как фактор развития организации.

54. Нововведения в организациях.

55. Новая технология как организационное нововведение.

56. Эволюционная теория организаций.

57. Организационное проектирование как средство повышения эффективности организаций.

58. «Инкрементальный подход» в организационном развитии социальных систем.

59. Организация как вид профессиональной деятельности.

 

При изучении курса Теории организации необходимо обратить внимание на методологические, теоретические и прикладные аспекты дисциплины. К примеру, следует четко соблюдать алгоритм управления во всех структурах системы.

Управленец в организации четко должен представлять себе следующие аспекты правления:

1.О распределении управленческих усилий по разным внутриорганизационным вопросам

2.О способах их разрешения

3.О стиле руководства

4.О целях, интересах организации

5.О противоречиях и проблемных точках организации

6.О типе социальных отношений в организации

Так же студентам необходимо Рассмотреть основные исторические вехи становления организационных идей, так как развитие общества на определенном этапе потребовало нового методологического инструментария, так как прежние средства уже не обеспечивали развитие научного знания. Только к середине 20-го века были сформированы системные принципы исследования организаций: - целостность, системность и динамичность.

Следует учитывать что в качестве внутреннего мотивирующего фактора практика подтвердила жизненность нескольких условий обращения с исполнителями политической программы, соблюдение которых позволяет существенно сократить период вхождения миссии в сознание членов управленческой команды:

1.Стимулирование воспроизводства и преемственности между прежними ценностными установками и новыми. Обосновать обусловленность появления новых идей, как результат позитивного развития прежнего.

2.Следует продумать систему трансформации в знаниях, переосмысления и коррекцию прежних ценностей и установок, программ обучения, этапов распространения новых инструкций, вариантов привнесения новых стандартов образа жизни внутри организации. При этом обычно на принятие изменений, привнесенных извне, затрачивается гораздо больше времени, чем на адаптацию к изменениям, ассоциирующимся с общей тенденцией организации

3.Сокращение периода принятия изменений в знаниях, требуется изменение в индивидуальных установках членов коллектива. Причем, весьма важно, кто первым пойдет на изменение своих установок.

Это должны быть люди, социально значимые для данного коллектива - не обязательно формальные лидеры. “Первопроходцы” должны обладать сильной внутренней энергетикой, харизмой, способной увлечь за собой хотя бы некоторую часть наименее инертных сотрудников. Так формируется виртуальное ядро нововведений, пока только в сознании активного меньшинства

4.От изменения в индивидуальных установках нужно следовать к изменению в индивидуальном поведении. Чаще всего наше ощущение, что что-то пора менять, становится просто поводом для пространных дискуссий “на кухне”, на заседаниях, в кулуарах, в курилках при полном отсутствии реальных действий. После долгих и изнурительных обсуждений о необходимости изменений возникает иллюзия, что изменения уже наступили, или наступят сами собой.

А в это время производственный процесс, исполнение прежних установок и рутинное исполнение своих обязанностей, продолжается, как и прежде.

Здесь очень важно убедить слушателей, что при реформировании структур, маленькие победы: каждый новый образец, внедренный в основной процесс, должен подаваться в ключе философии миссии и поддерживаться в течение длительного времени, иначе он “рассосется” в прежних привычках и создаст ощущение невозможности перемен в принципе.

5.Следует уяснить, насколько важно групповое изменение образцов поведения. Пресловутые принципы – «тебе надо, ты и делай» – или – «инициатива – наказуема» - не срабатывают в конструктивном осуществлении нововведений.

Важно, чтобы новые образцы перенимались и проводились в жизнь группами, занятыми в единой технологической цепи. Следовательно, обучение новым образцам должно идти по подразделениям – от руководителя до исполнителя. При реформировании организации не может быть сторонних наблюдателей, могут быть только участники.

6.Необходимость нововведений в организации коллективу должна быть объяснена и понятна. Чем проще объяснение, тем меньше возникает вопросов и оппозиционеров. Поэтому объяснение нововведений с точки зрения их соответствия миссии организации – наиболее короткий и безболезненный путь, поскольку объяснение звучит очень доступно: " В соответствии с миссией, у нас так принято". И все…….

Все нововведения должны быть системными и связаны в единую логическую цепь. Миссия здесь может выступать “общим знаменателем” для сведения всех изменений воедино. Чем более разнообразные нововведения и реформы группируются под флагом соответствия миссии организации, тем быстрее достигается желаемый результат.

Наиболее понятно это можно сформулировать следующим образом: через определенное время у персонала возникнет ассоциативный ряд: изменение = соответствие миссии = любое предложенное изменение соответствует миссионным целям, и поэтому должно быть принято как руководство к действию. То есть реформы в соответствии с новой, миссией начинают выступать внутренней мотивацией принятия нововведений.

Студентам обучающимся по специальности государственное и муниципальное управление, важно понимать, что отличие тех или иных органов государственного и муниципального управления и его персонала друг от друга заключаются в том, какое место или должность является нужным и, соответственно, какой человек нужен на этом месте. При анализе того или иного органа управления,начинать необходимо именно с определения места.

Такая задача может создать некоторые проблемы. Для того, чтобы корректно определить место отдельного сотрудника, возможно, потребуется пересмотреть всю организационную структуру, т.к. сотрудник работает не сам по себе, а во взаимодействии с другими. Следовательно, если одно рабочее место определено некорректно, то нет никаких гарантий, что все остальные места в цепочке осуществляемого процесса определены корректно

Внедрение любых нововведений и реформ в организации идет значительно легче, если существует объединение сотрудников, как единомышленников вокруг миссии организации.

Выработка миссии организации это важный процесс корректировки и сведения воедино неявных представлений руководства о целях и задачах соответствующего органа управления и принципов той корпоративной культуры, которые сложились в нем к этому времени.

Наибольшие проблемы часто возникают на стадии осознания разной приоритетности целей, особенно с приходом во властные структуры новой управленческой команды в результате смены политической элиты.

То есть факт, что нельзя одновременно и человечество осчастливить, сделать успешную карьеру и денег заработать, не сразу воспринимается на разных уровнях руководства.

Эти цели могут быть реализованы последовательно или одна может стать результатом реализации другой. При этом желательно, чтобы выбранная приоритетная цель соответствовала ожиданиям внешней среды от ротации политических элит. Тогда миссия организации реально выполняет свою функцию.

Соблюдение всех обозначенных требований весьма трудоемкий процесс. Выработка миссии – длительная работа, требующая постоянной согласованной работы как руководства,так и всего персонала.

Иначе миссия будет существовать, как трудно переводимый слоган или лозунг предвыборной кампании, и который вряд ли кто-нибудь из рядовых исполнителей и членов управленческой команды, спустя непродолжительное время после выборов, сможет воспроизвести наизусть, и уж тем более объяснить смысл.

Значительно реже реализуется возможность сплотить коллектив единомышленников вокруг миссии для достижения обозначенных в ней целей.

Для того чтобы миссия стала одной из ведущих моральных мотиваций, она должна быть “выгодно продана” самим членам команды представителями политической элиты, то есть самим региональным руководством.

Иными словами, члены команды политической элиты должны сами захотеть “купить” классную миссию своей партии, поверить в нее, принять все нововведения, связанные с ней, и объединиться в группу единомышленников для успешного осуществления задач, вытекающих из миссии.

И тогда миссия становится одной из ведущих моральных мотиваций соответствующего органа власти, объединяющей исполнителей разных уровней в единую команду, формирующей и усиливающей корпоративный дух.

При подготовке кадров новых государственных служащих следует учесть так же внутреннее сопротивление, как естественный процесс и подготовить соискателей государственных должностей к решению подобных проблем, дабы избежать неожиданных сюрпризов в будущем. Студент должен раскрыть содержание организационной культуры и организационного поведения и их значение для функционирования и развития организации. Раскрыть значение и место организационного проектирования в организационном развитии

Для этого нужно изучить основные понятия, законы, стороны и принципы организации систем, связанные с процессами самоорганизации, а так же воздействия внешней среды. С этих позиций нужно рассмотреть организацию управления социальными системами, ее основные задачи и методы.. Особое внимание уделить раскрытию содержания свойств и функций организации; разделению управленческого труда. Отдельно и подробно рассмотреть среду организации; организационные формы и структуру управления, организационные методы управления. Необходимо уметь объяснить и анализировать понятия коммуникации в процессе управления, ее виды

 

Вопросы к экзамену/зачету

1. Понятие категории «организация». Анализ различных смысловых значений термина.

2. Организация как объект управления.

3. Организация как субъект управления.

4. Организация как функция управления.

5. Организация как система.

6. Понятие и основные этапы (фазы) процесса управления.

7. Классификация организаций. Анализ оснований классификации и основных групп.

8. Школа социальных систем в теории организации, её основные цели.

9. Школа научного управления. Анализ основных достижений.

10. Классическая (административная) школа управления. А.Файоль о принципах управления организацией.

11. Школа человеческих отношений и бихевиоризм – их вклад в изучение организации.

12. Формальные и неформальные организации в социальных системах. Понятие, основные характеристики.

13. Особенности неформальной организации.

14. Полномочия, власть, авторитет в социальных организациях.

15. Коммуникация как функция управления.

16. Традиционная «механическая» модель организации.

17. Нетрадиционная модель организации (модель типа Z).

18. Понятие организационной среды. Взаимодействие организации со средой в свете общей теории систем.

19. Внешняя среда организации: состав и уровни.

20. Внутренняя среда организации: анализ переменных величин.

21. Кибернетический подход к организации. Виды обратных связей.

22. Виды полномочий в организации.

23. Планирование в организации: виды планирования. Их сравнительная характеристика.

24. Планирование как функция управления.

25. Организация и проблема эффективности управления. Управление при помощи комитетов.

26. Организационное проектирование в организации.

27. Понятие «организационная цель». Их классификация, проблемы формирования целей организации.

28. Признаки рационально определенной цели. Их анализ.

29. Понятие «метод управления». Классификация методов управления.

30. Организационные методы управления.

31. Понятие и сущность функции управления.

32. Понятие «организационная структура управления». Их классификация.

33. Иерархическая структура управления: виды, достоинства, недостатки.

34. Современные типы организационных структур. Их основные характеристики.

35. Факторы, влияющие на формирование структуры управления. Их анализ.

 

 

 

 

Date: 2015-12-13; view: 238; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию