Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическое право

Тема №1: Понятие экологического права. Предмет и метод экологического права. Принципы экологического права. Нормы экологического права. Экологические правоотношения. Система экологического права и его соотношение с другими отраслями.

Понятие экологического права.

ЭП - это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.

ЭП - это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Экологическое право сформировалось в конце 50-х годов (Правоохрана окружающей среды), параллельно выделялись природноресурсные отрасли: лесное, водное право и т.д. В конце 90-х годов появилось экологическое право. Вместе с тем существуют сторонники выделения природоресурсного права, но большинство полагает, что это нецелесообразно, так как невозможно отдельно изучать вопросы охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Экологическое право относится к комплексным отраслям. Это связано с тем, что ЭП активно заимствует нормы других областей, например, в последнее время существует тенденция "огражданивания" экологических отношений путём применения норм гражданского законодательства, например, в части договорного регулирования предоставления природных объектов в пользование.

Предмет и метод.

Выделяют две группы: природоохранные нормы, природоресурсные отношения. Ряд авторов также выделяет отношения по обеспечению экологической безопасности. Характерно, что наше законодательство наряду с термином "охрана окружающей среды" выделяет термин "обеспечение экологической безопасности", в то время как в зарубежных странах этого нет. Другие авторы (например, М.М. Гринчук) полагают, что обеспечение экологической безопасности следует рассматривать как принцип охраны окружающей среды и как перспективную цель.

Выделяют административно-правовой метод, он основан на неравенстве сторон, на отношении власти и подчинения. Долгое время был основным, активно используется в настоящее время, так как ЭП относится к публичному праву. Второй метод - гражданско-правовой, основан на равенстве сторон, применяется в договорной практике, в предоставлении природных объектов в пользование. Широкое распространение получили арендные отношения (договор аренды лесного участка, водопользования). Третий метод - экономический, он связан с экономическим стимулированием природоохранной деятельности, внедрением наилучших доступных технологий. ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 предусматривает поддержку этого направления путём предоставления, к примеру, налоговых льгот. Выделяется метод экологизации, он заключается во внедрении эколого-значимых норм в другие области законодательства (внешняя экологизация). Большое значение имеет внутренняя экологизация - усиление природоохранных начал в природно-ресурсном законодательстве.

Принципы экологического права.

Это руководящие начала, основные идеи, лежащие в основе регулирования общественных отношений в области взаимодействия общества и природы. Принципы в настоящее время имеют статус норм-принципов, закреплены в ФЗ об охране окружающей среды, их можно найти в лесном кодексе, водном кодексе и т.д.

Принципы: 1) обеспечение права каждого на благоприятную окружающую среду; 2) презумпция потенциальной экологической опасности в любой намечаемой деятельности (намечаемая деятельность будет считаться опасной, пока не установлено иное); 3) обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду; 4) обязательность проверки документации в отношении намечаемой хозяйственной и иной деятельности на соответствие экологическим требованием (основная форма проверки - экологическая экспертиза); 5) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов; 6) гласность и участие общественности в решении экологических вопросов; и т.д.

Нормы экологического права - это общеобязательные правила поведения в природной сфере. Состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. В экологическом законодательстве много бланкетных норм, отсылающих в другие нормы (санкции, например). Виды норм: 1) отраслевые нормы - связаны с охраной и использованием отдельных природных ресурсов; 2) комплексные нормы - определяют правовой статус природных комплексов (национальных парков); 3) нормы-приоритеты - устанавливают приоритет охраны одних природных объектов по сравнению с другими (пример - приоритет использования водных объектов для питьевого и хозяйственного водоснабжения); и т.д.

Экологические правоотношения - общественные отношения в природной сфере, урегулированные правом. Структура: субъекты - физ/юр лица - природопользователи, публичные лица, общественно-экологические организации; объекты - объекты правовой охраны - все природные объекты, ряд объектов принадлежит охране в первую очередь, есть объекты, подлежащие особой охране.

Права и обязанности. Некоторые из видов правоотношений прямо названы в законодательстве.

Система экологического права - его внутреннее построение. ЭП как отрасль включает в себя подотрасли лесного права, водного права, горного права, воздухоохранное право, фаунистическая фауна. ЭП как наука включает в себя общую часть (вопросы, имеющие значение для ЭП в целом), особенную часть (специфика охраны отдельных природных объектов, правовой статус особо охраняемых территорий, экологические требования в отдельных аспектах деятельности), специальная часть (вопросы международного сотрудничества).

Экологическое право взаимодействует со всеми отраслями. Во-первых, это взаимодействие с Конституцией (9, 42, 56, 72 статьи). Во-вторых, с гражданским правом (договоры, возмещение экономического вреда); с административным правом, с уголовным правом. Взаимодействие происходит с любой отраслью (например, с финансовым и международным правом, земельном).

 

28 сентября

Экологические права и обязанности.

Экологические права граждан; экологические обязанности граждан; правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды.

Экологические права подразделяются на основные (закреплены Конституцией) и именные (закреплены текущим экологическим законодательством). Права стали выделяться с конца 50-х годов 20 века. Долгое время они выводились из смысла других прав. В настоящее время их выделяют в качестве самостоятельного поколения прав. Конституция РФ закрепляет следующие экологические права: 1) право на благоприятную окружающую среду (это окружающая среда, в качестве которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных природных систем), в соответствии с ФЗ о санитарно-эпидимиологическом благополучии населения граждане имеют право на благоприятную среду обитания, по мнению некоторых, это право является самым главным; 2) право на получение достоверной информации о окружающей среде, в настоящее время считается оптимальным термин "экологическая информация", такая информация не может быть отнесена к категории информации с ограниченным доступом; 3) прав на возмещение вреда, причинённого экологическим правонарушением, законодательство предусматривает возмещение вреда жизни, здоровья, имущества граждан. Текущее экологическое законодательство предусматривает большое количество других прав, например, Лесной кодекс предусматривает право граждан на пребывание в лесах.

Наряду с закреплением экологических прав, законодательство предусматривает гарантии реализации этих прав, к примеру, размещение объектов, которые затрагивают интересы населения, должно осуществляться с учётом мнения населения. Экологические права могут быть разделены на общие и специальные (для отдельных категорий граждан, например, у малочисленных народов Севера, Сибири - право на бесплатную заготовку древесины для собственных нужд).

Конституция закрепляет обязанность каждого по сохранению природных богатств и бережному отношению к природе. Формулировка Конституции следует признать более оптимальной. Обязанности можно подразделить на общие и специальные (для отдельной категории граждан). Экологические обязанности предусмотрены текущим законодательством (пример - при пребывании в лесах граждане обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности).

В РФ существует как старые ОО в области экологии, так и новые. Они могут функционировать на федеральном, региональном и местном уровнях, могут заниматься общими и отдельными экологическими проблемами. В отдельных случаях экологические проблемы решаются наряду с выполнением основных целей и задач (пример - профсоюзы выполняют такие функции, как представительство и защита интересов работников, но у них есть и права в области охраны окружающей среды). Права у ОО: создавать, реализовывать и пропагандировать свою программу в области окружающей среды; проводить общественную экологическую экспертизу; осуществлять общественных контроль; проводить общественные слушания по вопросам охраны окружающей среды; инициировать проведение референдума; требовать в административном и судебном порядке прекращения или приостановления экологически опасной деятельности.

Право собственности на природные ресурсы.

Его можно рассматривать в 2-х аспектах: в объективном смысле (как совокупность норм) и в субъективном смысле (через правомочия). Это права владения (фактическое обладание природным объектом); права пользования (извлечение полезных свойств и качеств); право распоряжения. Некоторые выделяют вещественную сторону правомочия (пример - перевод объекта из одной в другую категорию). Природные объекты как объекты права собственности обладают признаками: 1) неотделимость от окружающей среды, так как если объект отделён от окружающей среды, он становится объектом гражданских прав; 2) овеществлённость, ввиду отсутствия этого признака невозможно собственность на атмосферный воздух и мировой океан.

Право собственности - не только право, но и бремя, поскольку собственник несёт бремя затрат на охрану и воспроизводство природных объектов. В отношении природных объектов принято говорить не как о собственности, а как об национальной собственности. Согласно статье 9 КС РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Несмотря на провозглашённое многообразие форм собственности объектов (государственная субъектов и муниципальная, частная физических и юридических лиц), господствующей является государственная форма собственности.

Земельный кодекс предусматривает предоставление земли как бесплатно (например, многодетным семьям), так и за плату. Для иностранных граждан установлены определённые ограничения (не могут иметь участки на приграничных территориях, на территориях морских портов и другие ограничения). Проблемных аспектом является разграничение государственной собственности на землю. Вместе с тем законодательство закрепляет существование земель, на которых гос-собственность не разграничена, в этом случае владение и распоряжение осуществляется органами местного самоуправления.

Лесной кодекс предусматривает различные объекты правоотношений. ЛК не даёт четкого определения леса, говориться лишь о том, что его стоит рассматривать как природный ресурс или комплекс. На первое место ЛК ставит не лес, а лесные участки - земельные участки, в отношении которых проведены лесоустройство, проектирование лесов, кадастровый учёт. Согласно ЛК леса могут располагаться на всех категориях земель, но не везде организуется лесничество. На лесные участки, расположенные на землях лесного фонда, установлена федеральная собственность. Право собственности на лесные участки в составе других категорий регулируется земельным законодательством. ЛК также не совсем чётко разграничивает государственную собственность. Возможна муниципальную собственность, например, на земли с городскими лесами. ЛК не запрещает частную собственность (к примеру на лесных участках в городе). Допускается "приватизация" путём перевода земель в другой фонд (при изменении черты населённого пункта).

Поверхностные водные объекты находятся в федеральной собственности, субъектов РФ, у муниципальных образовании, физических и юр-лиц могут находится только пруды о обводнённые карьеры. На практике прудами признаются выкопанные пруды, русловые пруды признаются частью другого водного объекта. Не определена в законодательстве площадь пруда. На подземные водные объекты установлена исключительная гос-форма собственности. Водный кодекс говорит о подземных водных объектах, а закон о недрах как о подземных водах.

Недры провозглашаются гос-формой собственности. Это федеральная собственность. В недры включаются участки недр со стратегическими залежами полезных ископаемых, участки недр регионального и местного (участки недр с подземными сооружениями для муниципальных нужд) значения.

Животный мир - совокупность живых организмов, находящихся в состоянии живой свободы. На животный мир установлена федеральная форма собственности. В отношении объектов животного мира на континентальном шельфе и в сфере экономической зоны провозглашены суверенные права. ФЗ о животном мире не проводит чёткого разделения федеральной и другой собственности. Исключение - норма из закона о рыболовстве.

 

Правила природопользования.

Природопользование - использование свойств и полезных качеств природных объектов. Формы природопользования - экономическая (связана с изъятием природных ресурсов) и экологическая (туризм, исследования и др.).

Правила можно рассматривать одно из правомочий собственника, кроме того, оно является самостоятельным правом на природные ресурсы в виду того, что многие из них могут находиться только в государственной форме собственности. С помощью права природопользования обеспечивается возможность их эксплуатации со стороны других субъектов.

Виды природопользования.

По характеру - общее природопользование (осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав и не требует каких-либо специальных разрешений) и специальное (осуществляется на разрешительной основе).

Земельное законодательство предусматривает земли общего пользования, в частности, земли, занятые дорогами, скверами и т.п. Такие земли не подлежат приватизации. Лесной кодекс предусматривает право граждан на пребывание в лесах для сбора ягод, грибов, других пищевых лесных ресурсов. Это также включает в себя право на пребывание в целях любительской охоты. Согласно ФЗ об охоте, не менее 20% охотничьих угодий РФ должны быть общедоступными. ЛК подробно регламентирует возможные ограничения права граждан на пребывание в лесах, в частности, в целях обеспечения пожарной безопасности, санитарной безопасности, безопасности при проведении работ. Лица, которым лесной участок предоставлен в пользование, не в праве ограничивать доступ граждан в лесах.

Водный кодекс устанавливает, что водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной форме собственности, являются объектами общего пользования. Они могут использоваться гражданами для купания и др. В этих же целях может использоваться и полоса суши около водного объекта шириной 20 метров. Если же протяжённость водного объекта от истока до устья меньше 10 км, то ширина - 5 метров. Законодательство допускает передачу таких ресурсов в аренду, однако арендатор должен обеспечить доступ к водному объекту, в противном случае - административная ответственность.

Согласно закону о недрах допускается добыча на земельном участке общераспространённых полезных ископаемых, таких как песок, глина, строительство подземных сооружений не глубже 5 метров и без применения взрывных работ, бытовых колодцев не глубже водного горизонта.

Примером общего природопользования является любительское и спортивное рыболовство.

В зависимости от природного объекта можно выделять право землепользования, водопользования и т.д. Можно выделять соответствующие разновидности. Согласно ЛК выделяются 16 видов лесов, и перечень не исчерпывающий. Ряд из них является лесопользованием (пример - заготовка древесины). Другие виды практически не направлены на использование полезных свойств (пример - участки для добычи полезных ископаемых).

Также можно выделить виды природопользования с изъятием и без изъятия природных ресурсов.

Принципы и содержание.

Принципы: 1) рационального природопользования; 2) разрешительность; 3) учёт природных особенностей; 4) платность природопользования; 5) устойчивый характер.

Если рассматривать содержание, то это права и обязанности. К наиболее общим правам можно отнести право на эксплуатацию полезных свойств и качеств (а иногда это становится обязанностью, пример - если в течение 3 лет участок не используется, он может быть изъят), право на получение информации о природном объекте. Наиболее общими обязанностями являются соблюдение экологических требований, проведение мероприятий по охране и воспроизводству природных объектов и т.д.

 

Государственное экологическое управление.

Под управлением понимается воздействие на поведение кого-либо. Виды управления: 1) государственное; 2) муниципальное (его возможности снижены, так как в своё время была ликвидирована система муниципального экологического контроля); 3) производственное (осуществляется самими хозяйствующими субъектами); 4) общественное.

Под государственным экологическим управлением понимается деятельность уполномоченных гос-органов, направленная на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. ГЭУ осуществляется на 2 уровнях - федеральном и на уровне субъектов РФ. Зачастую законодательство предусматривает передачу полномочий.

Принципы гос-управления: 1) законность; 2) обеспечение научно обоснованных сочетаний экономики и экологии; 3) учёт природных и климатических особенностей при принятии решений; 4) обеспечение эффективности ГЭУ; 5) недопустимость сочетания функций по ГЭУ; 6) независимость государственного экологического надзора; 7) в водном праве существует бассейновый принцип; 8) сочетание государственного управления с другими видами.

Формы управления - внешние проявления управленческой деятельности. Выделяют правовую форму и организационную форму. Методы управления: 1) императивный - проявляется в сдаче обязательных для исполнения предписаний; 2) метод санкционирования; 3) метод поощрения; 4) метод передачи полномочий.

Функции: 1) подзаконного нормотворчества (приказы Министерства природных ресурсов и экологии); 2) экологического нормирования; 3) предоставления природных объектов в пользование; 4) осуществления государственного экологического мониторинга; 5) осуществления государственного экологического надзора.

Система органов.

Большинство авторов полагают, что ГЭУ осуществляют органы исполнительной власти. Но некоторые полагают, что ГЭУ занимаются все три ветви гос-власти.

Виды гос-органов: 1) органы общей компетенции - занимаются решением широкого круга вопросов, включая и экологические; 2) органы специальной компетенции - занимаются исключительно экологическими вопросами. Подчиненные органы - Росгидромет, Федеральная служба по надзору в сфере природопользованию, Федеральное агенство лесного хозяйства, Федеральное агенство по водным ресурсам, Федеральное агенство по недропользованию; 3) органы функциональной компетенции - занимаются определённым кругом решения задач.

 

Правовое регулирование эколого-информационных отношений.

Право на экологическую информацию.

В соответсвии с Конституцией каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Под достоверной понимается заведомо не искажённая информация. Экологическое законодательство использует различные термины: информация о состоянии, загрязнении окружающей среды. КоАП предусматривает ответственность за сокрытие или искажение экологической информации. Международные акты используют термин "экологическая информация", в частности, в соответствии с конвенцией о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающихся окружающей среды (Орхусская конвенция), под экологической информацией понимается любая информация различной материальной формы о состоянии элементов окружающей среды, о факторах негативного воздействия, а также деятельность гос-органов в области охраны окружающей среды, о состоянии здоровья и безопасности людей.

В науке экологического права наиболее оптимальным считается термин "экологическая информация", поскольку он наиболее широкий по содержанию. В российском законодательстве недостаточно чётко сформулирован доступ к экологической информации. В соответствии с законодательством экологическая информация не может относиться к государственной, служебной или коммерческой тайне. Статья 8.5 КоАП предусматривает ответственность за сокрытие или искажение экологической информации. Она налагается в случае умышленного сокрытия или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, источниках загрязнения, радиационной обстановке, данных, полученных при осуществлении контроля, информации о постановке вредящего природе объекта на учёт, отчёте о выполнении плана мероприятий об охране окружающей среды, равно как и искажение информации о состоянии земель, водных объектах и других объектах ОС лицами, обязанных сообщать какую информацию. За сокрытие подобной информации, угрожающей здоровью населения, предусмотрена уголовная ответственность.

Экологическое законодательство чётко не предусматривает перечень источников экологической информации, это к примеру, ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей среды, соответствующие доклады на уровне субъектов РФ, сведения государственных кадастрах и реестрах природных объектах, данные, полученные в результате государственного экологического мониторинга, статистическая отчётность, информация хозяйствующих субъектов и так далее.

Государственный кадастровый реестр.

ГКР представляет собой систематизированный свод информации о экологических и экономических характеристиках природных ресурсов. Виды кадастровых реестров: государственной кадастровой недвижимости (ФЗ от 24 июля 2007 года о гос-кадастре недвижимости). ФЗ от 13.06.2015 о гос-регистрации недвижимости - будет сформирован единый государственный реестр недвижимости, который объединит сведения, содержащиеся в кадастровом реестре и реестре прав на недвижимое имущество. ЕГРН будет вестись в электронном виде. Согласно новому закону, участки недр в кадастре не учитываются, так как они не в перечне подлежащих гос-регистрации. Государственный водный реестр, государственный лесной реестр, государственный реестр проявлений месторождений полезных ископаемых, государственный кадастр объектов животного мира и другие.

Экологический мониторинг.

Государственный экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды. Задачи: наблюдение; анализ полученных данных; прогнозирование дальнейших изменений. Долгое время в РФ не удавалось создавать единую систему гос-мониторинга, в настоящее время такая система предусмотрена ФЗ об охране окружающей среды, плюс в ней множество различных подсистем. Полученные данные используются для ежегодного доклада, создания различных планов и программ и так далее.

 

Экологическое нормирование.

ФЗ от 21.07.2014 об охране окружающей среды были внесены изменения, вступающие в силу с января 2019, устанавливающие переход к новой системе экологического нормирования, основанной на применении доступных технологий. Сверхзагрязнение будет рассматриваться как правонарушение.

Экологическое нормирование включает в себя разработку экологических нормативов, их утверждение и официальной опубликование, прогнозирование экологических, социальных и иных последствий введения экологических нормативов. Виды нормативов: качества, допустимого воздействия на окружающую среды, иные нормативы, нормативные документы.

Нормативы качества устанавливаются для окружающей среды в целом.

Виды нормативов: в соответствии с физическими, химическими и биологическими показателями. В будущем появятся технологические, технические нормативы. В перспективе будет запрещено сверхнормативное загрязнение. Нормативы допустимых воздействий на окружающую среду; нормативы допустимого изъятия компонентов окружающей среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки - для определённой территории или акватории; нормативные документы в области охраны окружающей среды. К иным нормативам можно отнести нормативы санитарных и защитных зон.

 

Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.

Оценка воздействия на ОС. Понятие и принципы экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза. Общественная экологическая экспертиза.

Оценку воздействия на ОС и экспертизу часто предлагают относить к предварительному экологическому контролю. Они проводятся до реализации намечаемой деятельности. Сначала проводится оценка воздействия, затем её материалы вместе с другой документацией направляются на обычную и общественную экологическую экспертизу. Оценка регулируется ФЗ об охране ОС. Также существует положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду РФ. Если намечаемая деятельность будет затрагивать территорию соседнего государства, то следует учитывать нормы конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на ОС в трансграничном контексте. Конвенция предусматривает проведение консультаций для поиска взаимно приемлемого решения.

Оценка воздействия на ОС представляет процесс, способствующий принятию экологически ориентированного решения о реализации намечаемой деятельности с учётом общественных предпочтений. Оценку может провести сам заказчик деятельности или поручить организации/лицу. Оценка воздействия проводится в несколько этапов. Первый - подготовительный, на нём идёт сбор информации о деятельности, проводятся консультации с гос-органами, заканчивается составлением технического задания, на основе которого будут проводится все исследования. Следующий этап - проведение исследований, например, исследования возможной зоны загрязнения, анализ уменьшения воздействия. Обязательно должны быть рассмотрены альтернативные варианты действий. Должен быть проанализирован нулевой вариант - отказ от деятельности. Заканчивается этап составлением предварительного варианта материалов по оценке воздействия. Третий этап - составление окончательного варианта материалов по оценке воздействия. Готовится на основе предварительного с учётом поступивших замечаний и предложений общественности. Если проводились общественные слушания, то обязательно прикладывается их протокол. Окончательный вариант утверждается заказчиком и направляется на экологическую экспертизу. Важным вопросом является участие общественности в проведении оценки. Заказчик обязан публиковать сведения о оценке деятельности для общественности.

Экологическая экспертиза регулируется федеральным законом об охране ОС и законом об экологической экспертизе, также существует административный регламент о предоставлении данной услуге. Экологическая экспертиза - проверка документации в отношении намечаемой деятельности на соответствие экологическим требованиям. Принципы: обязательность проведения государственной экологической экспертизы, презумпция экологической опасности (до заключения намечаемая деятельность считается опасной), гласность и участие общественности, законность и научная обоснованность заключения экспертизы, учет требований экологической безопасности, ответственность участников. 2 вида экологических экспертиз - государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и субъектном уровнях РФ. На федеральном уровне проводится Росприроднадзором, на уровне субъектов - органами гос-власти субъектов РФ. Это зависит от уровня объектов. Объектами федерального уровня являются проекты нормативно-технических актов (инструкции, методические указания и так далее), проекты целевых программ с охраной экологии объектов, материалы по созданию особо охраняемых природных территорий, документация по созданию полигонов для отходов, другие. С 2018 года планируется новые объекты - стройки повышенной опасности и др. Для проведения экспертизы формируется экспертная комиссия. Заказчик должен оплатить экспертизу и предоставить документацию. Максимальный срок проведения - 3 месяца. Заканчивается экспертиза составлением заключения, которое может быть положительным или отрицательным. В отдельных случаях решение может утратить силу (истёк срок действия, например).

Общественная экологическая экспертиза не является обязательной. Может проводится по инициативе граждан, общественных экологических объединений, органов местного самоуправления. Для проведения необходимо подать в органы местного самоуправления на гос-регистрацию заявление. Основания для отказа в регистрации - объект составляет коммерческую тайну. За необоснованный отказ возлагается ответственность в виде штрафа. Заканчивается экспертиза составлением заключения, утверждаемой государством. Проводится до или вместе с гос-экспертизой.

 

Разрешительный механизм природопользования.

Лицензии и договоры являются фактами для возникновения природопользования. Лицензии остались только в отношении природопользования. Используются дополнительные юридические факты, например, конкурсы и аукционы. Активно внедряются договоры.

Земельный кодекс предусматривает следующие права на земельные участки: право пожизненного наследуемого владения; право постоянного бессрочного пользования; право безвозмездного пользования; право ограниченного пользования чужим участком (сервитут); договор аренды; другие.

Закон о недрах предусматривает лицензии, зависящие от вида недропользования. Закон о недрах предусматривает проведение аукционов на участки природопользования. Договоры не получили широкого распространения. Предусматривается специфический договор как соглашение о разделе продукции. Большинство полагают, что данный договор является комплексным. По этому договору идёт раздел добытого сырья.

Водный кодекс отказался от лицензий, но ранее выданные сохранили своё действие. Кодекс предусматривает 2 документа - договор водопользования (например, для забора воды) и решение о предоставлении водного объекта в пользование (например, для сброса сточных вод). Договор водопользования по сути имеет арендный тип, срок - 20 лет, водопользователь имеет право на заключение на новый срок. И договор, и решение приобретают силу после их регистрации в государственном водном реестре.

Лесной кодекс воспроизводит те же права, что и земельный кодекс: например, безвозмездное пользование (религиозные организации, граждане с правом на надел, сервитут). Необходимо учитывать, что земельные, водные участки могут быть предоставлены для "обслуживания" концессионных целей (пример - предоставление лесных участков для строительства линейных объектов). Для таких целей пригодны арендные отношения. Широкое распространение получил договор аренды лесного участка. Его срок - 49 лет. Он заключается по общему правилу результатов аукциона, впоследствие условия могут быть изменены. В отдельных случаях предоставление может быть без аукциона. Второй договор - купли-продажи лесных насаждений на срок до 1 года.

ФЗ об охоте предусматривает разрешение о добыче охотничьих ресурсов. Также распространение получили охотничьи соглашения. ФЗ о рыболовстве предусматривает разрешение на вылов водных биоресурсов, договор о предоставлении рыбопромыслового участка и др.


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2015-12-13; view: 525; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию