Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сопутствующие расстройства





Двигательные нарушения

 

Детский церебральный паралич сопровождается двигательными нарушениями, которые обусловлены тем, что патологические тонические рефлексы вместе с повышенным мышечным тонусом, препятствуют развитию двигательных навыков. Нормальными тонические рефлексы являются у детей, которым еще не исполнилось 2-3 месяца, но при дцп их обратное развитие задерживается, что значительно затрудняет двигательное развитие. У ребенка с церебральным параличом, у которого выражен лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР), в положении на спине увеличивается тонус разгибательного вида мышц. Такому ребенку с большим трудом удается поднять голову или ему это и вовсе не по силах. Не может он, также, и вытянуть руку вперед для захвата какого-нибудь предмета, повернуться на живот со спины, либо подтянуться и сесть. Лежа на животе, ребенок с церебральным параличом не может разогнуть руки и опереться на них, а также принять вертикальную позу или встать на четвереньки. У ребенка с выраженным симметричным шейным тоническим рефлексом (СШТР), в зависимости от сгиба или разгиба головы, изменяется мышечный тонус. Разгибание головы увеличивает разгибательный тонус рук, вследствие чего ребенок может потерять равновесия и упасть назад. Сгибание головы увеличивает тонус сгибателей мышц – и ребенок падает вперед. Ребенок с церебральным параличом стремится к тому, чтобы его голова держалась по средней линии, так как в противном случае его равновесие при стоянии, ходьбе и сидении нарушается. Выражение асимметричного шейно-тонического рефлекса (АШТР) проявляется в том, что при поворотах головы по сторонам увеличивается тонус в разгибательных мышцах, причем это происходит для разгибателей мышц той руки, в направлении которой поворачивается голова (то есть ребенок входит в позу фехтовальщика). По причине частого поворота головы в одну и ту же сторону, у таких детей развивается спастическая кривошея. Сочетание АШТР и тонического лабиринтного рефлекса затрудняет повороты на живот и на бок. То, насколько выраженными являются тонические рефлексы, зависит от меры поражения мозга. Если поражения не очень тяжелые, дети учатся тормозить рефлекс. Следует также отметить, что тонические рефлексы влияют и на тонус мышц артикуляционного аппарата. Лабиринтным тоническим рефлексом повышается и мышечный тонус языка, что является причиной затруднения формирования голосовых реакций. Если асимметричный тонический рефлекс является нормально выраженным, то в таком случае ассиметрично повышается тонус мышц артикуляционной мускулатуры, причем больше это происходит на той стороне, которая противоположна повороту головы больного ребенка. В таком случае происходит затруднение произношения звуков. Из-за симметричных шейных тонических рефлексов у ребенка затрудняется дыхание, тяжелым становится процесс продвижения вперед его языка, а также открывание рта в произвольном порядке. Такой рефлекс увеличивает тонус мышц в спинке языка. Кончик языка при этом имеет плохо выраженный вид, и нередко становится похожим на лодочку. Из-за подобных нарушений артикуляционного аппарата с затруднениями формируется звукопроизносительная сторона речи и голосовая активность. Такие дети имеют тихий голос, сопровождающийся носовым оттенком.

 

Речевые расстройства

 

Довольно часто у детей с диагнозом церебральный паралич наблюдаются речевые расстройства или моторная речевая недостаточность.В патологии развития речи у этих детей центральное место занимают мозжечковая и псевдобульбарная дизартрии.Поражение моторики, для речевой и скелетной мускулатуры, имеет генерализованный характер. Основу патологии составляет значительное повышение тонуса мускулатуры при любом активном движении, при пассивном - в меньшей степени. Спастический парез, его характерные черты касаются мимической, артикуляционной и жевательной мускулатуры, а также мышц конечностей. В мускулатуре отмечается неточность, непостоянство в характерном функционировании мышц, неплавность, истощаемость движений, недифференцированность. Наблюдаются трудности с непроизвольным сокращением и активным расслаблением мышц, в двигательном акте. Это достаточно ясно свидетельствует о недостаточности и неполноценности возможного развития, так называемых префронтальных зон коры. Трудности переключения от одной фонемы к другой, от слога к слогу или от слова к слову, обусловлено именно этими нарушениями. Это же может являться причиной плохого развития «кинетической мелодии», способствующей созданию плавной речи. Наряду со спастичностью которая нарастает при работе артикуляционных мышц, недостаточность переключения, обусловлено тем, что подражательные движения у детей с церебральными параличами и ярко выраженной спастичностью, становятся невозможными на практике, в отличие от нормальных детей, у которых артикуляция начинает развиваться именно с подражательных движений. Таким образом главное звено речеообразования выключается. Элементы апрекции речевой мускулатуры, у некоторых детей выражены более или менее ярко. Принципиальное сходство имеется между апрексией речевой мускулатуры и апрексией позы пальцев, выражающейся в невозможности воспроизводить значительное количество поз по кинетическому следовому образу и возможностью воспроизведения по следовому зрительному раздражению, у этой группы детей. Это указывает на недостаточность развития ретроцентральных и премоторынх зон коры. Дети с церебральным параличом имеют очень легкую подавляемость движений присущих артикуляционной мускулатуре и мускулатуре кисти и самих пальцев, экстероцептивными раздражениями слуховыми, зрительными, тактильными, вестибулярными и непосредственно двигательными. При раздражении тонус артикуляционных мышц повышается и возможность целенаправленного движения становится невозможным, даже при его начале. Практически у большинства детей с церебральными параличами выражена недостаточность речедвигательного анализатора, его кинестетического отдела. Слабость этого звена. Обуславливает апраксию артикуляционной и мимической мускулатуры и препятствует развитию речевых движений, направленных на подражание. Так же можно полагать, что тонус, значительно заниженный в кинестетическом отделе речедвигательного анализатора, является основным препятствием для возникновения и создания следового двигательного образа самих слов и речевых схем. Необходимым условием к созданию цепных реакций, так называемых «кинстетических мелодий», которые лежат в основе развития серий движений, при иннервации двигательным или речевым импульсом, является как раз следовая двигательная реакция.
Расстройство пространственных представлений
Представляется пространственный гнозис впоследствии объединённых функционирований разнообразных анализаторов. Среди них наиболее важным фактором является двигательно-кинестетический анализатор. У детей больных церебральным параличам важное место занимает пространственный гнозис. Это напрямую связано с неоконченным развитием либо поражением теменной доли крупных полушарий головного мозга, а также с расстройствами зрительного восприятия. Расстройства зрительного восприятия взаимосвязаны с причиной того, что присутствует недостаточность закрепления взора, а также такими явлениями как: конвергенция, сужение пространства зрения, птоз, двоение, нистагм и снижение обострённости зрения. Явления нарушения глазных яблок является последствием ослабления мышц, функциями которых является двигательная часть глазных яблок. Данные нарушения важны и играют большую роль в расстройстве развития пространственного генезиса. Такого рода расстройства будут впоследствии весомой причиной для появления нарушения внимания, а также бессилия в том, чтобы сосредоточится на задании. Расстройства развития схемы тела, стереогнозиса. В том случае, когда присутствует патологические тонические рефлексы и параличи рук, это может привести к тому, что может развиться плохое формирование зрительно-моторной координации. Вместе с нарушенным формированием пространственного гнозиса в дальнейшем будет препятствовать формированию нормального восприятия формы и осваиванию способности различать большие и маленькие величины. Ущерб при таких болезнях наносится и формированию тела. Затрудняется понимания «левого» и «правого». Очень большое влияние на плохое формирование схемы тела, действуют такие явления как: дефицитность кинестетических ощущений, недоразвитие реакции по поводу равновесия, а также поражение нижней части теменной доли правого или левого полушария мозга. Например когда происходит поражение левого теменной доли, очень сложно будет происходить формирование о понятий правого и левого, учения письму, чтения и расчётов. Нарушения в эмоциональном плане. У детей, болеющих ДЦП, очень часто появляются нарушения в эмоциональном плане. Проявляются такие нарушения в плане того, что появляется сильная возбудимость, перепады настроения, страхи. Страх может возникать даже при обычных тактильных раздражениях, смены расположения тела, и обстановки. У некоторых детей есть такие страхи как: боязнь новых людей, новых игрушек, темноты, закрытых дверей. У больных гиперкинетическим синдромом проявляемые страхи могут привести к появлению таких болезней как жизненная дизадаптация. В таком случае у детей появляется защитная реакция на разные звуковые и слуховые раздражители. У них проявляется сильная возбудимость, неудачи в преодолении преград, да и слабая мотивация для этого. Дети, которые находятся уде в более старшем возрасте формируются нарушения в эмоциональном плане во второй раз в виде понимания своего недостатка. Также они подвержены невротическим нарушениям. При таких показателях возможно появление патологического развития личности по тревожно-мнительному, аутистическому или инфантилизированному типу. Расстройства связанные с интеллектуальным развитием. У детей больных ДЦП интеллектуальное развитие происходит намного позже либо изменяется. Изменяется интеллект у детей по-разному, например, у 30% детей присутствует недоразвитие интеллекта по виду олигофренической болезни, а у детей от 25 до 30 % интеллект развивается нормально, у остальных детей имеет место задержка в плане интеллекта. Связано это напрямую с нарушениями двигательных, сенсорных и речевых процессами.

 

Мышечная спастичность

 

Одним из самых частых симптомов при неврологических расстройствах является проблема с тонусом мышц. К наиболее распространенным относят повышенный тонус мышц тела по типу спастичности. Такое расстройство не является характерным только для одного какого-то заболевания и может наблюдаться при поражениях мозга (спинного или головного) различного характера. Это могут быть проблемы с кровообращением в мозге, последствия травм разной степени, воспалительные процессы, опухоли и так далее. Спастичность мышц также является частым спутником детского церебрального паралича. Главным признаком спастичности является повышение тонуса мышц всего тела. При исследовании мышцы тонус еще возрастает, особенно если мышца подвергается растяжению. Сделать вывод о состоянии мышц больного можно только в процессе наблюдения за движениями, а так же при пальпации или по изменениям в пространственном расположении членов тела больного в покое. Чтобы это отследить, необходимо максимально расслабленное состояние мышц тела исследуемого. Этого можно добиться, если чем-то отвлечь ребенка, переключить его внимание на яркий мультфильм или игрушку. Заболевание в начальных стадиях проявляется преимущественно высоким мышечным тонусом в области нижних конечностей, особенно при их разгибании. При прогрессировании симптома спастичности возможны проблемы и со сгибанием. Большая или меньшая выраженность спастичности может меняться в зависимости от внешних или внутренних условий – от температуры среды и тела больного ребенка, инфекционные атаки, наличие стрессовых факторов. Так же состояние мышечного тонуса меняется от какой-либо физической нагрузки, особенно длительной и активной, а так же изменения возможны и в зависимости от времени суток. Спастичность вызывает не только нарушение мелкой моторики. Следствием ее являются значительные затруднения в области самообслуживания, отправления ежедневных потребностей. Если у ребенка с ДЦП наблюдается выраженный симптом спастичности, то большую часть времени ему приходится проводить, лежа в постели, а это грозит риском развития пневмонии, различных урологических проблем, появлением пролежней. Некоторыми специалистами спастичность мышц при ДЦП рассматривается как механизм компенсации – больной ребенок имеет возможность ходить на ногах более устойчиво, хотя и с потерей координации. Однако сильное повышение тонуса снижает функциональные возможности конечностей тела, так как происходит ограничение объема движений и их скорости. Лечение спастики мышц в основном симптоматическое. Помогает снять приступ лечебная физкультура, лекарственные препараты, а так же массаж. Но необходимо, чтобы массаж делал профессионал, родителям больного ребенка лучше самим массаж не делать. При массаже спастичной конечности необходимо постараться восстановить гармонию между мышцами, отвечающими за сгибание и отвечающими за разгибание. Очень полезен для таких детей бассейн (бальнеотерапия). В воде вес тела ребенка значительно легче, и страх сделать неверное движение пропадает. Купание неплохо дополнить гидромассажем. Применение фармакологических средств тоже оправданно, особенно в случаях тяжелого нарушения тонуса мышц ребенка. В общемедицинском смысле лечение спастичности у детей, страдающих ДЦП, ставит перед учеными целый ряд вопросов, ответы на которые могут повысить качество жизни детей с ДЦП до максимально комфортабельного.

 

Атаксия

 

Атаксией называется нарушение координации произвольных движений вследствие повреждения какого-либо звена в цепи «двигательный нерв – проводящие пути ЦНС – мозжечок – лобные доли головного мозга – лабиринт внутреннего уха». Первым этапом в диагностировании данного нервного расстройства является наблюдения за больным, что позволит классифицировать форму атаксии: 1) острая – следствие перенесенной инфекции (бактериальный менингит, паротит, возможно, ветряная оспа), либо недавнего отравления (алкоголем, седативными или противосудорожными средствами); 2) хроническая непрогрессирующая, как следствие врожденного порока, менингита, свинцовой интоксикации или гипогликемии. Так называемый синдром детской неуклюжести, или диспраксия развития, характеризуется плохим почерком, затруднениями при надевании одежды, неудачами при занятиях спортом и, как следствие, понижением самооценки. Так же атаксичная форма церебрального паралича сопровождается дистонией; прогрессирующая хроническая форма является симптомом опухоли (например, медуллобластома сопровождается головной болью, тошнотой, наблюдается атактическая походка, астроцитома мозжечка часто проявляется ипсилатеральной атаксией конечностей и протекает относительно благоприятно. При глиоме ствола головного мозга имеет место сочетание поражения черепных нервов, спастичности и атаксии, гидроцефалия так же является причиной прогрессирующей атаксии), либо дегенеративного расстройства, например, атаксия Фридрейха, проявляющаяся к десяти годам сколиозом, деформацией стоп, атаксией туловища, расстройством вибрационной и глубокой чувствительности, болезнь Вильсона проявляющаяся атаксией, дистонией, нарушениями речи и поведения, нарушением функции печени, атаксия-телеангиэктазия —наследственное заболевание развивающееся у детей вначале как атаксия, а в возрасте 3—6 лет сопровождаемое стойким расширением поверхностных сосудов (преимущественно капилляров) кожи и слизистых оболочек, гиповитаминоз Е и большое количество других наследственных атаксий. 3) Перемежающаяся форма может вызываться мигренью (Так например базилярная мигрень, встречающаяся в основном у девочек в подростковом возрасте. Ее симптомами чаще всего являются атаксия, головокружение и рвота, продолжающиеся порой до нескольких часов), метаболическими расстройствами (нарушения цикла образования мочевины, болезнь Хартнапа, перемежающуюся атаксию так же вызывает интермиттирующая форма кетоацидурии, которая диагностируется путем обнаружения кетокислот в моче и лечится тиамином), эпилепсия (иногда атаксия служит первым признаком сложного парциального или генерализованного припадка, который сопровождается спутанностью сознания и беспорядочными сокращениями мышц) По локализации повреждения атаксия классифицируется на сенситивную – расстройство двигательных нервных путей; мозжечковую – нарушение деятельности мозжечка и схожую с ней по симптоматике лобную – нарушение лобно-мозжечковых нервных путей; а так же лабиринтную, когда причина кроется во внутреннем ухе. Рассмотрим симптоматику: при сенситивной атаксии наблюдается пошатывание туловища, больной передвигается медленно, глядя под ноги; мозжечковая атаксия характеризуется «пьяной» походкой, нарушением чувства расстояния, чересчур выразительной, так называемой скандированной речью; как уже упоминалось лобная атаксия схожа по симптоматике с мозжечковой; лабиринтная атаксия сопровождается головокружением, горизонтальным подергиванием глазных яблок (нистагмом).

 

Судороги

 

Детский Церебральный Паралич представляет собой нарушение двигательных функций организма, а в главной степени повреждения головного мозга. ДЦП появляется в самом раннем возрасте, когда у младенца происходят повреждения. То есть это расстройство появляется с самого рождения и остаётся на всю последующую жизнь, при этом не прогрессирует. Не развивается дальше и до конца не излечивается. Данное заболевание обычно проявляется слабостью определённых мышц, в результате чего нарушается походка, опоро-двигательный аппарат или, к примеру, может непроизвольно закидываться шея и голова. Также при этих расстройствах возможны судороги ножных или ручных конечностей, мимических мышцах лица, которые почти не контролируются больными людьми. Стоит отметить, что при детском церебральном параличе также возможны нарушения речи и общего развития ребёнка. Главный фактор, из-за которого появляется и развивается ДЦП, это гипоксия младенца ещё в утробе мамы или разу же после рождения. Установлено, что у большинства детей, основной причиной заболевания является патология, и нарушение беременности матери. Это инфекции, токсикозы, неправильное плацентарное кровообращение. Приводят к ДПЦ также и родовые травмы, к примеру, неправильное расположение плода, обезвоживание, лихорадка, узкий таз, быстрые или долгие роды, слабость. Но стоит заметить, что эти причины далеко не основные и процент появления ДЦП в их результате невелик. Ведь чаще всего тяжёлые роды, это причина того, что ребёнок уже был повреждён в утробе. После того, как плод уже появился на свет, самой частой причиной возникновения ДЦП является гемолитическое заболевание младенцев, иначе "ядерная желтуха". При этой болезни случается интоксикация головного мозга детей. Причинами желтухи могут являться разные факторы - например, печёночная недостаточность плода, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору или по группе крови. Гипоксия, на которой базируется детский церебральный паралич, приводит к неполному развитию головного мозга младенца, особенно тех участков мозга, которые отвечают за опоро-двигательный аппарат и рефлекторные механизмы тела. Всё это влияет на неправильное развитие и распределение тонуса мышц в скелете. Что приводит к патологии реакций движения. Сложность и острота заболевания ДЦП, зависят от того, как сильно поражён головной мозг человека. Самая распространённая форма заболевания, это симметричные поражения, довольно часто именно нижних конечностей тела. Верхних конечностей – реже подвергаются заболеванию. Возникает это из-за того, что ребёнка в столь маленьком возрасте не удаётся как следует поставить на ноги, а ходить самостоятельно он начинает только к двум-трём годам своей жизни. Далее происходит искривление и нарушение походки, это наблюдается тем, что у ребёнка при ходьбе происходит упор на носочки, то есть ребёнок опирается на пальцы ножек, а не на всю стопу и пяточку. Также конечности, которые поражены, могут значительно отставать в развитии и росте. В это же время, вместе с походкой наблюдаются нарушения дикции и дефекты речи, она становится медленной и не разборчивой. Лечение детского церебрального паралича, прежде всего, состоит из комплекса лечебно-оздоровительной физкультуры и курсов интенсивного массажа, а так же применяются средства, которые снижают мышечный тонус. Кроме всего прочего, нужно предотвратить развитие тугоподвижности суставов, больных конечностей и поражённых частей тела. А также необходимо с помощью препаратов улучшить питание и микроциркуляцию нервной ткани.

 

Контрактура суставов

 

Вследствие болезненных изменений окружающих суставов мягких тканей происходит ограничение в движениях. Это происходит за счет изменений в различных тканях, в коже и подкожной клетчатке. Эти изменения чаще всего бывают в виде сморщивающихся рубцов, которые образуются в результате травм, ожогов или воспалительных процессов. Следствием может быть: -укорачивание мышц и изменения в них, они возникают как последствие болезненных процессов, в результате чего происходят нагноения, воспаление мышцы с отложением в ней извести и др.; -когда длительно конечности находятся в фиксированном положении или обездвижены вследствие перелома костей. По этой причине происходит сморщивание мягких тканей суставов, в связках или суставной сумке. И все это является следствием болезненных процессов и травм. Развитие контрактуры происходит при заболеваниях центральной и периферической нервной системы, а также при ранении, опухолях спинного или головного мозга, различные воспаления мозговой оболочки и нервов, возможные кровоизлияния в мозг и с последующим наступлением паралича. Это все носит название неврогенной контрактуры. Появлению неврогенной контрактуры способствуют заболевание нервной системы. Например, когда бывает проявление истерии. Это, когда происходит выпадение одной из групп мышц двигательной функции, и они становятся вялыми по причине того, что происходит поражение в спинном мозге или в двигательных нервах. А сохраненная группа мышц приводит к фиксированию суставов, когда они находятся в определенном положении. Такой процесс носит название паралитическая контрактура. Есть еще спастическая контрактура – это когда ограниченно поражаются некоторые отделы головного мозга, то начинает развиваться чрезмерное напряжение, или как его еще называют повышенных тонус мышц, часто они уже бывают парализованы. При рефлекторной контрактуре происходит ненормальное усиленное возбуждение мышц, это происходит из-за того, что приток нервных импульсов идет из периферии и попадает в нервную систему из измененного и болезненного органа. Это могут быть нервы и суставы. Рефлекторная контрактура, при которой делают фиксацию сустава в определенном положении и тем самым можно снять болевые ощущения, которые передаются из поврежденного органа. При длительном осуществлении неврогенных контрактур могут появиться вторичные изменения, которые происходят в связках вокруг суставов и мышцах. Поэтому их необходимо больше фиксировать в вынужденном положении. Проводя профилактику контрактуры необходимо своевременно устранить основные причины, которые способствуют развитию контрактуры. Для этого необходимо провести длительную иммобилизацию конечности сустава фиксируя их в наиболее выгодном положении. Для этого тазобедренный сустав нужно фиксировать строго в выпрямленном положении, А а локтевой сустав фиксировать в согнутым под прямым углом. Если необходимо зафиксировать пальцы кистей, то это нужно сделать в положении «охвата». Для лечения конструкторы необходимо применять механотерапию, лечебную гимнастику, физиотерапию с парафином, грязью или тепловые процедуры. С помощью вытяжения можно постепенно исправить контрактуру. Если консервативное лечение не даст результатов, то необходимо прибегнуть к операции в процессе которой делают рассечение сухожилий, иссечение рубцов, пластическое замещение дефектов кожи и др.происходит. Результат лечения во многом будет зависеть от настойчивости и терпения самого больного.

Date: 2015-12-13; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию