Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этиология речевых нарушений. Профилактика речевых нарушений





 

Этиология – учение о причинах. Под причиной НР понимается воздействие вредоносного фактора или их взаимодействие, оторые определят специфику речевых расстройств и без которыз рр не могло бы возникнуть. Большой вклад в развиие данного учения внес Давыдовский.

Гиппократ видел причину речевых нарушений в поражении мозга. Аристотель связывал процесс речеобразования с анатомическим строением периферического отдела реч. аппарата. Т.о, наметилось два направления в понимании причин речевых расстройств.

Подлинно научное подверждение предположения о роли поражения ГМ в этиологии РН было дано лишь в 1861 году Полем Брока: указал наличие в гм поля, специально оносящегося к речи и связал потерю речи с его поражением. В 1864 году Вернике установил связь понимания речи с определенным участком коры ГМ. Наиболее интенсивно вопросы этиологии разрабатывались в 20-е гг.

Хватцев все причины разделил на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные), также:

органические (анатомо-физиологические): центальные (поражение ЦНС, ГМ) и периферические (слуха, зрения, расщелина неба). При оценке роли экзогенно-органических факторов необходимо учитывать: время, характер, локализацию, особенности пластичности НС ребенка, степень сформированности речевых функций в момент повреждения ГМ.

функциональные (психогенные): нарушение соотношения возбуждения и торможения в ЦНС (заикание, мутизм).

социально-психологические: неблагоприятные воздействия окружающей среды.

психоневрологические: нарушение памяти, внимания и др. психиеские расстройства.

Полиэтиология – сочетание причин. Наиболее часто встречается сочетание: наследственная предрасположенность, неблагоприятное окружение и повреждения или нарушения созревания мозга под воздействием неблагоприятных факторов (заикание: причина – психотравма; способствующие факторы: соматическая ослабленность ребенка, повышенная возбудимость, остаточные явления органического поражения ЦНС, возраст). В разных случаях один и тот же фактор может играть роль условия или причины. В данном примере возраст (условие) + повышенная возбудимость = причина.

При оценке РН необходимо учитывать критические периоды: (1-2) – начинается реч. развитие, складываются основы коммун. поведения; 3 г. - развивается связная речь, переход от ситуационной к контекстуальной речи; 6-7л. - развитие письменной речи.

Группы причин:

· Различные внутриутробные патологии, приводящие к нарушению развития плода: токсикоз беременности; вирусные заболевания (грипп, ОРВИ, краснуха, корь, цитомегалия, токсоплазмоз); эндокринные заболевания (сахарный диабет); внутриутробные травмы; внутричерепные кровоизлияния; радиация, вибрация; несовместимость по резус-фактору и иммунологическая несовместимость (проникают через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода; в результате выделяется непрямой билирубин – вещество, токсическое для ЦНС); интоксикации (курение, алкоголь).

· Родовые травмы и асфиксия во время родов: затяжные; обвитие, акушерские щипцы.

· Недоношенность

· Различные заболевания в 1 год жизни:вирусные (грипп, ОРВИ); инфекции (корь, краснуха); хрон. соматические заболевания (пневмония); нейроинфекции (менингит, энцефалит).

· Травмы черепа с сотрясением мозга

· Наследственные факторы: генные мутации (фенилкетонурия); хромосомные синдромы (болезнь Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы); У-хромосомные проявления (у мальчиков).

· Неблагоприятные социально-бытовые условия: педзапущенность, эмоц. депривации.

Анализ этиологии РН помогает разграничнию первичных РР, связанных с поражением или дисфункцией речевых механизмов от вторичных, наюлюдаемых у детей с нарушением интеллекта или сенсорными дефектами, а также при различных текущих заболеваниях ЦНС.

Важными вопросами этиологии РН являются:

  1. Изучение причин системных РР коркового генеза (алалия, афазия) с учетом локализации, характера и времени поражения мозга.
  2. Определение роли наследственного фактора.
  3. Детальное изучение причин и предполагающих условий к возникновению различных форм заикания.
  4. Изучение статистических сведений о распространенности РН и их причин.

Date: 2015-12-13; view: 1374; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию