Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход семинара

Уважаемые родители!

Ваши дети и специалисты детского сада приглашают вас на семинар- практикум «Речевая готовность ребенка к школе».

На повестке дня:

· полезные советы и рекомендации (подготовили учитель-логопед, педагог - психолог воспитатели);

· «круглый стол» вопросов и ответов.

Будем рады видеть вас у нас в гостях в_______ часов.

2. Оформление папок-раскладушек, памяток для родителей «Советы учителя- логопеда, педагога-психолога, учителя начальных классов».

3. Выставка методической литерату­ры, пособий по подготовке детей к шко­ле, развитию речевых умений и навыков.

4. Выпуск номера газеты для родите­лей «Поверь в свое дитя» на тему «Гото­вимся к школе: развиваем речь детей».

Ход семинара

· Вступительное слово педагога - психолога

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник стано­вится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Кардинально меняется вся его жизнь, начиная от самооценки и заканчивая от­ношениями со взрослыми и сверстника­ми. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого — по­лучение знаний, а не игра, как раньше.

Готовность к школьному обучению — довольно емкое понятие. На родитель­ском собрании мы уже рассмотрели разные аспекты этой проблемы. Вспом­ним основные из них:

· Физическая готовность к обу­чению в школе характеризует функ­циональные возможности дошкольника и состояние его здоровья (степень физиологической зрелости основных систем организма ребенка).

· Умственная (интеллектуальная) готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире, а также уровнем развития основных психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления), необходимым для усвоения школьной программы.

· Речевая готовность к школе под­разумевает правильное произношение и различение на слух всех звуков родного языка, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, владение навыками сло­вообразования, умение грамматически верно оформлять высказывания, связно излагать свои мысли.

· Мотивационная (личностная) готовность — это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной по­зиции — быть школьником.

· Эмоционально-волевая готов­ность многими специалистами счита­ется сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и если у него формируется произвольность психических процессов.

· Готовность к общению — уме­ние выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями.

 

Итак, «Скоро в школу!» — момент очень волнительный и ответственный как для ребенка, так и для его родите­лей. Наверное, вы не раз спрашивали себя, как помочь ребенку в подготовке к школе?

Сегодня мы рассмотрим один из важных вопросов данной темы — «Ре­чевая готовность ребенка к школе».

 

Речевая готовность ребенка к школе {учитель-логопед)

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

 

К моменту поступления в школу ребенок должен:

· правильно произносить и хоро­шо различать все звуки речи на слух (сформированность звуковой стороны речи и фонематических процессов);

· иметь достаточный словарный запас (владеть общеупотребительной лексикой);

· уметь пользоваться разными спо­собами словообразования (правильно употреблять слова с уменьшительно­ласкательным значением, образовы­вать прилагательные от существитель­ных, глаголы с помощью приставок и т. д.);

· грамматически правильно строить предложения: употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать сло­ва в роде, числе, падеже и т д. (сформи­рованность грамматического строя речи);

· правильно отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы по картинкам; пересказывать небольшие литературные произведения; заучивать наизусть стихи (сформированность связной речи);

· находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в- слове, делить слова на слоги, определять количество и последова­тельность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте).

Наличие у первоклассников откло­нений в фонематическом и лексико­грамматическом развитии создает се­рьезные препятствия при обучении детей грамотному письму и правильному чтению, ведет к проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Письменные работы детей с речевым недоразвитием полны разнообразных специфических (орфографических и синтаксических) ошибок. Все эти осо­бенности учитывает коррекционная программа нашего детского сада и специальной школы, способствуя посте­пенному (поэтапному) усвоению детьми необходимых умений и навыков. Чем раньше будет начата логопедическая коррекция с ребенком, тем лучше будет ее результат.

Практически все наши воспитанни­ки (дети с органическим поражением ЦНС) имеют системное недоразвитие речи, которое говорит о том, что у ребенка страдают все компоненты языковой системы (отмечается несформированность звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексико­грамматических средств языка). Помимо

этого, системное недоразвитие речи детей осложнено различной степенью дизартрии. Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обу­словленное органическим поражением двигательных отделов центральной нерв­ной системы. Основными клиническими проявлениями дизартрии являются на­рушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движе­ний, нарушение голосообразования и дыхания.

Исходя из имеющихся отклонений в речевом развитии детей, мы определили основные направления работы по их преодолению.

 

Основные задачи и направления работы по развитию речи детей

§ Формирование понимания об­ращенной речи.

§ Развитие коммуникативных на­выков.

§ Формирование фонетической сто­роны речи:

Ø развитие двигательной активности артикуляционного аппарата;

Ø коррекция звукопроизношения: постановка, автоматизация и диф­ференциация звуков, введение их в самостоятельную речь.

§ Нормализация просодической стороны речи (работа над голосом, дыханием, мелодико-интонационной выразительностью).

§ Упорядочение слоговой структуры слова.

§ Развитие фонематического слуха и восприятия.

§ Уточнение, расширение и активи­зация словаря.

§ Формирование грамматического строя речи:

Ø морфологической стороны (на­выков словообразования и словоиз­менения);

Ø синтаксической стороны (освое­ние различных типов словосочетаний и предложений).

§ Развитие связной речи:

Ø диалогической (разговорной) речи;

Ø монологической речи (различных видов рассказывания).

§ Подготовка к обучению грамоте:

Ø Развитие элементарных форм анализа предложений, звукового и слогового анализа

§ Развитие мелкой моторики.

§ Формирование психологической базы речи (развитие внимания, восприятия, памяти, мышления).

§ Коррекция личности в целом.

С учетом вышеизложенных направлений работы были составлены рекомендации для родителей по развитию речевых умений и навыков старших дошкольников, с которыми мы вас познакомим

Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего школьного возраста (учитель- логопед)

Важным условием для развития речи является повседневное общение ребенка со взрослыми и специальная работа педагогов и родителей в этом направлении. Разберем отдельные моменты.

Развитие мелкой моторики /педагог – психолог/

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки для формирования речевых областей головного мозга. Не случайно руку называют «вторым органом речи». Следовательно, необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений кистей и пальцев рук.

Рекомендуемые виды работы:

Ø Массаж руки: растирание, разминание

Ø Пальчиковые игры (с речевым сопровождением).

Ø Игры и действия с игрушками и предметами: перебирание мелких пред­ке бусинки, бирюльки, пуговицы, рта расстегивание и застегивание нанизывание бус на нитку, шнуровка на специальных рамках, завязывание на бант (лента, шнурки), складывание матрешки, пирамидки, игры с мозаикой, конструктором

.

Ø Изобразительная деятельность. раскрашивание карандашами; лепка из глины и пластилина; работа с бумагой и ножницами; поделки из природного материала и др.

Ø Графические упражнения, про­ведение линий; обведение предме­тов по контуру, по точкам; обведение трафаретов и шаблонов; штрихование контурных изображений предметов; до­рисовка картинок; продолжение узоров по клеткам и др.

Для детей четвертого года обучения важен последний этап работы, поэто­му мы предлагаем вашему вниманию рабочие тетради детей по формиро­ванию графических навыков. (Открыв тетрадь, родитель сможет увидеть результат труда своего ребенка.)

► Развитие речевой моторики [учитель-логопед)

Мы уже отмечали, что у детей с дизартрией ограничен объем, страдает точность выполнения артикуляционных движений. А для четкой артикуляции звуков нужны сильные, упругие и по­движные органы речи — губы, язык, мягкое небо.

Цель артикуляционной гимнасти­ки: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в слож­ные, необходимые для правильного про­изнесения звуков. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется индивидуально, исходя из задачи добиться правильной артику­ляции звука с учетом конкретного его нарушения.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действий. Поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабаты­ваемые двигательные навыки станови­лись более прочными. Длительность ее проведения не должна превышать двух-трех минут.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правиль­ное положение органов артикуляцион­ного аппарата. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального на­строя у ребенка. Нельзя упрекать его в том, что он делает упражнение не­верно, — это может привести к отказу от выполнения. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»),

► Развитие речевого дыхания

У детей с дизартрией часто отме­чается нарушение физиологического и речевого дыхания, которые выражают­ся в недостаточном объеме дыхания (поверхностное дыхание), укорочении речевого выдоха.

Наиболее правильным, целесо­образным и удобным для речи типом физиологического дыхания является диафрагмальное дыхание (умение ды­шать «животом»).

(Упражнение «Шарик» проводится с родителями.)

В ходе специальных упражнений необходимо работать над развитием речевого дыхания (емкий короткий вдох, равномерный продолжительный выдох), формировать у детей дли­тельную, сильную, целенаправленную воздушную струю.

Игровые упражнения для раз­вития физиологического и речевого дыхания

Ø «Шарик». Сидя или лежа на спи­не, одна рука на груди, другая на животе. Медленно вдохнуть (живот поднимается — надуваем шарик), за­держать дыхание на-несколько секунд, медленно выдохнуть: пф-ф-ф (живот втягивается).

Ø «Прокати карандаш». Губы вы­тянуть трубочкой, вдохнуть носом и сильно выдохн^ь на карандаш, чтобы тот прокатился по столу.

Ø «Задуй свечу». Задуть свечу с первого раза.

Ø «Ветерок». Подуть на кораблик, который находится в тазу с водой, чтобы он доплыл до противоположного берега.

Ø «Буря в стакане». Подуть в стакан с водой через соломинку как можно сильнее, чтобы получилась «буря».

Ø / «Забей в ворота гол». Положить широкий передний край языка на ниж­нюю губу и подуть с зажатым между губами языком, сдувая ватку (мяч) в импровизированные ворота; воздушная струя идет по центру языка, щеки при этом не надуваются.

Ø «Трубач». Поднести к губам во­ображаемую трубу, имитируя движения трубача, нажимать пальцами на во­ображаемые клавиши, произнося на выдохе: «Ту-ту-ту»).

Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине: «Ш-ш-ш».

Поиграть на дудочке, на губной гармошке, надуть воздушный шарик и пр.

Требования к проведению дыха­тельной гимнастики.

Ø Выполнять дыхательные упражне­ния ежедневно по 3—5 минут, дози­ровать количество и темп проведения упражнений.

Ø Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при от­крытой форточке.

Ø Заниматься до еды в свободной, не стесняющей движения одежде.

Ø Вдыхать воздух через рот или нос, выдыхать — через рот.

Ø Вдыхать легко и коротко, а вы­дыхать длительно и экономно.

Ø B процессе речевого дыхания не поднимать плечи при вдохе, не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди.

Формирование правильного звукопроизношения

Многие родители не слышат дефект­ного произношения ребенком некото­рых звуков (так, например, горловое произношение звука [р] или двугубный звук [л], близкий к произношению [у], воспринимаются родителями за правильное их звучание). Поэтому состояние звукопроизношения. А также постановка и начальный этап автоматизации звуков должны осуществляться специалистом. Но для выработки прочных навыков правильного произношения только занятий с логопедом недостаточно, здесь необходима помощь родителей в автоматизации уже поставленных звуков. На первоначальном этапе речевой материал для закрепления поставленного звука должен произноситься утрированно (с выделением данного звука голосом).

Процесс автоматизации звука осуществляется поэтапно:

1. Автоматизация звука в отраженной речи (воспроизведение за взрослым слогов, слов, предложений с данным звуком);

2. Автоматизация в различных формах заученной речи (чистоговорки, рифмовки);

3. Исправление неточностей, сознательно допущенных взрослым;

4. Автоматизация в различных формах ускоренной речи (скороговорки и т.д.)

5. Автоматизация в самостоятельной разговорной речи.

Родителям необходимо постоянно контролировать речь своего ребенка, исправлять его ошибки, добиваясь правильного произношения автоматизируемых звуков.

Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми

Ø Психологически подготовить ре­бенка к будущей деятельности. Он должен понять, что говорить нужно пра­вильно и этому надо учиться. Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу. Будьте заинтересованны, внимательны, настойчивы.

Ø Приготовьте место для занятий — небольшой стол и два стула одинаковой высоты. Помните, что способность детей дошкольного возраста к концентрации внимания очень невелика, поэтому про­

Ø Следите, чтобы рядом не было предметов, отвлекающих ребенка от рабе

Ø Не приступайте к занятию в дури настроении: нельзя показывать ребе свое нежелание заниматься.

Ø Старайтесь не заниматься с ребенком, если он утомлен или перевозбужден, скорее всего, такие занятия дадут результата.

Ø Не торопите ребенка во время выполнения задания.

Ø Добивайтесь того, чтобы ребенок четко и внятно произносил нужный звук' «нажимал» на этот звук в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за вам

Ø Не забывайте улыбаться и хвалить ребенка за любое, даже самое маленькое достижение.

 

Развитие фонематического слуха и восприятия

Фонематический слух представляет собой сложную психическую деятельность по восприятию и различена звуков речи. Это основа правильной звукопроизношения, профилактика на рушений письменной речи в школь ном обучении. Запись любого слов; предполагает умение определить (тс есть опознать) каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответ­ствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, тс он неизбежно будет затрудняться при- выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух звуков [б] и [п] он не будет знать, какая первая буква (б или и) должна быть в слове булка или в слове потолок Обычно смешиваются детьми звуки по звонкости — глухости (б—п, т—д, к—г, в—ф, с—з, ш—ж)\ по твердости — мягкости (с—сь, т—ть, л—ль и др.); свистящие — шипящие (с—ш, з—ж, щ—сь), соноры (р—л, ль—й) и др.

Для того чтобы развить у ребенка способность к различению звуков, нуж­но всеми возможными способами пока­зать ему разницу в звучании тех зву­ков, которые кажутся ему одинаковыми. При этом на первых этапах различе­ние в звучании несколько утрируется, специально подчеркивается, чтобы для ребенка оно стало более заметным.

 

Задания на разбитие фонематического слуха и восприятия

 

Ø Правильно показать картинки, на­зван я которых различаются только одним «трудным» звуком (козы — кожи, «ю — горка, бочка — почка, мышка –мишка, мыло — Мила, лук — люк, рожки — ложки).

Ø Хлопнуть в ладоши (или показать фишку) - если услышишь заданный звук, например, (ш): х, ф, с, ш, з, ф, ж, ш, х, с, ш аналогично проводится задание по выделению слога, слова с заданным из ряда других).

Ø Разложить картинки на две группы, например, со звуками (с)и (ш) санки, шапка, самолёт, сумка, шуба, собака, шары, машина, кошка, посуда и т. д.

Ø Воспроизведение слоговых рядов с чередованием согласных звуков по мягкости — глухости, твердости - мягкости, свистящих — шипящих и др. ш—ба. па—ба—па, ба—па—па, са—ша—са, ла—ра,, ла—ра—ра и т. д.).

Ø Воспроизведение серии слов в «названном порядке (полено — колено, мак — бак — так, дом — ком — сом, будка— утка — дудка, нитка — ватка— ветка).

► Развитие словарного запаса

Нарушение формирования лексики у детей с системным недоразвитием речи проявляется в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных заменах слов по звуковой и ситуативной близости, трудностях актуализации словаря (родителям приводятся примеры). Работа по формированию лексического запаса дошкольников осуществляется параллельно с развитием их жизненного опыта, расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания и др.). Здесь в первую очередь помнить, что ребенок должен четко представлять себе сами предметы, их свойства или действия для того, чтобы обозначать их с помощью слов.

 

Упражнения для развития сло­варного запаса

Ø Называние предметов, относя­щихся к различным логическим груп­пам (например, ребенку предлагается называть все известные ему деревья, цветы и пр.).

Ø Называние обобщающих понятий (общих названий для группы однородных предметов: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, обувь, транспорт...).

Ø Подбор признаков к определен­ному предмету (яблоко — красное, круглое, сочное, ароматное, румяное, кисло-сладкое...).

Ø Подбор возможных действий к предмету (снег — идет, падает, кру­жится, сверкает, скрипит, тает...).

Ø Подбор предметов к заданному действию (идет — снег, дождь, чело­век, поезд, медведь, бабушка, время...).

Ø Подбор антонимов — слов с про­тивоположным значением (высокий низкий, больной здоровый, пустой, полный, говорить — молчать...).

Ø Подбор синонимов — слов, близ­ких по значению (бежать — нестись, мчаться, смелый — храбрый, от­важный...).

Развитие грамматическою строя речи

Для детей с речевым недоразвитием характерна также несформированность грамматического строя речи, которая проявляется в неправильном употребле­нии (или опускании в речи) предлогов, неправильном согласовании слов в предложении (употреблении родовых, падежных окончаний) и т. д. Родители должны внимательно сле­дить за речью детей и исправлять их ошибки. Неисправленная грамматиче­ская ошибка является лишним подкре­плением неправильных условных свя­зей. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, то есть различать, как надо говорить правильно.

Как же исправлять грамматические ошибки детей?

Допущенную ребен­ком неправильную форму не следует повторять. Нужно коротко указать ре­бенку: «Неверно, неправильно», затем предложить ему подумать, как сказать правильно (при затруднении — дать верный вариант ответа и добиться от ребенка его повторения).

В усвоении ребенком грамматиче­ских норм языка важную роль играет речь взрослого. Нужно говорить с ребенком четко и внятно, в доступном для него темпе, желательно выделять голосом предлоги, окончания существи­тельных, прилагательных и пр. (то есть делать на них произносительный акцент).

Дидактические игры и задания для развития навыков словообра­зования и словоизменения

Ø «Измени слово» (преобразова­ние существительных ед. ч. во мн. ч.). Ребенку предлагается изменить слова по образцу так, чтобы они обозначали много предметов, например: дом — дома, окно — окна, лист — листья, стул — стулья... (игру можно прово­дить с мячом).

Ø «Добавь слово» (образование гла­голов с приставками). Взрослый начина­ет фразу и предлагает ребенку добавить слово, обозначающее действие (по картинкам): Мальчик к дому... (под­ходит), в дом... (заходит), из дома... (выходит), вокруг дома... (обходит), через дорогу... (переходит)...

Ø «Назови листья» (образование относительных прилагательных). По картинкам ребенок должен подобрать лист (ветку, шишку) к каждому дереву и правильно назвать их: лист клена — кленовый, лист березы — березовый, лист рябины — рябиновый, шишка сосны — сосновая...

Ø «Где мяч?» (употребление пред­логов). Ребенку предлагают назвать, где находится мяч (по картинкам или следам демонстрируемых действий), используя предлоги на, под, в, за, к, от, около, из-за, из-под, между. При этом он должен- не только уместно употребить предлоги, но и правильно произнести окончания существительных.

Ø «Радуга» (согласование прилага­тельного с существительным). Ребенку предлагается разложить предметные картинки по цветам радуги и назвать их: красный шар, красная крыша, красное яблоко, красные лыжи, желтый лимон, желтое платье, желтая репа, желтые карандаши и т д., правильно употребляя окончания прилагательных.

(Наглядные пособия и дидакти­ческие игры, представленные на вы­ставке, демонстрируются родителям.)

Развитие связной речи

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или из многих предло­жений) высказывания, которые позво­ляют четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обу­чения, даже в плане обычных ответбв на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать. С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то его расспра­шивать, побуждая рассказать о каком- либо интересном для него событии, об игре, просмотренном мультфильме и т п. Слушать нужно с интересом, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.

Необходимо научить ребенка по­нимать связные высказывания, про­слеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение или расска­зывание сказок и приучение ребенка внимательно следить за развитием действий. Так, например, он должен понимать, что нельзя сначала рас­сказать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем о том, как мама ис­пекла пирожок и попросила навестить больную бабушку

До овладения связной речью сле­дует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по ее содержанию вопросы в строгом соот­ветствии с ходом развития описанных

в ней событий. Полные ответы ребенка на эти вопросы и будут являться почти пересказом прочитанной сказки. На­пример:

Что посадил дед? (Дед посадил репку.) Какая выросла репка? (Verna выросла болъшая-преболъшая.) Что стал делать дед? дед стал репку из земли тянуть.) и т. д.

Прослеживанию последовательно­сти событий очень помогает состав­ление ребенком рассказов по серии сюжетных картинок, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа.

Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного рас­сказа по сюжетной картинке. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по ее содержанию. Это поможет ребенку сориентироваться, о чем и в какой последовательности будет составляться рассказ.

Все эти систематические упраж­нения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению опреде­ленных правил при построении рас­сказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями.

Подготовка к обучению грамоте

Обучение элементарной грамоте дошкольников с системным недораз­витием речи начинают с четвертого года обучения (в подготовительной к школе группе), когда у детей имеются интеллектуальные и речевые возможно­сти овладевать знаково-символическими средствами.

 

Задачи обучения элементарной грамоте

/Познакомить детей с понятиями предложение, слово, слог, звук.

Ø Учить составлять предложения по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам, готовой схеме.

Ø Учить анализировать предложение из 2—4 слов без предлога (определять количество, последовательность слов в предложении).

Ø Учить делить слова на слоги), определять количество слогов в слове.

Ø Познакомить детей со звуками и буквами а, у, и, о; м, к, (и, т),

Ø Учить выделять заданные среди других; соотносить звуки вами; находить изучаемые буквы других, сходных по написанию.

Ø Учить выделять на слух слова с определенным звуком; находить на картинках предметы, названия которых начинаются на определенный звук

Ø Учить детей определять г гласный, первый и последний согласный звук в слове.

Ø Учить определять позицию звука: слове (в начале, в середине, в конце).

Ø Начать учить детей сливать звуки в слоги, начиная с закрытых слогов.

 

Психолог: Дошкольный возраст — это чудесное время «почемучек». Поэтому не оставляйте без внимания вопросы детей, больше общайтесь со своим ребенком, беседуйте с ним о животных, игрушках, различных явлениях окружающего мира, наблюдайте за погодными изменениями, рассказывайте детям сказки, чаще задавайте вопросы, добиваясь ответов на них в доступной для ребенка форме. И помните, речь взрослого является образцом речи для ребенка. Поэтому- необходимо обязательно следить за своей речью:

Ø четко и ясно произносить звуки;

Ø не «глотать» окончания и пред (лучше проговаривать их утрировать! выделяя голосом);

Ø выдерживать темп речи, доступ ребенку;

Ø /новые для ребенка слова и обо­роты, встречающиеся в тексте, непре­менно объяснять.

 

 
Пальчиковая игра «Семья могучая»

 

 

В одном лесу дремучем

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
к воздействию проникающей радиации | Пример 1. Классическое определение вероятности:

Date: 2015-12-13; view: 420; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию