Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом





Введение

 

Способ достижения гармонии человеком один - системати­ческое выполнение

физических упражнений.

При регулярных занятиях физическими упражнениями ак­тивизируется деятельность

всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные

про­цессы, совершенствуется сердечно-сосудистая система. Таким образом,

улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся

легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физиче­ских

упражнений становятся нормой.

В основе достижения профессиональными спортсменами спортивного результата и

его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме.

Тренировочная и соревновательная деятельность является основой для их

совершенствования.

Но без контроля за тренировочным процессом, за состоянием здоровья спортсмена

невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья. Для этого

существуют педагогический и врачебный контроль.

Но прежде чем что-то контролировать, нужно определить, что именно и какие

показатели оценить, каковы их исходные уровни, состояние. Иначе говоря, нужна

научная диагностика.

Очевидно, контроль будет более эффективным только в том случае, если ему

предшествует объективная диагностика.


Теория и практика контроля занимающихся физическими упражнениями

 

Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом

Слово «диагностика» (с греч.Diagnosis-распознание) употребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической медицины изучающий содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней, во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании.

Цель диагностики — способствовать укреплению здоровья человека, его гармоническому развитию.

Перед диагностикой стоят следующие задачи:

1. Регулярно проводить врачебный контроль за здоровьем всех занимающихся физическими упражнениями и спортом.

2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий.

3. Выполнить план учебно-тренировочных занятий.

4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической.

5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.

6. Выявить динамику развития спортивных результатов.

7. Отбирать талантливых спортсменов.

 

Основные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.

 

Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность

Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всехконтингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом. Целью врачебного контроля является содействие правильномуиспользованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен нарешение трех основных задач:1. выявление противопоказаний к физической тренировке;2. определение уровня физического состояния (УФС) для назначенияадекватной тренировочной программы;3. контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менеедвух раз в год).В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населенияопределены следующие основные формы работы:1.Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом (первичные, дополнительные, повторные).2.Диспансеризация занимающихся физической культурой, спортом и туризмом.3.Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочныхзанятий и соревнований.4.Осуществление оздоровительных, лечебных и профилактических мероприятий впроцессе занятий физкультурой и спортом.5.Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.6.Проведение анализа проделанной работы по врачебному контролю зазанимающимися физкультурой и спортом.7.Санитарный надзор за местами и условиями проведения соревнований, занятий по физической культуре и спорту.8.Медико-санитарное обеспечение учебно-тренировочных сборов, соревнований и массовых видов физической культуры.9. Профилактика спортивного травматизма и патологических состояний,возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом.10.Организация и проведение мероприятий по восстановлению физической работоспособности после соревнований, после сдачи нормативов, учебно-тренировочных физических нагрузок, реабилитация физкультурников и спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.11.Санитарно-просветительная работа среди физкультурников и спортсменов.12.Пропаганда оздоровительного влияния физической культуры и спорта среди населения.13.Повышение квалификации медицинских работников по вопросам врачебного контроля.14.Использование в работе современных методов диагностики и применение аппаратуры, компьютерное программирование, функциональные ибиохимические методы исследования, психологическое тестирование и т. п.

1.2.1. Система организации врачебного контроля

Врачебный контроль обеспечивается специалистами лечебно-профилактических учреждений, диспансерами спортивной медицины и под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений.

Допуск к организованным занятиям физической культурой и спортом осуществляется на основании медицинского освидетельствования с применением методов врачебного контроля.

Разрешение на участие в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль.

Врачебное обследование и диспансеризация занимающихся физкультурой и спортом осуществляются в следующем порядке: дети детских дошкольных учреждений обследуются у врачей, обслуживающих данные коллективы; учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений - на базе лечебно-профилактических учреждений; студенты высших учебных заведений - на базе студенческих поликлиник, лечебно-профилактических учреждений.

Все они должны проходить медицинское обследование не реже одного раза в течение учебного года. Лица, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам - два раза в год. Результаты медицинских обследований представляются не позднее 1 сентября текущего года в учебные заведения.

1.2.2. Содержание обследования

Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния

здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых.

Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма. При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс.

Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к

изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности.

При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.

Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья,

Физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физвоспитания. Контроль за состоянием обследуемого учитывать влияние занятий физическими упражнениями.

Дополнительные обследования после заболеваний и травм помогает

проверить ход восстановления здоровья, после переутомлений или

перетренированности - ход восстановления приспособительных механизмов, уровня работоспособности и т.д.

В результате обследования составляется заключение о состоянии здоровья,

включающее указания о допустимой нагрузке и прочие сведения.

 

1.2.3. Методы врачебного обследования

1.Расспрос применяется для определения состояния здоровья. Он даётвозможность собрать сведения о медицинской и спортивной биографии спортсмена, узнать о его жалобах в настоящий момент.2.Осмотр позволяет по сумме зрительных впечатлений получить общеепредставление о физическом развитии, выявить некоторые признаки возможных травм и заболеваний, оценить поведение обследуемого и т.д.3.Ощупывание основано на получении осязательных ощущений о форме, объём исследуемых частей тела или исследуемой ткани. Этим методом определяют физические свойства, величину, особенности поверхности, плотность, подвижность, чувствительность и так далее.4.Выслушивание лёгких, сердца помогает проводить исследования путёмулавливания звуковых явлений, возникающих при работе органов.Дополнительная ценная информация при медицинском осмотре будет получена такжепри измерении артериального давления, записи ЭКГ в покое и после нагрузки, определении массы тела. 1.2.4. Педагогический контроль Методологическую основу педагогического контроля можно сформулировать как:- определение (предварительное изучение) степени стабильности в развитиипоказателей физического состояния спортсмена, их значимости и влияния напроцесс спортивного совершенствования;- поиск и разработка как отдельных тестов, так и комплексных тестирующихпрограмм, отвечающих требованиям к информативности, надежности иобъективности;- разработка нормативных требований, норм, способов статистической ипедагогической оценки результатов тестирования, контрольных испытаний;Педагогическая деятельность в вузе предъявляет высокие требования кпреподавателям всех должностных категорий кафедры физического воспитания.Непосредственная педагогическая деятельность требует от преподавателя нетолько глубокого знания своего предмета, но и определённой системы,последовательности действий.Главной особенностью преподавателей физического воспитания является специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность студента.При этом каждый студент должен:·систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию(теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебнымрасписанием;·проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлятьсамоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, спортивнойподготовленности;·активно овладевать знаниями по основам теории и методики физвоспитания,используя соответствующую литературу;·соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;·самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматьсяутренней гимнастикой, соблюдать необходимый недельный двигательный режим, используя консультации преподавателя;·активно участвовать в массовых оздоровительных физкультурных испортивных мероприятиях в учебной группе и на межвузовском уровне.Успех преподавания зависит и от того, каким будет контакт междупреподавателями и студентами.В работе со студентами преподаватель должен уметь чётко и грамотно выражать свои мысли, внимательно наблюдать за учебной группой, чувствовать её и находить с ней общий язык, правильно использовать наглядные пособия и иллюстрировать материал.Для успешной работы каждый педагог должен:·досконально знать материал преподаваемой дисциплины в объёме программных требований, а также основные положения педагогики и психологии высшей школы;·владеть методикой подготовки и проведения соответствующих видовпрактических занятий;·чётко, ясно и грамотно излагать свои мысли;·иметь представление о содержании и объёме материала, преподаваемого посмежным дисциплинам, и о месте физической культуры в общей системе подготовки специалиста;·вести научную работу и владеть суммой практических навыков, необходимых специалисту для ведения учебной дисциплины;·знать современный уровень науки и текущую литературу в объёмепрактических занятий;·представлять общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте;·проводить консультации в пределах курса практических занятий.Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:·включение студента в реальную практику по творческому освоениюфизической культуры, её активного использования во всестороннем развитииличности;·содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплениюздоровья, повышению уровня общительности, физической подготовленности,развитию профессионально важных физических качеств и психомоторныхспособностей будущих специалистов;·овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающихфилософскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическую тематику.·формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;·формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физкультуры и спорта;·овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физкультуры.Физическое воспитание в высших учебных заведениях осуществляется в следующих формах:Учебные занятия:·обязательные занятия (практические, теоретические, консультации),которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объёмечетырёх часов в неделю и включаются в учебное расписание в течение всегопериода обучения сверх установленного педагогического объёма учебнойнагрузки;·консультативно-методические занятия, направленные на создание длястудентов методической и практической помощи в организации и проведениисамостоятельных занятий физкультурой;·индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физподготовку или отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года, каникул, в периодпроизводственной практики;Внеучебные занятия:·физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельных занятий в виде комплексов «минута бодрости» и подобных);·занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физическим интересам;·массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физкультуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня физической активности.

1.2.5. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии, оценки

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, при решении вопроса о дозировке тренировочных нагрузок важное значение имеет грамотный самоконтроль. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные.Основным объективным критерием переносимости и эффективноститренировки является частота сердечных сокращений (ЧСС). ВеличинаЧСС, полученная за первые 10 с после окончания нагрузки, характеризует ееинтенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности.Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10-12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции. Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2-4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.Еще более информативна ортостатическая проба. Необходимососчитать пульс, лежа в постели. Затем медленно встать и через1 мин снова сосчитать пульс в вертикальном положении. Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10-12 уд/мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18-22 уд/мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т. п.).Неудовлетворительные результаты ортостатической пробы обычно наблюдаются у людей, страдающих от гиподинамии и полностью нетренированных, а также у начинающих физкультурников.Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. Вначале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, П - пульс.У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервнойрегуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастаетпотребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту.Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких – объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки можно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носа-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить.Так же успешно может использоваться разговорный тест. Если вовремя бега занимающийся можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же он начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону.Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» - так называемая проба Штанге (по имени русского медика,представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания.По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желаниетренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Плохой сон, вялость и сонливость в течение дня, нежелание тренироваться являются верными признаками перегрузки. Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая. Большую помощь занимающимся может оказать регулярное ведение дневникасамоконтроля, что позволит выявить ранние признаки переутомления и вовремя внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс. Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как ониотражаются на занятиях и общей работоспособности.Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективностьзанятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.Текущий самоконтроль и периодический врачебный контроль повышаютэффективность и обеспечивают безопасность занятий оздоровительной физической культурой.

http://works.tarefer.ru/90/100025/index.html#_Toc481134999

 

1.2.6. Методы антропометрических индексов, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности

По антропометрическим данным можно сделать оценку уровня физического развития с помощью антропометрических индексов. Рассмотрим некоторые из них.

Ростовой индекс определяет соотношение роста в сантиметрах и массы в килограммах. Чтобы определить нормальную массу взрослого человека нужно из цифры, обозначающей рост в сантиметрах, вычесть 100 — при росте 165—175 см и 110 при более высоком росте.

Весо-ростовой показатель вычисляется делением массы тела (в граммах) на его длину (в сантиметрах). Хорошая оценка для женщин — 360—405 г/см, для мужчин — 380—415 г/см.

Жизненный индекс определяется делением цифры, обозначающей жизненную емкость легких, на массу тела (в граммах). Показатель ниже 65—70 мл/кг у мужчин и 55—60 у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких либо об избыточной массе.

Силовой индекс — это отношение силы кисти более сильной руки (в килограммах) к массе тела. В среднем силовой индекс равен у мужчин — 0,70—0,75, а у женщин — 0,50—0,60.

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки. Вычисляется так: окружность грудной клетки (в сантиметрах) в паузе умножается на 100 и делится на величину роста в сантиметрах. В норме этот индекс равен 50—55%.

Пропорциональность между ростом и шириной плеч определяется отношением ширины плеч к росту (в сантиметрах) и выражается в процентах: для мужчин—22%, для женщин — 21%.

Индекс пропорциональности развития грудной клетки — это разность между окружностью грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Если разница равна 5—8 см для мужчин и 3—4 см для женщин или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки. Если она ниже указанных значений или имеет отрицательное значение, то грудная клетка развита слабо.

Показатель крепости телосложения отражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, массе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет: 181 -(80+90) =11. У взрослых разность меньше 10 можно оценивать как крепкое телосложение, от 10 до 20 — как хорошее, от 21 до 25 — как среднее, от 26 до 35 — как слабое и более 46 — как очень слабое. Однако показатель крепости телосложения, который зависит от окружности грудной клетки и массы тела, может ввести в заблуждение, если большие значения массы тела и окружности грудной клетки отражают не развитие мускулатуры, а являются результатом ожирения.

http://biofile.ru/chel/14708.html

Классификация функциональных проб

В практике спортивной медицины используются различные функциональные пробы - с переменой положения тела в пространстве, задержкой дыхания на вдохе и выдохе, натуживанием, изменением барометрических условий, пищевыми и фармакологическими нагрузками и др.

 

Традиционно при самоконтроле и проведении врачебного контроля за функциональным состоянием организма студентов и спортсменов применяют функциональные пробы со стандартными физическими нагрузками (20 приседаний за 30,40 с, 15-секундный бег, трехминутный бег) в качестве критерия оценки текущего состояния организма спортсмена в динамике. Простота и доступность этих функциональных проб, возможность проводить их в любых условиях и выявить характер адаптации к разным нагрузкам позволяют считать их достаточно полезными и информативными. Применение в самоконтроле пробы с 20 приседаниями не вполне удовлетворяет целям функционального исследования, так как с ее помощью можно выявить лишь крайне низкий уровень физической подготовленности. Для ведения самоконтроля наиболее целесообразно использовать более нагрузочные функциональные пробы: проба с 30 приседаниями, бег на месте в течение 3 мин, степ-тесты. Проведение данных проб требует больше времени, однако их результаты значительно информативнее.

Функциональная проба Руфье. Перед выполнением пробы необходим пятиминутный отдых в и. п. лежа. Затем подсчитывается пульс за 15 с и пересчитывается на ЧСС в одну минуту (P1). Испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 с и вновь ложится, сразу измеряя ЧСС за 15 с (Р2), затем измеряется ЧСС за последние 15 с первой минуты восстановления (Р3). Проба оценивается по индексу Руфье-Диксона:

При величине индекса до 2,9 дается отличная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, от 3 до 6 - хорошая, от б до 8 - удовлетворительная, выше 8 - плохая.

Функциональная проба с бегом. Перед пробой фиксируются ЧСС и АД в покое. Затем выполняется бег на месте в течение 3 мин с высоким подниманием бедра в темпе 180 шагов в 1 мин. Во время бега на месте руки, не напрягаясь, двигаются в темпе движений ног, дыхание свободное, непроизвольное. Сразу же после 3 мин бега подсчитывают ЧСС в течение 15-секундного интервала и записывают полученную величину. Затем следует сесть, измерить артериальное давление (если представляется такая возможность) и зафиксировать этот показатель в протокол. Далее подсчитывается пульс на второй, третьей и четвертой минутах восстановления. После измерения ЧСС при наличии аппарата необходимо измерять и регистрировать показатели АД в те же минуты периода восстановления.

Степ-тест Кэрша. В основном рекомендуется для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы здоровых женщин.

Для выполнения теста необходима тумба или скамейка высотой 30 см. На счет "раз" поставьте одну ногу на скамью, на "два" - другую, на "три" - опустите одну ногу на землю, на "четыре" - другую. Теми должен быть следующим: два полных шага вверх и вниз за 5 с, 24 - за 1 мин. Тест выполняется в течение 3 мин. Сразу же по окончании теста сядьте и подсчитайте пульс.

Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе. После 5 мин отдыха сидя сделать вдох на 80-90% от максимального и задержать дыхание. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задерживать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-50 с, для тренированных - на 60-90 с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при снижении или отсутствии тренированности - снижается. При заболевании или переутомлении это время снижается на значительную величину - до 30-35 с.

Проба Генчи - задержка дыхания на выдохе. Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Средним показателем является способность задерживать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 с, для тренированных - 40-60 с и более.

При инфекционных заболеваниях органов кровообращения, дыхания и других, а также после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания уменьшается как на вдохе, так и на выдохе.

Частота дыхания - количество дыханий за 1 мин. Ее можно определить по движению грудной клетки. Средняя частота дыхания у здоровых лиц составляет 16-18 раз/мин, у спортсменов - 8-12 раз/мин. В условиях максимальной нагрузки частота дыхания возрастает до 40-60 раз/мин.

Функциональные системы Функциональные показатели и пробы Фактические данные Средние показатели (стандарты) Оценка
Дыхательная система Проба Штанге   60-65 с  
Проба Генче   25-30 с  
Частота дыхания   16-18 раз/мин  
Сердечно-сосудистая система ЧСС в покое   60-90 уд/мин  
АД в покое   100-130 мм рт. ст.  
Пульсовое давление   40-60 мм рт. ст.  
  Проба Крэша: ЧСС исходное ЧСС восстановленное   60-90 уд/мин 82 уд/мин и менее - отлично 82-90 - хорошо 90-100 - удовлетворительно 101 и > - плохо  

 

 

http://studme.org/159311064123/meditsina/metody_samokontrolya_funktsionalnym_sostoyaniem_organizma

1.2.7. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля

Как показали исследования, в процессе около трети спортсменов нуждаются виндивидуальной коррекции с использованием медико-биологических средств ипримерно 10-20 % - в коррекции тренировочного процесса.В рекомендациях по тренировочному режиму учитывается необходимость егокоррекции - повышение аэробных возможностей, скоростной выносливости, илиувеличение интервалов отдыха в тренировке, или временное снижение объема иинтенсивности нагрузки.Например, на занятиях ритмической гимнастикой оздоровительной направленностивыбор темпа движений и серий упражнений должен осуществляться таким образом,чтобы тренировка носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС впределах 130-150 уд/мин). Для достижения положительного эффектапродолжительность выполнения упражнений должна быть не менее 20-30 мин, аинтенсивность - не выше уровня ПАНО. При увеличении ЧСС до 180-200 уд/миннеобходимо изменить упражнения и темп движений.При занятиях атлетической гимнастикой с целью общего физического развитиямогут быть замечены большие перепады артериального давления, связанные сзадержкой дыхания и натуживанием.Для исключения этого необходимо изменить методику тренировок: сочетатьатлетические упражнения с тренировкой на выносливость (бег и др.).В массовой физической культуре широко используется оздоровительный бег.Оптимальная ЧСС при занятиях бегом должна быть равна 180 минус возраст, чтосоответствует 60 % МПК. Если ЧСС превышает оптимальный уровень, необходимоснизить скорость или перейти на оздоровительную ходьбу.Если частые тренировки приводят к переутомлению и травмам опорно-двигательного аппарата, то частоту занятий необходимо уменьшить до 3-х раз внеделю.Интервалы отдыха между занятиями зависят от величины тренировочной нагрузки.Они должны обеспечивать полное восстановление работоспособности до исходногоуровня.Если не принять соответствующие меры и не снизить нагрузки, позже могутпоявиться более серьезные симптомы перетренированности - боли в областисердца, нарушения ритма (экстрасистолия), повышение артериального давления идр. В этом случае следует на несколько недель прекратить занятия и обратитьсяк врачу.После исчезновения указанных симптомов и возобновления занятий необходимоначинать с минимальных нагрузок, использовать реабилитационный режимтренировок. Для того чтобы избежать таких неприятностей, нужно правильнооценивать свои возможности и увеличивать тренировочные нагрузки постепенно.Выбор оптимальной величины тренировочной нагрузки, а также продолжительности,интенсивности и частоты занятий определяется уровнем физического состояниязанимающегося. Индивидуализация тренировочных нагрузок в оздоровительнойфизической культуре является важнейшим условием их эффективности; в противномслучае тренировка может принести вред.Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье ифункциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональныйтонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физическойкультурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно,самоконтроля.

http://works.tarefer.ru/90/100025/index.html#_Toc481135000


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

http://biofile.ru/chel/14708.html

http://works.tarefer.ru/90/100025/index.html#_Toc481134999

http://studme.org/159311064123/meditsina/metody_samokontrolya_funktsionalnym_sostoyaniem_organizma

http://works.tarefer.ru/90/100025/index.html#_Toc481135000

 

Date: 2015-12-13; view: 2844; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию