Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Билет № 8 Стиль модерн и его влияние на развитие дизайна конца 19-ого начала 20-ого в. Национальные школы модерна. Модерн в дизайне среды, в графическом дизайне





Модерн в Париже В последнее десятилетие XIX в. в Европе складывается новый стиль в искусстве, получивший в разных странах различные названия. Во Фран­ции новое движение распространялось под названием «ар нуво» (новое искусство), которое оно получило по названию художественного магази­на-салона, открытого в Париже в 1895 г. Самуэлем Бингом. (Бинг пригла­сил молодого и тогда еще непризнанного бельгийского архитектора Анри Ван де Вельде спроектировать для магазина четыре торговых зала. Как толь­ко магазин был открыт, необычность выставленной там мебели разделила художественный мир Парижа на два лагеря. Один представляли постав­щики стилизованных изделий, рассчитанных на консервативные вкусы, сохранившие верность традициям; в другом были молодые художники, следовавшие английскому движению «За объединение искусств и реме­сел») Эжен Грассе (живопись и графика)

В Австрии - сецессион (от лат. secessio - отделение, уход). Климт (живопись и графика)

В Германии - «югенд-стиль», В Италии-Liberty, США-Тиффани, Англия- Модерн стайл

Он даже назывался имена­ми наиболее ярких представителей этого направления - стиль Орта,

Стиль А. Муха:

Быстрому распространению нового художественного течения способ­ствовали многочисленные выставки, иллюстрированные художественные журналы, газетные статьи.

Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии.

Несомненной заслугой этого сти­ля был решительный отказ от старых стилевых форм. Единого «со­временного» стиля просто не было. Историки и теоретики модерна почти единодушно признают первым зданием, созданным в новом стиле, особняк Тасселя - жилой дом на ули­це Тюренн в Брюсселе, выстроенный в 1893 г. крупнейшим бельгийским архитектором Виктором Орта.

 

Новизна в декоре проявилась, преж­де всего, в стилизации растительных форм. Так, в особ­няке Тасселя стены, пол, потолки и балюстрады были расписаны или инк­рустированы узорами из цветов, поникших стеблей, волн или змей (характерно для ар-нуво). Все декоративные элементы были выдер­жаны в едином стилевом ключе в отличие от эклектики прежних интерье­ров (изогну­тые, вьющиеся формы, сложный узор, асимметрия, нарушение естествен­ных пропорций). Модерн принес новый подход к решению здания, интерьера, его обстановки. Планировка жилища освобождается от каких-либо искусственных кано­нов функционального зонирования, что было свойственно дворянским особнякам предшествующей поры. Она становится гибкой, приспосабли­вается к индивидуальному стилю и ритму жизни владельца. Во многих слу­чаях это повлекло к усиленному вниманию к функциональной стороне за­дачи, к комплексному решению всей архитектурно-предметной среды. Это и есть первые симптомы выхода архитектуры и прикладного ис­кусства на путь функционализма и конструктивизма, на путь современно­го дизайна.

Кризис модерна наступил довольно быстро, и уже в конце первого де­сятилетия XX в. он начинает вытесняться новым стилем - конструктивиз­мом. В основе этого нового движения в европейской архитектуре и худо­жественной промышленности лежала эстетика целесообразности, предпо­лагавшая рациональные, строго утилитарные формы, очищенные от деко­ративной романтики модерна.

Англия-Макентош

Франция-Гимар

А также Испания-Гауди и тд…

 

Ван Де Вельде можно сказать, что он открыл вторую фазу стиля «ар нуво», подчинив плавную линию конструк­ции, и не только одним из первых начал проектировать мебель в этом сти­ле, но через некоторое время стал главой всего современного течения в при­кладном искусстве, направляя его по пути строгой простоты и функцио­нальности. Его отличает страстное увлечение техникой, машиной. Ван де Вельде был убежден в том, что красота вещи заключается в чис­тоте выражения материала, и здесь он выступает как последователь Рёскина и Морриса. Говоря другими словами, в изделии из дерева должно быть отражено то, что можно назвать внутренней сущностью дерева. Форма дол­жна подчеркивать конструкцию и представлять функцию вещи ясной и четкой. Проиллюстрировать это можно на примере коробки для сигарет, которая делается из материала, пригодного для хранения сигарет, и своим видом говорит о том, что внутри ее помещены сигареты. Ее не следует из­готовлять из стекла, придавая ей форму игрушечного рояля. В период, ког­да каждая вещь изготовлялась так, чтобы она напоминала нечто уже зна­комое, эти идеи казались революционными(свой институт)

Моррисовское «Движения искусств и ре­месел».

В Англии, где на Рубеже XIX-XX вв. под влиянием идей и авторитета Морриса господствовал неоромантизм, влияние модерна ощущалось сла­бо. Наиболее ярким и, пожалуй, единственным представителем стиля мо­дерн в этой стране исследователи считают шотландского архитектора и художника Чарльза Макинтоша. Он был членом «Группы четырех». Главное архитектурное произведение Макинтоша - здание Школы ис­кусств в Глазго. Здесь Чарлз Макинтош обращается к характерному для архитектуры модерна способу проектирования «изнутри наружу». Таким образом, функциональное на­значение интерьера отражалось во внешнем облике здания. Например, по­требность в естественном освещении студий живописи определила необычайно большую остекленность северного фасада. Подобно многим пред­ставителям «ар нуво», Макинтош стремился к проектированию целостно­го ансамбля здания - от его внешнего вида вплоть до мебели и мелких де­талей внутренней отделки. Школа искусств в Глазго создавалась именно таким способом. Он создал целую серию ставшей знаменитой белой мебели, где окраска полностью скрывала естественную текстуру дерева, а характер де­талей абсолютно не связан с механическими свойствами древесины. При­родные свойства материала в этом случае как бы подавляются художествен­ной волей мастера, которая творит форму, сообразуясь с отвлеченным иде­алом красоты; неоромантическая «естественность» сменяется здесь дека­дентской «искусственностью».

 

 

Билет № 10. Развитие дизайна и возникновение школ. Ранний американский функционализм, «Чикагская школа». Производственный союз «Веркбунд» в Германии, Питер Беренс и Всеобщая электрическая компания АЭГ.

В качестве ведущего стиля модерн просуществовал недолго. Уже в пер­вом десятилетии XX в. начался его постепенный упадок. Наступал век мощной ин­дустрии, функционализма, массового производства и, как следствие, не­минуемой стандартизации изделий. Возрождение ремесел, культ ручного труда, на котором зачастую строилась эстетика модерна, никак не могли удовлетворять новые запросы и никак с ними не согласовывались. Эти изменения наиболее ярко проявились в отношении к предметному миру, бытовой среде. В начале века были сформулированы отправные прин­ципы новой эстетики вещи. Теоретическое обоснование «вещности» дал известный венский архи­тектор и публицист Адольф Лоос.По его мнению, применение орнамента равносильно преступ­лению. Жилой дом начинает трактоваться как «единая форма», не терпя­щая никакого декора; развитие идет в сторону полной «вещности»: от форм, порожденных фантазией художника, к «необходимым», «истинным» или «чистым» формам. В рядах нового направления оказались и некоторые видные мастера, еще недавно активно способствовавшие утверждению модерна: Анри Ван де Вельде, а также Петер Беренс, Герман Мутезиус, Валь­тер Гропиус. Для него более характерны прямые линии и ясное построение. Яркое выражение оно получило в Германии и Англии - двух странах, в которых успешно развивалось промышленное производство. Поэтому «антиорнаментальные» тенденции стали наиболее характерным формальным признаком этого этапа в развитии художествен­ной промышленности. Внедрение в практику новых строительных матери­алов - железобетона, стали и стекла - перевернуло привычные представ­ления о классической ордерной архитектуре.

Среди основных положений и нововведений школы были инновационные принципы возведения многоэтажных конторских сооружений с использованием больших стеклянных плоскостей и прочного стального каркаса. Такая архитектура, в первую очередь, создавалась в тесном сотрудничестве с инженерами и была ориентирована на индустриальное строительство. Одним из самых известных представителей школы является публицист и архитектор Луис Салливен. Ему принадлежат проекты зданий с металлических каркасов в форме облицованных кубов. Ставшие в дальнейшем иконой здания машинной эпохи, строение отличалось минимумом декора, но в то же время, гармония строения достигалась при помощи пропорции основных объемов, совершенства отделки и оригинальности ритма окон. Последний элемент заслуживает особого внимания благодаря уникальной конструкции – прямоугольные «чикагские окна» представляют собой жесткозакрепленные оконные стекла, по обеим сторонам которых располагались подвижные, распахивающиеся подобно дверям, оконные рамы.

Фрэнка Ллойд Райта: Райт приступает к самостоятельному проектированию жилых домов, закладывая основы для так называемой «органичной архи­тектуры».

 

Первая мировая война подвела черту под достижениями и просчетами модерна.

В 1917 г. архитектор Геррит Томас Ритвелд изобрел форму необычного кресла и назвал его «аппаратом для сидения». У этого «аппарата» было колористическое название «Красно-синий стул». Он приобрел повсемест­ную известность как родоначальник конструктивизма и кубизма в мебели. От него ведет отсчет новое направление конструирования мебельных форм.

Немецкий Веркбунд - первый союз промышленников и художников.К концу XIX в. обозначились значительные сдвиги в повышении тех­нического качества товаров, но на этом фоне тем более выпукло высту­пили недостатки их внешнего вида и формы в целом. Петер Беренс, от занятий станковым искусством к художественному ремеслу, прикладному искусству, художественной промышленности, а затем и к дизайнерской деятельности в индустриаль­ном производстве. Рассматриваемая с этих позиций деятельность немецкого Веркбунда -Германского художественно-промышленного союза - является неотъемле­мой частью истории европейского дизайна XX в. В числе его основополож­ников были видные архитекторы и художники: Мутезиус, Ван де Вельде, Беренс, Ле Корбюзье (Франция-Лекарбюзье.Архитектор 20-ого века.(конструктивизм) Певец бетона. Эспри нуво. Вилла для Рош Женере. Вилла савой в Пуасси. 5 принципов. 1-дом на столбах, 2-крыша-сад, 3)свободная планировка не зависящая от стен, 4) ленточные окна ( между ними нет стены), 5) свободный фасад освобождённый от нагрузки.) Веркбунд был образован 7 октября 1907 г. в результате объединения «Дрезденских мастерских» и Соединенных мастерских в Мюнхене. Своей основной целью Веркбунд объявил «облагораживание немецкой работы сотрудничеством искусства, ремесла и промышленности путем вос­питания и пропаганды», «одухотворение немецкой работы подъемом ее качества». Практика Веркбунда постепенно начинала воспитывать в среде потре­бителя привычку к новому типу форм.

На заседаниях Веркбунда присутствовали молодые художники, оказав­шие позже значительное влияние на послевоенное художественное разви­тие европейских стран: Мис Ван дер Роэ, Вальтер Гропиус, Бруно Таут, Шарль Эдуард Жаннере и др.

В 1920-х гг. Немецкий Веркбунд был, прежде всего, центром сил, спо­собствовавших прогрессу в промышленности и строительстве. В конце Десятилетия организацию возглавил Людвиг Мис ван дер Роэ; с его име­нем связан окончательный переход к массовому производству и массово­му жилищному строительству.

Роль Немецкого Веркбунда в истории искусства и промышленности новейшего времени, в истории дизайна весьма велика. Немецкий Веркбунд открыл принципиально новый этап развития не только для немецкого, но и для европейского искусства в целом. Это объединение впервые предпри­няло попытку поставить на место одинокого «творца» активное сотрудни­чество промышленников, художников-специалистов, техников и клиенту­ры - базу современного производства.

 

Петер Беренс – первый промышленный дизайнер- директор АЭГ.

Она выпускала электрические лампочки, вен­тиляторы, отопительные приборы, электромоторы и вместе с американс­кой «Дженерал электрик» держала в руках мировые рынки.

В круг задач Беренса входило художественное наблюдение за всей эс­тетической стороной производства: от реклам до проектирования типо­вых уличных фонарей, а также строительство новых контор и заводов фирмы. В 1909 г.ои построил первое современное промышленное здание -завод турбин Всеобщей электрической компании, ставший хрестоматий­ным образцом промышленной архитектуры начала XX в. Таким образом, то, что делал Петер Беренс, мы теперь определяем как создание фирмен­ного стиля. АЭГ к тому времени создала новую систе­му обслуживания покупателей в виде сети распространенных по всему миру торговых филиалов, дизайнер должен был проявить особую заботу о един­стве стиля изделий, об их «фирменной идентификации».

Свою работу Беренс начал с проектирования программы электричес­ких чайников-кипятильников. Разрабатывая ее, он пришел к открытию возможности создавать целые серии однородных предметов путем комби­наторного варьирования немногих элементов геометрической формы, не­многих видов материала и его покрытий и отделки, а также ограниченного числа вариантов основного потребительского свойства (в данном случае -количества нагреваемой воды). Вслед за этим Беренс приступил к разработке программы электричес­ких климатических приборов АЭГ, в которую вошли в первую очередь вен­тиляторы - потолочные и врезные. Большое внимание было уделено ком­поновке основных элементов вентилятора. Крыльчатки из латуни или де­рева были защищены легкими проволочными конструкциями. Корпуса были окрашены в темно-зеленый цвет, с лаковым покрытием. Даже самым простым моделям был придан элегантный вид, но особое внимание в этом отношении уделялось потолочным вентиляторам, так как они, подобно люстрам, несли дополнительную функцию украшения жилища. Беренс нашел решение совершенно нового для художника объекта: элек­трических пультов и панелей, управляющих пространственно не завися­щими от них объектами посредством электрической энергии.

Деятельность Беренса в концерне АЭГ была прервана Первой мировой войной и, таким образом, ограничилась семилетним сроком, хотя создан­ные им программы и отдельные образцы продолжали использоваться вплоть до 1930-х гг. и позднее.

 








Date: 2015-12-13; view: 577; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.012 sec.) - Пожаловаться на публикацию