Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консенсуальный или гражданский брак





Семейный союз женщины и мужчины, который не зарегистрирован в государственном органе регистрации актов гражданского состояния. Сначала под термином "гражданский брак" имели в виду семейные отношения, не освященные таинством венчания, но признанные государством. В СССР гражданский брак возник в 1917 г. в противовес традиционному церковному и фактически признавался государством до 1944г. Эта форма брака распространена в странах Евросоюза, где свои отношения регистрирует только каждая четвертая пара. В России в гражданском браке живет каждая третья пара. На Украине каждый десятый брак - гражданский. Консенсуальные или, как их теперь называют, гражданские браки перестали считаться девиациями и стали привычным вариантом нормы семейной жизни.

Коротко стоит остановиться на его преимуществах и недостатках, а также выяснить, кому он удобен, а кому - нет. Преимущества такого брака: можно тщательнее присмотреться, понять свои чувства. Есть возможность научиться совместно вести хозяйство, распределять финансы и обязанности. Приходит понимание, что брак - не только праздник, но и "суровые будни" и ответственность. Такие союзы не отягощены социальными стереотипами по поводу семейной жизни, максимально открыты экспериментам и творчеству. В случае разрыва эмоциональные и материальные претензии с обеих сторон предъявляются по минимуму. Выявлено влияние возраста респондентов на оценку преимуществ гражданского брака. Младшее поколение, особенно мужчины, в гражданском браке усматривают, прежде всего, возможность сохранить свободу, избежать ответственности, возможность проверить свои чувства, попытку жить самостоятельно, по-взрослому. Недостатки: неоднозначность в оценке существующих отношений внутри самой семьи (женщины в таком браке чаще считают себя замужними, а мужчины - неженатыми). Экономическая и психологическая уязвимость такого брака (прежде всего для женщин, которые стремятся к стабильности в отношениях, уверенности в будущем, а в ситуации развода при отстаивании своих материальных интересов и обязанностей мужчины относительно ребенка необходимо еще доказывать факт проживания одной семьей именно во время приобретения общего имущества).

В гражданском браке мать решает, кого записать отцом ребенка, какую дать ему фамилию. Замужняя женщина традиционно в обществе имеет более высокий статус, чем одинокая, поэтому, хотя гражданский брак не всегда воспринимается как полноценный, для большинства женщин это все же лучше, чем ничего. Для мужчин такой брак окрашен иллюзорным ощущением свободы, притом, что есть все плюсы брачных отношений - налаженный быт, психологическая и моральная поддержка, регулярные сексуальные отношения. Нежелание зарегистрировать свои отношения связано, прежде всего, с опасением сразу взять на себя ответственность за будущую семью, детей. В ситуации разочарования семейной жизнью легко можно найти оправдание: мы - свободные люди и никто ничего никому не должен и ни чем не обязан. Для двух равноценных, независимых один от другого в финансовом плане лиц гражданский брак целиком подходит. Для тех, кто материально менее защищен (прежде всего, женщины и дети) официальный брак дает больше стабильности. Отношение общества к гражданскому браку становится все более лояльным, но, тем не менее, официальный брак считается более предпочтительным.

 

 

9. Семейная политика в России и в СССР: Исторические этапы.

 

В основном выделяется пять этапов и моделей семейной политики в России:

– «постреволюционная» модель (1917–1926 гг.)

В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. семейный вопрос стал предметом политической борьбы и одним из важнейших идеологических и правовых дискурсов. «Разрушение до основания старого и построение нового мира» включало в себя в том числе деконструкцию традиционной семьи, на месте которой должна была появиться социалистическая «ячейка общества» – «свободный союз свободных индивидуумов». Новая семейная мораль строилась на принципах полной свободы от влияния церкви, приоритета индивидуальных сексуальных свобод над семейными связями, свободного репродуктивного выбора (право женщины на аборт), равенства между мужчиной и женщиной в семье и публичной сфере.

Все эти принципы получили правовую основу в первых «семейных» декретах и постановлениях советской власти: Декрете «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» (18 декабря 1917 г.), Декрете «О расторжении брака», постановлении Наркомата здравоохранения и Наркомата юстиции, разрешавшем женщинам искусственное прерывание беременности в медицинских учреждениях.

Вывод по этапу:

Отношение государства к семье менялось. Теперь государство взяло на себя функцию защиты материнства и детства, и тем самым оно становилось в определенной степени посредником в супружеских и детско-родительских отношениях. Активная интервенция государства в частную жизнь, его стремление искоренить многовековые семейные традиции в первое постреволюционное десятилетие породило, на наш взгляд, острое противоречие между «традиционным» и «современным»: в поведенческих установках на брак, рождение детей, формате супружеских и гендерных отношений

 

– «сталинская» модель (1926–1953 гг.);

Поворот к иному пониманию того, какая семья нужна социалистическому обществу, произошел окончательно в 1930-х гг. Главным идеологическим смыслом семейной политики этого периода стало институциональное укрепление семьи, возврат к традиционным семейным ценностям и нормам брачного поведения. Изменение модели семейной политики, имевшее не только политическую основу, но главным образом демографическую обусловленность, было вызвано проблемой воспроизводства населения. Речь идет о людских потерях в военные годы и существенным падением рождаемости. В период между переписями 1926 и 1959 гг. среднее число детей на женщину (суммарный коэффициент рождаемости) сократилось примерно с 6,8 до 2,8, то есть на 4 ребенка.

Постановление СНК и ЦИК СССР 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» и Указ Президиума Верховного Совета СССР 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Материнство"» являются хорошей иллюстрацией иного «лица» советской семейной политики и новых

практик общественной помощи семьям с детьми.

Так, согласно Постановлению 1936 г., впервые вводилось «государственное пособие матерям, имеющим 6 детей, при рождении каждого следующего ребенка в 2 тысячи рублей ежегодно в течение пяти лет со дня рождения ребенка, а матерям, имеющим 10 детей, – единовременное государственное пособие при рождении каждого следующего ребенка в 5 тысяч рублей и со второго года ежегодное пособие в 3 тысячи рублей, выдаваемое в течение следующих четырех лет со дня рождения ребенка».

В 1944 г. была введена система ежемесячных пособий на детей в многодетных семьях, которая просуществовала вплоть до 1991 г. Право на ежемесячное пособие получали семьи после рождения 4-го ребенка. В сочетании с другими факторами принятые меры имели кратковременный позитивный демографический эффект.

В 1935–1939 гг. и 1948–1953 гг. наблюдался подъем рождаемости и рост кривой

естественного прироста. Помимо демографического, на передний план

семейной политики вышло гендерное направление. Ускоренное вовлечение женщин в сферу общественного производства как результат индустриализации страны актуализировало вопрос общественной помощи матерям для совмещения ими трудовой занятости с воспитанием детей. Развитие дошкольной и внешкольной детской инфраструктуры стало одной из центральных задач и достижением Советского государства в социальной сфере. Отметим, что инвестирование в сферу раннего дошкольного образования способствовало переходу к современной модели семьи с двумя работающими родителями.

Вывод по этапу:

Характеризуя «сталинскую» модель семейной политики в целом, отметим ее амбивалентность, проявлявшуюся в стремлении руководства страны сохранять традиционные семейные ценности и вместе с тем продвигать современные модели семейно-гендерных отношений, что приводило к развитию противоречий в семейно-демографической сфере.

 

«советская социальная» модель (1954–1991 гг.);

В середине 1950 – 1960-х гг. произошла очередная либерализация семейных отношений. Было восстановлено право женщин на аборт (Закон 1955 г.), а также была значительно упрощена процедура развода (1965). Вместе с другими социально-экономическими детерминантами либерализация семейных отношений стимулировала дальнейшую трансформацию брачного и репродуктивного поведения советских людей. Уровень рождаемости в 1960-х гг. вновь стал устойчиво снижаться, а число разводов быстро увеличиваться. К началу 1970-х гг. суммарный коэффициент рождаемости в РСФСР опустился ниже значения 2,1, то есть уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Массовой стала малодетная семья с одним ребенком или двумя детьми. Как следствие, обнажилось противоречие между демографическими потребностями общества и индивидуальными репродуктивными предпочтениями граждан. В целях демпфирования этого противоречия в начале 1980-х гг. руководство страны усиливает меры государственной поддержки семей с детьми. В 1960–1980-х гг. оставалась приоритетной и гендерная стратегия в семейной политике. Так, в принятом в 1968 г. Законе «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о браке и семье» фиксировалось «равноправие мужчины и женщины в семейных отношениях», а также декларировалась «защита семьи

государством, охрана и поощрение материнства.

Важным инструментом достижения гендерного равенства считалось дальнейшее расширение доступного дошкольного и внешкольного образования (детские сады, кружки, секции, дома детского творчества, школы искусств и т.д.). Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в период с 1932 по 1990 г. абсолютное число детских дошкольных учреждений увеличилось на 60,4 тыс. единиц (с 27,5 тыс. в 1932 г. до 87,9 тыс. в 1990 г.), а число детей, посещающих эти учреждения, возросло более чем в 7500 раз (с 1,2 тыс. в 1932 г. до 9009,5 тыс. в 1990 г.). Тем не менее даже при таком уровне развития дошкольной инфраструктуры государство не могло полностью удовлетворить потребности семей в детских садах и яслях. Результаты Всесоюзного репрезентативного исследования, проведенного Институтом социологических исследований (ИСИ) АН СССР в 1981 – 1982 гг. (всего было опрошено 10 150 человек, в том числе по России – 5522), показали: около 19% родителей, почти каждый пятый, в 1982 г. оценивали возможности по устройству своих детей в детский сад как «плохие». Так как для советских женщин трудовая занятость являлась общественно значимой обязанностью, а не предметом выбора, то проблема «мест в детских садах» стала острым социальным вопросом, а также барьером в принятии решения о рождении вторых и последующих детей.

 

 

– «постсоветская» модель (1992 – начало 2000-х гг.);

Переход от социализма к капитализму, вызвавший глубокий социально-экономический кризис начала 1990-х гг., деформацию морали и т.д., породил целый ряд новых проблем, девиаций в семейно-демографической сфере и жизни простых людей. На обломках советской системы социальной защиты семьи

выстраивалась новая парадигма государственной семейной поддержки. Главными «нововведениями» 1990-х гг. стали:

– «Семейный кодекс Российской Федерации» (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г.);

– новая система пособий для семей с детьми (1995);

– переход от универсальной к адресной системе детских пособий (1999 г.).

Несмотря на «обвал» рождаемости и рост смертности в 1990-х гг., приведших в демографическому феномену «русского креста» (пересечение кривых рождаемости и смертности), демографическая проблема оказалась на периферии семейной политики. В условиях резкого расслоения общества и обнищания большой доли населения главным направлением деятельности государства в семейной сфере в первое постсоветское десятилетие оказалась борьба с семейной бедностью, «социальная защита малообеспеченных и многодетных семей». Введение новых пособий, в том числе ежемесячных выплат на детей в возрасте от 1,5 до 18 лет, размер которых привязывался к минимальному размеру оплаты труда, должно было компенсировать затраты семьи на содержание детей и снизить риск бедности при рождении ребенка. Однако, по расчетам специалистов размер этих пособий и их вклад в бюджет семьи были крайне незначительными, ввиду чего они теряли свою функцию компенсации расходов на содержание детей. Стагнация состояния детской дошкольной и внешкольной инфраструктуры (детские сады, дома пионеров стали перепрофилироваться и закрываться), ее коммерциализация еще больше осложнили жизнь семей с детьми. Ситуация с острой нехваткой мест в детских садах отбросила бывший передовым советский опыт на десятилетия назад.

В то время как в странах Европы предлагаются все новые и новые форматы общественного ухода за детьми от 0 до 3 лет, от 3 до 5, перед нами стоит задача восстановления потерянных в 1990-х гг. «площадей» дошкольной инфраструктуры

 

новейшая модель (начиная с 2000-х гг.).

Характеризуется, прежде всего, своей демографической направленностью. Начиная с Послания Президента Федеральному собранию РФ в 2006 г., демографическая тематика получила особый вес в риторике политических лидеров нашей страны. На авансцену семейной политики вышла поддержка рождаемости. Из всех принятых в последние годы мер, призванных повысить рождаемость, самой дискуссионной оказался материнский (семейный) капитал (введен с 01.01. 2007), главный смысл которого – стимулирование рождения второго ребенка.

Ученые по-разному оценивают вклад стимулирующих мер в повышение рождаемости в последние годы (в 2011 г. суммарный коэффициент рождаемости достиг 1,582). Одни (С. Захаров) счит ют, что принятые меры не дали демографического эффекта. Другие (В. Архангельский) доказывают, что усиление материальной поддержки семей с детьми привело к увеличению рождений вторых и третьих детей. Думается, что требуется еще некоторое время, чтобы однозначно ответить на этот вопрос.

Помимо демографической направленности, обозначим еще две специфические особенности нынешнего этапа семейной политики. Во-первых, это плюрализация ее направлений: кампания по устройству детей-сирот в семьи, помощь семьям с детьми-инвалидами, остающаяся актуальной борьба с семейной бедностью, профилактика семейной девиантности и т.д.Во-вторых, регионализация семейной политики, которая проявилась в передаче значительной доли ответственности за состояние семейно-демографической сферы с федерального центра на «плечи» самих регионов. Каждый регион теперь должен сам выстраивать свою «семейную стратегию», исходя из наиболее остро стоящих перед ним проблем. К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия региональных властей в этом направлении, пока остается больше вопросов, чем понимания того, какие меры нужно принимать для достижения семейно-демографического благополучия. Слишком острыми и многоплановыми оказались семейные проблемы России начала XXI в., являющиеся отражением противоречивой истории российской семьи и семейной политики XX в.

 

10. Ориентационная и репродуктивная семья – что это такое?

 

 

Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Основными функциями семьи являются:

1. Репродуктивная— биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

2. Воспитательная— духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспи-тательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

3. Хозяйственно-бытовая — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

4. Экономическо-материальная— поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

5. Функция организации досуга — поддержание семьи как цело-стной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

6. Функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори-ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

 

Репродуктивная семья - семья, состоящая из родителей и несовершеннолетних детей. Ориентационная семья - родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи.

Date: 2015-12-13; view: 1426; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию