Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации к обследованию детей





При отборе в специальные дошкольные и школьные уч­реждения важно своевременно отграничить детей с первич­ными речевыми нарушениями от умственно отсталых, так как у них наблюдаются сходные проявления. Известно, что значительное число умственно отсталых детей имеют раз­лично выраженные нарушения речи, общее недоразвитие, дефекты произношения.

Но сходные по своим внешним признакам речевые нару­шения обусловлены разными причинами.

Дефекты речи у умственно отсталых детей, как отмечает Р. Е. Левина, «представляют собой вполне закономерное явление, если учесть пониженную способность умственно отсталых детей к наблюдению и сравнению правильного и неправильного произношения, к вычислению и обобщению фонематических признаков языка, пониженную познава­тельную активность. Столь же закономерно влияние нару­шений обобщающих процессов на формирование смысловой стороны речи» [6, с. 22]. Правильное диагностирование детей в условиях краткос­рочной работы приемно-отборочной комиссии весьма сложно. Эта задача усугубляется еще и тем, что у ряда детей с речевы­ми нарушениями при неблагоприятных условиях воспитания и обучения может возникнуть как вторичное явление отстава­ние общего развития. Последнее обстоятельство в комплексе с недоразвитием речи нередко способствует ошибочному отне­сению умственно отсталых детей к числу речевых и, наобо­рот, речевые дети считаются умственно отсталыми. Чтобы избежать подобной ошибки, важно выявить причины, обусловливающие отклонения в речевом развитии ребенка.

Разница между ними наглядно проявляется при обследовании различных сторон их познавательной деятельности. Умственно отсталый ребенок поставленную перед ними познавательную задачу решает на очень низком уровне обобщения или совсем не может ее решить.

Правильно подойти к анализу нарушения речи у детей. О достаточной степенью достоверности, определить, имеет ли данный ребенок нормальный или первично сниженный интеллект, можно лишь при совместной комплексной работе врача и логопеда, владеющего методами как логопедическо­го, так и психолого-педагогического обследования ребенка.

Сложные вопросы диагностики речевых нарушений требуют правильной квалификации патологических симптомов, остаточных явлений, свидетельствующих о перенесенном ребенком заболевании. Поэтому обследование ребенка на медико-педагогических комиссиях начинает врач-психолог-невролог. Учитывая анамнестические данные (особенности раннего развития, появления речи, перенесенные заболевания, бытовые условия и т. д.), он выявляет неврологические особенности. Однако результаты исследования, полученные врачом, не являются решающими для отбора. Основное значение должно придаваться логопедическому обследованию.

В процессе дифференциальной диагностики детей необходимо исходить из следующих положений:

1. Обследованию подлежат основные виды познаватель­ной деятельности ребенка. При этом не столько прове­ряются его знания, сколько выявляются его умственные способности. Обследуя ребенка в диагностических целях, логопед или педагог должен применять такие задания, которые помогли бы выявить наиболее суще­ственные операции мышления: анализ и синтез, обоб­щение и абстракцию. Устанавливается, умеет ли ребе­нок отличать существенные признаки и свойства предмета от несущественных, находить сходство или различие, обобщать окружающие предметы по како­му-либо признаку, относить их к определенной кате­гории и т. д., т. е. отбирать сложные и многообразные связи действительности.

2. Диагностическое обследование каждого ребенка дол­жно состоять из двух частей: констатирующей, т. е. выявления того, на каком уровне он может выполнить
стоящую перед ним познавательную задачу, и обучаю­щей — с целью выявления характера усвоения ребенком нового материала. Значимость анализа особеннос­тей усвоения ребенком нового материала («зоны ближайшего развития», по Л. С. Выготскому) посто­янно подчеркивается отечественными психологами.
При этом большое значение для правильного сужде­ния об умственном развитии ребенка имеет учет ре­акции его на помощь — способствует ли она преодо­лению встречающихся затруднений и насколько существенно влияет на его дальнейшую самостоятель­ную деятельность.

3. При оценке уровня познавательных возможностей дол­жны учитываться не только конечные результаты и скорость выполнения задания, но и данные анализа
самого процесса деятельности. Поэтому в процессе об­следования необходимо обращать внимание, проявля­ет ли ребенок интерес к тому, что он делает, или нет;
внимателен он или быстро переключается с одного вида деятельности на другой; как относится к успехам и неудачам в своей работе; каковы трудности; умеет ли
он их преодолевать и т. д. Особенности процесса дея­тельности являются неоценимым материалом для правильного суждения о ребенке. Быстрый переход от одного вида деятельности к другому, стереотипные и инертные действия, не связанные с заданием, отсутствие анализа собственных неудач — все это является отличи­тельными чертами умственно отсталого ребенка.

4. Обследование ребенка рекомендуется начинать с выпол­нения заданий, доступных его возрасту, и в случае не­обходимости упрощать их до тех пор, пока ребенок не будет справляться с новой для него формой деятельнос­ти. Диагностика не должна производиться на основе обследования, проведенного с помощью одного какого-либо приема, метода или одного вида деятельности, а только на основе комплексного исследования. Исполь­зуется совокупность приемов и методов с учетом всех данных о ходе развития ребенка, с обязательными до­полнительными упражнениями, позволяющими довес­ти до ребенка поставленную перед ним задачу. Медико-психолого-педагогическая комиссия должна распо­лагать определенным ассортиментом игрушек, разнообразны­ми играми, пирамидками, звучащими игрушками (необходи­мыми для исследования слуха), предметными, сюжетными и серийными картинками, а также картинками, разрезанными на части, цветными палочками для счета и специально подо­бранными математическими задачами, текстами для чтения и письма и другими дидактическими материалами.

Материал для обследования познавательной деятельности ребенка предъявляется преимущественно в наглядной форме. Обследование не может быть стандартным по отношению ко всем детям. В зависимости от возраста ребенка, его раз­вития, речевых возможностей и уровня знаний варьируют­ся методы и приемы обследования, предъявляемый мате­риал и формулирование задания.

Обследование ребенка кроме исследования речи включает:

• счет и счетные операции (материал подбирается с уче­том возраста и программных требований дошкольного и школьного учреждения);

• конструктивную деятельность;

• логическое мышление;

• состояние слуха.

При отграничении детей с первичными речевыми нару­шениями следует иметь в виду, что у них может иметь место недоразвитие познавательной деятельности, которое носит вторичный характер, в то время как у умственно отсталых это недоразвитие имеет первичный характер.

Наряду с обследованием слуха, интеллекта выявляются особенности речевого развития ребенка: уровень связной речи, степень сформированности грамматического строя, характер лексических ошибок, а также пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

У детей школьного возраста проверяется навык усвоения письма и чтения.

Результаты педагогического изучения ребенка согласо­вываются с результатами медицинского обследования, на основании чего логопедом совместно с врачом-невропатоло­гом или психиатром составляется общее заключение с обо­снованным диагнозом и конкретными рекомендациями о зачислении ребенка в специализированное учреждение..

В случаях расхождения заключения комиссии с диаг­нозом, который представляется в справках, решается воп­рос о приеме ребенка в школу, руководствуясь своим за­ключением.

В тех случаях, когда однократное обследование ребенка не дает возможности установить точный диагноз и опреде­лить соответствующий тип специальной школы, комиссия может принять решение о зачислении ребенка сроком не более года в соответствующий класс школы для детей с тя­желыми нарушениями речи (для окончательного установ­ления диагноза).

По истечении установленного срока на основании резуль­татов обучения ребенка ПМПК принимает окончательное решение об оставлении его в школе или о выводе в другое соответствующее учреждение.

Date: 2015-12-13; view: 499; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию