Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика коррекционной работы





Коррекционное обучение детей, имеющих отклонение только с фонетической стороны, ведется по следующим на­правлениям:

• активизация деятельности артикуляционного аппара­та (различными приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта);

• формирование артикуляции звуков;

• устранение назального оттенка голоса;

• дифференциация звуков с целью предупреждения на­рушения звукового анализа;

• нормализация просодической стороны речи;

• автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Коррекционное обучение детей, имеющих фонетико-фо-нематическое недоразвитие, включает перечисленные выше направления, а также систематические упражнения по коррекции фонематического восприятия, формирова­нию морфологических обобщений, преодолению дис-графии.

Коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи направлено на формирование полноценной фонетичес­кой стороны речи, развитие фонематических представлений, овладение морфологическими и синтаксическими обобщени­ями, развитие связной речи. Все это можно осуществить в условиях специальной школы для детей с тяжелыми нару­шениями речи.

В отечественной логопедии разработаны методические приемы по устранению ринолалии (Е.Ф. Pay, 1933; Ф.А. Pay, 1933; З.Г. Нелюбова, 1938; В.В. Куколь, 1941; А.Г. Ипполи-това, 1955, 1963; З.А. Репина, 1970; И.И. Ермакова, 1984; Г.В. Чиркина, 1987; Т.В. Волосовец, 1995).

Большую значимость имеет система, разработанная А.Г. Ипполитовой. Эта система высоко результативна при коррекции звукопроизношения у детей, не имеющих отклонений в фонематическом развитии. А.Г. Ипполитова одна из первых рекомендовала занятия в дооперацион-ном периоде. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленная ар­тикуляционной взаимосвязанностью.

Последовательность работы.над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы языка. Наличие полноценных звуков одной группы является произвольным базисом для формирования следующих. Используются так называемые опорные звуки.

Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики, кото­рая сочетается с развитием речевого дыхания ребенка. Сво­еобразие метода А.Г. Ипполитовой состоит в том, что при вызывании звука первоначальное внимание ребенка направ­лено только на артикул ему.

Содержание логопедических занятий по методике А.Г. Ипполитовой включает следующие разделы.

• Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха.

• Формирование длительного ротового выдоха при реа­лизации артикулем гласных звуков (без включения го­лоса) и фрикативных глухих согласных.

• Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат.

• Формирование мягких звуков.

Л.И. Вансовская (1977) предложила начинать устране­ние назализации не с традиционного звука а, а с передних гласных и и э, так как именно они позволяют фокусировать выдыхаемую струю воздуха в переднем отделе ротовой по­лости и направлять язык к нижним резцам. При этом уси­ливается четкость кинестезии при соприкосновении с ниж­ними резцами; при произнесении звука и стенки глотки и мягкое нёбо участвуют более активно.

От ребенка требуется произнесение звуков негромким голосом, с несколько выдвинутой вперед челюстью, с полу­улыбкой, с усиленным напряжением мягкого нёба и гло­точных мышц. После устранения назализации гласных про­водится работа над сонорами (л, р), затем щелевыми и смычными согласными.

На совершенствование методов коррекции дефектов речи при ринолалии оказало влияние исследование методом рентгенографии. Оно позволило прогнозировать возмож­ность восстановления функции нёба логопедическими при­емами (Н.И. Сереброва, 1969).

Анализ рентгенограмм выявил зависимость эффективно­сти логопедической работы от подвижности мягкого нёба и задней стенки глотки; от расстояния между задней стенкой глотки и мягким нёбом; от ширины средней части глотки.

Сопоставление этих данных еще до начала логопедичес­кой работы дает возможность решить вопрос о степени ком­пенсации речевого дефекта общепринятыми средствами.

Приемы дифференцированной логопедической работы в зависимости от анатомических и функциональных особен­ностей артикуляционного аппарата разработаны Т.Н. Во­ронцовой (1966).

Применительно к взрослым разработана методика С.Л. Тап-тпаповой (1963), которая предлагает своеобразный режим мол­чания — произношение про себя гласных звуков. Это снимает гримасы и подготавливает произношение без назализации.

Рекомендуются вокальные упражнения. И.И. Ермакова (1980) разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса. Ею установлены возрастные особенности функциональных расстройств голо-сообразования у детей с врожденными расщелинами и при­менительно к ним модифицированы ортофонические упраж­нения. Специальное внимание уделено послеоперационному периоду и рекомендованы приемы развития подвижности мягкого нёба, предотвращающие его укорочение после хи­рургической пластики.

Устранение нарушений звуковой стороны речи базиру­ется на тщательном логопедическом обследовании детей.

Устанавливаются наличие и степень нёбно-глоточной недостаточности, рубцовые изменения твердого и мягко­го нёба, его длина; характер контакта с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный); зубо-челюстные аномалии, особенности моторики артикуляци­онного аппарата; наличие компенсаторных мимических движений.

Эффективность логопедической работы находится в тес­ной связи с анатомическим и функциональным состоянием речевого аппарата. Большое значение придается также пси­хофизическому состоянию ребенка, его поведению и лично­сти в целом.

Система коррекционной работы по развитию фонетичес­ки правильной речи включает следующие разделы: развитие движений мягкого нёба, устранение назального оттенка, по­становка звуков и развитие фонематического восприятия.

Содержание первого раздела меняется в зависимости от того, оперирован или нет ребенок. Если операция произве­дена, большое внимание уделяется массажу мягкого нёба для сглаживания и большей эластичности послеоопераци-онного рубца.

Для массажа используется зонд для звука с (см. рис. 2, № 2), который осторожно двигается вперед-назад по твер­дому нёбу. При поглаживании и растирании слизистой обо­лочки на границе твердого и мягкого нёба в поперечном на­правлении возникает рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба. Также эффективен массаж при про­изнесении звука а — в это время производится легкий на­жим на мягкое нёбо. Полезно производить точечный и тол­чкообразный массаж пальцем.

Массаж должен продолжаться 1,5-2 минуты, т.е. нужно произвести 40-60 быстрых ритмических движений по нёбу (2 раза в день в течение 6—12 месяцев за 2 часа до или после еды).

Существенной в послеоперационный период является работа по активизации мягкого нёба. Для этого применяют следующие упражнения.

Гимнастика для нёба

Глотание воды маленькими порциями, что вызывает наиболее высокое поднятие мягкого нёба. При следующих друг за другом гло­тательных движениях удлиняется время удержания мягкого нёба в поднятом положении. Детям предлагается пить из маленького ста­канчика или пузырька. Можно капать воду на язык из пипетки по нескольку капель воды.

Позевывание при открытом рте; имитация позевывания.

Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

Покашливание, которое вызывает энергичное сокращение мышц валика Пассавана (на задней стенке глотки). Валик Пассавана мо­жет увеличиваться до 4-5 мм и в значительной степени возмещает нёбно-глоточную недостаточность. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостью. Активные дви­жения нёба и задней стенки глотки могут ощущаться детьми (рука прикасается к мышцам шеи под подбородком и «чувствует» подъем нёба).

Произвольное покашливание производится два-три раза или боль­ше на одном выдохе. В это время сохраняется контакт нёба с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую по­лость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем — покашливание с произвольными пау­зами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт нёба с задней стенкой глотки. Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.

Производится четкое энергичное утрированное произнесение гласных звуков (на твердой атаке) высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок.

Перечисленные упражнения дают положительные результаты в дооперационном периоде и после операции. Систематическое их про­ведение в течение длительного времени в дооперационный период подготавливает ребенка к операциям и сокращает сроки последую­щей коррекционной работы.

Работа над дыханием, является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. У детей с ринолалией очень короткий неэкономный выдох, расходующийся через рот и носовые ходы. Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются следующие упражнения: вдох и выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох и выдох ртом.

При систематическом выполнении этих упражнений ребенок на­чинает ощущать разницу в изменении фонации и учится правильно направлять выдыхаемый воздух. Это способствует также воспита­нию правильных кинестетических ощущений движения мягкого нёба.

При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы контроля: приставляется к носовым ходам зеркало, ватка, полоска тонкой бумаги и т.п.

Воспитанию правильной воздушной струи способствуют упраж­нения с дутьем на ватку, на полоску бумаги, на бумажные игрушки и т.п.

Более трудным и не всегда оправданным упражнением является игра на детских духовых инструментах. Подобные упражнения не­обходимо чередовать с более легкими, так как они вызывают быст­рое утомление.

Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых — нормализация речевой моторики. Повседневное их при­менение устраняет высокий подъем корня языка, недостаточную губ­ную артикуляцию и увеличивает подвижность кончика языка. В свя­зи с этим уменьшается чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.

Гимнастика для губ и щек

Надувание обеих щек одновременно.

Надувание щек попеременно.

Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Сосательные движения — сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботом, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти при этом сомкнуты.

Оскал: губы сильно растягиваются в сторону, вверх, вниз, обна­жая оба ряда зубов.

«Хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях.

Оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим смы­канием губ.

Оскал при раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов (п, б, м).

Вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях.

Вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста).

При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Поднимание плотно сжатых губ вверх и вниз при плотно сжатых челюстях.

Поднимание верхней губы — обнажаются верхние зубы.

Оттягивание вниз нижней губы — обнажаются нижние зубы.

Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы).

Вибрация губ.

Движения губ хоботком влево-вправо.

Вращательные движения губ хоботком.

Сильное надувание щек (губами удерживается воздух в ротовой полости, увеличивается внутриротовое давление).

Удерживание губами карандаша или резиновой трубочки.

Гимнастика для языка

Высовывание языка лопатой, жалом.

Поочередное высовывание языка распластанного и заостренного.

Поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево.

Поднимание и опускание задней части языка — кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень языка то поднимается вверх, то опускается вниз.

Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челю­стях, а затем при открытых.

Высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь : кончиком вверх у мягкого нёба.

[ Присасывание языка к верхним альвеолам с раскрыванием и зак­рыванием рта.

Проталкивание языка между зубами, так что верхние резцы «скоблят» спинку языка.

Круговое облизывание кончиком языка губ.

Поднимание и опускание широко высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте.

Поочередное загибание кончика языка жалом к носу и подбород­ку, верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости.

Кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко открытом рте.

Высунутый язык удерживать желобком, лодочкой, чашечкой.

Язык в форме чашечки удерживать внутри рта.

Закусывание зубами боковых краев языка.

Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен.

При том же положении языка многократно барабанить кончи­ком языка по верхним альвеолам (т-т-т-т).

Проделать движения одно за другим — язык жалом, чашечкой, вверх и т.д. Таким образом воспитываются движения, необходимые для пра­вильного произнесения звуков.

Проводятся голосовые упражнения на гласных звуках. Гласные звуки а, о, у, э ставятся в первую очередь и затем регулярно (ежед­невно) включаются в упражнения. Гласные звуки сначала артику­лируются без голоса (беззвучно). Это особенно полезно для детей, у которых выражены компенсаторные дополнительные движения лица (втягивание у крыльев носа). Эти дети должны ежедневно занимать­ся перед зеркалом беззвучной артикуляцией гласных, а затем пере­ходить к громкому произнесению. Постепенно увеличивается число повторений гласных на одном выдохе.

Например: а: ' э

аа: ээ ааа: эээ и т.д.

Следующий этап — отрывистое четкое произнесение гласных по два и три звука в разной последовательности. Помимо артикуляци­онной тренировки это развивает удерживание последовательности звуков и овладение слоговой структурой слова.

Например: ао аоэ ау ауэ аэ эау и т.п.

Затем от детей требуется произнесение гласных с небольшими паузами, во время которых должно сохраняться высокое положе­ние мягкого нёба. Паузы постепенно увеличиваются от одной до трех секунд.

Например: а-; а--; а — и т.д.

Длительное слитное произнесение гласных звуков: а- -э- -а - -у- -и и т.д.

Воспитание правильного звукопроизношения проводит­ся обычными коррекционными методами. Специфичным является постоянный контроль за направлением воздушной струи. В трудных случаях можно применять временное за­жимание носовых ходов для более внятного и звучного про­изнесения звука. Специфическим также является порядок постановки звуков. Из согласных первым вырабатывается звук ф — глухой фрикативный звук, к произнесению кото­рого легко перейти от упражнений, связанных с продувани­ем воздушной струи через рот. От ребенка требуется осуществление длительного правильного выдоха, всивремя кото­рого верхние зубы касаются нижней губы, получается звук ф. Учащиеся упражняются в произнесении звука изолиро­ванно (ф—, ф—), в обратных слогах (аф, эф, иф), затем в прямых слогах (фа, фу, афа, афу).

К артикуляции звука п учащиеся подготовлены упраж­нениями по надуванию щек, требующими хорошего нёбно-глоточного затвора. Далее дети должны произвести взрыв смычки губ для звука п. Если у них не получается, тогда логопед размыкает плотно сжатые губы ребенка, отодвига­ет нижнюю губу вниз. Достаточный взрыв может получить­ся только при отсутствии утечки воздуха через носовые ходы, поэтому в дальнейшем произнесение звука п может применяться для тренировочных упражнений по устране­нию назальности.

При постановке звука го внимание ребенка главным об­разом фиксируется на правильности ротового выдоха, во время осуществления которого кончик языка прижима­ется к верхним зубам. Все элементы артикуляции звуков должны быть подготовлены и автоматизированы заранее в артикуляционных упражнениях и автоматически вклю­чаются при наличии достаточно сильной воздушной ро­товой струи.

Звук к представляет определенную трудность для детей и не всегда получается по подражанию, несмотря на упраж­нения в покашливании. Поэтому может использоваться ме­ханический способ постановки от звука те.

Логопедические занятия в дооперационный период предотвращают возникновение серьезных патологических изменений в функционировании органов речи. Одновре­менно подготавливается активность мягкого нёба; норма­лизуется положение корня языка; усиливается мышеч­ная деятельность губ; вырабатывается направленный ротовой выдох. Тем самым создаются условия для более эффективных результатов операции и последующей кор­рекции.

Рано начатое логопедическое воздействие уменьшает де­генеративные изменения мышц глотки (И.И. Ермакова, 1984).

После операции (через 15-20 дней) многие специальные упражнения повторяются. Основная их цель в этом периоде — развитие эластичности и подвижности смыкания. В значи­тельном ряде случаев возникает необходимость «растяги­вания» мягкого нёба, так как оно может в послеоперацион­ный период уменьшиться в длину за счет рубцевания.

Для растяжения свежих рубцов применяется прием, имитирующий проглатывание. Одновременно проводится и массаж.

В послеоперационный период необходимо развить под­вижность мягкого нёба, устранить неправильный уклад ор­ганов артикуляции и подготовить произношение всех зву­ков без назального оттенка.

Дети с ринолалией, посещающие специальный детский сад, под руководством логопеда овладевают правильным произношением звуков. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально. На индивидуальных занятиях при­меняются специальные упражнения, направленные на уст­ранение специфических для этой аномалии дефектов.

При составлении индивидуального плана логопед должен придерживаться следующих направлений: нормализация звуковой стороны речи и устранение лексико-граммати-ческого недоразвития.

Включается ряд специальных разделов:

• Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточне­нию или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на сте­пень назализации при их произнесении.

• Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (типа ССГ), а также в многосложных словах и в конце фразы.

• Фонематическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью.

В первом периоде обучения в детском саду на индивиду­альных занятиях проводится уточнение произношения глас­ных звуков а, э, о, у, ы и согласных п, п'; ф, ф': в, в'; т, го'; постановка и первоначальное закрепление звуков: к, к'; х, х'; с, с'; г, г'; д, д'; б, б'.

Во втором периоде озвучиваются звуки: и; д, д'; з, з'; ш;р.

В третьем периоде отрабатываются звук ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройден­ных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная рабо­та над устранением назального оттенка.

Большое место отводится дифференциации ротовых и но­совых звуков: м — п; м' — п'; н — д; н — т; м — б; м,' — б'.

В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи спе­цифические дефекты устраняются на индивидуальных ло­гопедических занятиях.

В процессе коррекционной работы над нормализацией фонетической стороны речи необходимо контролировать эффективность логопедических упражнений.

Предложенные Л.И. Вансовской критерии дают возмож­ность более четко расчленить комплексные нарушения речи при ринолалии и оценить коррекционное воздействие по двум аспектам — устранение назализации и дефектов арти­куляции.

Установлены следующие оценки речи'.

1. Нормальная и близкая к норме, т.е. сформировано звукопроизношение и устранена назализация.

2. Значительное улучшение речи — сформировано звукопроизношение, имеется умеренная назализация.

3. Улучшение речи — сформирована артикуляция не всех звуков, имеется умеренная назализация.

4. Без улучшения — не сформирована артикуляция звуков.сохраняется гиперназализация.

На результативность коррекционного воздействия боль­шое влияние оказывает активное участие родителей в вос­питании нормальной речи у детей с расщелиной.

Среди некоторых факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции (возраст, в котором сделана опера­ция, ее качество; возраст, в котором началось логопеди­ческое обучение; продолжительность обучения), выделя­ется и фактор сотрудничества с семьей ребенка. Логопед рассказывает родителям об используемых приемах коррек­ции и значительную часть хорошо отработанных упражне­ний рекомендует для систематического применения в до­машних условиях.

Date: 2015-12-13; view: 1175; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию